Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Жизненный путь Глинского старца как пример воплощения православного учения

Распечатать

Примеры жизни подвижников благочестия имеют первостепенное значение в деле православного воспитания. Если пример жизни «обычных» людей достаточно сильно влияет на сердце и волю человека, то тем более важен пример людей, свято проживших жизнь: он возбуждает желание подражать, стремление к добру и духовной жизни. Факты биографии помогают глубже понять смысл сочинений подвижника.

По словам вселенского учителя и святителя Василия Великого, «когда пересказываем жития прославившихся благочестием, прежде всего Владыку [Бога] прославляем в рабах Его... Самим праведникам не нужно приращение славы, но нам, которые еще в этой жизни, необходимо памятование для подражания. Как за огнем само собою следует то, что он светит, и за миром — то, что оно благоухает, так и за добрыми делами необходимо следует полезное» (135, 124).

Жития святых — это своеобразные биографии людей, канонизированных христианской Церковью. Вместе с тем, житие того или иного святого — это не столько описание его жизни, сколько описание его пути к обожению, спасению души (86, 8-11). Характер житийной (агиографической) литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений народа, с его культурой, традициями и обычаями, особенностями его мировоззрения и духовности, с ценностями и идеалами народа, сложившимися на протяжении всей его истории. Именно поэтому житийная литература играет особую роль в воспитании и образовании как отдельного человека, так и нации в целом.

Почитание святых проявляется в поклонении им и молитвенном призывании их как посредников между людьми и Богом. Оно основано на представлении о том, что святые, согласно христианскому учению, являются «вместилищами Божественной благодати» (86, 76). Св. Иоанн Дамаскин относит к ним слова Св. Писания: «Вселюсь в вас и буду ходить среди вас, говорит Господь, и буду вашим Богом» (149, 11-12). Учение о почитании святых как часть христианской догматики было утверждено VII Вселенским Собором в Никее в 787 году.

В российской отечественной традиции издревле было укоренено чтение житийной литературы. Этот обычай был неразрывно связан со всем укладом русской жизни, который почти на всем протяжении русской истории был церковным, т.е. непосредственно связанным с жизнью Церкви, церковным календарем, богослужениями и содержал, по мнению схиархимандрита Иоанна (Маслова), во всей полноте черты глубокой христианской древности (162, 18). Он пишет о том, что отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие, которое глубоко поражало иностранцев. Духовным идеалом людей того времени был монах — подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу. Поэтому монастырский устав определял всю жизнь русских людей. «Отличие мирян состояло лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами, во всем же остальном должны были подражать монахам. И в домашнем быту, и в общественной жизни чувствовался монастырский уклад. Особым почтением и уважением пользовалось у русских людей духовенство» (162, 22).

Вместе с тем, отмечает отец Иоанн, монастырский уклад жизни был не чем-то извне насаждаемым, а вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней, «невидимой» брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках этого строгого уклада, регламентирующего все стороны жизни, русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто. Им была свойственна необыкновенная жизнерадостность, оптимизм, острый природный ум, духовная образованность, гостеприимство и радушие (162, 16).

Неудивительно поэтому, что русские люди во все времена, особенно в сложные исторические эпохи, искали этого идеала правды и святости, испытывали потребность в духовных вождях, в примерах, ибо, как сказано в Священном Писании, «с преподобным преподобен будеши,... а со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26 — 27).

С историческими личностями, — подвижниками, святыми, такими, как святые страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Сергий Радонежский и Феодосий Печерский, святители Тихон Задонский и Митрофан Воронежский, и многими-многими другими ассоциировались самые лучшие устремления русских людей. Об этом свидетельствует, в ряду других русских мыслителей, Ф. М. Достоевский: «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений. Они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом».

Большое влияние на нравственное состояние русского народа, как уже отмечалось, оказывали русские пастыри-подвижники. Прежде всего, это были люди, которые заботились о спасении не только своем, но и своих ближних. Души их были озарены Божественной благодатью, изливавшейся на всех людей, притекавших к их духовному окормлению, истерзанных грехом, потерявших или не нашедших смысла жизни, скорбящих и страждущих, ищущих вразумления, утешения, духовной поддержки, разрешения своих сомнений и недоумений (143,?). Главное в них было то, что все они — словами и делами, всем своим обликом — призывали помнить о смысле и цели земной жизни человека. Таким истинным подвижником, подлинным русским пастырем был схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Епископ Новогрудский и Лидский Гурий, наместник Успенского Жировицкого монастыря, так пишет о нем: «Отец Иоанн неоднократно говорил своим духовным чадам, что жизнь их должна быть целенаправленной, и призывал их помнить, во имя чего они живут на земле. Помнить не только во время молитвы и богомыслия, помнить на протяжении всего дня, заполненного трудам и отходя ко сну и вставая утром... Помнить о том, что, как сказал преподобный Серафим Саровский, цель жизни христианина — стяжание Духа Святого Божия».

Этой цели сам отец Иоанн достиг еще в земной жизни. «Он стяжал благодать Святого Духа, — подчеркивает епископ Гурий, — потому и тянулись к нему бесконечной вереницей люди разного сословия и звания, чувствовали сердцем особую силу, исходившую от этого необыкновенного старца... Ибо, хотя и скрывал отец Иоанн свои подвиги, но благодать Божия, которую, как горящую свечу, скрыть невозможно, влекла к нему сердца желающих спастись» (17, 19).

Какой же была жизнь отца Иоанна? Как сумел он достичь высот духовной жизни и нравственного совершенства? Остановимся на этом более подробно, поскольку факты его биографии, его многогранной деятельности помогают лучше понять смысл его трудов.

По изданию: Маслов, Н. В. Основы русской педагогики. Православное воспитание как основа русской педагогики

(по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова). М., 2006.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY