Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Пароменский Павел Владимирович

Распечатать

Родился 15.12.1881 в г. Невель Витебской губернии, с 1883 проживал в г. Витебске.

1896 – окончил Витебское духовное училище;

1896–1902 – учеба в Витебской духовной семинарии;

1902–1906 – учеба в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия;

1904–1906 – обучался в Санкт-Петербургском Императорском Археологическом институте;

27.10.1906 – 7.03.1911 – преподаватель литературы и дидактики в женском училище духовного ведомства в м. Паричи Могилевской губернии, исполнял обязанности секретаря правления, члена хозяйственного комитета училища и заведующего образцовой церковно-приходской школой;

1910 – награжден орденом св. Станислава III степени;

7.03.1911 – 1916 – инспектор классов, преподаватель словесности, литературы и дидактики в Полоцком женском училище духовного ведомства с утверждением в чине коллежского асессора, с 1912 – преподаватель истории русской литературы, педагогической психологии и методики русского языка;

1915 – в чине статского советника, проживал в г. Витебске по Троицкой улице;

декабрь 1916 – сентябрь 1917 – инспектор народных училищ в Семеновском уезде Нижегородской губернии;

сентябрь 1917 – 1918 – учитель литературы и педагогики в Витебской женской Мариинской гимназии;

с 1918 – староста прихода Спасо-Преображенской церкви г. Витебска (находилась на совр. улице Путна);

1918: с 1 сентября – районный заведующий Витебского городского продовольственного комитета, с 1 октября – помощник делопроизводителя общего отдела Военкома;

с 1.03.1919 – делопроизводитель канцелярии Витебского уездвоенкома, проживал в г. Витебске по ул. Никольская, д. 36;

сентябрь 1918 – сентябрь 1923 – заведующий 15-й школой 2-й ступени г. Витебска, преподавал русский язык и литературу;

1922 – выступил против изъятия церковных ценностей;

1923–1924 – работал в 7-й школе г. Витебска и железнодорожной школе при ст. Витебск;

1925–1928 – преподаватель и завуч железнодорожной школы при ст. Витебск;

1928–1932 – преподаватель русского языка и литературы в 9–летней железнодорожной школе в г. Могилеве и в школе взрослых повышенного типа;

1932–1933 – преподаватель белорусского языка в фабзавуче железнодорожной станции Витебск, а также русского языка и литературы в рабочей школе им. Горького г. Витебска;

с октября 1933 – преподаватель русского и белорусского языков в Витебском кооперативном техникуме, а также русского языка и литературы в рабочей школе им. Горького г. Витебска;

13.08.1936 – вместе с супругой, Надеждой Антоновной Пароменской, 1888 г. р., были арестованы Витебским горотделом НКВД и помещены в Полоцкую тюрьму в распоряжение Полоцкого ОКРО НКВД. Обвинялись в недоносительстве;

31.10.1936 – решением военного трибунала БВО, протокол №86, дело прекращено, супруги Пароменские были освобождены;

16.09.1938 – арестован УНКВД по Витебской области и помещен в Витебскую тюрьму. Обвинялся в участии в антисоветской группировке учителей г. Витебска, члены которой «...будучи связаны между собой, на протяжении ряда лет вели контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию всех мероприятий партии и правительства, перенося свое контрреволюционное влияние на учащихся... выступали против избрания в волисполком бедняков и коммунистов, рекомендуя кулаков». Было установлено, что П. В. Пароменский и другие участники группировки в конце 1917 – начале 1918 на учительских съездах призывали учителей к саботажу работы при советской власти. В марте-апреле 1918 на губернском съезде учителей, проходившем в Витебске в здании бывшего крестьянского банка (соврем. Академия ветеринарной медицины), где присутствовало около 200 человек, П. Пароменский выступил со словами: «Мы с большевиками вместе работать не будем!». В результате группа из 17 учителей, не желая работать с большевиками, выделилась из учительского союза, организовав отдельный союз учителей, который существовал до 1919, после чего реакционные учителя перешли во вновь созданный союз работников просвещения и соцкультуры. Но Пароменский и некоторые другие преподаватели вообще перешли работать в железнодорожные школы.

