Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Богословские статьи

Распечатать

Плодом молитвенных размышлений отца Иоанна, плодом богомыслия как основы внутреннего делания, явились его богословские статьи на самые разные темы. Всего им написано более сорока статей. Две статьи посвящены православному пониманию поминовения усопших. Десять статей отец Иоанн посвятил проблемам сотериологии: в них раскрыто значение воплощения Христова, благодати Божией, смирения, послушания, надежды, терпения, милосердия, чтения слова Божия в деле спасения человека. Эти статьи имеют принципиально важное значение не только для богословия, но, прежде всего, для педагогики, так как позволяют понять цели воспитания в контексте цели жизни человека, причем жизни как земной, так и вечной. Здесь же раскрываются пути и средства обретения вечной жизни.

Особое место в богословско-педагогическом наследии отца Иоанна занимает статья «Тайны жизни и смерти». Она публиковалась в различных изданиях более двадцати раз. Это объясняется тем, что написана она с особой глубиной проникновения в сущность тайны жизни и смерти человека. На эту статью поступило много откликов от читателей, в которых отражается многогранность ее содержания, сила ее воздействия. Приведем самое характерное высказывание.

Любовь Куренкова пишет: «У меня пятеро детей, два года назад умер муж. Мы очень любили друг друга, и боль утраты останется со мной до конца дней. Но эта статья как-то особенно укрепила меня в вере в жизнь будущую, в то, что моя скорбь небезутешна. И раньше умом я знала все эти истины, но вот прочла статью, и в сердце появилась надежда и даже стремление самой как-то подтянуться, исправиться. Но главное — это чувство необыкновенной душевной теплоты, искреннего участия, заботы о каждом человеке, которое пронизывает всю эту высокохудожественную статью. Как это удивительно в наше время! Мне кажется, именно потому, что автор писал от всего своего любящего сердца, с состраданием и молитвой обо всех нас, каждое слово ее воспринимаешь сразу с полной верой. И, больше того, кажется, что у меня самой стало больше тепла в отношении к людям и появилось желание хоть как-нибудь обогреть их» (146, 395).

Эта статья важна для педагогики, так как позволяет рассмотреть жизнь и смерть человека в контексте вечности, понять, что человек есть существо вечное. Но какую вечность будет наследовать человек — это зависит от него самого, от его выбора, от его воспитания. Помочь человеку обрести жизнь вечную — прямая задача воспитания.

Фундаментальное значение для педагогики имеет еще одна статья отца Иоанна «Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека». В ней автор показывает решающее значение Боговоплощения в деле воспитания, формирования и — шире — спасения человека. Отец Иоанн пишет, что к факту воплощения Сына Божия многие относятся бесчувственно, формально. Вместе с тем, без Боговоплощения нет смысла жизни на земле. «Время пришествия в мир Христа, — заключает отец Иоанн, — явилось гранью двух миров — древнего и нового... Языческий мир не мог удовлетворить нравственные запросы человека не в своих религиозных культах, ни в философии, ни в культуре, ни в различных видах искусства. Нравственная потребность не могла быть заменена правом... Только с воплощением Сына Божия смысл жизни людей приобрел непреходящую ценность и значение... Отныне в лице Богочеловека соединились навеки Божественное начало с человеческим» (146, 399-400).

Эта статья в педагогическом плане важна потому, что позволяет увидеть роль Церкви, церковных таинств, Божественной благодати в педагогическом и — шире — жизненном процессе.

Несколько статей отец Иоанн посвятил экклезиологическим темам, роли и месту Церкви. Приведем их названия: «Церковь, ее историческое развитие и назначение», «Церковь, ее история в свете прообразов и пророчеств», «Церковь Христова и ее необходимость в деле спасения человека». Последняя статья также имеет особое значение для педагогики, так как показывает, что вне Церкви невозможно спасение человека, а, следовательно, его правильное образование и воспитание.

Проблемы пастырского богословия освещены в статьях отца Иоанна «Учение святого Киприана, епископа Карфагенского, о пастырстве» и «Миротворческое служение пастыря».

Целый ряд статей отец Иоанн посвятил литургическим вопросам. В статьях: «Божественная литургия, ее смысл и назначение», «Божественная литургия. (Опыт изъяснения начального возгласа и мирной ектении)», «Проскомидия», «Православное богослужение» — отец Иоанн раскрывает содержание и сущность литургии и других служб, составляющих основу внутренней духовной жизни Православной Церкви. Эти статьи являются вкладом в развитие литургического богословия и отличаются глубиной богословского умозрения.

В статьях «Значение каждения в Православной Церкви» и «Храм — место совершения богослужения и таинств» объясняется этимология и назначение храма и предметов христианского богослужения. Статья о каждении раскрывает глубокий духовный смысл этого действия и его значение в деле спасения. В статье «Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси» раскрыты значение, содержание, цель праздника Богоявления, богослужебные обряды и чинопоследование, их эволюция и существующие формы.

Статья «Об епитимиях» — обширное богословское исследование о смысле, значении и роли епитимий (церковных наказаний) в современной пастырской деятельности. Она вносит свой вклад в педагогическую теорию и практику, так как помогает понять точку зрения Православия на проблему наказания.

Вопросы воспитания народа во взаимодействии Церкви и государства рассмотрены в статье «Обрядовые особенности покаянной дисциплины в Древней Руси». Эта статья помогает педагогу понять воспитательный смысл православной дисциплины и дисциплины вообще.

Особое место в богословско-педагогическом наследии схиархимандрита Иоанна занимает статья «Значение благодатного мира в деле преобразования общества». В ней отец Иоанн подчеркивает, что именно слова Спасителя «Мир вам» легли в основу внутренней жизни Христовой Церкви, именно они имели и имеют величайшее значение в деле перерождения «огрубевших сердец в новое во Христе благодатное общество». Эта статья также неоднократно публиковалась (иногда под названием «Не поднимет народ на народ меча»).

Беззаветной и беспредельной любви к Родине полна статья «Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом». Именно в этой статье отец Иоанн написал свои ставшие широко известными слова: «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству». Эта статья имеет особенно большое значение для патриотического воспитания.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Мч. Созонта.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Праздничное всенощное бдение.

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860).

Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117–138). Прп. Луки (после 975).

Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; сщмчч. Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, прмч. Льва Егорова (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY