Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Монахиня Маргарита (Метла)

Распечатать


Дополнительные материалы о монахине Маргарите: 

 Статья «Не оскудела Россия праведниками»

 Фильм «Памяти монахини Маргариты»


Монахиня Маргарита (Метла) (1883 – 1. 02. 1966 гг.).

Краткое жизнеописание

Монахиня Маргарита (Мария Григорьевна Метла) родилась в 1883 г. в Дисненском уезде Виленской губернии в крестьянской семье. Начальное образование получила дома.

В 1903 году Мария Метла поступает в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке, где последовательно проходит послушания: при кухне монастыря, сборщицы в г. Москве, в Полоцком Спасо-Евфросиниевском епархиальном училище. Как отмечается в послужных списках монастыря, девица Мария была «к послушаниям способная, усердная и трудолюбивая».

23 мая[1] 1910 года послушница Мария Метла в составе Спасо-Евфросиниевского епархиального училища принимала участие в торжественном перенесении мощей преподобной Евфросинии из г. Киева в г. Полоцк.

27 марта 1914 года Указом Консистории за № 4748 послушница Мария Метла была облечена в рясофор с наречением имени Маргарита.

В сентябре 1915 года инокиня Маргарита в составе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря была эвакуирована в г. Ростов Великий Ярославской епархии[2].

С 1915 по 1917 год (предположительно) инокиня Маргарита в составе Спасо-Евфросиниевского училища, расположившемся в Свято-Троице-Сергиевом Варницком монастыре, несла труд сестры милосердия в Ростовском Крестовоздвиженском госпитале.

С 1918 г. в связи с эвакуацией в Полоцк и последующим закрытием Спасо-Евфросиниевского училища инокиня Маргарита подвизается в Авраамиевом Богоявленском мужском[3] монастыре г. Ростова, куда в 1915 году была эвакуирована большая часть полоцких сестер.

К 1919 году из 260 эвакуированных в Ростов полоцких сестер в Авраамиевом монастыре остается лишь 88, среди них рясофорная послушница (инокиня) Маргарита (Метла). Полоцкие сестры подвергаются различным притеснениям и гонениям со стороны советской власти: в монашеские келии заселяют рабочих, на территории монастыря размещается тюрьма, изымается почти все имущество, в т. ч. весь имеющийся молотый инвентарь, скот, сено, лошадь с упряжью; сестер обязывают работать на молочной ферме, нерегулярно выдают скудные продовольственные пайки и т. д.

В апреле 1920 года мощи преподобной Евфросинии, находившиеся во время эвакуации в Богоявленском соборе Авраамиева монастыря, были кощунственно вскрыты вместе с мощами Ростовских святых.

Предположительно в 1921 году мощи преподобной Евфросинии удается перевезти в г. Полоцк. В этом же году большая часть полоцких сестер покидает г. Ростов Великий.

С 1921 по 1929 год в Авраамиевом монастыре в «Списке членов Богоявленского Авраамиева религиозного общества» числится восемь монашествующих, среди них Маргарита Григорьевна Метлова[4]. До 1929 года в Богоявленском соборе регулярно проходили богослужения. Матушка Маргарита еще со времени приезда в Ростов неизменно была звонарем. Кроме этого, она несла послушание ризничной и златошвейки, пела на клиросе.

В 1929 году прекращает существование Богоявленское Авраамиево религиозное общество, а вместе с ним подлежит «ликвидации» и сам монастырь. Известно, что после закрытия богослужений в монастыре, кроме монахини Маргариты, оставались еще монахини Агафия, Елена и Трифена. Все они в это время находились под духовным окормлением архимандрита Симеона (Филиппова). В 1929 году архимандрит Симеон и монахини Агафия, Елена и Трифена были репрессированы и не вернулись. Также имеются сведения, что из числа полоцких сестер в годы ростовской эвакуации подвергались репрессиям монахини: Феодосия (Волкова), Пелагия (Иванова) и Евфросиния (Головачек).

Это было время активизации воинствующих безбожников. С 1929 года начинается уничтожение монастырского кладбища, с 1930 года разрушаются стены монастыря, которые разбираются местными жителями на различные нужды. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, во Введенском храме – детский сад, затем санаторий, позже – вытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть и квартиры рабочих фабрики «Рольма». И в этих условиях жила матушка Маргарита до самой своей смерти в 1966 году.

Сведениями об открытых репрессиях со стороны советской власти по отношению к монахине Маргарите мы не располагаем. М. Маргариту не арестовывали, не сажали в тюрьму, не ссылали. Советская власть, вероятно, решила, что гораздо надежней, выгодней и удобней сделать для пожилой монахини тюрьму прямо на месте, в монастыре. М. Маргарита жила на первом этаже Введенского храма, поделенного на квартиры, в которых жили рабочие. Так вот, во всех квартирах было проведено электричество, был деревянный пол, отопление. А в келии у м. Маргариты ничего этого не было: электропроводка отсутствовала, пол был земляной, печурка оставалась, но оставалась и проблема с дровами, ведь она от советской власти ничего не получала: ни дров, ни денег, ни карточек продовольственных.

Тем не менее, по воспоминаниям очевидцев, ее келия представляла собой маленький монастырь-скит, куда часто по вечерам, под покровом сумерек собирались монашествующие, изгнанные советской властью из Москвы и других городов за 101-й км и сосланные в г. Ростов. Их стройное пение и молитвословие часто слышали благочестивые соседи, говорившие своим расшалившимся детям: «Тише, у Маргариты Григорьевны служба идет!». Ее келия была открыта не только для изгнанных монашествующих, но и для всех нуждающихся в духовном окормлении и утешении. Что бы ни случилось, шли люди к матушке Маргарите со своими многочисленными житейскими вопросами. А она отвечала цитатами из Священного Писания, открыв соответствующую данному случаю главу Евангелия или кафизму из Псалтири. И никто от нее не уходил без утешения.

Но далеко не все жители Ростова были столь благочестивы. Были случаи, когда озорные мальчишки, наученные своими безбожными родителями, кидали в нее камнями, наглухо закрывали снаружи входную дверь в ее келию, обзывали ее скверными словами, а за ее дар прозорливости и множество предсказаний завистливые комсомолки даже называли ее колдуньей. Это, вероятно, было вызвано тем, что она никогда, ни при каких обстоятельствах не слагала с себя монашеской одежды, не скрывала своей православной веры, своего духовного звания. Но даже и к таким людям она относилась с любовью и христианским милосердием.

Нам известно имя человека, неоднократно пытавшегося ограбить матушку Маргариту, унести на продажу ее книги и иконы, а когда это не удавалось, то сведения о монахине Маргарите доставлялись начальнику КГБ. Затем последовал обыск (это было приблизительно в 1953–1954 гг.), изъятие «церковных ценностей» и большой костер прямо во дворе Введенского храма. Как черная птица металась матушка Маргарита, видя, как горят ее книги и иконы, рада была прикрыть их своим телом. Но, даже утратив все свои книги и иконы, а позже и потеряв зрение, монахиня Маргарита оставалась неутомимой проповедницей Христовой Истины.

До сих пор не найдено ни одной фотокарточки матушки Маргариты. Но по воспоминаниям она была высокая, статная, седоволосая, очень красивая, с глубоким проникновенным взглядом карих глаз. Также известно, что она имела очень красивый низкий голос.

В Авраамиевом монастыре матушка Маргарита прожила безвыездно до самой своей кончины 1 февраля 1966 года. Возможность выехать к себе на родину в Белоруссию у нее, вероятно, была, т. к., по свидетельству очевидцев, ее неоднократно посещал младший брат. Но, как нам известно, она этой возможностью не воспользовалась.

Известно, что скончалась матушка Маргарита в городской больнице и была похоронена на старом кладбище г. Ростова.

28 августа 2009 года по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла на кладбище были произведены раскопки могилы и изъятие останков монахини Маргариты Метлы. Как только была открыта крышка гроба, все присутствовавшие были поражены увиденным. Тело находилось в грунтовых водах 43 с половиной года, и сохранились все кости, части кожного покрова, волосы на голове (черепе), фрагменты черной одежды и даже тапочки. Особенно поразило всех отсутствие тленного запаха, из могилы веяло свежестью. А потом все присутствовавшие почувствовали запах ладана, исходящий от останков матушки Маргариты.

Останки были переложены в новый гроб и перевезены в Никольский храм Богоявленского Авраамиева монастыря. Три дня гроб находился в Никольском храме. Подходили ко гробу жители и гости Ростова Великого, узнавшие об этом событии, прикладывались к останкам матушки Маргариты и благодарили Бога. Были замечены случаи исцелений от женских болезней, от болезней спины, головы, духовные исцеления.

31 августа 2009 года состоялось погребение останков монахини Маргариты на территории некрополя Авраамиева Богоявленского монастыря. По усопшей была отслужена лития и панихида.

В настоящее время в г. Ростове проживает достаточно много людей, лично знавших матушку Маргариту, и готовых поделиться своими воспоминаниями о ней. Поэтому в период с 21 января по 20 февраля 2010 года был проведен и записан опрос этих свидетелей. Воспоминаниями о ней люди делились очень охотно, было заметно, что, несмотря на прошедшие десятилетия со дня ее кончины, память о ней жива, очень многие ее любят и почитают. Мастер-изготовитель памятного креста для могилы матушки Маргариты на вопрос о том, почему за столько лет жизни в монастыре монахиню Маргариту ни разу не арестовали и никуда не сослали высказал очень интересную точку зрения. Он считает, что именно так и должна вести себя истинная монахиня: жить на виду у безбожных властей, исполняя свой монашеский устав, но при этом ничем не искушая эту власть, не «подавая повода ищущим повода».



[1] Дата указана по старому стилю.

[2] Непосредственное участие в организации эвакуации и судьбе полоцких сестер принимал священноисповедник Агафангел (Преображенский). С 1910 по 1913 г. свт. Агафангел был архиепископом Виленским и Литовским, а с 1913 г. – архиепископом Ярославским и Ростовским.

[3] В 1915 г. братия монастыря была переведена в Спасо-Яковлевский монастырь г. Ростова.

[4] В документах советского времени встречаются изменения белорусских фамилий на русские, например, послушница Фекла Клоп – Клопова, инокиня Маргарита Метла – Метлова. Также в документах имя, данное при постриге, заменяет мирское имя («Маргарита Григорьевна Метлова» вместо «Мария Григорьевна Метла»), монашеские звания не всегда различаются, т. е. всех монашествующих просто именуют монахами или монахинями. Поэтому трудно понять, действительно ли конкретная инокиня была пострижена в монашество или нет, тем более, что факты постригов полоцких сестер в Ростове действительно имели место.

1-Нетленные останки мон. Маргариты

2-Панихида в день перезахоронения нетленных останков м. Маргариты. 31. 08. 2009 г.

3-Могила мон_Маргариты в день перезахоронения. Фото. 31. 08. 2009 г.

4-Могила мон. Маргариты в некрополе Авраамиева монастыря

5-Могила мон. Маргариты и памятный крест полоцким сестрам в некрополе Авраамиева монастыря

6-Могила мон. Маргариты

7-Табличка на могиле м. Маргариты

8-Табличка на могиле мон. Маргариты

9-Тапочки мон_Магариты

10-Памятный крест Полоцким сестрам в некрополе Авраамиева монастыря. 25. 07. 2009 г.

11-Памятный крест Полоцким сестрам. Некрополь Авраамиева Богоявленского монастыря.  Август 2011 г.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

12/25 марта, суббота

Поминовение усопших. Прп. Феофана исп., Сигрианского.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия. Панихида.

16.45 Всенощное бдение.

22.00 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

12 / 25 марта, суббота

Прп. Феофана исп., Сигрианского (818).

Прав. Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021).

Св. Александра Державина исп., пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, прмч. Владимира Волкова (1938); сщмч. Сергия Скворцова пресвитера (1943).

Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

Поминовение усопших.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Смотреть все

Каталог TUT.BY