Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Монашество и его служение миру

Распечатать

Доклад сделан послушницей Ольгой Быховцовой,
насельницей Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря,
на конференции, посвященной созданию Браславского скита
и 100-летию Нарбутовской лечебницы в Браславе в 2007 году

Монашество и его служение миру

Свтятитель Игнатий Брянчанинов писал о том, что между христианами, живущими в монастырях и христианами, живущими в миру, существует теснейшая нравственная связь. Так, общий упадок нравственности в среде мирян, безусловно, приводит к ослаблению духовной жизни в обителях. Напротив, благочестивая ревность иноков является мощным стимулом к возрождению христианской жизни в среде мирян.

В первые века существования Церкви христиане, желавшие проводить жизнь в нестяжании, непрестанной молитве, и посте, не имели нужды в том, чтобы покидать свои общины, т. к., по слову апостола, «у множества уверовавших тогда было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». Тогда настолько ощутимо было действие благодати и настолько сильна ревность о Господе в среде христианской, что многие христиане, жившие среди мира, имели бдагодатные дарования Святого Духа: дар пророчества, дар чудотворений, дар исцелений. Кроме того, непрерывные гонения служили сильнейшим фактором нравственного очищения христианских общин, в которых не было номинальных христиан, были лишь те, кто ставил истину выше своей жизни.

В последующие века, когда христианству была дана льгота, и государство стало ему покровительствовать, церковные ворота широко распахнулись для потока самых различных людей. Охладел дух ревности, христиане в городах и селах стали вдаваться во многие житейские попечения. Тогда те, кто желал проводить строгую жизнь, неуклонно следовать за Христом, стали удаляться подальше от человеческих селений в пустыни. Пустыня стала естественным убежищем и пристанищем, не возмущаемым соблазнами, для тех, кто желал сохранить и развить в себе христианство во всей его силе.

В конце первой половины IV в. преп. Макарий Великий основал жительство безмолвников в дикой пустыне Скит, недалеко от Александрии, отчего такое жительство получило название скитского, а монастыри, устроенные для этого жительства, – названия скитов.

Какое влияние пустынники, безмолвники, люди, оставившие все то, чем так дорожит мир, могли иметь на живущих в мире? Уже один взгляд на отрешенную от всего земного жизнь иноков давал мирским людям чувствовать, чего требует от христианина его небесное звание, и где его истинное Отечество. Духовная мудрость святых подвижников привлекала к ним множество людей, чаявших наставления и утешения. Со всех пределов римского мира стекались ревнители благочестия видеть чудную жизнь пустынников. Собрания деяний и изречений египетских отцов стали учебными книгами и руководством в духовной жизни для христиан всех времен. Высокая жизнь иноков приводила в удивление самих язычников и была для них доказательством святости христианства. Так, прп. Антоний Великий одним своим появлением в Александрии, по свидетельству свт. Афанасия, обратил к вере христианской столько же язычников, сколько в другое время их обращалось в год.

На Руси первейшей хранительницей «небесного огня», полученного в Таинстве Крещения, явилась Киево-Печерская Лавра, в стенах которой просияли сонмы святых, и которая находилась у самого корня «древа государства Российского». Один из известных исследователей истории русского монашества называет монашество «ипостасью Древней Православной Руси», ибо именно оно соделало Русь поистине Святой. Подавляющее большинство угодников Божиих, канонизированных Русской Православной Церковью, послужило Господу именно в иноческом звании, многие провели в этом звании существенную часть своей жизни.

Монастыри в Древней Руси по праву пользовались величайшим уважением и авторитетом в народе, начиная от простых крестьян и заканчивая главой государства – великим князем. В монастырях заключались мирные договоры, игумены были миротворцами враждовавших, примиряя соперников и разрешая взаимные обиды.

В игуменство прп. Феодосия произошла вражда между русскими князьями. Два брата, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский пошли войной на старшего своего брата – христолюбивого Киевского князя Изяслава, изгнали его из Киева, и сами заняли город. Святослав стал княжить в Киеве. Прп. Феодосий неоднократно обличал его письменно и перед вельможами, приходившими в монастырь, а впоследствии и сам ходил к князю, напоминая ему о страхе Божием и о любви к брату. В конце концов, своевольному князю пришлось склониться перед духовной властью святого.

Жизнь первоначального киево-печерского иночества была как бы духовным эталоном для жизни всей христианской Руси. Сокровища православного духа, накопленные здесь, постепенно становились достоянием всего народа. Очень справедливо немецкий историк Гетц называет Киево-Печерскую Лавру духовным и культурным центром всей домонгольской Руси. Так, зарождение русской иконописи связано с именем инока Печерской обители Алипия. Известен и еще один иконописец домонгольской Руси – прп. Григорий Печерский. Своими летописцами Русь также имела богомудрых монахов – чудотворцев и подвижников. Прп. Нестор Печерский считается создателем летописи – одного из первых оригинальных жанров зарождавшейся русской литературы. Вообще, вся древнерусская письменность вышла из монастырской среды. Не будет преувеличением сказать, что задача формирования национального сознания Древней Руси, главным образом и в первую очередь, решалась иночеством.

Насколько велико было влияние Киево-Печерской Лавры не только в среде народной, но и в среде представителей светской власти, можно судить по тому факту, что монастырю неизменно покровительствовали великие князья Изяслав, Святослав, Всеволод I, Владимир Мономах, руководствовавшиеся в своих действиях советами печерских отцов. Многие русские князья и княгини принимали иночество на склоне лет. Лучшим выражением любви, которую питали к монастырям на Руси, служат известные слова свт. Симона, постриженника Лавры, писавшего: «Я бы рад оставить епископство и служить игумену. По всей земле этой собирает десятину и всем владеет наша худость… Но всю эту славу и власть я вменил бы в прах, если бы привел мне Бог хоть колом торчать за вратами или сором валяться в монастыре Печерском и быть попираему людьми…».

Духовной преемницей Киево-Печерской Лавры после вторжения на Русь монголо-татар и разорения Киева явилась Лавра Троице-Сергиева. При очевидном возвышении Москвы в XIVв. над прочими городами, в гражданском и церковном отношении, монашество в России, которое казалось поверженным под всесокрушающим мечом татарским, вновь восстало в лице прп. Сергия. О духовной роли прп. Сергия и его обители в деле возрождения Руси прекрасно сказал известный литератор русского зарубежья Б. Зайцев: «Он, по природе, вовсе не был политиком ни по церковной, ни по государственной части. Но вся его жизнь и жизнь Лавры переплетена с судьбой Руси того времени…».

Сначала Троицкая обитель, основанная прп. Сергием, терпела во всем великую скудость. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков полусгнившего хлеба, собственноручно поставил сени в келии одного брата. Но вскоре рядом с обителью Преподобного начали селиться крестьяне, стремившиеся жить поближе к монастырскому храму и получать духовную поддержку в обители. Средства монастыря возрастали и, по примеру Киево-Печерской Лавры, Троицкая обитель стала раздавать богатую милостыню, принимать больных и странных.

Нельзя не сказать о вкладе Троицкого монастыря в развитие русской культуры и искусства. В стенах Троицкой обители подвизались и творили прпп. Андрей Рублев, Максим Грек, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет. С начала XV в. при Троицком монастыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги переписывались, украшались заставками, тончайшими миниатюрами. В монастыре Лавры постепенно сложилась одна из древнейших библиотек, где хранились сотни редчайших рукописей. Именно эти драгоценные древние рукописи положили начало созданию уникальной библиотеки, основной фонд которой хранится теперь в Российской государственной библиотеке в Москве.

Для Руси духовная и культурная значимость Троицкого монастыря была поистине колоссальной. Сам же прп. Сергий уже при жизни своей был главным и неоспоримым духовным авторитетом для всего народа. По благословению свт. Алексия, Преподобный ходил пешком, например, в Ростов и в Нижний Новгород, для того чтобы уговорить местных князей смириться перед князем Московским. Только Преподобному удавалось преложить их «свирепство на кротость».

Именно к прп. Сергию, Игумену земли Русской, приехал перед началом Куликовской битвы за советом и благословением благоверный князь Димитрий Донской. Победа русских над ордынцами на поле Куликовом стала одним из поворотных моментов русской истории, и у истоков этой победы стоял игумен Троицкого монастыря – прп. Сергий.

Еще при жизни святого Сергия и, особенно, после его кончины сотни учеников его разошлись по Русской земле, основывая все новые и новые монастыри. Троице-Сергиева Лавра «распространила от себя во все стороны множество новых обителей. Она охватила ими, как бы сетью, весь север Руси, соединяя его с церковным и государственным центром – Москвой».

Духовный расцвет земли Полоцкой, не пострадавшей в пору татаро-монгольского нашествия, но испытавшей лютые скорби впоследствии, во время сильнейших гонений на Православие со стороны польских королей, приходится на XI–XII вв.

XII в. стал для Полоцкой земли временем расцвета иноческой жизни. И эта пора расцвета связана прежде всего с именем прп. Евфросинии, дочери Полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Во время святительства епископа Илии прп. Евфросинии жила в маленькой келии при Софийском соборе, где проводила свои часы в молитве и переписывании книг. Преподобная своими руками переписывала книги Священного Писания, жития, патерики. Впоследствии святая Евфросиния, по повелению Ангела, основала в местечке Сельцо, близ Полоцка, Спасскую обитель, ставшую центром книжности и просвещения всей Полоцкой земли. С первых дней существования Спасского монастыря здесь создается библиотека, в основу которой легли собственноручно переписанные княжной книги. В скором времени при монастыре была открыта и школа, в которой сама игумения и приглашенные ею наставницы обучали приходивших в обитель девиц Закону Божию, чтению, письму, рукоделиям. Именно здесь находятся истоки национальной школы просвещения и учительства в Белой Руси. Из жития прп. Евфросинии (XVI в.) известно, что ею была основана не только Спасская обитель. В житие говорится, что Преподобная «всю землю Полоцкую украсила своми благолепными монастырями». По неисповедимым судьбам Божиим, эти обители не сохранились до наших дней.

Еще при жизни прп. Евфросинии ее авторитет как почитаемой всеми Игумении был настолько высок, что она могла иметь влияние на государственных деятелей, участвовать в политической жизни княжества. Так, в 1130 г. дом Полоцких князей подвергся тяжким испытаниям. По некоторым обстоятельствам они ослушались великого князя Киевского, за что были сосланы в Царьград вместе со своими семьями. Не без участия прп. Евфросинии состоялось примирение ее младшего брата Полоцкого князя Василько и Киевского князя Всеволода. Результатом этого примирения стало возвращение отца прп. Евфросинии и всех ее родственников-князей из Византии в Полоцк. Много послужила Преподобная ближним во время своей земной жизни, но, в еще большей степени, – по своей блаженной кончине. Она – предстательница пред Богом за всю Белую Русь, за всех, призывающих ее в молитвах.

Вообще, слово «монах» в переводе с греч. означает живущий уединенно или в одиночестве; монастырь — уединенное, отдельное жилище. Вместе с тем, мы можем видеть, какое влияние на протяжении всей своей истории имело монашество на жизнь мира. Монашество – не уход, не бегство от реальности, но высшее служение человечеству. Еще великий святой VI в. прп. Иоанн Лествичник говорил, что «свет монахов суть Ангелы… свет же для всех человеков – монашеское житие». Любовь и молитва – это те связующие силы, которые держат мир. Не будет любви и молитвы – мир погибнет. Архимандрит Софроний (Сахаров) говорит, что монашество – есть культура, которая не имеет себе равной в мире сем. На протяжении многих столетий духовная мощь Святой Руси невидимо созидалась теми, кто, творя непрестанную молитву, умом и сердцем пребывал в Боге. Монастыри всегда имели много точек соприкосновения с миром. Более того, они служили миру, ограждая его молитвой, окормляя духовно всех стремящихся следовать заповедям Христа. Кроме того, на Руси монастыри всегда были центрами образования и культуры. Они не только оказывались вовлеченными в национально-культурную и политическую жизнь страны, но порой играли в ней первенствующую роль.

В настоящее время в нашем Отечестве возрождаются многие закрытые и поруганные во времена советской власти обители, открываются новые монастыри и скиты. В этом виден явный знак милости Божией к нам, ибо святые отцы говорят, что пока существует монашество, будет существовать мир. Будем же обращаться молитвенно к прп. Евфросинии, покровительнице земли Полоцкой, и всем святым в земле Российской просиявшим, чтобы вновь устраиваемые иноческие обители стали духовными крепостями вновь созидаемой Святой Руси, а также надежными пристанями для многих ищущих спасения душ.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

12/25 августа, воскресенье

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й.

Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фотия и Аникиты.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

(Кресто-Воздвиженский собор)

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

12/25 августа, воскресенье

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й.

Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306).

Сщмч. Александра, еп. Команского (III). Мчч. Памфила и Капитона. Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 6 августа). Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа).

Прмчч. Белогорских: Варлаама Коноплева, Антония Арапова, Сергия Вершинина, Илии Попова, Вячеслава Косожилина, Иоасафа Сабанцева, Иоанна Новоселова, Виссариона Окулова, Михея Подкорытова, Матфея Банникова, Евфимия Короткова, Варнавы Надеждина, Гермогена Боярышнева, Аркадия Носкова, Евфимия Шаршилова, Маркелла Шаврина, Иоанна Ротнова, Сергия Саматова, Димитрия Созинова, Саввы Колмогорова, Иакова Старцева, Петра Рочева, Иакова Данилова, Александра Арапова, Феодора Белкина, Алексия Короткова и Петра (1918); сщмч. Василия Инфантьева пресвитера (1918); сщмчч. Леонида Бирюковича, Иоанна Никольского и Николая Доброумова пресвитеров (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY