Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Учение о спасении и трудах старца. «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие»

Распечатать

Характеризуя труды схиархимандрита Иоанна, мы начнем с его диссертационных работ, в которых — по преимуществу — раскрыты основные положения учения о спасении.

В 1969 году отец Иоанн защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Патрологии на тему: «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие», за которую ему была присуждена степень кандидата богословия. Диссертация состоит из трех разделов: жизнеописание отца Амвросия, учение о спасении (по его письмам); избранные из разных источников и систематизированные изречения старца.

Жизнеописание отца Амвросия, составленное отцом Иоанном, по праву считается одним из самых ярких повествований о его деятельности как старца. Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии отца Амвросия не было. Но не было и биографии, которая бы одухотворила весь этот материал, сконцентрировав его в одно целое вокруг единой идеи — представления образа живой личности. Именно эту идею воплотил в своем труде схиархимандрит Иоанн.

Сопоставляя труд отца Иоанна с сочинениями других авторов о старце Амвросии, нельзя не отметить замечательное жизнеописание батюшки Амвросия, отличающееся прекрасными духовными характеристиками, составленное протоиереем Сергием Четвериковым (381). Вместе с тем, в этом труде, к сожалению, не раскрыто учение Оптинского старца о спасении, поэтому сложно говорить о том, что образ этого праведника передан во всей полноте.

Кроме того, отец Иоанн впервые исследовал эпистолярное наследие старца Амвросия и представил его учение в стройной, доступной любому читателю системе. В этом — особое значение его труда. Раскрывая учение о спасении Оптинского старца Амвросия (о покаянии, о смирении, о молитве, о страхе Божием, о страстях и т.д.), отец Иоанн сопоставляет его с учением отцов Церкви, показывая непрерывающуюся преемственность старческого делания. В этом своем труде он дает четкое определение старчества, прослеживает его историю с момента возникновения и до времени старца Амвросия.

По отзывам специалистов, большой интерес представляют также приведенные в систему избранные изречения Оптинского старца, которые в краткой форме также воспроизводят основные черты его учения. Этот труд отца Иоанна был дважды издан полностью (в 1990 и 1993 гг.), а раздел избранных изречений переиздавался к тому же отдельно в 1996 году.

Диссертация отца Иоанна «Иеросхимонах Амросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие» имеет большое значение не только для богословской науки, но и для педагогики, так как дает возможность понять сущность того духовно-нравственного воспитания, которое осуществлял великий подвижник Православия и выдающийся старец Амвросий (Гренков). В основе его отношения к ученикам лежала великая любовь к Господу и ближнему, знание каждого человека, понимание того пути, идя по которому человек будет спасен. Эта книга интересна и тем, что дает возможность понять, насколько индивидуальным был подход отца Амвросия к каждому. Она позволяет проследить тесную связь между духовным руководством и внутренним состоянием человека.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

8/21 сентября, четверг

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и

Приснодевы Марии.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия

16.45 Вечернее богослужение.

Смотреть все

Православный календарь

8 / 21 сентября, четверг

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.).

Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).

Смотреть все

Каталог TUT.BY