Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Персоналии

Распечатать
Протоиерей Феодор (Никонович Феодор Иосифович) родился 16 февраля 1853 года (по другим данным – 17 февраля 1854) в местечке Бешенковичи Лепельского уезда Витебской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Бешенковичской народной школе. Затем обучался в Витебском Духовном училище и в Витебской Духовной семинарии. С 1876 году служил псаломщиком и одновременно исполнял обязанности законоучителя в Бочейковском народном училище. В 1879 году рукоположен во иерея. Служил в селах Витебской губернии, возрождая православные приходы и церковно-приходские школы. В 1897 году возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем собора в городе Люцине (современный город Лудза в Латвийской Республике).



Являлся благочинным всех церквей Люцинского уезда, председателем уездного отдела епархиального училищного совета, наблюдателем церковно-приходских школ. Во время революционной смуты 1905–1907 годов выступал с религиозно-нравственными и патриотическими речами, умиротворяя местное население. В 1907 году был избран в III Государственную Думу от Витебской губернии. В 1908 году участвовал в Миссионерском съезде в Киеве. В 1909 году протоиерей Феодор входил в состав депутации, ходатайствовавшей перед высшей церковной властью о перенесении святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, и впоследствии стал активным участником в подготовке самих Торжеств. Скончался 14 февраля 1911 года.



Игумения Евгения (в миру – Екатерина Константиновна Говорович) родилась 27 ноября 1822 года в селе Новохованске Невельского уезда Витебской губернии в семье священника Константина Говоровича, ревностного пастыря и хранителя православной веры. Воспитанная в строгом христианском благочестии, Екатерина еще в ранней юности решила вступить на иноческий путь. Благоговейное почитание преподобной Евфросинии побудило Екатерину избрать местом подвижничества Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. В 1849 году она была облечена в рясофор с именем Евпраксии, а в 1859 году пострижена в мантию с именем Евгении. В 1868 году монахиня Евгения была назначена казначеей Спасского монастыря. За десять лет ее казначейства произошли значительные перемены в ведении монастырского хозяйства. Был проведен ремонт древнего храма Преображения Господня и некоторых монастырских зданий, на берегу реки Полоты был выстроен новый сестринский корпус. Средства монастыря возросли. Полевое хозяйство пошло более успешно, доходность земли увеличилась.

В 1875 году монахиня Евгения за ревностное исполнение обязанностей казначеи получила Синодальное благословение с грамотой, а через три года была награждена наперсным крестом. В 1878 году указом Полоцкой духовной консистории она была назначена на должность настоятельницы, а через год возведена в сан игумении. В годы игуменства матушки Евгении (Говорович) обитель процветала как внутренне, так и внешне. Игумении Евгении были присущи истинное иноческое смирение, благодушная кротость, терпеливая снисходительность и сердечность. Подражая преподобной Евфросинии, она вела строго аскетический образ жизни. Трудами и молитвами матушки Евгении в 1882 году была построена каменная колокольня, под которой устроили книжную лавку и четыре жилые келии. В 1891 году рядом с колокольней был возведен новый сестринский корпус.

В 1893 году в Спасо-Евфросиниевской обители произведена закладка величественного Кресто-Воздвиженского собора. В 1897 году, благодаря пожертвованиям верующих, а также неутомимым трудам игумении и сестер, строительство собора было завершено. В том же году состоялось также освящение часовни, построенной в честь восшествия на престол Императора Николая II . Во время управления обителью игуменией Евгенией особого расцвета достигло Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище, начальницей которого она была на протяжении 22 лет. В эти годы благодаря усердию и стараниям матушки в жизни училища произошло много перемен: были построены два учебных корпуса, больница и другие здания. Значительных успехов достигло училище и в обучении и воспитании девиц.



В 1890 году труды игумении Евгении были отмечены синодальным благословением, а в 1899 году она получила крест из Кабинета Его Величества. 24 марта 1900 года игумения Евгения мирно отошла ко Господу. Погребена она была у западной стены Кресто-Воздвиженского собора. В некрологе о матушке Д. С. Леонардов писал: «Мир монашеский потерял в лице игумении Евгении одну из светлых носительниц старорусских иноческих идеалов, нравственные качества которой снискали ей всеобщее уважение не только среди граждан Полоцка, но и далеко за его пределами…».



Игумения Нина (в миру – Вера Карловна Боянус) родилась в конце 70-х годов XIX века в Москве. Ее отец, Карл Карлович Боянус, был известным московским врачом-гомеопатом. Мать, Ольга Семеновна, происходившая из калужских дворян Хлюстиных, была женщиной образованной и глубоко верующей. Вера Боянус обучалась и воспитывалась дома. Получив диплом на звание домашней учительницы, в 1894 году она поступила вольнослушательницей на философский факультет Лондонского университета. Вера Боянус прекрасно владела английским, французским, немецким языками, позднее изучила еще и два древних: греческий и еврейский. Следуя примеру своей благочестивой матери, Вера Карловна активно занималась просветительской деятельностью и в Самарской губернии, и в Тифлисе, куда в 1890-х годах в связи с болезнью отца семья Боянусов выезжала на продолжительное время. В этот период Боянусы состояли в тесном общении с такими выдающимися церковными деятелями, как архиепископ Владимир (Богоявленский) и архимандрит Серафим (Мещеряков). Под их влиянием Вера Боянус избирает монашеский путь. В 1898 году она поступает в Вировский Спаса Всемилостивого монастырь Холмско-Варшавской епархии. Уже через год ее постригают в монашество с именем Нина. Вскоре монахиня Нина перешла в Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь, а в 1904 году была переведена в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. С июня 1904 по ноябрь 1905 года монахиня Нина исполняла обязанности настоятельницы и казначеи Полоцкой обители, а также начальницы монастырского училища. С ноября 1905 года монахиня Нина сугубо исполняла обязанности начальницы женского духовного училища. Именно в этот период времени училище достигло наибольшего расцвета: из бедного трехклассного оно было преобразовано в шестиклассное и, кроме того, оно получило статус епархиального со всеми правами и привилегиями для его выпускниц. Трудами монахини Нины было возведено новое трехэтажное каменное здание училища, в котором в память ее благочестивой матери была устроена домовая Свято-Троицкая церковь.


При матушке Нине была усовершенствована и расширена учебная программа. В училищный курс были введены дополнительные предметы – иностранные языки и живопись, которые матушка сама же и преподавала. Огромное внимание уделяла начальница училища духовно-нравственному воспитанию своих учениц. Она проводила с ними внеурочные беседы о вере и о жизни по Евангелию. Эти беседы в 1913 году были изданы в Полоцке на правах рукописи под названием «Наши беседы о жизни». За свою деятельность по устройству училища в 1908 году монахиня Нина была награждена наперсным крестом, а в 1914 году указом Святейшего Синода возведена в сан игумении. Во время Первой мировой войны ее вкладом в помощь Отечеству явился небольшой лазарет, устроенный в собственной квартире в училище и содержавшийся на ее средства. Игумения Нина сама трудилась в качестве сестры милосердия не только в своем лазарете, но и в госпитале, который был расположен в училищном здании. Как свидетельствуют письма игумении Нины того периода, порой ей приходилось делать до ста пятидесяти перевязок в день, при том, что на ее попечении оставалось более двухста учениц и училищный персонал. В 1910 году игумения Нина принимала участие в торжествах по перенесению святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Свои впечатления об этих торжественных днях она выразила в статье «Свидетельство истины», напечатанной в «Полоцких Епархиальных Ведомостях». В 1915 году Спасо-Евфросиниевское училище было эвакуировано в Ростовский Варницкий монастырь. Начальница училища и ее послушницы несли труды сестер милосердия в Ростовском госпитале. Во время Октябрьской революции 1917 года училище прекратило свое существование, а игумения Нина была вынуждена вернуться в родительское имение Ключи Самарской губернии. Впоследствии она окончила медицинский факультет Самарского университета и стала врачом широкого профиля; трудилась во славу Божию, жертвенно служа ближним до последних дней своей жизни. Преставилась ко Господу 13 октября 1953 года. Погребена на кладбище близ села Кинель-Черкассы (Самарская область). В 2001 году сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря на могиле игумении Нины был восстановлен крест, а в 2004 году была издана книга об игумении Нине, в которую вошла ее рукопись «Наши беседы о жизни», а также письма и воспоминания о ней современников.





Протоиерей Александр (Вераксин Александр Сергеевич) родился 22 октября 1872 года (по другим сведениям – в 1873 году). Окончил Витебскую Духовную семинарию, в 1896 году был рукоположен во иерея. С 1905 года являлся священником Березвечского Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря Дисненского уезда Виленской губернии и одновременно исполнял обязанности заведующего второклассной учительской школой при обители. С 1907 года – депутат III Государственной Думы, член комиссии по народному образованию. В 1910 году издал монографию «Березвечский монастырь. Исторический очерк».



