Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Епархиальные ведомости 1863–1920 гг. на территории Беларуси в отечественной историографии

Распечатать


Статья Римко О. Г., аспирантки кафедры историко-культурного наследия Беларуси Республиканского института высшей школы (г. Минск), посвящена исследованию епархиальных ведомостей, издававшихся в 1863–1920 гг. на территории Беларуси 

Представлен анализ отечественной историографии относительно исследования епархиальных ведомостей, издававшихся в 1863–1920 гг. на территории Беларуси. Рассмотрены работы В. И. Шимолина, Г. В. Говина, М. Н. Жарской по изучению епархиальных ведомостей в области филологии, журналистики и библиотечного дела, а также исследования отечественных ученых-богословов А. Нецветаева и П. Чистякова. Благодаря этим работам мы можем ознакомиться с возникновением и функционированием православной печати на территории Беларуси в обозначенный период, с историческими предпосылками зарождения епархиальных изданий, со становлением и развитием системы епархиальной периодической печати Беларуси. Однако эти исследования не позволяют нам в полной мере представить всю ценность белорусских епархиальных ведомостей как исторического источника, так как в настоящий момент отсутствуют исследования ученых-историков в данной области.

Введение

Официальный печатный орган православной церкви на территории Северо-Западного края Российской империи начал функционировать с 1863 г., когда в свет вышел первый номер «Литовских епархиальных ведомостей». Далее подобные издания появляются и в остальных четырех белорусских епархиях: Минской – «Минские епархиальные ведомости» в 1868 г., Полоцкой – «Полоцкие епархиальные ведомости» в 1874 г., Могилевской – «Могилевские епархиальные ведомости» в 1883 г., Гродненской – «Гродненские епархиальные ведомости» в 1901 г. Все епархиальные ведомости, издававшиеся на территории Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ в., содержат достаточно ценные материалы по церковной истории и этнографии, по общественной, политической, религиозной и культурной жизни края в указанный период. Кроме статей церковно-исторического и краеведческого содержания в них было также опубликовано огромное количество редчайших исторических документов, описана деятельность многочисленных приходов, монастырей, братств, представлена жизнь других конфессий (католической, иудейской и др.).

В настоящее время ученые из различных областей знания активно обращаются к обозначенным материалам при написании научно-исследовательских работ, статей и монографий, но, несмотря на это, в отечественной историографии отсутствуют работы, посвященные рассмотрению белорусских епархиальных ведомостей в качестве ценного исторического источника, почти полностью сохранившегося в фондах архивов и библиотек Беларуси и России.

Основная часть

Все работы и статьи, тем или иным образом посвященные исследованию формы, структуры, истории издания и изучению информационного поля епархиальных ведомостей 1863–1920 гг. на территории Беларуси, написаны специалистами в области филологии, журналистики и библиотечного дела.

Так, в качестве основных работ можно выделить исследования доцента кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета В. И. Шимолина. Данный исследователь достаточно давно занимается изучением церковной периодической печати на территории Беларуси, о чем свидетельствуют его публикации в рамках данной проблематики: «Епархиальная печать в культурном пространстве Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ в.)» [1], «“Белые пятна” в истории “…Епархиальных ведомостей”» [2], «Православная периодика и школьное образование в Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ в.)» [3], «Церковная пресса Беларуси на этапах истории» [4], «“Минские епархиальные ведомости”: неизвестные страницы» [5], «“Минские епархиальные ведомости” в фондах Национально-исторического архива Беларуси» [6], «Культурное возрождение белорусов в контексте публикаций “…Епархиальных ведомостей” (вторая половина XIX – начало ХХ в.)» [7], «Укрепление православия в публицистике белорусских епархиальных ведомостей (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.)» [8], «“Минские епархиальные ведомости” в период Гражданской войны и интервенции» [9], «Добродетели православной христианской жизни в епархиальной печати Северо-Западного края (конец – начало ХХ в.)» [10], «Жанры публикаций епархиальных ведомостей Северо-Западного края (вторая половина XIX – начало XX в.)» [11], «Проблема русского языка в публицистике белорусских епархиальных ведомостей второй половины XIX – начала ХХ в.» [12].

