Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

«Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI — XX веках»

Распечатать

Отец Иоанн закончил уникальный труд «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI — XX веках», который он писал как докторскую диссертацию, в 1991 году. «Глинская пустынь» — это книга о старчестве. Однако это произведение выходит далеко за рамки одного этого вопроса. «Глинская пустынь» представляет читателям широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни 16-20 вв., которым дана точная богословская оценка.

Характеризуя это сочинение в целом, можно сказать, что в русской церковно-исторической литературе до сих пор не было описания ни одного монастыря, где бы со столь всеобъемлющей полнотой и духовной целенаправленностью раскрывалась вся многогранная жизнь обители, ее влияние на историю России, на духовно-нравственное воспитание отдельного человека, народа и, в целом, на русскую культуру и образование.

В книге десять глав, в которых последовательно раскрываются основные этапы жизни обители, начиная с ее возникновения в 16 веке и кончая ее состоянием перед вторым закрытием в 1961 году. Большое место уделено описанию чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы и тех чудес, которые совершались от нее. Отдельные главы посвящены игумену Филарету как строителю и возобновителю Глинской пустыни (1817 — 1841), состоянию обители в период настоятельства архимандрита Иннокентия (1862 — 1888), а также периоду перед первым закрытием в 1922 году.

Особый интерес представляет глава, раскрывающая духовную связь Глинской пустыни с Оптиной. В ней сопоставляется учение о спасении Глинских и Оптинских старцев на основе сохранившегося эпистолярного наследия. Отец Иоанн проанализировал и систематизировал письма Глинского старца Илиодора (Голованницкого) и Оптинских старцев Макария (Иванова), Антония (Путилова), Амвросия (Гренкова). Следует отметить, что исследование даже одного из этих наследий может представлять собой тему отдельной работы.

В книге подробно освещена патриотическая и благотворительная деятельность обители за весь период ее существования, проанализирована ее духовно-просветительная и воспитательная деятельность. Отец Иоанн показывает, что педагогическая деятельность была практически всегда присуща монастырю. Она простиралась не только на иноков и монахов, но и — в гораздо большей мере — на общество, на всех нуждающихся в духовной помощи, на тысячи и тысячи прихожан и паломников, среди которых были люди разных сословий, состояния и образования. Тем самым монастырь оказывал самое непосредственное влияние на историю и культуру России.

Заключительная глава этой работы — «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества (1942 — 1961)» — знакомит со старческим деланием, процветавшим в обители в середине 20 века. В этой главе схиархимандрит Иоанн раскрывает его глубокую преемственность с предшествующим служением Глинской пустыни, которую удалось восстановить благодаря тому, что в Глинскую пустынь возвратились ее прежние старцы: схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин) и архимандрит Серафим (Романцов).

Этот научный труд схиархимандрита Иоанна (впрочем, как и другие) отличается достоверностью исторических фактов, основанных не только на литературных, но и на архивных источниках, высокой библиографической культурой. Работу завершает «Список литературы и архивных документов», материал которого систематизирован по четырем разделам: I. Литература общего характера. И. Литература о Глинской Рождество-Богородицкой пустыни и ее подвижниках. III. Энциклопедии, справочники, словари, библиографические указатели. IV. Архивные документы. В каждом из четырех разделов имеются подразделы, облегчающие читателю поиск необходимых материалов. Список отличается полнотой отбора литературы и архивных документов

Необходимо отметить особый стиль изложения материала. Истины Православия раскрываются доступно, ясно, просто, но не упрощенно. Книга снабжена множеством фотографий, портретов.

Высокая оценка этой работе дана в статье, опубликованной в международной газете «Мегаполис-Континент». «Этому сочинению, — говорилось в статье, — автор посвятил последние годы земной жизни, собрав воедино не только исторические сведения и изустные предания о монастыре, но и рассеянный за годы гонений на Церковь архив Глинской пустыни. Это — труд, не имеющий аналогов в российской исторической науке. Автор использовал сотни книг, тысячи архивных документов, хранящихся в центральных, областных и других древлехранилищах нашей страны, обширную личную переписку со старцами Глинской пустыни, сотни фотографий и других источников. Несомненно, это сочинение отца Иоанна послужит прекрасным руководством для всех, ищущих спасения, для вновь открываемых монастырей и, в первую очередь, для Глинской пустыни, которая в 1994 году передана Церкви после длительного перерыва. Даже такие известные русские монастыри, как Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиева Лавра и другие, не имеют столь обширного исторического исследования с подобным охватом археографического материала» (33, 11).


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY