Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

В Полоцкой обители жива память о схиархимандрите Иоанне (Маслове)

Распечатать

Свято-Успенская Жировицкая обитель – удел Божией Матери в Беларуси. Сюда, в это святое и благодатное место, в середине 80-х годов XX века, по благословению священноначалия Русской Православной Церкви, был направлен духовником схиархимандрит Иоанн (Маслов).

1. Архимандрит Иоанн (Маслов)

С тех незабвенных дней в Жировицком Свято-Успенском монастыре прошло уже много лет. Дни эти были замечательны тем, что жизнь иноков и инокинь древней обители проходила под духовным водительством приснопамятного старца схиархимандрита Иоанна. В те годы братия обители была малочисленной, здесь подвизалось чуть больше десяти человек. Около шестидесяти человек составляли сестры Гродненского и Полоцкого монастырей, закрытых в 1960-е годы, и те, кто уже поступал в число сестер в Жировицкую обитель. Приход сестер в монастырь с каждым годом увеличивался. На тот период для желающих «жития иноческого» выбор обители был невелик – Жировицкий монастырь оставался единственным в Беларуси. Причем, как для мужского, так и для женского пола.

В те годы, когда отец Иоанн приехал в Жировицкий монастырь, духовной жизнью сестер руководила игумения Евфросиния (Максимчук). И как истинная послушница, матушка Евфросиния первая находилась в послушании у батюшки, все делала с его совета. Сама матушка Евфросиния с 14-ти лет окормлялась у Афонского старца Кассиана и была его любимой «деткой». Имея духовный опыт общения со старцами, она знала цену такого общения.

Гродненские старицы-монахини рассказывали нам о той высокой духовной жизни, которая была в их обители благодаря общению с Афонскими старцами – схиархимандритами Кассианом и Аполлосом. Святогорцы на протяжении многих лет окормляли их монастырь. Старцы часто приезжали в обитель, проводили общие и частные беседы, исповедовали и вели переписку с сестрами, делясь своим святоотеческим опытом.

2. Схиархим. Иоанн и еп. Пинский Константин (Хомич) в Жировицком монастыре. 1989 г.

Схиархимандрит Иоанн приобрел святоотеческий опыт в Глинской Пустыни от преподобных старцев Серафима (Амелина), Андроника (Лукаша), Серафима (Романцова) и других. Он сумел впитать в себя этот опыт и пронести его через всю свою жизнь. Он был живым подражателем их жизни и трудов. В Пустыни батюшка был обучен всему монашескому искусству, он опытно прошел через все послушания. После закрытия Глинской Пустыни батюшка поступил в Московскую Духовную Семинарию и Академию. Здесь он получил базовое духовное образование, которое еще больше обогатило отца Иоанна. После окончания Московской Семинарии и Академии отец Иоанн был оставлен преподавателем литургики и пастырского богословия. Со временем теоритические знания, полученные им в стенах московских духовных школ, получили большую практику в его жизни. Поэтому для отца Иоанна не было такой проблемы ни в практической, ни в теоритической жизни, которую он не смог бы решить. Благодаря такому духовному богатству отца Иоанна, все, кто приходил к батюшке по тем или иным вопросам, находили в его лице доброго советчика и собеседника. Исключительное смирение и кротость батюшки, как магнитом, влекли и располагали души всех приходящих к нему. Он имел большое отеческое сердце, которое вмещало всех ищущих пути в Царствие Небесное. Это был чуткий, внимательный, заботливый, доступный, понимающий, сострадательный, ревностный, любящий отец.

 3. Схиархим. Иоанн на празднике в честь Жировицкой иконы Божией Матери

Духовный опыт, полученный в Глинской Пустыни, отец Иоанн в полной мере применил в Жировицкой обители. С его приездом для всех ищущих спасения и жизни во Христе появилась возможность духовного совершенствования. Это была та святоотеческая традиция, о которой нам рассказывали пожилые монахини. Каждый день в обители как для наместника, так и для игумении начинался с посещения отца Иоанна. После богослужения они спешили к нему за советом как в личных вопросах, так и по управлению обителью. С ним обсуждалось все: как большие проблемы, так и мелочи монастырской жизни. Отец Иоанн вникал во все стороны и духовной, и хозяйственной жизни обители, он задавал всему тон.

В Жировицком монастыре отец Иоанн, помимо внешнего устройства обители, заботился и о возвышении нравственной подвижнической жизни. Всегда следил и интересовался богослужебным уставом, певцами, чтецами, ризницей многим другим. Как духовническое, так и литургическое служение в жизни схиархимандрита Иоанна занимало особое место. В силу слабого здоровья и частых телесных недугов он служил редко. Но службы, им совершаемые, были чем-то неземным. Его внешняя величественность сочеталась с внутренней. Батюшка, когда позволяло ему здоровье, служил во все праздничные и воскресные дни. Помнится праздник Святой Пасхи. Батюшка совершал каждение и восклицал всем молящимся: «Христос Воскресе!», и пока народ отвечал: «Воистину Воскресе!», отец Иоанн произносил: «А мы Христовы!». Эта радость о воскресшем Господе наполняла сердца всех находящимся в храме.

 4. Схиархим. Иоанн у пруда в Свято-Успенском Жировицком монастыре

Пройдя свой монашеский искус в Глинской Пустыни, через все тяжести испытаний и жесточайшей духовной брани, батюшка мог искусно врачевать немощи других и быть ориентиром на пути в Царствие Небесное. Отец Иоанн с большой ревностью заботился о спасении вверенных ему душ. Он отдавал все свои силы ради пользы ближнего, можно сказать, полагал душу за других. Всегда, в любое время, с любым вопросом можно было обратиться к нему. Он регулярно исповедовал сестер, перед и после исповеди непременно давал наставления. Слова отца Иоанна имели большую силу, он умел привести душу в умиление и раскаяние. От него невозможно было утаить какой-либо грех, чувство или мысль, он видел душу насквозь. Отец Иоанн как опытный духовник видел, если кто-то был не до конца откровенным. На исповеди он не отпускал такого до тех пор, пока пришедший не открывал ему все тайники души. При этом он всегда напоминал, что очень важно кающемуся самому называть свои грехи. Батюшка имел великий дар утешать, – если на кого-либо нападало уныние, то он всегда находил слова духовного утешения. Всегда все уходили от батюшки с гостинцами: сладостями, фруктами или чем-либо другим. Он умел щедро раздавать все то, что имелось у него в келии. Когда пришедшие на исповедь искренно открывали все свои грехи и немощи, то кающееся получали большую духовную радость и облегчение. Тогда и батюшка радовался этому, как младенец. К каждому человеку отец Иоанн имел свой индивидуальный подход. Он всегда учитывал характер, способности и мог указать правильный путь к нравственному совершенствованию. От тех, кто доверял ему свою душу, отец Иоанн требовал большой работы над своим внутренним человеком. Первое – это глубокое сознание своей немощи, бессилия и ничтожества перед Богом, смиренное хождение перед Ним, предание себя во всем воле Божией и с благодарностью Богу терпение всех трудностей монашеской жизни. Батюшка всегда говорил, чтобы мы считали себя хуже всех и говорили про себя, что «все спасутся, только я погибну». Если кто-либо соблазнялся поступком ближнего, то батюшка говорил, что ему это можно, а тебе нельзя. Батюшка требовал большого напряженного труда и постоянной бдительности над собой. В случае вражеского искушения говорил, чтобы мы ни минуты не оставались в этом состоянии, а сразу же полагали благое начало к исправлению. У батюшки была удивительная память, ум его как бы плавал в Священном Писании и святоотеческих творениях. Все беседы отца Иоанна как общего, так и частного характера изобиловали изречениями святых, а также рассказами назидательных примеров из жизни святых и тех подвижников, с которыми Бог судил встретиться ему.

