Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

К 60-летию со дня кончины приснопамятной игумении Нины (Боянус)

Распечатать

Краткое жизнеописание иг. Нины (Боянус), начальницы Спасо-Евфросиниевского епархиального училища,

 составлено сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря 


Игумения Нина (в миру – Вера Карловна Боянус) родилась в конце 70-х годов XIX столетия в Москве. Ее отец Карл Карлович Боянус, немец по происхождению, был выдающимся врачом-гомеопатом и известным ученым. Множество книг и статей по медицине снискали ему мировую славу. Мать Веры, Ольга Семеновна, происходившая из калужских дворян Хлюстиных, была женщиной образованной и глубоко религиозной. В молодости в течение нескольких лет она проживала в Париже при салоне своей тетки графини де Сиркур. Знаменитый французский поэт Ламартин посвятил Ольге Семеновне одно из своих стихотворений под заглавием «Мудрой Ольге» («A spirituelle Olga»). Вступив в брак с Карлом Карловичем, Ольга Семеновна разделила с супругом многотрудную научную деятельность и стала переводчицей и переписчицей его научных трудов. Кроме того, большое внимание Ольга Семеновна уделяла воспитанию и образованию шестерых своих детей, которых приучила к строгости, простоте, труду и жертвенности, приобщая их к своей обширной благотворительной деятельности. 

1. Вера и Любовь Боянус

Младшая дочь Вера обучалась и воспитывалась дома. Получив диплом на звание домашней учительницы, она продолжила образование на философском факультете Лондонского университета. В совершенстве владея несколькими иностранными языками, она впоследствии занималась переводами богословских сочинений на русский язык.

Вместе со своей благочестивой матерью Вера Карловна активно занималась просветительской и благотворительной деятельностью как в Самарской губернии, где находилось родительское имение, так и в Тифлисе, куда в 1890-е годы Боянусы переехали в связи с болезнью отца. В этот период жизни семья Боянус состояла в тесном духовном общении с такими выдающимися церковными деятелями, как архиепископ Владимир (Богоявленский) и архимандрит Серафим (Мещеряков). Под их влиянием Вера Боянус избрала монашеский путь и 1898 году поступила в Вировский Спаса Всемилостивого монастырь Холмско-Варшавской епархии. Уже через год, вопреки всем правилам и уставам, на двадцать третьем году жизни «за пламенную религиозную настроенность и самоотверженное служение бедным и больным» Вера была пострижена в монашество с именем Нина. Однако жизненные обстоятельства сложились так, что вскоре монахиня Нина перешла в Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь, а в 1904 году резолюцией епископа Полоцкого и Витебского Серафима (Мещерякова) монахиня Нина была переведена в древний Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.

2. Семья Боянусов в имении Ключи

С июня 1904 по ноябрь 1905 года монахиня Нина исполняла обязанности настоятельницы и казначеи Полоцкой обители, а также начальницы монастырского училища. В ноябре 1905 года монахиню Нину указом Св. Синода утвердили в должности начальницы женского Спасо-Евфросиниевского духовного училища. Именно в этот период училище достигло своего наибольшего расцвета. Из бедного трехклассного оно было преобразовано в шестиклассное и получило статус епархиального со всеми правами и привилегиями для его выпускниц. Трудами монахини Нины было возведено новое трехэтажное каменное училищное здание, в котором она на собственные средства в память о своей благочестивой матери устроила домовую церковь в честь Святой Троицы (это здание сохранилось и доныне, но пока не возвращено монастырю).

3. Карл Карлович Боянус

При матушке Нине была усовершенствована и расширена учебная программа. В училищный курс были введены дополнительные предметы – иностранные языки и живопись, которые начальница сама же и преподавала. Огромное внимание уделяла матушка Нина духовно-нравственному воспитанию своих учениц. Она проводила с ними внеурочные беседы о вере и о жизни по Евангелию. (Эти беседы в 1913 году были изданы в Полоцке на правах рукописи под названием «Наши беседы о жизни»). За свою деятельность по устройству училища в 1908 году монахиня Нина была награждена наперсным крестом, а в 1914 году указом Святейшего Синода она была возведена в сан игумении.

Занимаясь просветительской и воспитательной деятельностью, игумения Нина не оставалась безучастной к событиям, происходившим в стране. В годы Первой мировой войны вкладом матушки Нины в помощь Отечеству явился небольшой лазарет, устроенный в ее собственной квартире в училище, который содержался на ее личные средства. Сама же игумения Нина трудилась в качестве сестры милосердия не только в своем лазарете, но и в госпитале, расположенном в училищном здании. Как свидетельствуют письма матушки того периода, порой ей приходилось делать до 150 перевязок в день, при этом на ее попечении оставалось более 200 учениц и училищный персонал.

4. Монахиня Нина (Боянус) - насельница Полоцкого Спасо-Евфр. мон-ря

В 1915 году в связи с приближением к Полоцку немецких войск Спасо-Евфросиниевское училище было эвакуировано в Ростов Великий в Варницкий Свято-Троице-Сергиев монастырь. Но и здесь матушка Нина и ее послушницы продолжали трудиться сестрами милосердия в Ростовском Крестовоздвиженском госпитале.

Революция застала игумению Нину в родительском имении в Самарской губернии. Здесь началось ее служение людям на новом поприще. В 1920-х гг. матушка Нина окончила медицинский факультет Самарского университета и стала врачом широкого профиля.

Последние годы жизни матушки прошли в селе Кинель-Черкассы Самарской губернии в доме ее верной помощницы еще по Полоцкому училищу Феклы Ивановны Клоп.

Земной путь игумении Нины закончился в канун великого праздника Покрова Божией Матери – 13 октября 1953 года. Погребена она на сельском кладбище в Кинель-Черкассах.

5. Игумения Нина (Боянус)

Всюду, где ни приходилось жить матушке Нине, она трудилась во славу Божию, жертвенно служа ближним. И как не «может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14), так не оказалась сокрыта и жизнь игумении Нины, замечательной подвижницы XX столетия. Господу было угодно, чтобы память о ней сохранилась в последующих поколениях, по слову Священного Писания: «Праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего» (Прем. 5; 15).

Спустя много лет, в 2000 году, в архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря поступило несколько фотографий матушки Нины, и тогда же было положено начало исследовательской работе, посвященной ее жизни и подвигу. Весной 2001 года полоцкие сестры совершили поездку в село Кинель-Черкассы, где разыскали могилу игумении Нины, и в августе того же года на ее могиле был установлен памятный крест. А спустя два года в бывшем родовом имении семьи Боянус была восстановлена разоренная в советское время могила Карла Карловича и Ольги Семеновны.

В 2003 году, к 50-летию со времени кончины игумении Нины, сестрами Полоцкого монастыря была подготовлена к изданию книга «Наши беседы о жизни». В книгу вошли беседы матушки Нины с воспитанницами Спасо-Евфросиниевского училища, жизнеописание, письма матушки, воспоминания о ней современников.

Память об игумении Нине и ее святой жизни во Христе и сегодня жива в Спасо-Евфросиниевской обители, в сердцах сестер и множества почитателей этой подвижницы благочестия.

Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей, приснопамятной игумении Нины!

Вечная ей память!


По изданию: Буклет об Игумении Нине (Боянус). К 60-летию со дня кончины (1876-1953). 

Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке, 2013.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

8/21 сентября, суббота

Суббота пред Воздвижением.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и

Приснодевы Марии.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 9-й ч. Всенощное бдение.

22.00 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

8/21 сентября, суббота

Суббота пред Воздвижением.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

и Приснодевы Марии

Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.).

Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).

Смотреть все

Каталог TUT.BY