С 1913 года проживал в городе Черкассы Киевской губернии, где являлся настоятелем одной из церквей, был возведен в сан протоиерея. В 1919 году был арестован и заключен в концлагерь, в котором находился до окончания Гражданской войны. Дальнейшая судьба протоиерея Александра неизвестна. Определением Генеральной прокуратуры Украины от 10 мая 2006 года он был реабилитирован.



Игумения Елевферия (Новикова) управляла Спасо-Евфросиниевской обителью с 194(?) по 1959 г. Она родилась в Москве в 1883 году. Закончила народное училище. На долю игумении Елевферии выпали нелегкие труды по восстановлению Спасо-Евфросиниевского монастыря в послевоенное время. Под ее руководством жизнь обители начинает устраиваться, число насельниц увеличивается. Однако уже в 1955 году городские власти издают указ, запрещающий прописывать в монастыре новых насельниц. Игумения Елевферия мужественно сражалась за «жизнь» обители. Она неоднократно ходатайствовала перед властями о разрешении ремонта Кресто-Воздвиженского собора и передаче его монастырю, однако всегда получала отказ.



В октябре 1959 года игумения Елевферия почила о Господе. Похоронена она в Полоцке на городском кладбище «Ксаверия», могила ее сохранилась до сего дня. Вскоре после ее кончины власти распорядились о закрытии Спасо-Евфросиниевского монастыря.



Монахиня Евлампия родилась в конце 30-х гг. XIX в. Подвизалась в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, вероятно, с 1850-х гг. По свидетельству современников, была человеком высокой духовной жизни, имела от Бога дар прозорливости, при этом несла тяжкий крест юродства Христа ради. Она предсказала перенесение святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, свержение самодержавия, гражданскую войну и последующие гонения на Православную Церковь.



Большую часть дня монахиня Евлампия проводила в одиночестве и молчании. Она редко с кем вступала в общение и говорила не прямо, а таинственно, притчами.
Скончалась монахиня Евлампия в глубокой старости, около 1930 года. Похоронена она на кладбище Ксаверия в Полоцке. Могила ее сохранилась до настоящего времени. 



Схиигумения Евфросиния (в миру – Евфросиния Иовна Максимчук) родилась 23 мая 1911 года в деревне Бабино Корецкого уезда Ровенской губернии. Обучалась в церковно-приходской школе. В 14-летнем возрасте поступила в Корецкий Свято-Троицкий женский монастырь. Основным ее послушанием являлся уход за больными и престарелыми монахинями. В 1935 году она была переведена в Гродненский Рождество-Богородицкий монастырь и через два года пострижена в рясофор. Она прекрасно вышивала, пела на клиросе. В течение нескольких десятилетий управляла монастырским хором: сначала – в Гродно, затем – в Жировицах и Полоцке. В 1960 году вместе с насельницами закрытой властями Гродненской обители была переведена в Свято-Успенский Жировицкий мужской монастырь.



В 1965 году пострижена в монашество с оставлением имени, данного в крещении, – в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. В июне 1976 года монахиня Евфросиния была назначена настоятельницей женского Рождество-Богородицкого монастыря в Жировицах, а через месяц возведена в сан игумении. В 1991 году игумения Евфросиния с частью сестер переехала в Полоцкую Спасо-Евфросиниевскую обитель, которую и возглавила. Своей подвижнической жизнью она являла святой пример для всех, кто с ней общался. За полтора года до кончины приняла великую схиму. Схиигумения Евфросиния почила о Господе 2 декабря 2004 года. Похоронена на кладбище Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.



Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

14/27 июня, вторник

Прор. Елисея. Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Смотреть все

Православный календарь

14 / 27 июня, вторник

Прор. Елисея (IX в. до Р. Х.). Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (847). Обретение мощей сщмч. Владимира, митр. Киевского (1992).

Блгв. кн. Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Храброго, Новгородского (1180). Прп. Мефодия, игумена Пешношского (XIV). Прп. Елисея Сумского (XV–XVI). Собор Дивеевских святых.

Сщмч. Иосифа Сикова пресвитера (1918); сщмчч. Александра Парусникова, Павла Иванова пресвитеров и Николая Запольского диакона (1938).

Смотреть все

Каталог TUT.BY