Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Радуйся, Еюже отверзеся рай

Распечатать
Статья написана сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Акафист Пресвятой Богородице – самый первый и древний из созданных когда-либо духовных гимнов этого рода. Его также называют Великим Акафистом. Это одно из самых замечательных произведений церковной поэзии составлено, вероятнее всего, в VII веке при греческом императоре Ираклии (610–641) и Патриархе Сергии I (610–638), но не позднее 626 года, когда заступничеством Божией Матери Константинополь был чудесно избавлен от персов и аваров, осадивших Царьград с суши и моря. На это есть указание и в самом акафисте: «Радуйся, огня поклонение угасившая». В это бедственное для Византии время вокруг города был совершен крестный ход, и когда процессия подошла к морю, Патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Тогда в продолжение всей ночи народ, пребывавший во Влахернском храме, с благодарностью возгласил Защитнице града победную неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, град Твой[1], Богородице»[2]. Отсюда и происходит название гимна – «акафист», что в переводе с греческого дословно означает «неседален», «неседальная песнь», то есть песнь, которую поют, не садясь, стоя.

Чудесное спасение от варваров произошло в конце пятой недели Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь в это время. Обычай петь его на утрени субботы пятой седмицы Великого поста еще более утвердился после двух новых случаев заступничества Божией Матери, явленных Константинополю во время нашествия на него сарацинов в 672–678 и 717–718 годах.

Служба в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста) сначала совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь Постную. Во всех Иерусалимских Типиконах имеется служба Субботе Акафиста. Во многих из них говорится о том, что акафист Богородице читал иерей, надев епитрахиль и фелонь, стоя перед особо чтимой иконой Божией Матери. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Сам же акафист был впоследствии переведен на арабский, славянский, болгарский, румынский, турецкий, английский, немецкий, французский, русский, новогреческий и другие языки. Латинский перевод акафиста был сделан между третьей четвертью VIII и серединой IX века. Первое издание акафиста подготовлено Альдом Мануцием в 1502 году. Акафист содержат рукописные греческие Кондакари, Минеи, Триоди, Часословы, Требники, богослужебные сборники, молитвословы.

В славянской рукописной и старопечатной традиции акафист Пресвятой Богородице также помещался в различных типах богослужебных книг: Триоди Постной (подавляющее большинство случаев), Псалтири Следованной, Часослове, Кондакаре, Акафистнике (с XV века), Богородичнике (с начала XIV века). Первоначально с акафистом Пресвятой Богородицы славяне познакомились, очевидно, в составе Постной Триоди, перевод которой был завершен не позднее 916 года. В 1070 году преподобный Феодосий, отец русского монашества, ввел службу акафиста в Киево-Печерской Лавре. Появление позднейших акафистов, построенных по образцу акафиста Пресвятой Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи (1453).

Акафист Божией Матери, входящий в богослужебное последование Субботы Акафиста, служится следующим образом. На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по три икоса и по три кондака. Каждое чтение начинается и заканчивается пением кондака «Взбранной Воеводе победительная...». На каждое чтение священнослужители выходят через Царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует традиция читать акафист поочередно перед чтимыми Богородичными иконами храма.

В русской практике акафист Богородице иногда поется на «вечернях с акафистом» – неуставных последованиях, совершаемых в некоторых храмах еженедельно, исключая период Великого поста. На утренях акафист служится после шестой песни канона. Акафист Божией Матери может читаться также в составе молебна, он нередко включается в состав келейного правила.

Интересна традиция чтения акафиста Богородице в греческих храмах и монастырях. Этот акафист читается там на вседневных повечериях. Традиция чтения его на будничном повечерии, сохранившаяся в Греции, была известна уже Симеону, архиепископу Фессалоникийскому (Солунскому) († 1424), который сообщает, что «некоторые каждый вечер в святых обителях поют каноны Богородицы, а весьма многие – каждую пятницу вечером последование Акафиста».

Композиционное и метрическое построение акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного гимна. Акафист, или «неседальная песнь», – это поэтическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку, который первоначально не ограничивался одной строфой, а представлял собой самостоятельную и большую богословскую поэму из 20–30 строф. В отличие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обычно с «радуйся». На греческом языке акафист Пресвятой Богородице написан в форме стиха и заглавные буквы каждой строки (кроме первого кондака) образуют 24 буквы алфавита от альфы до омеги. В славянском переводе он представлен в размере белого стиха. Акафист состоит из 25 песен, или строф. 13 из них называются кондаками («кондак» – краткая хвалебная песнь), а 12 – икосами («икос» – пространная песнь). За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» и содержит хваление. При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, – «Радуйся, Невесто Неневестная», а все остальные кондаки – припевом «Аллилуия» (с евр. – «хвалите Бога»).

Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует и другое его название – «Акафист Благовещения», хотя позднее этому празднику был написан еще один акафист.

Акафист Пресвятой Богородице насыщен хвалебными гимнами в честь Матери Божией с выражением Ей благодарности от лица жителей Константинополя за Ее многие и великие благодеяния, оказанные православным людям. Краткие и пространные кондаки и икосы мелодично чередуются чтением священника с пением хора, создавая возвышенные образы Пречистой Девы. Приняв в основание и повторяя многократно приветствия Ангела-благовестника Богородице: «Радуйся», писатель акафиста в молитвенных воззваниях к Богоматери приводит в нем многие ветхозаветные прообразы, относящиеся к Пречистой Деве. Вообще в акафисте Пресвятой Богородице имеется 145 образов-уподоблений, построенных концентрически. Владычица величается нивой, трапезой, раем, лучом умного солнца, кадилом молитвы, неувядаемым цветом, утробой Божественного Воплощения, камнем, напоившим пустыню, огненным столпом, процветшим жезлом, нерушимой стеной, манной небесной… В гимне перечисляются совершенства Божией Матери и Ее величие перед Богом, а также разнообразные благодеяния, постоянно являемые Ею верующим.

Историко-догматическое содержание акафиста можно разделить на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1–12 икосы[3]), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13–24 икосы). В акафисте воспеваются новозаветные события, связанные с Тайной Воплощения Спасителя: Благовещение, Встреча с праведной Елисаветой, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Бегство в Египет.

Создание акафиста Пресвятой Богородице оказало влияние на церковную иконографию. Так, стали появляться иконы Похвалы Богоматери, главной темой которых является прославление Божией Матери, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, Матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке Константинопольским Патриархом Германом: «Свыше пророцы Тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определенные предметы, послужившие прообразом Матери Божией: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углем, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Цикл иллюстраций акафиста Богородице окончательно сложился не ранее последней трети XIII века и вскоре получил распространение в монументальных росписях, в иллюстрациях рукописей, на иконах и в произведениях шитья.

Подробный цикл акафиста Богородице, а также изображения отдельных композиций встречаются в росписях церквей Греции, Македонии, Румынии, Югославии, Грузии, а с XIII века отдельные эпизоды акафиста появляются и на Руси в росписях некоторых храмов: церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове (1313), собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502), Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (конец XVI века), Успенского собора Московского Кремля (1642–1643), церкви Положения ризы Богоматери Московского Кремля (1644), Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1641) и других. В Ферапонтовом монастыре кондаки и икосы составляют беспрерывную красочную ленту стенной росписи и примыкают к изображениям Вселенских Соборов, на которых были провозглашены догматы, связанные с Воплощением, воспеваемые в акафисте. Самая поэтичная часть, от седьмого до последнего икоса, состоит из восхвалений и величаний Божией Матери ангелами, пастухами, волхвами, египтянами. Слова Акафиста выражены в соответствующих образах: ангелы поют «Радуйся, Невесто Неневестная», пастухи восклицают «Радуйся, Агнца и Пастыря Мати», волхвы – «Радуйся, Звезды незаходимыя Мати», египтяне – «Радуйся, море, потопившее фараона».

Известен также круг русских икон с изображением акафиста Богородице. Одной из древнейших икон Похвалы Богоматери является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

До настоящего времени сохранились греческие и славянские иллюстрированные рукописи XIV–XV веков с циклами акафиста Богородице. Среди поствизантийских иллюстрированных рукописей акафиста заметное место принадлежит афонскому манускрипту начала XVII века (хранится в библиотеке университета в Принстоне). Несколько довольно полных по составу циклов акафиста Богородице сохранилось в шитье – на греческих епитрахилях: епископа Дорофея из монастыря Ставроникиты на Афоне (XVI век), из Великой Лавры на Афоне (XVI век) и другие.

Иллюстрации 24 икосов акафиста Богородице разделены на две равные части в соответствии с их содержанием. Первые 12 сцен являются историческими и повествуют о земной жизни Богоматери и детстве Христа от Благовещения до Сретения в соответствии с Евангелиями и апокрифическим Протоевангелием апостола Иакова. Изображение Благовещения в различных иконографических изводах повторялось несколько раз в качестве иллюстраций, как правило, к первым трем икосам. Основой для иконографии первых 12 композиций цикла в равной мере послужили традиционные изображения Господских праздников и эпизодов цикла Жития Богоматери. Следующие 12 иллюстраций, не связанные с евангельским повествованием, изображают прославление Богоматери и Христа небесными силами и родом земным (апостолами, мучениками, преподобными, святителями, царями, верными). Эта часть цикла формировалась преимущественно под влиянием средневековой императорской иконографии. Однако и во второй части акафиста Богородице встречаются изображения Господских праздников, например, Сошествие во ад. Состав композиций и полнота иллюстративного повествования акафиста Богородице значительно варьировались в разных средневековых памятниках.

Разнообразные варианты цикла акафиста Богородице получили одинаковую структуру в поствизантийских руководствах и подлинниках. Например, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века) предписывается иллюстрировать каждый из икосов акафиста Богородице следующим образом: к первым трем икосам «Ангел предстатель…», «Видящи Святая Себе в чистоте…», «Разум недоразумеваемый…» – «Благовещение» в разных иконографических изводах (церковь Панагии Олимпиотиссы в Эласоне); 4-й «Сила Вышняго…» – схождение Святого Духа на Богоматерь (церковь Панагии Олимпиотиссы в Эласоне), в позднесредневековой иконографии, в частности в русской, этот икос иллюстрировался изображением «Благовещения» (собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре); 5-й «Имущи Богоприятную…» – встреча Пречистой Девы Марии и праведной Елисаветы, встреча праведных Иосифа и Захарии (капелла святого Григория Богослова, церковь святого Климента в Охриде); 6-й «Бурю внутрь имея…» – сомнения Иосифа Обручника (капелла святого Григория Богослова церковь святого Климента в Охриде); 7-й «Слышаша пастырие…» – Рождество Христово (церковь святого Николая Орфаноса в Фессалонике); 8-й «Боготечную звезду…» – скачущие на конях волхвы, узревшие Вифлеемскую звезду (церковь святого Николая Орфаноса в Фессалонике); 9-й «Видеша отроцы халдейстии…» – поклонение волхвов (церковь святого Николая Орфаноса в Фессалонике); 10-й «Проповедницы богоноснии…», – путешествие волхвов (церковь святого Николая Орфаноса в Фессалонике); 11-й «Возсиявый во Египте…» – бегство в Египет (церковь Пантократора в Дечанах); 12-й «Хотящу Симеону…» – Сретение Господне (церковь Пантократора в Дечанах); 13-й «Новую показа тварь…» – Христос благословляет, под ним лики всех святых (трапезная Великой Лавры на Афоне); 14-й «Странное Рождество видевше…» – Богоматерь с младенцем, Ей предстоит лик преподобных (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля); 15-й «Весь бе в нижних…» – Христос в небесах благословляет апостолов и людей (церковь святого Николая Орфаноса в Фессалонике); 16-й «Всякое естество ангельское…» – Христос благословляет среди ангельских ликов (капелла святого Григория Богослова, церковь святого Климента в Охриде); 17-й «Ветия многовещанныя…» – Богородица с младенцем в окружении «витий» (капелла святого Григория Богослова, церковь святого Климента в Охриде); 18-й «Спасти хотя мир…» – Христос, беседующий с апостолами, идет по горам (в средневековых памятниках обычно или «Сошествие во ад», например, в церкви святого Димитрия Маркова монастыря в Македонии, или «Христос во славе», например, в церкви Пантократора в Дечанах); 19-й «Стена еси девам…» – Богородица с младенцем в окружении дев (церковь святого Димитрия Маркова монастыря); 20-й «Пение всякое побеждается…» – Христос на престоле в окружении ангелов благословляет, внизу святители и преподобные (церковь святого Димитрия Маркова монастыря); 21-й «Светоприемную свещу…» – Богородица с младенцем на облаке, вокруг нее блистает свет, в пещере коленопреклоненные люди, взирающие на нее (церковь святого Димитрия Маркова монастыря); 22-й «Благодать дати восхотев…» – Христос раздирает хартию с письменами рукописания Адама (церковь святого Димитрия Маркова монастыря); 23-й «Поюще Твое Рождество…» – Богородица с младенцем, вокруг нее поющие архиереи, священники, диаконы (капелла святого Григория Богослова, церковь святого Климента в Охриде); 24-й «О, Всепетая Мати…» – Богородица с младенцем, вокруг Нее цари, священники, архиереи, преподобные (трапезная Великой Лавры на Афоне).

Текст акафиста Богородице, защитнице Константинополя, иллюстрировался также и в контексте традиции ее почитания в столице Византийской империи, воспоминаний многочисленных осад Влахернского квартала и служения акафиста Богородице во Влахернском храме с литией. В таких иллюстрациях изображалась сама служба акафиста Богородице с литией или поклонением иконе Божией Матери, что отражало реальные константинопольские процессии с иконами Богоматери.