В своих статьях автор освещает причины появления в Беларуси епархиальной прессы, говорит о том, что данная тема и до настоящего времени изучена недостаточно полно, указывает на особенности публикаций каждого комплекта газеты, на значимость епархиальных ведомостей и т. д. В качестве основного фактора, послужившего появлению на наших землях церковных периодических изданий, он называет «необходимость укрепления идеологического влияния российского самодержавия, поскольку окончательный раздел Речи Посполитой в 1795 г. и присоединение значительной ее территории к Российской империи имели далеко идущие социально-политические последствия. Огромная страна приобрела вместе с новыми землями и населением и новые социально-экономические, политические, конфессиональные и национальные проблемы. Своеобразной силой, которую использовало царское правительство в борьбе за умы и сердца присоединенного к России населения, являлась церковная пресса» [1, с. 85]. Однако, на наш взгляд, не следует все однозначно приписывать только политико-идеологической составляющей в деле создания епархиальных изданий. Православная церковь во второй половине XIX в. продолжала оставаться в Российской империи одним из главных общественных институтов, который должен был не столько проводить официальную политику самодержавия, сколько контактировать с населением края как официальная религиозная структура, информировать верующих о событиях церковной жизни, осуществлять нравственно-воспитательную и социальную функции посредством публикации и распространения проповедей и назидательных статей, а также материалов по медицине, этнографии и т. п. В целом, акцент в статьях В. И. Шимолина смещен на образовательную, краеведческую и публицистическую темы, представленные материалами белорусских епархиальных ведомостей. О греко-униатской проблеме, достаточно широко представленной в ведомостях, автор не сообщает.

Также авторству В. И. Шимолина принадлежит система периодизации истории епархиальных ведомостей на территории Беларуси. Он выделяет три основных периода в издании епархиальных ведомостей: 1) 1864–1881 гг. – епархиальные ведомости «практически полностью владели информационным пространством Беларуси, идеологически активно влияли на формирование взглядов читателей, пропагандировали духовные ценности православия»; 2) 1881–1905 гг. – ведомости потеряли, по мнению автора, монополию на идеологическом пространстве, т. к. в стране появляются издания буржуазно-демократической направленности; 3) 1905–1917 гг. – авторы статей, публикуемых в ведомостях, «стремились осмыслить происходящие события (революции, Русско-японская и Первая мировая войны. – Авт.), дать им объективное толкование, подсказать России выход из тупика… аргументированному анализу подвергаются социалистические теории, доказывается их абсурдность» [4, c. 70–71]. Данная периодизация в полной мере отражает особенности развития церковной периодической печати Беларуси второй половины XIX – начала ХХ в.

8 апреля 2010 г. состоялась защита кандидатской диссертации В. И. Шимолина на тему «Епархиальные периодические издания в развитии духовной культуры белорусов (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)» [13]. В своей работе автор отмечает, что епархиальные ведомости Северо-Западного края существенно отличались от российских и тематикой и содержанием. В первой главе автор исследует возникновение и функционирование православной печати на территории Беларуси; изучает исторические предпосылки зарождения епархиальных изданий; показывает становление и развитие системы епархиальной периодической печати Беларуси. Основная же часть работы, представленная второй и третьей главами, содержит изучение духовных ценностей православия, их теологической и светской трактовки, аксиологического аспекта православной периодики, ее жанровой специфики и идейно-тематического содержания, а также жанров публикаций епархиальных ведомостей, проблемы языка в публицистике епархиальных изданий и публицистической направленности их материалов.

По результатам защиты диссертации В. И. Шимолиным была опубликована монография под названием «Духовные ценности православия в культуре белорусского народа. Системный анализ белорусских епархиальных ведомостей второй половины XIX – начала ХХ в.» [14], которая состоит из двух глав. Наибольший интерес из них для нас представляет, прежде всего, первая глава под названием «Создание православной печати на территории Беларуси (вторая половина XIX в.)», в которой автор рассказывает об исторических предпосылках организации епархиальных газет, а затем и о создании системы епархиальной печати.

Кроме того, в 2010 г. вышло еще одно издание этого автора «У истоков белорусской печати: епархиальные ведомости второй половины XIX – начала ХХ в.» [15]. Книга состоит из трех глав, рассматривающих возникновение и функционирование православной печати на территории Беларуси, православие как идейную основу епархиальных периодических изданий, а также жанровое и идейно-тематическое содержание епархиальных ведомостей.

Прочие исследования в рамках данной темы представлены небольшими статьями в сборниках конференций и краткими заметками на страницах учебников и учебно-методических комплексов по истории журналистики: «Гісторыя беларускай журналістыкі (1563–1917 гг.)» [16], «Канфесійны друк у Беларусі» [17], «“Епархиальные ведомости” ў Электроннай бібліятэцы Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі» [18], «Епархіяльныя ведамасці з калекцыі “Перыядычны друк Беларусі другой паловы XVIII ст. – 1917 г.” Электроннай бібліятэкі Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі» [19].

Необходимо отметить, что сведения по епархиальным ведомостям в учебно-методических комплексах под авторством Г. В. Говина [9; 10] крайне скудны. Автор основное внимание уделяет истории самого издания, его периодичности, структуре, редакторам и т. п., практически оставляя за пределами исследования тематику опубликованных в ведомостях статей и информационное поле издания.

В публикациях Н. В. Жарской [18; 19], напротив, уделяется большое внимание не только структуре и периодичности издания, но и их тематическим особенностям, делается крайне важное замечание о том, что епархиальные ведомости «могуць стаць каштоўнай факталагічнай крыніцай па гісторыі нашага краю акрэсленага перыяду» [19, с. 194–195]. Также автор указывает на степень сохранности экземпляров ведомостей и на причины отсутсвия некоторых номеров издания в библиотечных фондах Беларуси.

Небольшая информационно-справочная статья под названием «Епархиаильные ведомости» размещена в «Беларускай энцыклапедыі» [20].

В отличие от официальной белорусской историографии отечественные ученые-богословы значительно больше уделили внимания епархиальным ведомостям как историческому источнику.

Исследование периодической церковной прессы в среде духовенства началось уже в конце XIX в., когда в 1889 г. появилась работа священника Иллариона Пастернацкого «Хронологический и систематический указатель статей, напечатанных в “Минских епархиальных ведомостях” (1868 – 1897 гг.)» [21]. В 1899 г. известный белорусский историк, архивист и археограф Д. И. Довгялло издает свои «Материалы для истории местной Витебской прессы» [22].

Первая публикация представляет собой систематизированное перечисление статей, содержащихся в «Минских епархиальных ведомостях» за 1868–1897 гг., что позволяет исследователю значительно сократить временные затраты для поиска нужных материалов.

Работа Д. И. Довгялло – это полноценный очерк истории организации и издания епархиальных ведомостей в Полоцкой епархии. Автор большое внимание уделяет предварительному проекту образования «Полоцких епархиальных ведомостей» в 1863–1864 гг., указывает те причины, которые вынудили епархиальное духовенство на значительный срок (до 1874 г.) отложить издание «Полоцких епархиальных ведомостей», рассказывает о финансовой стороне вопроса, об инициаторах, создателях и редакторах ведомостей. Автор также указывает на то, что законом вовсе не было предусмотрено обязательное издание епархиальных ведомостей, как, например, это было в случае с губернскими ведомостями, что в очередной раз опровергает теорию о том, что епархиальные ведомости были едва ли не «стратегическим идеологическим оружием» российских властей на присоединенных территориях. Если бы руководство Российской империи таким образом относилось к данному периодическому изданию, то священнослужителям и прихожанам не приходилось бы в течение многих лет собирать средства на организацию своей газеты, просить у государства материальной помощи и поддержки, как это происходило, в частности, с «Полоцкими епархиальными ведомостями», о чем пишет в своей работе Д. И. Довгялло.

С начала ХХ в. и до 1990-х гг., так же как и в официальной светской историографии, прекращаются исследования епархиальной прессы и в церковной среде. В наибольшей степени этому способствовали определенные политические и социальные изменения в государстве, связанные с Первой мировой войной, революциями 1917 г. и приходом к власти большевиков, в результате чего церковь оказалась в гонимом положении, а все ее официальные печатные органы и издания были запрещены и на долгое время объявлены псевдо- и лженаучными источниками информации.

Начиная с 1989 г., когда с празднованием 1000-летия крещения Руси, происходило полноценное духовное и религиозное возрождение в обществе, стал пробуждаться интерес к тем историческим источникам, которые были представлены православными периодическими изданиями. В Беларуси повышение внимания к исследованию епархиальных ведомостей в церковно-богословской среде наблюдается в 2002–2004 гг., в течение которых был написан целый ряд работ, касающихся систематизации статей, изучения истории издания и тематического поля газеты.

Так, в 2002–2003 гг. состоялась защита дипломных проектов выпускников Минской духовной семинарии: Козака Андрея «Систематический библиографический указатель “Литовских епархиальных ведомостей” с 1863 по 1877 гг.» [23], Капинского Виталия «Систематический библиографический указатель “Литовских епархиальных ведомостей” с 1878 по 1887 гг.» [24], Доронина Дениса «Систематический библиографический указатель “Литовских епархиальных ведомостей” с 1888 по 1902 гг.» [25] и Беляцкого Виталия «Систематический библиографический указатель “Литовских епархиальных ведомостей” с 1903 по 1916 гг.» [26]. Следущие работы, но уже по систематизации статей «Минских епархиальных ведомостей», были написаны в 2004 г. Дубяго Виталием «Систематический библиографический указатель “Минских епархиальных ведомостей” с 1898 по 1907 гг.» [27] и Стреха Михаилом «Систематический библиографический указатель “Минских епархиальных ведомостей” с 1908 по 1920 гг.» [28]. Данные дипломные работы повторили и продолжили труд И. Пастернацкого, упомянутого нами выше. Не случайно В. Дубяга начал систематизацию статей «Минских епархиальных ведомостей» с 1898 г., на которой остановился его предшественник в конце XIX в.

Более серьезные и существенные работы по исследованию епархиальных ведомостей принадлежат кандидатам богословия священникам А. Нецветаеву и П. Чистякову. В 2003 г. состоялась защита кандидатской диссертации А. Нецветаева на тему «“Литовские епархиальные ведомости” как источник по истории Православной Церкви в Белоруссии» [29]. Автор охарактеризовал сущность представленных в «Литовских епархиальных ведомостях» исторических, археографических и источниковых материалов по истории западнорусской церкви Х – начала ХХ в., попытался показать роль греко-католической церкви на наших землях, а также раскрыть специфику изменений, произошедших за это время в православной церкви. А. Нецветаев подробно описывает содержание каждой опубликованной в «Литовских епархиальных ведомостях» статьи, интерпретирует мнение ее автора, делает самостоятельные выводы. В частности, исследователь согласен с мнением большинства авторов, публиковавшихся на страницах обозначенных ведомостей, что униатство «насаждалось насильно, с помощью государственной власти, и нигде не встречало искренней симпатии… Православная Церковь и после 1596 г…. противостояла напору католицизма посредством братств, некоторых православных магнатов, талантливых духовных писателей-полемистов» [29, с. 118]. Также А. Нецветаев говорит о пагубном влиянии унии на существование Речи Посполитой, т.к. она вносила в жизнь данного государства нестабильность и в конечном итоге привела к его гибели. Автор дает позитивную оценку борьбе православных священников с восстанием 1863–1864 гг.: «…православное духовенство сыграло важную роль в сопротивлении и локализации восстания 1863–1864 гг., сплотив русские силы в Северо-Западной Руси и явив из своего числа мучеников» [29, с. 120]. Будучи православным человеком по убеждению и священником по роду своей деятельности, А. Нецветаев занимает исключительно православную позицию, однако многие из его выводов могут вызвать множество противоречий в отечественной историографии, особенно со стороны историков, поддерживающих унию и католичество.

Труд П. Чистякова «Церковно-краеведческая проблематика епархиальных ведомостей, издававшихся в Беларуси во второй половине XIX, начале XX столетий» [30] посвящен истории издания, структуре и редакторам епархиальных ведомостей, а также исследованию их материалов по вопросам церковного краеведения по следующим направлениям: «Храмы и церковная жизнь», «Монастыри и их роль в религиозно-нравственном состоянии народа», «История и деятельность православных братств и обществ», «Духовные учебные заведения, училища, церковно-приходские школы и школы грамоты», «Местночтимые святые, чудотворные иконы и иные святыни», «Проблематика церковной унии и инославной пропаганды», «Выдающиеся церковные и общественные деятели Беларуси». В заключение автор делает сравнительный анализ епархиальных ведомостей, издававшихся на территории Беларуси во второй половине XIX – начале XX в., указывает о приоритетных направлениях публикуемых в них материалов. Работа П. Чистякова схожа с диссертацией предыдущего автора по стилю изложения и подходу к обработке материала: также как и А. Нецветаев, П. Чистяков детально излагает содержание каждой статьи помещенной в епархиальных ведомостях.

Авторству П. Чистякова также принадлежит статья в «Православной энциклопедии» под названием «Гродненские епархиальные ведомости» [31].

Заключение

Таким образом, можно говорить о том, что отечественная светская историография на сегодняшний момент не располагает работами, посвященными исследованию епархиальных ведомостей, издававшихся на территории Беларуси с 1863 по 1920 гг., в качестве исторического источника. Наиболее значимым автором, затронувшим в своих исследованиях проблематику ведомостей, стал В. И. Шимолин. Благодаря его работам мы можем в полной мере ознакомиться с возникновением и функционированием православной печати на территории Беларуси, с историческими предпосылками зарождения епархиальных изданий, со становлением и развитием системы епархиальной периодической печати Беларуси. Однако эти сведения не позволяют нам в полной мере представить всю ценность белорусских епархиальных ведомостей как исторического источника.

Данный пробел в некоторой степени помогают восполнить работы белорусских ученых-богословов А. Нецветаева и П. Чистякова, посвященных рассмотрению именно информационно-тематического поля издания. Также существенно облегчить труд исследователя могут работы И. Пастернацкого и выпускников Минской духовной семинарии, представляющие собой так называемые «росписи» статей по «Минским и Литовским епархиальным ведомостям».

Литература:

1. Шимолин, В. И. Епархиальная печать в культурном пространстве Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ в.) / В. И. Шимолин // Веснік БДУ. Серыя 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – №3. – Мінск, 1998. – С. 84–88.

2. Шимолин, В. И. «Белые пятна» в истории «…Епархиальных ведомостей» / В. И. Шимолин // Журналістыка – 2006: тэорыя, практыка, творчасць: тез. докл. 8-й Міжнароднай навукова-практычнай канференцыі, прысвечанай 85-годдзю Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Минск, 1–2 дек. 2006 г. / редкол.: С. В. Дубовик. – Минск: БГУ, 2006. – С. 242–244.

3. Шимолин, В. Православная периодика и школьное образование в Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ в.) / В. Шимолин // Журналістыка – 2007: надзенныя праблемы. Перспектывы. Матэрыялы 9-й Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. Вып. 9 / Рэдкал.: С. В. Дубовік (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2007. – С. 369–371.

4. Шимолин, В. И. Церковная пресса Беларуси на этапах истории / В. И. Шимолин // Личность-Слово-Социум: материалы VII Междунар. науч.-практич. конф., 11–12 апреля 2007 г. – Минск: Паркус плюс, 2007. – Ч. 1 – С. 70–71.

5. Шимолин, В. И. «Минские епархиальные ведомости»: неизвестные страницы / В. И. Шимолин // Вести Ин-та соврем. знаний. – 2007. – № 1. – С. 20–24.

6. Шимолин, В. И. «Минские епархиальные ведомости» в фондах Национально-исторического архива Беларуси» / В. И. Шимолин // Архивы и делопроизводство. – 2007. – № 2. – С. 108–112.

7. Шимолин, В. И. Культурное возрождение белорусов в контексте публикаций «…Епархиальных ведомостей» (вторая половина XIX – начало ХХ в.). / В. И. Шимолин // Религия и общество-2: актуал. проблемы соврем. религиоведения; сб. науч. тр. / Могилев. гос. ун-т.; под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В.Дьяченко. – Могилев, 2007. – С. 156–158.

8. Шимолин, В. И. Укрепление православия в публицистике белорусских епархиальных ведомостей (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) / В. И. Шимолин // «Беларусь: государство, религия, общество»: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск-Жировичи, Гродненская обл., Минская Духовная Академия имени Святителя Кирилла Туровского, 7 июня 2007 г. / редкол.: Минск, 2007. – С. 95–98.

9. Шимолин, В. И. «Минские епархиальные ведомости» в период Гражданской войны и интервенции / В. И. Шимолин // Мінск і мінчане: дзесяць стагоддзяў гісторыі (да 940-годдзя горада) / Рэдкал. А. А. Каваленя [і інш.]. – Мінск: Беларус. Навука, 2008. – С. 351–355.

10. Шимолин, В. И. Добродетели православной христианской жизни в епархиальной печати Северо-Западного края (конец – начало ХХ в.) / В. И Шимолин // Журналістыка – 2008: стан, праблемы і перспектывы. Матэрыялы 10-й Міжнароднай навукова-практычнай канференцыі. Минск, 11–12 дек. 2008 г. / БГУ; редкол.: С. В. Дубовик. Минск, 2008. – С. 53–55.

11. Шимолин, В. И. Жанры публикаций епрахильных ведомостей Северо-Западного края (вторая половина XIX – начало XX в.) / В. И. Шимолин // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2009. – № 4. – С. 105–107.

12. Шимолин, В. И. Проблема русского языка в публицистике белорусских епархиальных ведомостей второй половины XIX – начала ХХ в. / В. И. Шимолин // Русский язык в контексте культуры: сб. науч. статей / Под общ. ред. Т. Г. Михальчук. – Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. – С. 104–107.

13. Шимолин, В. И. Епархиальные периодические издания в развитии духовной культуры белорусов (вторая половина XIX – начало ХХ вв.): автореф. дис. …к-та филол. наук: 10.01.10 / В. И. Шимолин; Беларус. гос. ун-т. – Минск, 2010. – 21 с.

14. Шимолин, В. И. Духовные ценности православия в культуре белорусского народа. Системный анализ белорусских епархиальных ведомостей второй половины XIX – начала ХХ в.: монография / В. И. Шимолин. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 159 с.

15. Шимолин, В. И. У истоков белорусской печати: епархиальные ведомости второй половины XIX – начала ХХ в. / В. И. Шимолин. – Минск: БГУ, 2010. – 199 с.

16. Говін, С. В. Гісторыя беларускай журналістыкі (1563–1917 гг.) / С. В. Говін. – Мінск: Беларус. дзярж. ун-т, 2003. – 98 с.

17. Говін, С. В. Канфесійны друк у Беларусі: вучэб.-метад. комплекс для студэнтаў фак. журналістыкі / С. В. Говін. – Мінск: БДУ, 2008. – 288 с.

18. Жарская, Н. В. «Епархиальные ведомости» ў электроннай бібліятэцы Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі / Н. В. Жаркская // Материалы V Международных книговедческих чтений «Электронные библиотеки и ликвидация информационного неравенства». – Минск, 8–9 октября 2009. – С. 203–210.

19. Жарская, Н. В. Епархіяльныя ведамасці з калекцыі «Перыядычны друк Беларусі другой паловы XVIII ст. – 1917 г.» у электроннай бібліятэкі Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі // Н. В. Жарская. – Здабыткі: дакументальныя помнікі на Беларусі / Нацыянальная бібліятэка Беларусі; складальнікі: Л. Г. Кірухіна, К. В. Суша. – Мінск: Нацыянальная бібіліятэка Беларусі, 2010. – Вып. 12. – С. 194–208.

20. Епархиальные ведомости // Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Т. 6 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і. інш.]. – Мінск: БелЭН, 1998. – С. 391.

21. Хронологический и систематичекий указатель статей, напечатанных в «Минских епархиальных ведомостях» (1868–1879 гг.): в 2 ч. / Сост. свящ. Иларион Пастернацкий. – Минск: Паровая типо-литография Б. И. Соломонова, 1889. – Ч. 1: Официальная. – 258 с.; Ч. 2: Неофициальная. – 156 с.

22. Довгялло, Д. И. Материалы для истории местной Витебской прессы. А. Духовный орган / Д. И. Довгялло. – Витебск: Губерн. типолитогр., 1899. – 82 с.

23. Козак, А. Систематический библиографический указатель «Литовских епархиальных ведомостей» с 1863 по 1877 гг. / А. Козак. – Жировичи, 2002. – 315 с.

24. Капинский, В. Систематический библиографический указатель «Литовских епархиальных ведомостей» с 1878 по 1887 гг. / В. Капинский. – Жировичи, 2002. – 265 с.

25. Доронин, Д. Систематический библиографический указатель «Литовских епархиальных ведомостей» с 1888 по 1902 гг. / Д. Доронин. – Жировичи, 2003. – 347 с.

26. Беляцкий, В. Систематический библиографический указатель «Литовских епархиальных ведомостей» с 1903 по 1916 гг. / В. Беляцкий. – Жировичи, 2003. – 244 с.

27. Дубяга, В. Систематический библиографический указатель «Минских епархиальных ведомостей» с 1898 по 1907 гг. / В. Дубяга. – Жировичи, 2004. – 249 с.

28. Стреха, М. Систематический библиографический указатель «Минских епархиальных ведомостей» с 1908 по 1920 гг. / М. Стреха. – Жировичи, 2004. – 199 с.

29. Нецветаев, А. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Православной Церкви в Белоруссии: диссерт. …канд. богосл. / А. Нецветаев. – Жировичи, 2003. – 131 с.

30. Чистяков, П. Церковно-краеведческая проблематика епархиальных ведомостей, издававшихся в Беларуси во второй половине XIX, начале XX столетий: диссерт. …канд. богосл. / П. Чистяков. – Жировичи, 2004. – 295 с.

31. Чистяков, П. «Гродненские епархиальные ведомости» / П. Чистяков // Православная энциклопедия. – Т. 13 // Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. – С. 166–167.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 сентября, понедельник

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и иже с ним.

Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

3/16 сентября, понедельник

Седмица 14-я по Пятидесятнице. Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).

Св. Фивы диакониссы (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354).

Сщмчч. Пимена, еп. Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, прмч. Мелетия Голоколосова (1918); сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); сщмч. Николая Сущевского пресвитера (1923); сщмч. Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа Марченко пресвитера (1929); сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).

Писидийской иконы Божией Матери (VI).

Смотреть все

Каталог TUT.BY