Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

К истории Полоцкого женского Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Статья протоиерея Георгия Шавельского об истории восстановления Спасо-Евфросиниевского монастыря в 1841 году и открытии женского епархиального Спасо-Евфросиниевского училища в 1844 году


К истории Полоцкого женского Евфросиниевского монастыря

В настоящее время, когда внимание всей православной России устремлено на преподобную Евфросинию, торжественно шествующую по Днепру на место своих земных подвигов, в родной свой Полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь, должно быть интересно всякое сообщение, касающееся как жизни и подвигов великой подвижницы, так и истории основанной ею обители, теперь готовящейся встретить свою первую игумению и постоянную свою небесную покровительницу.

Основав близ Полоцка, на Сельце, обитель во имя Всемилостиваго Спаса, преподобная Евфросиния, как известно, около 40 лет настоятельствовала в ней. После преставления преподобной обитель ее продолжала существовать. Бывали у нее свои радости, бывали и свои печали, но особенно тяжелым для нее оказался 1563 год. В этом году Иоанн IV с большим войском двинулся против литовцев, поставив первой целью взять г. Полоцк, как пункт, очень важный в торговом отношении по связи его чрез Двину с Ригой. Услышав о приближении Грознаго царя, монахини Спасскаго монастыря разбежались и уже не возвращались в монастырь. Между тем 31-го января Полоцк был осажден, а 15-го февраля сдался. Полоцкий воевода Довойна, пользовавшийся большою благосклонностью короля, и Полоцкий епископ были отосланы в Москву; их имущество, казна королевская, именья панов и купцов богатых были отобраны; жиды потоплены в Двине[1]. Спасский монастырь разделил участь города. Грозный захватил монастырское имущество, драгоценности, богатую утварь и денежные вклады, а церковная святыня, крест преподобной Евфросинии, был передан в Софийский собор.

В 1579 году Полоцк перешел в руки Батория. Последний передал Спасский монастырь со всеми его имениями и зданиями иезуитам, которые церковь обратили в костел, а самый монастырь сделали летней резиденцией своих генералов. Монастырь находился в руках иезуитов до самого изгнания их из России, а затем до 1832 года принадлежал пиарам. В этом же году, по представлению князя Хованскаго, Высочайше повелено было передать церковь Спаса от пиар в ведение Могилевскаго и Витебскаго епископа Гавриила, назначить нужную сумму для необходимых в ней исправлений, снабдить ее утварью и ризницею и определить к ней причт, что и было исполнено. Устроенная церковь была освящена 7-го августа 1833 года[2]. С этого времени и церковь и монастырские имения находились в ведении православного епархиального начальства до перемещения в 1839 году центра православной Полоцкой епархии в Витебск.

Когда же, кем и как была восстановлена Спасо-Евфросиниевская обитель?

Преосвященный Василий Лужинский, бывший архиепископ Полоцкий, всецело приписывает себе как идею восстановления обители, так и осуществление этой идеи[3]. Это не совсем верно. В настоящем деле он был только осуществителем задуманного другими. Дело так происходило. По перемещении древле-православной кафедры из Полоцка в Витебск, в 1839 году, Полоцкая консистория представила преосвященному Исидору свое мнение, чтобы церковь и здание в Спас-Юровичах назначить для помещения женской Евфросиньевской обители, вместо поступившаго в Полоцкое епархиальное ведомство для этой цели Побернардинскаго монастыря, а в зданиях этого монастыря поместить уездные и приходские духовные училища с бурсою для них; каменную же церковь его сделать приходскою для задвинских жителей и приписать к ней деревянную Богословскую. Извещенный об этом преосвященным Исидором в конце декабря 1839 года, преосвященный Василий с радостью ухватился за предложение. «Это мнение, – писал он, – вполне согласно с обстоятельствами местными, ибо торжественное возобновление древнейшего и драгоценнейшего памятника богоугодных намерений и целей преподобной Евфросинии, основательницы на сем месте обители, сколько бы послужило бы в честь нашей православной Церкви, столько же и в похвалу от туземцев, возобновляющих священно-религиозную древность»[4].

Весь дальнейший труд открытия и устройства обители и преодоление всех, встретившихся на пути к осуществлению задуманного, препятствий, всецело принадлежали преосвященному Василию. Первое затруднение, с каким он встретился тут, было отсутствие в епархии каких бы то ни было средств на этот предмет, тогда как средства требовались большие. Преосвященный Василий исходатайствовал у Государя себе и ректору семинарии, Филарету (Малишевскому, впоследствии епископу Нижегородскому) отпуск на 11/2 месяца (с 15 июля по 1-е сентября 1841 г.) на поездку в Москву с крестом преподобной Евфросинии[5], для сбора пожертвований на устройство обители.

С великою радостью встретила древнеправославная Москва святой крест преподобной Евфросинии. Преосвященному Василию и его спутнику много было оказано почета и уважения и со стороны митрополита и со стороны московских граждан, но пользы для дела получилось немного: так как вопрос о восстановлении монастыря не был еще решен окончательно высшею властью, то вся сумма (около 40 тысяч рублей), собранная от совершения молебствий у креста преподобной, когда тот находился в Московских соборах, поступила в пользу духовенства тех соборов, на дело же Полоцкой епархии достались крохи, – всего четыре тысячи ассигнациями[6]. Из Москвы преосвященный Василий направился в Петербург. Здесь ему посчастливилось. Собрано было, кроме множества разных церковных вещей[7], 9.495 рублей 92 к.[8] и все это, по Высочайшему повелению, поступило на восстановление обители[9]. Скоро затем, 18 октября последовало Высочайшее соизволение на восстановление монастыря, а затем 14 ноября и синодальный указ, которым определялось именоваться этой обители Полоцким Спасо-Евфросиниевским монастырем и «при будущем распределении воссоединенных монастырей иметь оный в виду для первого класса»; вместе с этим разрешалось устройство зданий на пожертвованные деньги[10]. Немедленно же после этого были отремонтированы старые и отстроены новые здания, отделаны церкви[11], и весною Полоцкия базилианки были переведены в новую обитель, а 23 мая 1842 г. состоялось перенесение главной святыни – креста преподобной из Софийскаго собора в монастырскую церковь. Богослужение, начавшееся в 11 часов утра и закончившееся в 8 часов вечера было обставлено редкою торжественностью: в нем участвовало, кроме преосвященнаго Василия, 2 архимандрита и 50 священников[12]; присутствие при богослужении властей гражданских и военных, воспитанников и преподавателей всех учебных заведений, наконец, множество народа дополняло торжество. Торжество произвело большой подъем духа в народе. «Некоторые военные и статские чиновники г. Витебска со своими семействами, – доносил преосвященный Василий Синоду, – приезжали и приходили пешком в Полоцк на назначенный день; исповедовались и приобщались Святых Таин и многие другие. Даже раскольники г. Полоцка и окрестностей его не только присутствовали в соборе при богослужении и сопровождали крестный ход, но и поклонялись святому кресту»[13].

Устроив монастырь с внешней стороны, преосвященный Василий занялся внутренним его устройством. Для занятия должности настоятельницы он пригласил монахиню Можайскаго Спасо-Бородинскаго монастыря Евфросинию Дегтяреву и, когда та согласилась, испросил ей разрешение и благословение митрополита Филарета. Вместе с новою настоятельницею прибыли 2 послушницы – Филарета и Мефодия и были приняты в число сестер обители[14]. Новая настоятельница, пробыв не более года, скончалась. Преосвященный Василий избрал на ее место известную своим добрым поведением и добрым влиянием на воссоединенных монахинь, настоятельницу Оршанского монастыря Клавдию Щепановскую, и она была назначена по его ходатайству[15]. Заботясь об устройстве в монастыре хора, преосвященный Василий упросил в 1843 г. преосвященного Исидора, епископа Могилевского, отпустить из Оршанского монастыря известных своим знанием церковного и итальянского пения и всего чина богослужения трех монахинь – Филарету, Феофанию и Евдокию Быковскую, которые скоро и прибыли в Полоцк[16]. Чтобы создать лучший контингент монахинь, он запретил принимать в число сестер лиц крестьянского сословия[17]. Наконец, чтобы во всех мелочах урегулировать жизнь восстановленного монастыря, преосвященный Василий выработал для него особый устав. При составлении последнего преосвященный руководился и тем соображением, что в новом монастыре как одном из воссоединенных, должна соблюдаться та же дисциплина, какая соблюдалась в подобных ему обителях до воссоединения, и в то же время она не должна противоречить общим правилам, существующим для всех девичьих православных монастырей, – словом, в своем уставе он примирил и совместил два устава для женских монастырей – униатский и православный[18].

Жизнь новой обители, таким образом, была урегулирована, обитель продолжала пользоваться постоянным вниманием своего восстановителя и быстро развиваться; вскоре после воссоздания своего, она стала центром женского духовного образования в Полоцкой епархии.

Положение духовенства Полоцкой земли в отношении воспитания своих дочерей в пору униатства было положительно печально. Духовной женской школы в крае не было. Священникам поэтому приходилось избирать одно из двух: или дома учить своих дочерей, или отдавать их в светские пансионы и училища, находившиеся в руках католиков. Первое было очень затруднительно, второе – далеко небезопасно. Воспитание, получаемое в девичьих монастырях римского обряда, часто оказывало самое нежелательное влияние на духовных девиц: последние, вышедши из школы, нередко стыдились своего звания и, гнушаясь прародительским исповеданием, принимали латинский обряд. Между тем, они должны были стать помощницами пастырей не только в частной жизни, но и во влиянии на народ. Помочь такому горю решились в 1837 году инспектор семинарии Малишевский и учители Ив. Слиборский, Андрей Копацынский и Ильдефонс Говорский. Составив устав для женского духовного училища, с четырехлетним курсом, и представив его преосвященному Василию, они просили последнего ходатайствовать об открытии девичьего пансиона при монастыре Полоцких базилианок. Составители проекта обязывались при этом назначенные для преподавания предметы: катехизис, священную историю, русскую историю, русский и французский языки, географию, арифметику, чистописание и рисование, читать на русском языке, причем добавляли, что «внушать в нежные сердца воспитанниц любовь к своему греческому вероисповеданию и истинную приверженность к престолу они считают священнейшим своим долгом». Преосвященный Василий с восторгом отозвался на предложение, но ходатайство его о разрешении открыть пансион, и отпустить средства, хотя бы на содержание в нем десяти девиц, было отклонено греко-униатскою коллегией «по невозможности отделить нужные суммы для покрытия издержек по означенному предложению»[19]. Осуществить задуманное хотя и в гораздо меньших размерах, преосвященному Василию удалось только спустя семь лет после этого, по восстановлении Спасской обители. В 1843 году он поручил ректору семинарии архимандриту Филарету выбрать из среды монахинь новой обители способных для преподавания наук применительно к правилам, изложенным в Именном Высочайшем указе об учреждении образцового училища для девиц духовного звания в С.-Петербурге, и, когда такие были избраны, 17-го июля 1844 года, в 12 часов дня, после благодарственного молебна, училище было открыто архимандритом Филаретом и начато учение при 13 ученицах, из коих только три пользовались пособием по 15 р. в год[20].

1-го октября того же года преосвященным Василием поручено было преподавание Закона Божия духовнику[21], русской всеобщей истории и географии – Евфросиния Сербинович, чтения и пения на русском языке, русской грамматики, арифметики, чистописания и рисования – Аркадии Тейкер и церковного пения – Филарете и Феофании, а для усовершенствования в нотном пении велено было ходить на один час в каждую неделю воспитаннику семинарии[22]. В 1845 году здесь воспитывалась уже 21 девица; тесное монастырское здание уже не вмещало всех, желающих получить образование. На собранные жертвы преосвященным Василием был выстроен для училища дом; Синод же назначил ежегодную субсидию в 500 рублей[23]. Было положено, таким образом, прочное начало дальнейшему развитию училищной жизни. Конечно, оно было недостаточно, чтобы вместить всех, ищущих школьных плодов, духовных девиц Полоцкой епархии, но важно было и то, что оно могло приютить хотя некоторых из них.

Теперь Спасо-Евфросиньевская обитель накануне своей славы. Имя преподобной Евфросинии было тем именем, которое никогда не сходило с уст западно-русских верующих людей. Последние видели в ней свою небесную покровительницу, к ней спешили мысленно и в горе и в радостях. Любовь к преподобной переносилась и на основанную ею обитель: доселе Спасо-Евфросиньевская обитель в известные дни собирала в своих стенах тысячи богомольцев, спешивших приложиться к Кресту преподобной и помолиться на месте ее земных подвигов. С того же времени, как преподобная почиет в обители, обитель сосредоточит на себе взоры и думы всех верующих людей. И станет она для края благодатным источником, к которому бесконечною цепью потянутся все жаждущие обновиться духом у раки с нетленными мощами сильной верой, духом и молитвой великой подвижницы и укрепиться исходящею чрез нее Божественною благодатию.

Прот. Г. Ш.

Шавельский Г., прот. К истории Полоцкаго женскаго Евфросиньевскаго монастыря // Прибавления к церковным ведомостям. 1910. №18. С. 772–777.



[1] «История России» С. М. Соловьева кн. II стр. 191. Спб. Изд. Товар. «Обществ. польза».

[2] Арх. Св. Cин. Рукоп. № 267, л. 93 – 95.

[3] «Записки» преосв. Василия Лужинскаго, стр. 201 – 218.

[4] Арх. канц. еписк. Полоц. Проток. № 31, 1841 г.

[5] Арх. Пол. дух. конс., дело № 153, нач. 12 июля 1841 г.

[6] «Записки» пр. Василия, стр. 206.

[7] Кроме церковных облачений, сосудов и пр., тут были чайныя и столовыя ложечки, кресты, жемчуг, цепочки, орденские знаки и пр.

[8] Указанная сумма пожертвований затем увеличилась новыми, которыя посылались в последующее время благотворителями из Москвы и Петербурга. Кроме того, в 1842 г. ректор семинарии снова путешествовал в Москву за сбором и собрал там 3.152 р. 34 к. серебром (Арх. канц. еп. Полоцк. Книга входящих бумаг за 1842 г., № 448).

[9] II. д. к. Дело № 84. Нач. 29 октября 1841 года, л. 1 – 2.

[10] Там же, лист 10 – 11.

[11] В «Записках» пр. Василий подробно говорит об этом.

[12] Канц. еп. Полоц. Книга входящих бумаг за 1842 г. 26 мая. В «Записках» преосвящ. Василий говорит, что было всего 26 духовных лиц.

[13] Там же.

[14] II Д. К. № 377, нач. 30 октября 1842 г.

[15] «Записки» м. Иосифа Семашки, т. II, стр. 217.

[16] Канц. еп. Полоц. Наст. реестр 1843 г., 10 февраля, № 304.

[17] Там же.

[18] По составленному преосвященным Василием уставу требовалось: 1) чтобы учреждена была в обители кляузура во всей ея строгости, как она существовала ранее в монастырях возсоединенных; 2) чтобы ни под каким видом не было дозволяемо посетителям, и особенно мужескаго пола, входить к монахиням в их кельи, – да и женскому полу дозволять вход только с осмотрительною разборчивостью со стороны настоятельницы, без ведома коей никто не должен посещать монахинь, – а иметь для сего общую комнату; 3) чтобы воспрещен был всем городским посетителям вход в монастырские сады, огороды и на двор, за церковь; 4) чтобы отделен был внутри обители двор церковно-монастырский от двора хозяйственно-монастырскаго для наблюдения опрятности, приличной столь святому месту; 5) чтобы все без изъятия монахини не выходили из монастыря ни по своим, ни по монастырским надобностям и не увольнялись бы самою настоятельницею куда-либо на сторону без особаго на то разрешения епископа; 6) чтобы для большаго благолепия в богослужениях усовершенствован был хор певческий из самих же монахинь; 7) чтобы не дозволялось священникам, без ведома и согласия местнаго духовника, совершать в монастырской церкви божественныя литургии, петь молебнов и отправлять прочия молитвословия, также строго наблюдать; 8) чтобы издержки по монастырю делаемы были настоятельницею по утвержденному Св. Синодом расписанию; 9) чтобы все монахини, и особенно возсоединенныя, довольствуемы были пищею в достаточном количестве и добраго качества; 10) чтобы за общею трапезою читались поучительныя беседы свв. Отец или жития Святых, для чего и выписать на счет остатков от штатной суммы Христианское Чтение, Воскресное Чтение, Творения свв. Отец (первое стоит 7 р. 64 к. с., второе 20 р. ассиг., третье 5 р. сер.), 11) чтобы Св. Крест всегда оставался на верху за замком и не был выносим вниз иначе, как разве по особому предварительному разрешению благочиннаго, и то самим священником-духовником, в случае тяжкой болезни которой -либо из монахинь, для ея духовнаго утешения, на краткое время; 12) чтобы наблюдаемо было непрерывно, особенно ночью, заботливое хранение Креста и монастыря; 13) чтобы по поводу хранимой в церкви монастыря столь великой святыни всякое, даже и малейшее, покушение на воровство в монастыре было не медля доводимо до сведения благочиннаго с строгим взысканием за противное; 14) чтобы доносили благочинному о пожертвованиях; 15) чтобы вид древней церкви не был ни в чем нарушаем, ни внутри, ни снаружи, и чтобы соблюдались в ней и ея утвари величайшая чистота и опрятность; 16) чтобы монахини наблюдали в церкви особенное и примернейшее благоговение, не допуская ни разговоров, ни оглядований, ни шатательств, но молились бы все с довлеющею всем отшельницам набожностию, стояли неподвижно и клали поклоны, особенно во время самых важнейших действий божественной литургии; 17) чтобы учреждена была надлежащая отчетность в свечной и книжной продаже и самая продажа вверена была бы благонадежному лицу под личною ответственностью настоятельницы. Для успеха же в продаже книжек с рисунками Креста пр. Евфросинии сбавить цену оных, согласно с волею издателя, до 1 р. за экземпляр; 18) чтобы никакая в монастыре переделка и приобретения для монастыря не начинались и не предпринима­лись без разрешения благочиннаго; 19) всего же более, чтобы настоятельница безпрекословно исполняла всякия приказания благочиннаго и была бы ему также во всем покорна, как вправе требовать от своих подчиненных; 20) чтобы она сама назидала монахинь и делом и словом на мирные монашеские подвиги так, чтобы все они находили в ней достойный подражания образ кротости, иноческой простоты, воздержания и благородства в поступках; 21) чтобы все требуемое 124 – 127, 135 пунктами консисторскаго устава было бы в точности исполняемо; 22) чтобы без ведома архипастыря никто настоятельницею не был принимаем как из мирянок в число послушниц или резиденток, ни из приезжающих из других монастырей монахинь на долгое пребывание в Евфросиньевской обители; 23) чтобы, наконец, сделан был теперь же отчетный выбор монахинь и послушниц для воспитания и обучения малолетних девиц чтению, духовному пению, Закону Божию, географии, истории и рукоделиям при том монастыре, при котором скоро и непременно имеет открыться девичья школа, в коей на первый раз будут содержаться сироты духовнаго звания на счет сумм, имеющихся в распоряжении Полоцкаго Попечительства. (Арх. Канц. Еп. Пол., реестр № 20, 1843 г. 26 апр., № 800).

[19] Арх. II. Д. К. № 66, 1837 г.

[20] Преосвященный предписал епарх. попечительству оказать остальным пособие, а в 1845 г. просил Синод назначить из духовно-училищных капиталов штатный оклад на полное содержание 20 сирот, для каждой по 30 руб. и для 10 – половинный, по 15 руб.

[21] В помощь ему была назначена Евфр. Сербинович.

[22] Арх. II. Д. К. № 547, нач. 25 октября 1843 г.

[23] Арх. Св. Син. рукоп. № 267, л. 97 – 98.

Встреча крест. хода с мощами прп. Евфросинии

Икона прп. Евфросинии

Спасо-Евфросиниевский монастырь

Крестный ход с мощами прп. Евфросинии

Крестный ход с мощами прп. Евфросинии

Софийский собор в г. Полоцке

Мощи прп. Евфросинии в Киеских пещерах

 Спасо-Евфросиниевский монастырь

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

13/26 июня, среда

Мц. Акилины. Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частица св. мощей прп. Александры Дивеевской, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

13/26 июня, среда

Мц. Акилины (293). Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Прп. Александры Дивеевской (1789).

Прпп. Андроника (1395) и Саввы (XV) Московских. Мц. Антонины (284–305). Прпп. Анны (826) и сына ее Иоанна (IX).

Сщмч. Алексия Архангельского пресвитера (1918); мц. Пелагии Жидко (1944).

Смотреть все

Каталог TUT.BY