Батюшка неоднократно говорил нам о пользе духовного руководства и послушания старцу. «Сущность и сила старчества заключается», – говорил в своих беседах отец Иоанн, – «во взаимоотношениях между старцем и учеником». Старец берет на себя руководство духовным деланием ученика, направляя его ко спасению. Ученик всего себя, душой и телом, предает воле старца. «Даждь кровь и приими дух» – вот смысл и цель старчества. Ученик от всего своего – воли, мыслей, желаний – должен освободиться, чтобы наставник смог сформировать из него нового человека. Старец только тогда становиться способным руководить иноком в его «невидимой брани», когда на личном опыте пройдет школу трезвения и умно-сердечной молитвы и, благодаря этому, в совершенстве изучит духовные и психологические законы. Он должен проникать до самых глубин человеческой души, видеть в ней само зарождение зла, причины этого зарождения, устанавливать диагноз болезни и указывать точный способ лечения. Старец – искусный духовный врач. Путь старческого окормления во все века христианства всеми великими пустынножителями, отцами и учителями Церкви был признан самым надежным и удобнейшим из всех, какие были известны. Старчество процветало в древних египетских и палестинских киновиях, впоследствии оно распространилось на Афоне, а оттуда было перенесено в Россию. Ориентиром для монахов всегда была и остается Святая Гора Афон. Оттуда в XII веке на Русь были перенесены монашеские традиции преподобным Антонием Печерским. Но при постепенном упадке веры и подвижничества и некотором обмирщении церковной жизни старчество стало приходить в забвение. К концу XVIII века оно было совсем забыто. Возрождение старчества в России связано с именем молдавского старца преподобного Паисия (Величковского). В конце жизни старца Паисия и после его кончины, в 1794 году, его ученики, перешедшие в Россию, основали здесь центры старческого делания. Так было возрождено старчество в Глинской Пустыни, в Оптиной Пустыни и многих других российских обителях. Отец Иоанн говорил, что Оптинские старцы близки нам по времени и духу. Поэтому он обращал особое внимание на их жизнь и учение. Те, кто приходили к нему с вопросом, с чего начать духовную жизнь, он, в первую очередь, советовал читать и изучать жития и поучения Оптинских старцев. Он говорил, что «там вы найдете ответы на все волнующие вас вопросы монашеской жизни». В случае, когда нападет уныние, в любой скорби отец Иоанн велел читать жития Оптинских старцев, особенно преподобного Амвросия, и говорил, что непременно придет утешение. Батюшка, утешая скорбящего, часто любил цитировать наставление преподобного Амвросия Оптинского: «Надо жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», при этом отец Иоанн кланялся, или же: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного» и другое. Также для духовной пользы предлагал чтение трудов преподобного Паисия Величковского. Как азбуку монашеской жизни предлагал поучения преподобного аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника. А для тех, кто уже постиг духовные азы, – аввы Исаии Отшельника. Духовному чтению батюшка уделял особое внимание. Он говорил, что нельзя и дня оставаться без святоотеческого чтения. Если нет возможности много читать, то хотя бы прочитывать несколько строк. «Духовное чтение – это пища для души», – так всегда говорил батюшка. При чтении святоотеческих творений он советовал делать выписки из изречений святых отцов, а также делать заметки того, что касается правил наружного поведения для монашествующих. Батюшка уделял этому особое внимание, объясняя это тем, что внутреннее должно сочетаться с внешним, инок же должен строго следить за каждым своим словом и движением. Здесь отец Иоанн снова обращался к поучениям Оптинских старцев, говоря, что там обо всем этом сказано.

Батюшка делил с нами все радости и горести как в духовной, так и обыденной жизни. Он вникал во все, чем мы жили и занимались. Перед высшей церковной властью отец Иоанн как духовник монастыря заботился о постригах сестер. Своими наставлениями и молитвой он вдохновлял готовящихся к постригу. Батюшка всегда давал постригающимся читать наставление Глинского старца Филарета (Данилевского) «Поучение к новопостриженному иноку». Он всем своим существом переживал за духовное состояние тех, над кем совершался постриг. Не забыть той радости, которая светилась на лице отца Иоанна по совершении пострига. И после он принимал живое участие в жизни монаха, призывая его к бдительности в сохранении благодати, полученной в принятии ангельского образа. Не забыть и того особого молитвенного состояния, с которым батюшка напутствовал отходящих в вечность монахинь. Пожилые монахини со слезами благодарили Бога, что они сподобились того, чтобы батюшка напутствовал их в вечность.

Пройдя все монастырские послушания в Глинской Пустыни отец Иоанн с присущей ему ревностью вникал в организацию всех послушаний в Жировицком монастыре. Сам обучал сестер богослужебному уставу, пошиву облачений и митр, по его рецептам выпекали куличи, делали закатки и соления, варили щи и др. Под его руководством сажали смородину, клубнику, а также и все, что выращивалось на монастырских огородах. Не обошел своим вниманием отец Иоанн и формирование библиотеки, которая впоследствии была перевезена сестрами в возрождающийся Полоцкий монастырь и послужила фундаментом сестринской библиотеки.

Самое большое участие в жизни сестер принял схиархимандрит Иоанн, когда встал вопрос о восстановлении Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Еще задолго до открытия Полоцкого монастыря отец Иоанн с Высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, обсуждали все, что касается переезда сестер и устроения там монашеской жизни. Отец Иоанн всегда подчеркивал важность самостоятельного женского монастыря. Он неоднократно высказывал желание поехать вместе с сестрами в Полоцк, чтобы там в самом начале наладить правильную духовную жизнь. Батюшка говорил, что от этого во многом зависит дальнейшая жизнь обители. Но так как тяжелая болезнь не дала возможности батюшке осуществить это желание, то все необходимые указания и советы для восстанавливающейся обители батюшка дал сестрам, приезжавшим к нему в Сергиев Посад. До последней минуты своей жизни отец Иоанн, как мог, помогал нам своим участием. Блаженная кончина старца схиархимандрита Иоанна последовала 29 июля 1991 года. Жировицкие сестры перенесли двойную скорбь, во-первых, от утраты опытного духовника, а во-вторых от того, что батюшка не смог принять живого участия в возрождении Полоцкой обители. Ежегодно в день кончины отца Иоанна настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря с сестрами бывают на заупокойном богослужении в московских духовных школах и посещают дорогую могилку, где при огромном стечении народа служатся панихиды.

По милости Божией, молитвами преподобной Евфросинии и схиархимандрита Иоанна жизнь в Полоцком монастыре возродилась. И сегодня, имея возможность общения со старцами Святой Горы Афон, мы каждый раз убеждаемся в том, что все их учение свидетельствует о непрерывающейся святоотеческой традиции. Это и есть ни что иное, как продолжение того же святоотеческого опыта, которым был наделен отец Иоанн.

Благодаря неутомимой работе Николая Васильевича Маслова, племянника отца Иоанна, и духовных чад батюшки изданы все многотомные труды схиархимандрита Иоанна, а также его жизнеописание, наставления, письма и другое. Сестры нашей обители пользуются всем этим богатейшим духовным сокровищем. В Спасо-Евфросиниевской обители и сегодня жива память о приснопамятном схиархимандрите Иоанне. Здесь ежедневно возносятся молитвы об упокоении его души в Царствии Небесном «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная…» Вечная память старцу схиархимандриту Иоанну!


Игумения Евдокия с сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частицы св. мощей свт. Филиппа, митр. Московского, блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских и прпп. Анатолия, в Ближних пещерах, и Анатолия затворника, в Дальних пещерах Печерских, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652).

Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (458).

Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).

Смотреть все

Каталог TUT.BY