Акафист Пресвятой Богородице послужил образцом для дальнейшего создания гимнов подобного рода. Первым после акафиста Божией Матери в Византийской империи был составлен акафист Иисусу Сладчайшему (старший список датируется XIII веком)[4]. Константинопольским Патриархом Исидором Бухирасом (1342–1349) были созданы акафисты Архангелу Михаилу, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, Святителю и Чудотворцу Николаю, Успению Божией Матери, Кресту Господню, Первоверховным Апостолам Петру и Павлу и Собору Двенадцати Апостолов. Патриарху Филофею Коккину (1353–1354, 1364–1376) принадлежит авторство двух акафистов: Всем Святым и Живоносному Гробу и Воскресению Господню. Последний из известных акафистов византийской эпохи написан Иоанном Евгеником (первая половина XV века). Это акафист апостолу Иоанну Богослову.

В поствизантийское время жанр акафиста не исчез у греков бесследно (например, был составлен акафист великомученице Анастасии Узорешительнице), однако дальнейшее развитие этого вида православной церковной гимнографии связано прежде всего с богослужебной практикой Русской Православной Церкви. Особенно широкое распространение в России акафисты получили с XVIII века, когда они стали особым жанром церковного гимнотворчества и одной из любимых народом форм молитвословий.

О благотворном и благодатном влиянии акафиста на души верующих писал церковный исследователь Алексей Васильевич Попов в своем фундаментальном труде «Православные русские акафисты» (Казань, 1903): «Как песнь, проникнутая духом бодрости и радости, акафист привлекателен для всякой молитвенно-настроенной души, особенно души унылой, мятущейся, скорбящей. В испорченную грехом и удушливую от уныния атмосферу души христианина акафист вносит чистую струю здоровой свежести и благоухания святости. Волнуя сердце христианина строем высших чувств, он ободряет его, окрыляет, располагает к стремлениям лучшим и высшим».

В русской агиографии содержится целый ряд примеров, когда чтение акафистов, в частности акафиста Пресвятой Богородице, вызывало у подвижников такой подъем молитвенного духа, что они удостаивались необычайных видений и дарований. Преподобный Сергий Радонежский во время чтения акафиста Пресвятой Богородице удостоился посещения Божией Матери в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Преподобный Александр Свирский во время чтения того же гимна удостоился видения Пречистой Девы с Предвечным Младенцем, а преподобный Кирилл Белоезерский во время ночного возглашения акафистных молитвословий услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы, повелевавший ему идти на Белоозеро.

Акафист, по глубокому убеждению А. В. Попова, «представляет собою песнопение духовной радости, отрадного торжества. Он есть воспевание духовной победы, одержанной, при помощи Божией, свв. подвижниками и праведниками над притязаниями зла и суетою мира», и хотя моление акафиста Божией Матери относится к спасению византийской, а не русской столицы, заступничество Богоматери от бед слилось с русской молитвой и русской историей и перенеслось на заступничество от бедствий Руси, и Та, которая именуется «ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение» во все века и для всех народов всегда пребудет «христиан всех поможение и заступление».

Источники:

1. Акафист // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000. Т. 1.

2. Акафист Пресвятой Богородице // Святая Русь: энциклопедический словарь русской цивилизации / сост. О. А. Платонов. М., 2000.

3. Козлов, М. Акафист как жанр церковных песнопений // Акафистник. М., 1992. Т. 1.

4. Марк (Головков), еп. Церковный протокол. М., 2007.

5. Попов, А. Православные Русские Акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: история их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование. Казань, 1903.

6. Синаксарь Триоди Постной на субботу пятой седмицы // Триодь Постная. М., 2007.

7. Козлов, М., свящ. Акафист в истории православной гимнографии // Журнал Московской Патриархии. 2000. № 6.



[1] В церковнославянском переводе «град Твой» было заменено на «раби Твои».

[2] Вопрос об авторстве акафиста Пресвятой Богородице достаточно сложен и до сих пор не решен однозначно. В рукописной традиции акафист передавался анонимно. За последние сто с небольшим лет ученые высказали множество предположений относительно авторства гимна. Были названы Патриарх Константинопольский Сергий I, диакон Георгий Писида и другие.

[3] Икос – церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста, но позже краткие песнопения получили названия кондаков.

[4] Существует гипотеза, что создание акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII – начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением этому служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

8/21 сентября, суббота

Суббота пред Воздвижением.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и

Приснодевы Марии.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 9-й ч. Всенощное бдение.

22.00 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

8/21 сентября, суббота

Суббота пред Воздвижением.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

и Приснодевы Марии

Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.).

Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).

Смотреть все

Каталог TUT.BY