Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Распечатать

К северо-востоку от Спасо-Преображенской церкви перед старым (XVIII в.) корпусом монастыря находится небольшая и, как может показаться, совершенно пустая полянка. Только небольшой деревянный крест свидетельствует, что здесь находился храм. О существовании на этом месте церкви в монастыре знали всегда, и считалось, что в XII в. она была усыпальницей князей или епископов Полоцка. В Житии святой Евфросинии сообщается, что преподобная основала монастырь в Сельце, где уже был храм, в котором были погребены полоцкие епископы.

Первая попытка найти древнюю постройку была предпринята в 1947 году архитектором Е. Ащепковым. Эти раскопки не были завершены. Поиски продолжились в 60-е гг. XX в., когда профессор Ленинградского университета, в то время один из главных специалистов по истории древнерусской архитектуры М. К. Каргер, вновь вскрыл руины храма. Оказалось, что от древней церкви сохранились не только остатки фундамента, но и значительные участки стен, достигавшие иногда высоты до 1 м.

К сожалению, до наших дней дошли только западная стена и западные части стен постройки. Алтарная апсида, как предположили исследователи, была уничтожена большой ямой овощехранилища, упоминаемой в архивных документах еще в начале XX века. Археологические раскопки показали, что храм был окружен с запада, востока и севера галереями, в которых были обнаружены расположенные под полом кирпичные склепы, поэтому в научной литературе за этой церковью закрепилось название «храм-усыпальница». К моменту раскопок в большинстве склепов погребения уже отсутствовали.

В 1976 году изучение остатков храма продолжил П.А. Раппопорт, в то время – сотрудник Ленинградского отделения Института археологии АН СССР, руководитель архитектурно-археологической экспедиции, специализировавшийся на изучении памятников архитектуры Древней Руси. В ходе новых исследований были обнаружены следы фундамента небольшого придела, расположенного на восточном окончании южной галереи храма. Работы проходили с большими трудностями. Стены и даже фундаменты придела были полностью уничтожены. Остались только рвы, образовавшиеся при выборке фундамента, заполненные поздним строительным мусором. По этим едва заметным следам и был реконструирован план сооружения.

Несмотря на большие утраты целых частей здания, исследователи смогли представить, как выглядел древний храм. Он представлял собой достаточно просторную постройку, в центре которой находился купол, поддерживаемый четырьмя столбами. Остальное пространство храма перекрывалась сводами, крестообразно примыкавшими к подкупольному квадрату. С трех сторон храм окружали галереи, служившие усыпальницами.

Церковь имела необыкновенно богатое убранство. При раскопках было найдены сотни фрагментов фресок и более двух десятков килограмм смальты – кусочков стеклянной массы использующихся для создания мозаики. Пол храма был покрыт керамическими плитками различной величины, из которых был выложен сложный цветной орнамент. Исследователи датировали постройку концом XI века.

После раскопок 1976 года руины храма были засыпаны. Как и положено при проведении археологических раскопок были выполнены подробные чертежи найденных фрагментов храма, но точно положение постройки, т.н. «привязка» была сделана по отношению к строению, которое не существует в настоящее время.

В связи с необходимостью провести благоустройство территории Спасо-Евфросиниевского монастыря возникла необходимость вновь «привязать» на местности «храм-усыпальницу». Для решения этой задачи в июле месяце 2016 года были предприняты новые археологические раскопки древнего памятника архитектуры.

На площадке, где предположительно находятся руины храма, были заложены три шурфа.

В самом большом из них 1.5х5 м. был раскрыт фрагмент западной стены центрального объема храма и участок фундаментного рва стены западной галереи. Стены церкви были сложены из тонкого византийского кирпича-плинфы размером 31х24х3.5 см. В кладках был использован особый раствор, применявшийся в Древней Руси в X–XIII вв. Он представлял собой смесь извести с «цемянкой» (мелкими фрагментами толченого кирпича) и крошкой известняка.

Плинфы укладывались в стене особым способом: в кладке чередовались ряды кирпичей, выходящие на поверхность стены, и ряды, слегка отступающие внутрь и затертые сверху слоем раствора. Такая строительная техника характерна для древнерусских построек XI в. и всех построек Полоцка XII в. Фундамент храма-усыпальницы состоял из булыжников, уложенных в ров без раствора.

В шурфе был вскрыт также край склепа, стена которого был возведена из плинфы, что указывает, что данное сооружение появилось еще в XII . Этот склеп был раскопан еще в 1964 году и погребение в нем отсутствовало.

Несмотря на то, что храм раскапывался многократно, исследования 2016 года все-таки дали новую информацию о постройке. На небольшом участке западной галереи сохранился первоначальный пол. Он состоял из слоя суглинка толщиной около 20 см., на который были положены плинфы и булыжник, залитый известково-цемяночным раствором. Сверху был нанесен еще один слой раствора с тщательно затертой поверхностью. Раствор содержал крупные фрагменты кирпичной крошки-цемянки. Такой же пол был найден в 2015 году при исследовании соседней Спасо-Преображенской церкви XII в. Возможно, что и в «храме-усыпальнице» он появился в это же время.

В других шурфах были найдены участки стен северной и южной галереи. Они были тоньше стен центрального объема храма, их толщина не превышала 60 см. Такие стены не могли держать своды. Вероятно, галереи перекрывались легкой кровлей на деревянных стропилах. Кровельным материалом служили листы свинца. Оплавленные куски свинца были найдены при раскопках 60-х гг. на многих участках галереи церкви.

Археологические работы на месте храма-усыпальницы проводятся Полоцким государственным университетом (руководитель: Магалинский И. В.) и Государственным Эрмитажем РФ (руководители: Иоаннисян О. М., Торшин Е. Н., Зыков П. Л.). В работах принимают участие студенты ПГУ и сотрудники Архитектурно-археологической экспедиции Государственного Эрмитажа.

Старший научный сотрудник Государственного 

Эрмитажа Торшин Е. Н.

01.08.16

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре



Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Археологические раскопки в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре



Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY