Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Отрасль славная от рода Владимира равноапостольного…

Распечатать

Проповедь клирика Спасо-Евфросиниевского монастыря протоиерея Иоанна Гаврильчика, произнесенная в день памяти преподобной Евфросинии 5 июня 2014 года в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря.

Преподобная Евфросиния Полоцкая, память которой мы сегодня торжественно празднуем, жила в XII веке. Большинство исследователей относят ее рождение к 1101–1108 гг. Преподобная почила о Господе 23 мая (5 июня) 1173 года.

Закончилось первое тысячелетие христианства, которое оставило нам оформившееся догматическое учение Церкви, отточенное богодухновенной богословской мыслью святых Отцов и утвержденное Великими Вселенскими Соборами. Христианская Церковь вступила во второе тысячелетие как с тяжелым испытанием – произошел Великий церковный раскол 1054 года, так и с великой радостью – в X веке была крещена Русь. Можно по праву сказать, что с крещения Руси начинается история русской культуры. Свои характерные черты восточнославянская культура приобрела только тогда, когда христианство сменило собой язычество. Христианская Церковь становится просветительницей новокрещенного государства, и в этом ее поддерживает великокняжеская власть. Летописец сравнивает князя Владимира с пахарем, который «распахал сердца людей, просветив их крещением», а его сына Ярослава с сеятелем, который «засеял их книжными словесами». Из варварской страны на краю цивилизации вдруг появилась держава с мировой религией и культурой. В это время промыслом Божиим было определено на Полоцкой земле явиться избранному сосуду Божию – святой Евфросинии Полоцкой. «Радуйся, отрасль славная от рода Владимира равноапостольнаго», – поется в акафисте. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, жила спустя почти сто лет после просвещения нашего отечества светом христианской веры. Она происходила из рода святого равноапостольного князя Владимира и была дочерью Полоцкого князя Святослава-Георгия, младшего сына Полоцкого владетельного князя Всеслава Брячиславича. Монашеское подвижничество и сосредоточенность позволяли святой Евфросинии во всей глубине постигать книжную премудрость. Но духовное просвещение было неотъемлемо у нее от деятельной любви к людям, от милосердия. Деньги, полученные от продажи книг, написанных ею самой и нанятыми писцами, она втайне раздает нищим. В каноне преподобной Евфросинии труды ее по переписке книг поэтично уподобляются дальнему плаванию. «Издалеча собирающи Божественное богатство, яко далече ходяй корабль, борзописчими персты добре писала еси…», – говорится в 7-й песни. Этим собранным богатством Преподобная щедро делилась со всеми.

Знавший высоту ее служения и подвижничества епископ Полоцкий Илия получил однажды, согласно Житию, от Ангела Божия подтверждение того, что «почивает Дух Святый на ней», и указание поставить Евфросинию во главе отдельной обители в Сельце, под Полоцком, на то место, в котором мы сейчас милостью Божией находимся. Обитель Преподобной постепенно росла и множилась. В ней приняла постриг сестра Евфросинии – Градислава, реченная Евдокией, и ее двоюродная сестра, дочь князя Бориса – Звенислава, в постриге получившая имя Евпраксия. Сестер своей обители преподобная Евфросиния «с прилежанием» обучает грамоте. Но просветительские труды преподобной Евфросинии имели также высокое духовное значение. Молитва и суровые аскетические подвиги соединялись у нее с радостью просвещения ближних. Свет духовный и свет одухотворенного знания преподобная несла всем ищущим их, утверждая в вере себя и других. По словам канона святой, она «на разумнем камени храмину неподвижиму создала». Видимым образом этой храмины явился построенный в обители по мысли и усердием преподобной замечательный Спасо-Преображенский храм. По единодушному мнению историков русской архитектуры, он является вершиной полоцкого зодчества и одним из высших достижений древнерусской архитектуры. В 1161 году в новопостроенный храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, сделанный замечательным полоцким мастером-ювелиром Лазарем Богшей.

Помимо Спасского монастыря, преподобная Евфросиния построила Богородицкий мужской монастырь. Он также был предметом особого ее попечения. Для этого монастыря по настоятельной просьбе преподобной, Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг прислал икону Богоматери. Она была великолепным списком с прославленной Эфесской чудотворной иконы, которую предание приписывало святому евангелисту Луке.

При всех своих заботах по устроению монастырей и просвещению родной Полоцкой земли преподобная Евфросиния не забывала, однако, о распрях и нестроениях – той «тьме разделения», которая все более покрывалась Русь. «Не бо хотяше видети кого которающаяся, – говорит Житие, – ни князя со князем, ни болярина с болярином, ни от простых кого со своим другом, но всех хотящих имети яко едину душу». Словом наставления, о котором как «о даре Бога» говорит жизнеописатель, преподобная примиряла многих. О том же была и непрестанная молитва подвижницы. Эту молитву на склоне своих дней она хотела вознести у величайших святынь Святой Земли, всегда неизменно привлекавших наших благочестивых предков. Оставив свой монастырь под духовным руководством своей сестры Евдокии, преподобная вместе со своим братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией отправляется в далекое паломничество. По дороге в Константинополь ее встречает и с почетом принимает император Мануил Комнин. Поклонившись святыням Царьграда и получив благословение патриарха на паломничество в Иерусалим, святая Евфросиния устремляется ко Гробу Господню. «Прими дух мой от мене во святом граде Твоем Иерусалиме и пресели мя в вышний град Твой Иерусалим», – молится преподобная Евфросиния, чувствуя свою скорую кончину. Двадцать четыре дня в болезни, в смирении и молитве к Богу провела она в монастыре в Иерусалиме и «мая в 24 день иде в покой небесный». Преподобная была погребена сопровождавшими ее родственниками в Феодосиевом Богородицком монастыре близ Лавры преподобного Саввы Освященного, рядом с матерью святого Саввы и святого Феодосия. Впоследствии мощи ее были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а оттуда в 1910 в Полоцк. Преподобная вернулась в свою обитель спустя восем веков.

Сегодня в этот праздничный день отдельно хочется сказать о том, что преподобная Евфросиния оставила нам удивительное духовное наследие, чем внесла неоценимый вклад в развитие древнерусского искусства, – это построенная ею Спасская церковь с фресковой росписью. В Полоцкой обители этот год – особый. Трудами реставраторов в Спасо-Преображенском храме полностью открыта фресковая роспись XII века. Это важное событие не только в истории Полоцкой земли, но и всей Святой Руси. Нашему взору предстали стены храма, росписью которых руководила сама Преподобная. Эта фресковая роспись как будто послание всем нам от святой угодницы. Это великое событие нам всем предстоит ещё осмыслить, и мы должны себя к этому подвигнуть. Дивная программа росписи храма свидетельствует о масштабе личности преподобной Евфросинии, ее духовности, высоком интеллекте. Ее богатый и духовно прекрасный внутренний мир запечатлелся на стенах Спасской церкви. Сквозь изображения боговдохновенных ликов святых преподобная говорит сегодня с нами о духовности, жизни вечной, о подлинном и настоящем. На языке «богословия в красках» она обращается к нам сегодня со своим словом. Постараемся же его услышать, понять и принять. Постараемся через житие преподобной Евфросинии, деятельность увидеть тот божественный свет, которым просветил ее возлюбивший ее Господь.

Спасо-Преображенская церковь построенная в ΧΙΙ веке и полностью сохранившаяся до наших дней, несмотря на все тяжелые испытания, которым подвергалась Полоцкая земля на протяжении девяти веков – чудо Божие, символ духовной твердости и несгибаемости Полоцкой земли перед всеми вызовами времени и преходящих искушений, земли, которая находится под покровительсвом преподобной Евфросинии, великой святой, чью любовь к Богу мы можем созерцать сегодня также в виде, говоря на современном языке, шедевров мирового искусства. Аминь.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 ноября, среда

Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших. Прп. Лазаря Галисийского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Всенощное бдение с литией.

Частица св. мощей мч. Феофила, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

7/20 ноября, среда

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обретение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Смотреть все

Каталог TUT.BY