Из протокола допроса П. В. Пароменского 13.03.1939:

«Вопрос: Какие факты контрреволюционных проявлений имелись у вас в классе со стороны учеников за время вашей работы в Могилевской школе?

Ответ: В каком году – не помню, кажется, в 1929 или в 1930, кажется. В 6 классе один из учеников в классе, где я был групповодом, фамилию его не помню, на перерыве выпустил из рогатки кусок бумаги в портрет Ленина. Этот поступок обсуждался на педсовете, решался вопрос об исключении ученика из школы. Я же, как групповод, высказывался против применения такой суровой меры, усматривая из объяснений ученика случайность этого проступка. Меня тогда педсовет обвинил в том, что я взял под защиту этого ученика... Я учитывал скромное поведение ученика в классе... Мне его было просто жаль.

Вопрос: В кооптехникуме вы проявили себя в контрреволюционном нацдемовском духе. Что вы сейчас скажете?

Ответ: В начале учебного 1937/1938 года мною давалась вступительная лекция на 1-м курсе по белорусскому языку, в которой я разъяснял природу, сущность и происхождение этого языка. Для большей наглядности и доказательства привел историческое разъяснение терминологии, раскрывающей природу белорусской мовы. Что она индо-европейская, славянская, русская, полоцкая мова Белой Руси и, наконец, БССР. Я не ставил себе задачу выяснить социальный состав, экономику славян и Белой Руси, а давал только схему, объяснявшую эту терминологию. Для этого рисовал даже дерево развития славянской мовы. В учебном плане у меня не было задач излагать историю славян и развития Белой Руси, а продиктовал я эти заметки только потому, что ученики не запомнили устных объяснений по карте и на доске. Короткая запись этих сведений в тетрадях была представлена учителем истории директору техникума, который заявил мне, что так историю излагать нельзя – пропущены существенные моменты: классовая борьба, социальный состав, сущность социалистической революции. Этот вопрос рассматривался на педколлективе в октябре 1937 года, были отдельные высказывания, что с моей стороны это была халтура.

Вопрос: Это, кроме халтуры, является еще фактом контрреволюционного нацдемовского проявления с вашей стороны. Это подтверждаете?

Ответ: Ни в коем случае. Это ошибка, только не идеологического, а методологического характера.

Вопрос: Зачем же вы брались не за свое дело?

Ответ: Мне хотелось, чтобы ученики лучше разобрались в терминологии, они не знали, что такое славяне и Русь».

Из резолюции заседания педсовета Витебского кооптехникума 29.10.1937 в отношении ошибки П. В. Пароменского:

«Заслушав информацию о допущенных т. Пароменским извращениях в изложении краткого очерка истории БССР в трех группах 1-го курса, педагогический совет констатирует:

1) в изложении материала совершенно отсутствуют указания о классовой борьбе в истории Белоруссии;

2) белорусский народ до Октября трактуется, как единое целое;

3) не указано о социалистическом характере Великой Октябрьской революции, освободившей белорусский народ не только от национального, но и социального гнета.

Все это показывает, что история БССР освещена с нацдемовской позиции.

Исходя из вышеизложенного педсовет постановляет:

1) Считать необходимым изъять конспекты по истории БССР у студентов 1-го курса;

2) Разъяснить студентам сущность извращений, допущенных Пароменским;

3) Проверить преподавание белорусского языка и литературы;

4) Этот факт обязывает всех преподавателей техникума еще больше обратить особого внимания на правильное изложение материала своих дисциплин и освещение его с позиций марксизма-ленинизма;

5) Педсовет обязывает всех преподавателей систематически работать над повышением своего политического уровня. Считать необходимым организовать политзанятия для преподавателей».

8.04.1939 – постановлением прокуратуры Витебской области обвинение следствия было признанным недоказанным, в частности:

«Обвинения Пароменского П. В. в том, что он:

- высказывался против исключения одного из учеников, совершившего контрреволюционный проступок;

- в 1936–1937 гг. восхвалял старую школу и жизнь учителей;

- осенью 1937 года на уроке проводил нацдемовщину – не вскрывал классовой борьбы при изложении ученикам истории белорусского языка, объяснив это впоследствии тем, что пользовался старыми учебниками – не могут служить достаточным материалом для обвинения его по ст. 72 УК БССР;

Вполне верно, что в первые годы Советской власти часть интеллигенции была колеблющейся и не пошла сразу за Советской властью, но, впоследствии убедившись в правильности генеральной линии ВКП(б), перешла на сторону Советской власти, честно и преданно выполняя свой долг гражданина СССР. В этом факте нет состава уголовно наказуемого преступления и в вину указанным лицам он не может быть вменен»;

10.04.1939 – освобожден из-под стражи после шести месяцев заключения в Витебской тюрьме;

сентябрь 1941 – ноябрь 1943 – заведующий церковным отделом Витебской городской управы, секретарь Витебского окружного благочиннического управления, осуществлял руководство религиозными учреждениями на территории Витебской области. По его инициативе с 12.07.1942 в церквях г. Витебска проводились занятия с детьми по изучению Закона Божия, а 12.07.1943 открылись пастырские курсы Витебского Окружного благочиннического управления, которыми лично заведывал и преподавал на них. Трудами Павла Пароменского был подготовлен и отпечатан в типографии «Краткий молитвослов», возобновлены богослужения в более чем десяти православных церквях и пятнадцати старообрядческих молитвенных домах, организовано проведение съезда уполномоченных представителей духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии 15–16.06.1943. В 1943 подготовил к изданию церковный календарь и организовал перенесение мощей преподобной Евфросинии из Витебской Покровской церкви в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь;

17.11.1943 – вывезен немецкими оккупантами в Иллукстский уезд Латвии, проживал в Курцумской волости на хуторе Эзеркални и являлся уездным представителем эвакуированного русского населения перед местной немецкой военной администрацией в период 22.01.1944 – 15.07.1944, занимаясь вопросами оказания материальной и медицинской помощи эвакуированному русскому населению, его трудоустройства и образования;

9.09.1944 – арестован Иллукстским уездным отделением НКВД;

30.09.1944 – постановлением НКГБ Лавийской ССР дело прекращено;

5.10.1944 – освобожден из заключения (реабилитирован 28.02.2000 органом прокуратуры Латвийской Республики);

1944 – вернулся в г. Витебск;

1945 – арестован в г. Витебске. Обвинялся в опубликовании в оккупационных изданиях статей с критикой воззвания патриарха Сергия (Страгородского);

31.03.1945 – постановлением военного трибунала войск НКВД Витебской области приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 10 лет и конфискации имущества;

ноябрь 1955 – июль 1963 – вместе с семьей проживал в г. Двинске (совр. г. Даугавпилс);

8.07.1963 – скончался в г. Даугавпилс, погребен на православном городском кладбище, расположенном около Николаевской церкви.

Источники:

Архивная справка №16.3.-1/П-32 Департамента ЗАГС Министерства юстиции Латвийской республики.

Архивная справка №4-G-7361/2006/от 30.08.2006 Латвийского государственного исторического архива.

Архив УКГВ РБ по Витебской области, д. 6551-П, д. 23631-П.

Воспоминания прихожан Казанской церкви г. Витебска.

ГАВО. Фонд 2290. – Оп. 1. – Д. 25.

Государственный архив Латвии. Фонд 1986. – Оп. 2. – Д. 578.


Текст приводится по изданию: Статистические сведения о духовенстве и приходах Полоцко–Витебской епархии  / Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов / сост. свящ. Владимир Горидовец. Витебск, 2012.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

18/1 мая, понедельник

Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей мч. Акиндина, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

17 / 30 апреля, воскресенье

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY