Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Епархиальные ведомости 1863–1920 гг. на территории Беларуси в отечественной историографии

Распечатать


Статья Римко О. Г., аспирантки кафедры историко-культурного наследия Беларуси Республиканского института высшей школы (г. Минск), посвящена исследованию епархиальных ведомостей, издававшихся в 1863–1920 гг. на территории Беларуси 

Представлен анализ отечественной историографии относительно исследования епархиальных ведомостей, издававшихся в 1863–1920 гг. на территории Беларуси. Рассмотрены работы В. И. Шимолина, Г. В. Говина, М. Н. Жарской по изучению епархиальных ведомостей в области филологии, журналистики и библиотечного дела, а также исследования отечественных ученых-богословов А. Нецветаева и П. Чистякова. Благодаря этим работам мы можем ознакомиться с возникновением и функционированием православной печати на территории Беларуси в обозначенный период, с историческими предпосылками зарождения епархиальных изданий, со становлением и развитием системы епархиальной периодической печати Беларуси. Однако эти исследования не позволяют нам в полной мере представить всю ценность белорусских епархиальных ведомостей как исторического источника, так как в настоящий момент отсутствуют исследования ученых-историков в данной области.

Введение

Официальный печатный орган православной церкви на территории Северо-Западного края Российской империи начал функционировать с 1863 г., когда в свет вышел первый номер «Литовских епархиальных ведомостей». Далее подобные издания появляются и в остальных четырех белорусских епархиях: Минской – «Минские епархиальные ведомости» в 1868 г., Полоцкой – «Полоцкие епархиальные ведомости» в 1874 г., Могилевской – «Могилевские епархиальные ведомости» в 1883 г., Гродненской – «Гродненские епархиальные ведомости» в 1901 г. Все епархиальные ведомости, издававшиеся на территории Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ в., содержат достаточно ценные материалы по церковной истории и этнографии, по общественной, политической, религиозной и культурной жизни края в указанный период. Кроме статей церковно-исторического и краеведческого содержания в них было также опубликовано огромное количество редчайших исторических документов, описана деятельность многочисленных приходов, монастырей, братств, представлена жизнь других конфессий (католической, иудейской и др.).

В настоящее время ученые из различных областей знания активно обращаются к обозначенным материалам при написании научно-исследовательских работ, статей и монографий, но, несмотря на это, в отечественной историографии отсутствуют работы, посвященные рассмотрению белорусских епархиальных ведомостей в качестве ценного исторического источника, почти полностью сохранившегося в фондах архивов и библиотек Беларуси и России.

Основная часть

Все работы и статьи, тем или иным образом посвященные исследованию формы, структуры, истории издания и изучению информационного поля епархиальных ведомостей 1863–1920 гг. на территории Беларуси, написаны специалистами в области филологии, журналистики и библиотечного дела.

Так, в качестве основных работ можно выделить исследования доцента кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета В. И. Шимолина. Данный исследователь достаточно давно занимается изучением церковной периодической печати на территории Беларуси, о чем свидетельствуют его публикации в рамках данной проблематики: «Епархиальная печать в культурном пространстве Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ в.)» [1], «“Белые пятна” в истории “…Епархиальных ведомостей”» [2], «Православная периодика и школьное образование в Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ в.)» [3], «Церковная пресса Беларуси на этапах истории» [4], «“Минские епархиальные ведомости”: неизвестные страницы» [5], «“Минские епархиальные ведомости” в фондах Национально-исторического архива Беларуси» [6], «Культурное возрождение белорусов в контексте публикаций “…Епархиальных ведомостей” (вторая половина XIX – начало ХХ в.)» [7], «Укрепление православия в публицистике белорусских епархиальных ведомостей (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.)» [8], «“Минские епархиальные ведомости” в период Гражданской войны и интервенции» [9], «Добродетели православной христианской жизни в епархиальной печати Северо-Западного края (конец – начало ХХ в.)» [10], «Жанры публикаций епархиальных ведомостей Северо-Западного края (вторая половина XIX – начало XX в.)» [11], «Проблема русского языка в публицистике белорусских епархиальных ведомостей второй половины XIX – начала ХХ в.» [12].

