Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Святость древней Полоцкой земли. О том, как вера христианская распространилась и утвердилась в Полоцке. Князья Изяслав и Брячислав

Распечатать
Статья о святости древней Полоцкой земли написана сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря 


Где Полота встречается с привольною Двиною,

от незапамятных времен, овеянных седою стариною,

поставлен княжий град…

Однажды Божиих судеб преднареченьем

Белая Русь здесь приняла Крещенье,

И славен стал сей град…

О. Н.

Первое летописное упоминание о Полоцке, одном из старейших городов Руси, относится к 862 году[1], однако он, несомненно, возник на несколько столетий ранее, о чем свидетельствуют древнескандинавские саги. Находясь у слияния двух рек – Западной Двины и Полоты и имея благодаря проходившему здесь знаменитому торговому пути «из варяг в греки» удобное сообщение с Византией, Римом и Скандинавией, Полоцк успешно развивался. К началу X века он стал одним из значимых городов Европы. Христианство проникло в пределы Полоцкие задолго до общего Крещения Руси. Согласно преданию, занесенному в русские летописи, еще святой апостол Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие на берегах Черного моря и поставивший крест на горах Киевских, проследовал далее вверх по Днепру, затем пришел в Новгород. На обратном пути, возвращаясь в Рим, он посетил земли, составившие впоследствии Полоцкое княжество[2]. Существует мнение, что в IX веке в землю Полоцкую приходила с проповедью о Христе святая равноапостольная княгиня Ольга, и уже тогда здесь появились первые христианские общины. Однако, возобладав над язычеством, христианство распространилось и утвердилось в Полоцке во времена правления князя Изяслава, сына святого равноапостольного Владимира от Рогнеды[3]. Высокую похвалу этому князю как человеку и христианину содержит Никоновская летопись, которая сообщает, что он был «тих, и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин и иноческий, и прилежаше прочитанию божественных писаний[4]. Летописец указывает и на такие добродетели князя Изяслава, как милосердие, долготерпение, холодность к суетным наслаждениям мира. Став одним из первых проповедников Евангелия в своем Отечестве, Изяслав Владимирович всячески содействовал распространению книжного просвещения. Сам же был весьма образован и сведущ в науках. До настоящего времени сохранилась принадлежавшая Изяславу печать с княжеским знаком и надписью на древнеславянском языке, скреплявшая одно из его рукописных посланий, адресованных в Новгород.

Отправляя своих сыновей в назначенные им уделы Русской земли, святой равноапостольный Владимир посылал вместе с ними и епископов и повелевал основывать во всех крупных городах епископские кафедры, чтобы «веру православную непорочно держати». В житии святителя Леонтия Ростовского сказано, что в 992 году «…начаша (святой князь Владимир – Ред.) ставити по иным градом епископы: в Новгород, в Полтеск, в Волынскую землю»[5]. Так была учреждена древнейшая в Белой Руси Полоцкая епископская кафедра. Очевидно, тогда же, во время правления князя Изяслава, был построен и деревянный кафедральный собор Святой Софии[6] в Полоцке.

Множество людей, приняв Святое Крещение, отвращалось от идолопоклонства. Стали совершаться службы Живому Богу. Земля Полоцкая украшалась церквами Божиими и обителями иноческими. Уже в конце X века, а возможно, и ранее неподалеку от Полоцка был возведен храм в честь святого Пророка Иоанна Предтечи, о котором упоминается в одной из исландских саг («Саге о крещении»), описывающей события первых времен становления христианства в Полоцке. Герой этой саги, святой Торвальд, крестив исландские земли, посетил Иерусалим и Царьград. Возвращаясь на родину через Киев, он умер неподалеку от Полоцка и был похоронен на горе у храма святого Иоанна Предтечи.

Первая засвидетельствованная в дошедших до нас документах полоцкая церковь – Богородичная «старая». В Лаврентьевской летописи под 1007 годом о ней сказано: «Пренесени святии в Святую Богородицю»[7]. Некоторые историки предполагают, что под словом «святии» летописец подразумевал мощи святых княгини Рогнеды (в монашестве – Анастасии), князя Изяслава и Торвальда. Однако, возможно, что речь шла и о святых иконах, привезенных из Царьграда[8].

Сведений о древнерусском периоде в истории Полоцкой земли, к сожалению, совсем немного. Полоцкая летопись, о существовании которой нашим современникам известно благодаря историку В. Н. Татищеву и его знаменитой книге «История Российская», была утрачена. Один из списков этой летописи, принадлежавший в 30-е годы XVIII века архитектору П. М. Еропкину, также бесследно исчез.

В общерусских летописных сводах упоминается о кончине полоцкого князя Изяслава, последовавшей в 1001 году. Этот князь прожил совсем недолгую жизнь. Он умер в возрасте 25–26 лет. По слову премудрого Соломона, угодна была Господу душа его, поскольку старость не числом лет определяется, но «возраст старости житие нескверное»[9]. Однако князь Изяслав умер на четырнадцать лет ранее своего отца, и по этой причине его потомки утратили право на великокняжеский престол в Киеве. Они приобрели «отчинное» право на прижизненное владение Изяслава – Полоцкую землю. Впоследствии Изяславичи пытались добиться перемены своего положения, неоднократно они воевали с Ярославичами: меч взимали Рогволожи внуци противу Ярославлим внуком[10]. Но всякий раз рвение Изяславичей разбивалось об упорное сопротивление южнорусских князей, пытавшихся, в свою очередь, подчинить себе Полоцкую землю.

Впрочем, сын князя Изяслава Брячислав (1001?–1044) в своей жизни воевал мало. Он продолжал дело, начатое его отцом: заботился о распространении христианского благочестия и книжного просвещения в своем княжестве, строил храмы, сокрушал идолов, уничтожал языческие капища. Однажды, правда, князь Брячислав напал на Новгород, захватил в плен множество жителей, награбил немало сокровищ и двинулся назад к Полоцку. Но на реке Судомири его родной дядя, князь Ярослав Мудрый, настиг его, разбил на голову и отнял всех пленников и добычу. Тем не менее, желая упрочить свое положение на киевском престоле, Ярослав Мудрый не стал преследовать своего племянника, но заключил с ним мир и даже подарил ему два города: Витебск и Усвяты. В Воскресенской летописи об этом сказано так: «И оттоле призва (Ярослав – Ред.) к себе Брячислава, и дав ему два города – Восвячь и Видбеск, и рече ему: “буди же со мною заодин”. И воеваша Брячислав с великым князем Ярославом (вместе – Ред.) вся дни живота своего»[11]. Настолько важен был для князя Ярослава союз с полоцким князем, что он даже отдал ему столь важные в торговом и стратегическом отношениях центры, как Витебск и Усвяты. Приобретение было должным образом оценено полоцким князем, и союз с Киевом им не был нарушен до самой смерти и соблюдался даже сыном его Всеславом до 1060 года.

***

Еще одно последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил…

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют…

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»


Источники:

1. Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси: в 12 т. СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века.

2. ПСРЛ: в 43 т. М., 2001. Т. 1: Лаврентьевская летопись.

3. ПСРЛ: в 43 т. М., 2001. Т. 7: Летопись по Воскресенскому списку.

4. ПСРЛ: в 43 т. М., 2000. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью.

5. Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века (извлечение из V т. Витебской Старины). Витебск, 1889.

6. Селицкий, А. А. Живопись Полоцкой земли. Минск, 1992.

7. Слюнченко, В. Г. Полоцкий Софийский собор: историко-архитектурный очерк. Минск, 1987.

8. Татищев, В. Н. История Российская: в 7 т. М.–Л., 1963.



[1] По свидетельству «Повести временных лет» Древняя Русь «нача ся прозыватися Руска земля» с 852 года. См.: Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси: в 12 т. СПб., 2004. Т. 1: XI– XII века. С. 73.

[2] ПСРЛ: в 43 т. М., 2001. Т. 1: Лаврентьевская летопись. С. 7–9.

[3] Вступление Изяслава на княжеский престол в родном городе его деда по матери означало восстановление династии полоцких князей. Изяслав Владимирович был возвращен в свою «отчину», поэтому и потомки его – Изяславичи – именуются в летописных источниках «Рогволожиими внуками».

[4] ПСРЛ: в 43 т. М., 2000. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. С. 68.

[5] Цит. по: Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века (извлечение из V т. Витебской Старины). Витебск, 1889. С. 7–8.

[6] В клировой ведомости Софийского собора есть упоминание о том, что он был построен князем Изяславом Владимировичем. См.: Селицкий, А. А. Живопись Полоцкой земли. Минск, 1992. С. 18.

Гипотезу о существовании деревянного Софийского собора в Полоцке, предшествовавшего каменному, подтвердили и результаты археологических раскопок 1975–1977 гг.: под каменным фундаментом XI в. был обнаружен слой пожарища. Вероятно, древнейший деревянный храм подвергся пожару.

См.: Слюнченко, В. Г. Полоцкий Софийский собор: историко-архитектурный очерк. Минск, 1987. С. 40–41.

[7] ПСРЛ: в 43 т. М., 2001. Т. 1: Лаврентьевская летопись. С. 129.

[8] Татищев, В. Н. История Российская: в 7 т. М. – Л., 1963. Т. 2. С. 69.

[9] Прем. 4; 9.

[10] Ср.: ПСРЛ: в 43 т. М., 2001. Т. 1: Лаврентьевская летопись. С. 301.

[11] ПСРЛ: в 43 т. М., 2001. Т. 7: Летопись по Воскресенскому списку. С. 328.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 сентября, понедельник

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и иже с ним.

Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

3/16 сентября, понедельник

Седмица 14-я по Пятидесятнице. Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).

Св. Фивы диакониссы (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354).

Сщмчч. Пимена, еп. Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, прмч. Мелетия Голоколосова (1918); сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); сщмч. Николая Сущевского пресвитера (1923); сщмч. Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа Марченко пресвитера (1929); сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).

Писидийской иконы Божией Матери (VI).

Смотреть все

Каталог TUT.BY