Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

«Глинский Патерик»

Распечатать

В 1991 году отец Иоанн закончил и другое фундаментальное историко-богословское исследование в области отечественной патрологии, также связанное с Глинской пустынью, — «Глинский Патерик». В первой редакции Патерик был составлен им еще в Московской Духовной Академии в 1970 году и содержал тридцать восемь жизнеописаний. В законченном варианте Патерик содержит сто сорок жизнеописаний Глинских старцев и настоятелей периода 18 — 20 веков. Они написаны автором на основании архивных документов, воспоминаний и писем Глинских старцев, литературных источников, а также личного опыта отца Иоанна как насельника обители.

После каждого жизнеописания приведены перечни литературных и архивных источников, содержащие сведения о том или ином подвижнике, списки его проповедей, трудов, если таковые сохранились.

Как духоносный пастырь-богослов, отец Иоанн и в этом своем труде ясно и доступно раскрывает глубокие истины Православия. Он пишет о том, что такое духовная жизнь, в чем состоит очищение сердца, почему христианину необходимо духовное трезвение, как подвижники достигали истинного познания Бога и др. На ярких примерах он показывает значение молитвы, смирения, послушания, терпения, чтения слова Божия и других добродетелей в деле спасения христианина. В «Глинском Патерике» отец Иоанн приводит жизнеописания старцев, прославившихся различными подвигами: безмолвников, отшельников, постников, юродивых и др. Все эти подвиги близки и понятны автору, доступны пониманию читателя.

Своим трудом схиархимандрит Иоанн предоставил читателям возможность близко познакомиться с подлинной жизнью обители. Особенно важно, что, будучи сам выдающимся подвижником Глинской пустыни, отец Иоанн обладает даром раскрыть духовный мир ее насельников, приподнять завесу их сокровенного внутреннего делания, ввести читателя в атмосферу той высокой духовной настроенности, которой была проникнута вся жизнь монастыря. Автор использовал много эпизодов из собственной жизни, являясь духовным другом и сотаинником славившихся святостью жизни Глинских схиархимандритов Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова).

Этот труд имеет огромное педагогическое значение, так как на примере отдельной обители позволяет увидеть ту огромную и разностороннюю просветительскую и воспитательную работу, которую вели русские монастыри на протяжении веков. Прежде всего, он раскрывает путь воспитания монаха, который осуществлялся в течение всей его жизни, до его последней минуты, причем путь этого воспитания у каждого монаха (при том, что у всех было общее направление в жизни — к Богу) был исключительно «своим», особым и неповторимым. Монахи, достигшие определенного уровня совершенства в своей духовной жизни, становились воспитателями других. Они несли свет миру, утешение и благодатную помощь сотням и тысячам людей, ведя их к Богу, к спасению. Тот высокий воспитательный настрой, который царил в духоносных монастырях, конечно же, не оставался только внутри монастырских стен. Он обильно изливался вовне: через молитву, через многочисленных прихожан и богомольцев, через издание печатных работ, то есть через окормление, прежде всего, простых людей. При этом самым главным для монастыря было духовно-нравственное воспитание народа. Монастырь был для мира живым примером и эталоном сохранения Православия, его обычаев и устоев. Все видели духовную жизнь обители, ее насельников и стремились следовать живому их примеру, руководствоваться советами высокодуховных отцов. Заслуга отца Иоанна перед российской педагогикой состоит в глубинном описании этого процесса духовного и нравственного воспитания, осуществляемого монахами монастыря, и особенно его старцами. Это воспитание внесло неоценимую лепту в духовно-нравственное благополучие русского народа, многих русских семей, сотен и тысяч русских людей.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частицы св. мощей свт. Филиппа, митр. Московского, блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских и прпп. Анатолия, в Ближних пещерах, и Анатолия затворника, в Дальних пещерах Печерских, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652).

Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (458).

Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).

Смотреть все

Каталог TUT.BY