Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Днесь светло красуется древний град Полотск божественным сокровищем Креста Господня…

Распечатать

Днесь светло красуется древний град Полотск

божественным сокровищем Креста Господня…

В 1161 году, по благословению святой игумении Евфросинии, мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил для Спасской церкви Полоцкого девического монастыря воздвизальный Крест.

Этот Крест представлял собой ковчег, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона, капля крови великомученика Димитрия Солунского.

Евфросиниевский Крест был шестиконечный, высота его составляла около 52 сантиметров. Он имел кипарисовое основание, обитое 22 золотыми и 20 серебряными с позолотой пластинами, украшенными изысканным орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмалевыми иконками. Лазарь Богша в совершенстве владел приемами византийской техники перегородчатой эмали: тончайшими перегородками он «написал» на Кресте образы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых.

Крест-ковчег, изготовленный для Спасской церкви, являлся не только шедевром искусства Древней Руси, но и памятником письменности XII века. Краткая надпись на его оборотной стороне сообщала имя создателя реликвии: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса, и Офросиньи». На боковых сторонах Креста была помещена надпись-завещание преподобной Евфросинии: «Да не изнесется из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати. Аще се кто преслушаеть, изнесеть его из манастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий».

Несмотря на столь грозный запрет, уже на рубеже XII–XIII веков, в период междоусобиц между Полоцким и Смоленским княжествами, Евфросиниевский Крест был вывезен в Смоленск, где находился впоследствии около трех столетий. «Некогда… меж себя смоляне и полочане воевахуся, и тот крест честный смоляне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же… благочестивый государь князь великий Василий Иванович всеа Руси вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот крест обновити велели, украсити, и… взя с собою»[1]. Когда в 1514 году великий князь Василий III покорил Смоленск, Крест был отправлен в Москву в царскую казну. Поход царя Иоанна IV Грозного на Полоцк в 1563 году вернул древнему Спасскому монастырю его святыню. Готовясь к осаде и штурму города, Иоанн Грозный взял с собой Евфросиниевский Крест и затем, одержав победу и убоявшись слов завещания, начертанных на Кресте, оставил святыню в Полоцкой девической обители. Первое документальное упоминание о Евфросиниевском Кресте имеется в Никоновской, или Патриаршей, летописи под 7071 (1563) годом именно в связи с событиями Ливонской войны.

В 1579 году Полоцк завоевал польский король Стефан Баторий. Желая распространить влияние католицизма в белорусских землях, Стефан Баторий издал привилей, согласно которому все местные православные храмы и монастыри, а в их числе и древняя обитель «у церкви Спаса», переходили в ведение католического ордена иезуитов. Православные, желая сохранить свою святыню, заблаговременно перенесли Крест в Софийский собор. Однако уже в 1596 году, в связи с принятием Брестской унии, Софийский собор был передан униатам, которые тогда же завладели и Крестом. Во время Отечественной войны 1812 года Евфросиниевский Крест, для большей безопасности, хранился в стене Софийского собора – в нише, наглухо замурованной кирпичом.

В феврале 1839 года в Полоцкой Софии был подписан соборный акт о воссоединении западнорусских униатов с Православной Церковью. Спустя два года Преосвященный Василий (Лужинский), епископ Полоцкий и Витебский, памятуя предсказание преподобной о том, что возрождение ее обители последует «через Крест», совершил с Евфросиниевским Крестом путешествие в Москву и Санкт-Петербург. В обеих столицах святыне были оказаны особые почести. Кроме того, благодаря усердию многих доброхотных жертвователей, Преосвященному удалось собрать средства, необходимые для восстановления Спасского монастыря. По возвращении из Петербурга Крест некоторое время находился в Софийском соборе. В мае 1842 года, в день памяти преподобной Евфросинии, он был перенесен в Спасо-Преображенскую монастырскую церковь и положен в келии преподобной, на хорах храма.

В 1921 году, в период проведения кампании по изъятию церковных ценностей, Евфросиниевский Крест был реквизирован из Спасской обители и передан в Полоцкий финотдел, а затем – в Минск, где некоторое время находился в Белорусском государственном музее. В 1929 году святыню перевезли в Могилевский краеведческий музей. Спустя несколько лет в здании музея, где оставался сейф с экспонатами, среди которых находился и Евфросиниевский Крест, разместились Могилевский обком и горком партии. В июле 1941 года Могилев был занят немецкими войсками, и сейф с ценностями эвакуировать не успели. Есть предположение, что сейф был вскрыт немцами, а его содержимое вывезено заграницу. Однако некоторые могилевские старожилы сообщают о том, что в июле 1941 года в здание Могилевского обкома партии вошла группа людей в форме НКВД, которые ключом открыли сейф и, упаковав находившиеся там ценности в заранее подготовленные мешки, отбыли в неизвестном направлении. Существуют и другие мнения, но достоверно известно то, что в годы Великой Отечественной войны древняя святыня Полоцкой земли исчезла бесследно.

Работы по воссозданию Евфросиниевского Креста начались спустя полвека, в 1992 году, в Бресте. В августе 1994 года, с целью собирания святынь для Креста, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет с группой паломников, в числе которых находился и мастер-ювелир Н. П. Кузьмич, посетил Святую Землю. Блаженнейший Диодор, Патриарх Иерусалимский и всея Палестины, преподав благословение богоугодному и спасительному начинанию, передал Его Высокопреосвященству частицу Животворящего Древа, камни от Гроба Господня и от Гроба Божией Матери. Кипарисовое основание Креста было освящено Патриаршим Экзархом Белорусской Церкви на Гробе Господнем, на Голгофе, на Гробе Пресвятой Богородицы, у мощей преподобного Феодосия Великого. По возвращении в Беларусь, работы по воссозданию святыни продолжились: мастеру Н. П. Кузьмичу удалось приблизиться к технологии времен Лазаря Богши и раскрыть секрет создания древних византийских перегородчатых эмалей.

В 1997 году, в канун праздника Воздвижения, воссозданный Евфросиниевский Крест был торжественно принесен в Полоцкий Спасский монастырь. Третий визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Беларусь, состоявшийся в сентябре 1998 года, был приурочен также к празднованию Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Святейший паломник за всенощным бдением в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре совершил чин воздвижения Креста, созданного по образу и подобию древней святыни.

23 июня 2001 года Крест, доставленный на несколько дней из Полоцка в Брест, в кафедральном городском соборе в честь преподобного Симеона Столпника был вложен в ставротеку, изготовленную Н. П. Кузьмичом по авторской разработке. Освящение ставротеки также совершил Святейший Патриарх Алексий II, посетивший в те дни белорусскую землю.

В настоящее время воссозданный Евфросиниевский Крест хранится в алтаре Спасо-Преображенского монастырского храма. По воскресным дням, по окончании молебного пения в честь преподобной Евфросинии, святыня износится для поклонения верующих.

Священный Синод Белорусской Православной Церкви решением от 24 сентября 1998 года учредил новую награду – орден Креста Преподобной Евфросинии Полоцкой. Эта высокая награда впервые была вручена Святейшему Патриарху Алексию II «во внимание к трудам на благо Церкви Христовой».

Сестры Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.

«Православный паломник». 2009 г. № 6 (49).



[1] ПСРЛ. 1965. Т. 13. С. 347.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 ноября, среда

Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших. Прп. Лазаря Галисийского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Всенощное бдение с литией.

Частица св. мощей мч. Феофила, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

7/20 ноября, среда

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обретение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Смотреть все

Каталог TUT.BY