В своих статьях автор освещает причины появления в Беларуси епархиальной прессы, говорит о том, что данная тема и до настоящего времени изучена недостаточно полно, указывает на особенности публикаций каждого комплекта газеты, на значимость епархиальных ведомостей и т. д. В качестве основного фактора, послужившего появлению на наших землях церковных периодических изданий, он называет «необходимость укрепления идеологического влияния российского самодержавия, поскольку окончательный раздел Речи Посполитой в 1795 г. и присоединение значительной ее территории к Российской империи имели далеко идущие социально-политические последствия. Огромная страна приобрела вместе с новыми землями и населением и новые социально-экономические, политические, конфессиональные и национальные проблемы. Своеобразной силой, которую использовало царское правительство в борьбе за умы и сердца присоединенного к России населения, являлась церковная пресса» [1, с. 85]. Однако, на наш взгляд, не следует все однозначно приписывать только политико-идеологической составляющей в деле создания епархиальных изданий. Православная церковь во второй половине XIX в. продолжала оставаться в Российской империи одним из главных общественных институтов, который должен был не столько проводить официальную политику самодержавия, сколько контактировать с населением края как официальная религиозная структура, информировать верующих о событиях церковной жизни, осуществлять нравственно-воспитательную и социальную функции посредством публикации и распространения проповедей и назидательных статей, а также материалов по медицине, этнографии и т. п. В целом, акцент в статьях В. И. Шимолина смещен на образовательную, краеведческую и публицистическую темы, представленные материалами белорусских епархиальных ведомостей. О греко-униатской проблеме, достаточно широко представленной в ведомостях, автор не сообщает.

Также авторству В. И. Шимолина принадлежит система периодизации истории епархиальных ведомостей на территории Беларуси. Он выделяет три основных периода в издании епархиальных ведомостей: 1) 1864–1881 гг. – епархиальные ведомости «практически полностью владели информационным пространством Беларуси, идеологически активно влияли на формирование взглядов читателей, пропагандировали духовные ценности православия»; 2) 1881–1905 гг. – ведомости потеряли, по мнению автора, монополию на идеологическом пространстве, т. к. в стране появляются издания буржуазно-демократической направленности; 3) 1905–1917 гг. – авторы статей, публикуемых в ведомостях, «стремились осмыслить происходящие события (революции, Русско-японская и Первая мировая войны. – Авт.), дать им объективное толкование, подсказать России выход из тупика… аргументированному анализу подвергаются социалистические теории, доказывается их абсурдность» [4, c. 70–71]. Данная периодизация в полной мере отражает особенности развития церковной периодической печати Беларуси второй половины XIX – начала ХХ в.

8 апреля 2010 г. состоялась защита кандидатской диссертации В. И. Шимолина на тему «Епархиальные периодические издания в развитии духовной культуры белорусов (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)» [13]. В своей работе автор отмечает, что епархиальные ведомости Северо-Западного края существенно отличались от российских и тематикой и содержанием. В первой главе автор исследует возникновение и функционирование православной печати на территории Беларуси; изучает исторические предпосылки зарождения епархиальных изданий; показывает становление и развитие системы епархиальной периодической печати Беларуси. Основная же часть работы, представленная второй и третьей главами, содержит изучение духовных ценностей православия, их теологической и светской трактовки, аксиологического аспекта православной периодики, ее жанровой специфики и идейно-тематического содержания, а также жанров публикаций епархиальных ведомостей, проблемы языка в публицистике епархиальных изданий и публицистической направленности их материалов.

По результатам защиты диссертации В. И. Шимолиным была опубликована монография под названием «Духовные ценности православия в культуре белорусского народа. Системный анализ белорусских епархиальных ведомостей второй половины XIX – начала ХХ в.» [14], которая состоит из двух глав. Наибольший интерес из них для нас представляет, прежде всего, первая глава под названием «Создание православной печати на территории Беларуси (вторая половина XIX в.)», в которой автор рассказывает об исторических предпосылках организации епархиальных газет, а затем и о создании системы епархиальной печати.

Кроме того, в 2010 г. вышло еще одно издание этого автора «У истоков белорусской печати: епархиальные ведомости второй половины XIX – начала ХХ в.» [15]. Книга состоит из трех глав, рассматривающих возникновение и функционирование православной печати на территории Беларуси, православие как идейную основу епархиальных периодических изданий, а также жанровое и идейно-тематическое содержание епархиальных ведомостей.

Прочие исследования в рамках данной темы представлены небольшими статьями в сборниках конференций и краткими заметками на страницах учебников и учебно-методических комплексов по истории журналистики: «Гісторыя беларускай журналістыкі (1563–1917 гг.)» [16], «Канфесійны друк у Беларусі» [17], «“Епархиальные ведомости” ў Электроннай бібліятэцы Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі» [18], «Епархіяльныя ведамасці з калекцыі “Перыядычны друк Беларусі другой паловы XVIII ст. – 1917 г.” Электроннай бібліятэкі Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі» [19].

Необходимо отметить, что сведения по епархиальным ведомостям в учебно-методических комплексах под авторством Г. В. Говина [9; 10] крайне скудны. Автор основное внимание уделяет истории самого издания, его периодичности, структуре, редакторам и т. п., практически оставляя за пределами исследования тематику опубликованных в ведомостях статей и информационное поле издания.

В публикациях Н. В. Жарской [18; 19], напротив, уделяется большое внимание не только структуре и периодичности издания, но и их тематическим особенностям, делается крайне важное замечание о том, что епархиальные ведомости «могуць стаць каштоўнай факталагічнай крыніцай па гісторыі нашага краю акрэсленага перыяду» [19, с. 194–195]. Также автор указывает на степень сохранности экземпляров ведомостей и на причины отсутсвия некоторых номеров издания в библиотечных фондах Беларуси.

Небольшая информационно-справочная статья под названием «Епархиаильные ведомости» размещена в «Беларускай энцыклапедыі» [20].

В отличие от официальной белорусской историографии отечественные ученые-богословы значительно больше уделили внимания епархиальным ведомостям как историческому источнику.

Исследование периодической церковной прессы в среде духовенства началось уже в конце XIX в., когда в 1889 г. появилась работа священника Иллариона Пастернацкого «Хронологический и систематический указатель статей, напечатанных в “Минских епархиальных ведомостях” (1868 – 1897 гг.)» [21]. В 1899 г. известный белорусский историк, архивист и археограф Д. И. Довгялло издает свои «Материалы для истории местной Витебской прессы» [22].

Первая публикация представляет собой систематизированное перечисление статей, содержащихся в «Минских епархиальных ведомостях» за 1868–1897 гг., что позволяет исследователю значительно сократить временные затраты для поиска нужных материалов.

Работа Д. И. Довгялло – это полноценный очерк истории организации и издания епархиальных ведомостей в Полоцкой епархии. Автор большое внимание уделяет предварительному проекту образования «Полоцких епархиальных ведомостей» в 1863–1864 гг., указывает те причины, которые вынудили епархиальное духовенство на значительный срок (до 1874 г.) отложить издание «Полоцких епархиальных ведомостей», рассказывает о финансовой стороне вопроса, об инициаторах, создателях и редакторах ведомостей. Автор также указывает на то, что законом вовсе не было предусмотрено обязательное издание епархиальных ведомостей, как, например, это было в случае с губернскими ведомостями, что в очередной раз опровергает теорию о том, что епархиальные ведомости были едва ли не «стратегическим идеологическим оружием» российских властей на присоединенных территориях. Если бы руководство Российской империи таким образом относилось к данному периодическому изданию, то священнослужителям и прихожанам не приходилось бы в течение многих лет собирать средства на организацию своей газеты, просить у государства материальной помощи и поддержки, как это происходило, в частности, с «Полоцкими епархиальными ведомостями», о чем пишет в своей работе Д. И. Довгялло.

С начала ХХ в. и до 1990-х гг., так же как и в официальной светской историографии, прекращаются исследования епархиальной прессы и в церковной среде. В наибольшей степени этому способствовали определенные политические и социальные изменения в государстве, связанные с Первой мировой войной, революциями 1917 г. и приходом к власти большевиков, в результате чего церковь оказалась в гонимом положении, а все ее официальные печатные органы и издания были запрещены и на долгое время объявлены псевдо- и лженаучными источниками информации.

Начиная с 1989 г., когда с празднованием 1000-летия крещения Руси, происходило полноценное духовное и религиозное возрождение в обществе, стал пробуждаться интерес к тем историческим источникам, которые были представлены православными периодическими изданиями. В Беларуси повышение внимания к исследованию епархиальных ведомостей в церковно-богословской среде наблюдается в 2002–2004 гг., в течение которых был написан целый ряд работ, касающихся систематизации статей, изучения истории издания и тематического поля газеты.

Так, в 2002–2003 гг. состоялась защита дипломных проектов выпускников Минской духовной семинарии: Козака Андрея «Систематический библиографический указатель “Литовских епархиальных ведомостей” с 1863 по 1877 гг.» [23], Капинского Виталия «Систематический библиографический указатель “Литовских епархиальных ведомостей” с 1878 по 1887 гг.» [24], Доронина Дениса «Систематический библиографический указатель “Литовских епархиальных ведомостей” с 1888 по 1902 гг.» [25] и Беляцкого Виталия «Систематический библиографический указатель “Литовских епархиальных ведомостей” с 1903 по 1916 гг.» [26]. Следущие работы, но уже по систематизации статей «Минских епархиальных ведомостей», были написаны в 2004 г. Дубяго Виталием «Систематический библиографический указатель “Минских епархиальных ведомостей” с 1898 по 1907 гг.» [27] и Стреха Михаилом «Систематический библиографический указатель “Минских епархиальных ведомостей” с 1908 по 1920 гг.» [28]. Данные дипломные работы повторили и продолжили труд И. Пастернацкого, упомянутого нами выше. Не случайно В. Дубяга начал систематизацию статей «Минских епархиальных ведомостей» с 1898 г., на которой остановился его предшественник в конце XIX в.

Более серьезные и существенные работы по исследованию епархиальных ведомостей принадлежат кандидатам богословия священникам А. Нецветаеву и П. Чистякову. В 2003 г. состоялась защита кандидатской диссертации А. Нецветаева на тему «“Литовские епархиальные ведомости” как источник по истории Православной Церкви в Белоруссии» [29]. Автор охарактеризовал сущность представленных в «Литовских епархиальных ведомостях» исторических, археографических и источниковых материалов по истории западнорусской церкви Х – начала ХХ в., попытался показать роль греко-католической церкви на наших землях, а также раскрыть специфику изменений, произошедших за это время в православной церкви. А. Нецветаев подробно описывает содержание каждой опубликованной в «Литовских епархиальных ведомостях» статьи, интерпретирует мнение ее автора, делает самостоятельные выводы. В частности, исследователь согласен с мнением большинства авторов, публиковавшихся на страницах обозначенных ведомостей, что униатство «насаждалось насильно, с помощью государственной власти, и нигде не встречало искренней симпатии… Православная Церковь и после 1596 г…. противостояла напору католицизма посредством братств, некоторых православных магнатов, талантливых духовных писателей-полемистов» [29, с. 118]. Также А. Нецветаев говорит о пагубном влиянии унии на существование Речи Посполитой, т.к. она вносила в жизнь данного государства нестабильность и в конечном итоге привела к его гибели. Автор дает позитивную оценку борьбе православных священников с восстанием 1863–1864 гг.: «…православное духовенство сыграло важную роль в сопротивлении и локализации восстания 1863–1864 гг., сплотив русские силы в Северо-Западной Руси и явив из своего числа мучеников» [29, с. 120]. Будучи православным человеком по убеждению и священником по роду своей деятельности, А. Нецветаев занимает исключительно православную позицию, однако многие из его выводов могут вызвать множество противоречий в отечественной историографии, особенно со стороны историков, поддерживающих унию и католичество.

Труд П. Чистякова «Церковно-краеведческая проблематика епархиальных ведомостей, издававшихся в Беларуси во второй половине XIX, начале XX столетий» [30] посвящен истории издания, структуре и редакторам епархиальных ведомостей, а также исследованию их материалов по вопросам церковного краеведения по следующим направлениям: «Храмы и церковная жизнь», «Монастыри и их роль в религиозно-нравственном состоянии народа», «История и деятельность православных братств и обществ», «Духовные учебные заведения, училища, церковно-приходские школы и школы грамоты», «Местночтимые святые, чудотворные иконы и иные святыни», «Проблематика церковной унии и инославной пропаганды», «Выдающиеся церковные и общественные деятели Беларуси». В заключение автор делает сравнительный анализ епархиальных ведомостей, издававшихся на территории Беларуси во второй половине XIX – начале XX в., указывает о приоритетных направлениях публикуемых в них материалов. Работа П. Чистякова схожа с диссертацией предыдущего автора по стилю изложения и подходу к обработке материала: также как и А. Нецветаев, П. Чистяков детально излагает содержание каждой статьи помещенной в епархиальных ведомостях.

Авторству П. Чистякова также принадлежит статья в «Православной энциклопедии» под названием «Гродненские епархиальные ведомости» [31].

Заключение

Таким образом, можно говорить о том, что отечественная светская историография на сегодняшний момент не располагает работами, посвященными исследованию епархиальных ведомостей, издававшихся на территории Беларуси с 1863 по 1920 гг., в качестве исторического источника. Наиболее значимым автором, затронувшим в своих исследованиях проблематику ведомостей, стал В. И. Шимолин. Благодаря его работам мы можем в полной мере ознакомиться с возникновением и функционированием православной печати на территории Беларуси, с историческими предпосылками зарождения епархиальных изданий, со становлением и развитием системы епархиальной периодической печати Беларуси. Однако эти сведения не позволяют нам в полной мере представить всю ценность белорусских епархиальных ведомостей как исторического источника.

Данный пробел в некоторой степени помогают восполнить работы белорусских ученых-богословов А. Нецветаева и П. Чистякова, посвященных рассмотрению именно информационно-тематического поля издания. Также существенно облегчить труд исследователя могут работы И. Пастернацкого и выпускников Минской духовной семинарии, представляющие собой так называемые «росписи» статей по «Минским и Литовским епархиальным ведомостям».

Литература:

1. Шимолин, В. И. Епархиальная печать в культурном пространстве Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ в.) / В. И. Шимолин // Веснік БДУ. Серыя 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – №3. – Мінск, 1998. – С. 84–88.

2. Шимолин, В. И. «Белые пятна» в истории «…Епархиальных ведомостей» / В. И. Шимолин // Журналістыка – 2006: тэорыя, практыка, творчасць: тез. докл. 8-й Міжнароднай навукова-практычнай канференцыі, прысвечанай 85-годдзю Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Минск, 1–2 дек. 2006 г. / редкол.: С. В. Дубовик. – Минск: БГУ, 2006. – С. 242–244.

3. Шимолин, В. Православная периодика и школьное образование в Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ в.) / В. Шимолин // Журналістыка – 2007: надзенныя праблемы. Перспектывы. Матэрыялы 9-й Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. Вып. 9 / Рэдкал.: С. В. Дубовік (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2007. – С. 369–371.

4. Шимолин, В. И. Церковная пресса Беларуси на этапах истории / В. И. Шимолин // Личность-Слово-Социум: материалы VII Междунар. науч.-практич. конф., 11–12 апреля 2007 г. – Минск: Паркус плюс, 2007. – Ч. 1 – С. 70–71.

5. Шимолин, В. И. «Минские епархиальные ведомости»: неизвестные страницы / В. И. Шимолин // Вести Ин-та соврем. знаний. – 2007. – № 1. – С. 20–24.

6. Шимолин, В. И. «Минские епархиальные ведомости» в фондах Национально-исторического архива Беларуси» / В. И. Шимолин // Архивы и делопроизводство. – 2007. – № 2. – С. 108–112.

7. Шимолин, В. И. Культурное возрождение белорусов в контексте публикаций «…Епархиальных ведомостей» (вторая половина XIX – начало ХХ в.). / В. И. Шимолин // Религия и общество-2: актуал. проблемы соврем. религиоведения; сб. науч. тр. / Могилев. гос. ун-т.; под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В.Дьяченко. – Могилев, 2007. – С. 156–158.

8. Шимолин, В. И. Укрепление православия в публицистике белорусских епархиальных ведомостей (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) / В. И. Шимолин // «Беларусь: государство, религия, общество»: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск-Жировичи, Гродненская обл., Минская Духовная Академия имени Святителя Кирилла Туровского, 7 июня 2007 г. / редкол.: Минск, 2007. – С. 95–98.

9. Шимолин, В. И. «Минские епархиальные ведомости» в период Гражданской войны и интервенции / В. И. Шимолин // Мінск і мінчане: дзесяць стагоддзяў гісторыі (да 940-годдзя горада) / Рэдкал. А. А. Каваленя [і інш.]. – Мінск: Беларус. Навука, 2008. – С. 351–355.

10. Шимолин, В. И. Добродетели православной христианской жизни в епархиальной печати Северо-Западного края (конец – начало ХХ в.) / В. И Шимолин // Журналістыка – 2008: стан, праблемы і перспектывы. Матэрыялы 10-й Міжнароднай навукова-практычнай канференцыі. Минск, 11–12 дек. 2008 г. / БГУ; редкол.: С. В. Дубовик. Минск, 2008. – С. 53–55.

11. Шимолин, В. И. Жанры публикаций епрахильных ведомостей Северо-Западного края (вторая половина XIX – начало XX в.) / В. И. Шимолин // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2009. – № 4. – С. 105–107.

12. Шимолин, В. И. Проблема русского языка в публицистике белорусских епархиальных ведомостей второй половины XIX – начала ХХ в. / В. И. Шимолин // Русский язык в контексте культуры: сб. науч. статей / Под общ. ред. Т. Г. Михальчук. – Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. – С. 104–107.

13. Шимолин, В. И. Епархиальные периодические издания в развитии духовной культуры белорусов (вторая половина XIX – начало ХХ вв.): автореф. дис. …к-та филол. наук: 10.01.10 / В. И. Шимолин; Беларус. гос. ун-т. – Минск, 2010. – 21 с.

14. Шимолин, В. И. Духовные ценности православия в культуре белорусского народа. Системный анализ белорусских епархиальных ведомостей второй половины XIX – начала ХХ в.: монография / В. И. Шимолин. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 159 с.

15. Шимолин, В. И. У истоков белорусской печати: епархиальные ведомости второй половины XIX – начала ХХ в. / В. И. Шимолин. – Минск: БГУ, 2010. – 199 с.

16. Говін, С. В. Гісторыя беларускай журналістыкі (1563–1917 гг.) / С. В. Говін. – Мінск: Беларус. дзярж. ун-т, 2003. – 98 с.

17. Говін, С. В. Канфесійны друк у Беларусі: вучэб.-метад. комплекс для студэнтаў фак. журналістыкі / С. В. Говін. – Мінск: БДУ, 2008. – 288 с.

18. Жарская, Н. В. «Епархиальные ведомости» ў электроннай бібліятэцы Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі / Н. В. Жаркская // Материалы V Международных книговедческих чтений «Электронные библиотеки и ликвидация информационного неравенства». – Минск, 8–9 октября 2009. – С. 203–210.

19. Жарская, Н. В. Епархіяльныя ведамасці з калекцыі «Перыядычны друк Беларусі другой паловы XVIII ст. – 1917 г.» у электроннай бібліятэкі Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі // Н. В. Жарская. – Здабыткі: дакументальныя помнікі на Беларусі / Нацыянальная бібліятэка Беларусі; складальнікі: Л. Г. Кірухіна, К. В. Суша. – Мінск: Нацыянальная бібіліятэка Беларусі, 2010. – Вып. 12. – С. 194–208.

20. Епархиальные ведомости // Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Т. 6 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і. інш.]. – Мінск: БелЭН, 1998. – С. 391.

21. Хронологический и систематичекий указатель статей, напечатанных в «Минских епархиальных ведомостях» (1868–1879 гг.): в 2 ч. / Сост. свящ. Иларион Пастернацкий. – Минск: Паровая типо-литография Б. И. Соломонова, 1889. – Ч. 1: Официальная. – 258 с.; Ч. 2: Неофициальная. – 156 с.

22. Довгялло, Д. И. Материалы для истории местной Витебской прессы. А. Духовный орган / Д. И. Довгялло. – Витебск: Губерн. типолитогр., 1899. – 82 с.

23. Козак, А. Систематический библиографический указатель «Литовских епархиальных ведомостей» с 1863 по 1877 гг. / А. Козак. – Жировичи, 2002. – 315 с.

24. Капинский, В. Систематический библиографический указатель «Литовских епархиальных ведомостей» с 1878 по 1887 гг. / В. Капинский. – Жировичи, 2002. – 265 с.

25. Доронин, Д. Систематический библиографический указатель «Литовских епархиальных ведомостей» с 1888 по 1902 гг. / Д. Доронин. – Жировичи, 2003. – 347 с.

26. Беляцкий, В. Систематический библиографический указатель «Литовских епархиальных ведомостей» с 1903 по 1916 гг. / В. Беляцкий. – Жировичи, 2003. – 244 с.

27. Дубяга, В. Систематический библиографический указатель «Минских епархиальных ведомостей» с 1898 по 1907 гг. / В. Дубяга. – Жировичи, 2004. – 249 с.

28. Стреха, М. Систематический библиографический указатель «Минских епархиальных ведомостей» с 1908 по 1920 гг. / М. Стреха. – Жировичи, 2004. – 199 с.

29. Нецветаев, А. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Православной Церкви в Белоруссии: диссерт. …канд. богосл. / А. Нецветаев. – Жировичи, 2003. – 131 с.

30. Чистяков, П. Церковно-краеведческая проблематика епархиальных ведомостей, издававшихся в Беларуси во второй половине XIX, начале XX столетий: диссерт. …канд. богосл. / П. Чистяков. – Жировичи, 2004. – 295 с.

31. Чистяков, П. «Гродненские епархиальные ведомости» / П. Чистяков // Православная энциклопедия. – Т. 13 // Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. – С. 166–167.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частицы св. мощей свт. Филиппа, митр. Московского, блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских и прпп. Анатолия, в Ближних пещерах, и Анатолия затворника, в Дальних пещерах Печерских, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652).

Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (458).

Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).

Смотреть все

Каталог TUT.BY