Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

«Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

Распечатать

В 1983 году отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Тема этого исследования исключительно актуальна для богословской науки. В России не было другого такого духовного писателя, чьи труды были бы столь читаемы, столь популярны (отдельные творения свт. Тихона переиздавались свыше 60 раз)! Но со дня преставления святителя и до труда отца Иоанна (т.е. в течение 200 лет) Русская Православная Церковь не имела полного жизнеописания этого святого.

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна является приложением к его магистерской диссертации (146, 198).

Обращение отца Иоанна к жизни и трудам этого выдающегося церковного иерарха и духовного писателя не является случайным. В предисловии к работе он пишет о необходимости не только объединить, сконцентрировать весь доступный материал, связанный с именем великого подвижника, но и «одухотворить» его (146, 7). Там же, в предисловии, отец Иоанн делает аналитический обзор основных трудов, посвященных святителю Тихону.

Во введении дается описание начального периода истории Воронежской епархии, предшествующего деятельности святителя Тихона.

В первой части работы отец Иоанн представляет полное житие святителя, охватывающее все стороны его жизни и деятельности. В конце первой части монографии автор приводит сведения о всех изданиях творений святителя и дает краткую характеристику каждого из них.

Во второй части работы автором раскрывается православное учение о спасении в свете творений святителя Тихона, затрагивающее ключевые вопросы антропологии, христологии и сотериологии. В конце работы помещена обширная библиография (свыше 600 наименований).

Схиархимандрит Иоанн, избрав темой своей магистерской диссертации житие святителя Тихона Задонского и его учение о спасении, исследовал огромный комплекс архивных, библиографических, а также устных источников и свидетельств, на основе которых создал научный труд, приобретший качество исторического источника.

Если в первой части работы дано полное житие святителя Тихона с подробной характеристикой его жизни и деятельности, а вторая часть посвящена теме спасения человека, то в приложении к диссертации — «Симфонии по творениям святителя Тихона», которая при жизни автора не издавалась и хранилась лишь в машинописном несброшюрованном варианте, содержатся основные понятия, связанные с темой спасения.

Составленное схиархимандритом Иоанном житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Ценность и особенность этого труда состоит в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читателем «сокровенное святилище его души». В труде схиархимандрита Иоанна святитель Тихон предстает как живой. Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что, не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом. Он пишет о таких подробностях духовной жизни святого отца, о которых не сообщали ни келейники святителя, ни его ближайшие друзья. Недаром в рецензиях на этот труд (в частности, в журнале «Москва») отмечается: «При чтении книги наступает благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников — святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало житие и наследие Задонского святого. Перед нами не только научный труд — перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами... Перед нами книга из семейства настольных. Она являет собой духовное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается простотой и ясностью» (179, 115).

Диссертация отца Иоанна состоит из восьми томов (два тома основного текста и шесть томов приложений).

В первом томе, как уже отмечалось, изложено житие святителя Тихона. По отзывам рецензентов, «путь святителя Тихона описан так ярко, что будто видишь его детство и отрочество, будто присутствуешь при его пастырских беседах, вместе с ним переживаешь гонения и наветы» (179, 116).

Рассказывая о жизни святителя, отец Иоанн, вместе с тем, в доступной форме объясняет, что такое, к примеру, богомыслие, как и когда занимался им святитель, почему богомыслие явилось основанием его внутреннего совершенствования. Отец Иоанн повествует и о благодатных состояниях, которые переживал святитель. Он показывает, как душа святителя озарялась Божественным светом и в ней водворялась такая радость, которую нельзя описать человеческим языком. Отец Иоанн пишет об этом как подвижник, сам испытавший подобные состояния. Из того, как он передает молитвенный, литургический опыт святителя Тихона, можно заключить, что отец Иоанн вошел в духовно-молитвенное общение со святителем.

Большую ценность представляет описание педагогической деятельности святителя, которая отличалась большим разнообразием и осуществлялась в течение всей его жизни. В частности, в составленной им инструкции для семинаристов сказано: «Следует избегать осуждения кого бы то ни было, ссор, злословия, драк, неприличных шуток и блюсти нравственную чистоту» (146, 58). В этом документе, как и в других сочинениях святителя, содержится очень много ценных педагогических указаний. Эти материалы, наряду с другими, характеризуют святителя как замечательного педагога, тонко понимающего душу человека любого возраста, его психологию.

Во втором томе магистерской диссертации отца Иона раскрывается учение святителя Тихона о спасении, касающееся сотворения мира и человека, развития человека, его духовного формирования и совершенствования. Здесь раскрыты ключевые вопросы антропологии, христологии и сотериологии. «Схиархимандрит Иоанн достиг той высоты христианского совершенства, — говорится в одном из отзывов на эту работу, — на которой его духовному взору была открыта тайна домостроительства нашего спасения. Именно поэтому... он смог обобщить и привести в четкую, стройную систему учение святителя Тихона о спасении, выбрав из множества его разнообразных творений основное зерно этого учения» (146, 506). Следует отметить, что до сих пор это не удавалось ни одному из исследователей, которые, как правило, ограничивались лишь простым пересказом трудов святителя. (Более подробный анализ этой части диссертации представлен в первой главе).

Характеризуя в целом эту книгу, следует отметить и другие ее достоинства. Так, необходимо сказать, что сочинения святителя Тихона, изданные на русском языке, содержали множество архаичных древнерусских форм, что затрудняло их чтение. Величайшая заслуга отца Иоанна состоит в том, что он изложил богословскую систему взглядов святителя Тихона в более понятной и доступной современному читателю форме. Высокие истины Православия изложены просто, четко, ясно и доступно. Язык отличается удивительной красотой и образностью. Труд схиархимандрита Иоанна написан высокодуховным, строгим слогом, но, вместе с тем, это — простое задушевно-теплое сердечное повествование, преисполненное любви и почитания к святителю. Так написать о святом мог лишь человек, имеющий с ним истинное духовное единение.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY