Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Зерцало иноков и инокинь

Распечатать

I

К монахам, живущим в киновиях и общинах.

1. Наследники Божии пусть услышат словеса Божии, сонаследники Христовы пусть воспримут речения Христовы, дабы даны были они в сердцах чад ваших, и пусть слова мудрецов научат их.

2. Отец благой воспитывает детей своих, отец же лукавый погубит их.

3. Вера есть начало любви, а конец любви – ведение Бога.

4. Страх Господень сохранит душу, благое же воздержание укрепит ее.

5. Терпение мужа порождает надежду, благая же надежда прославит его.

6. Порабощающий плоть свою станет бесстрастным, [заботливо] же питающий ее претерпит муки из–за нее.

7. Дух блуда – в телах [людей] неумеренных, дух же целомудрия – в душах [людей] воздержанных.

8. Отшельничество, соразмерное любви, очищает сердце, а отшельничество, сопровождаемое ненавистью, приводит его в смятение.

9. Лучше [жить] в любви среди тысячи [людей], чем, преисполнившись ненавистью, [проводить жизнь] одному в заповедных пещерах.

10. Таящий памятозлобие в душе своей подобен прячущему огонь в соломе.

11. Не давай обильной пищи телу своему, и не будешь видеть дурных сновидений. Ибо как пламя уничтожает лес, так и голод иссушает постыдные видения.

12. Муж смелый устрашится, а [муж] кроткий станет бесстрашным.

13. Сильный ветер разгоняет облака, а памятозлобие [отгоняет] ум от ведения.

14. Молящийся за врагов станет незлопамятным, удерживающий же язык свой не опечалит ближнего своего.

15. Если раздражает тебя брат твой, введи его в жилище свое и не медли войти к нему есть свой кусок с ним. Это станет избавлением для души твоей, и она уже не будет соблазняться во время молитвы.

16. Как любовь радуется бедности, так и ненависть услаждается богатством.

17. Не достигнет богатый ведения, и верблюд не пройдет через отверстие иглы (Мф. 19, 24; Мк. 10, 25; Лк. 18, 25); пред лицем Господа не будет возможно [совершить] ни того, ни другого.

18. Любящий серебро не узрит ведения, и собирающий его покроется тьмой.

19. В бедных жилищах смиренных обретет ночлег Господь, в обителях же гордых приумножатся несчастья.

20. Бесчестит Бога преступающий закон Его, соблюдающий же этот закон прославляет Творца его.

21. Если будешь усердно подражать Христу, станешь блаженным; душа твоя умрет смертью Его и не будет увлечена порочностью плоти своей; кончина твоя будет как закат звезды, а воскресение твое будет подобным восходу солнца.

22. Горе беззаконному в день смерти, и неправедный погибнет во время лютое. Ибо как ворон улетает из гнезда своего, так и душа нечистого [человека] исходит из тела своего.

23. Душами [людей] праведных руководят Ангелы, души же [людей] неправедных похищают бесы.

24. Там, куда вступил порок, обретается и неведение; сердца же святых преисполнены ведением.

25. Немилостивый монах будет нуждающимся, а питающий бедных – унаследует сокровище [на небесах].

26. Лучше бедность вкупе с ведением, чем богатство вкупе с неведением.

27. Украшение главы – венок, украшение же сердца – ведение Бога.

28. Стяжай ведение, а не серебро; [стремись] к мудрости паче богатства многого.

29. Праведные станут наследниками Господа, а святые будут напитаны Им.

30. Состраждущий бедным губит гнев [в себе], а питающий их преисполнится [духовными] благами.

31. В кротком сердце обретет покой мудрость; душа, подвизающаяся в духовном делании, станет троном бесстрастия.

32. Творящие лукавые [деяния] получат мзду лихую, а творящим же [деяния] благие дана будет мзда благая.

33. Ставящий западню [другому] попадет [сам] в нее, а прячущий ловушку будет [сам] уловлен ею.

34. Кроткий мирянин лучше вспыльчивого и гневливого монаха.

35. Гнев расточает ведение, долготерпение же собирает его.

36. Как южный ветер силен в открытом море, так и гнев – в сердце мужа.

37. Постоянно молящийся избегает искушений, сердце же пренебрегающего [молитвой] всегда волнуют помыслы.

38. Не увеселяй себя вином и не услаждай себя мясом, иначе насытится плотяность тела твоего и постыдные помыслы не покинут тебя.

39. Не говори: сегодня праздник и я пью вино, а завтра Пятидесятница и я буду есть мясо. Для монаха нет праздников, и [вообще] человеку не следует набивать свое чрево.

40. Пасха Господня есть исход от порока, а Пятидесятница Его – воскресение души.

41. Праздник Божий – прощение [взаимных] обид; злопамятный же обретает скорбь.

42. Пятидесятница Господня есть воскресение любви, ненавидящий же брата своего впадает в ужасное прегрешение.

43. Праздник Божий есть истинное ведение, посвятивший же себя лжеведению окончит жизнь свою постыдным образом.

44. Лучше пост в чистоте сердца, чем праздник в нечистоте души.

45. Уничтожающий злые помыслы в сердцем своем подобен разбивающему младенцы своя о камень (Пс. 136, 9).

46. Сонливый монах впадет в пороки, бодрствующий же [инок] будет как птица.

47. Во время бдения не предавайся пустым рассуждениям и не отстраняй [от себя] духовные словеса, потому что Господь наблюдает за душой твоей, и [если она ленива в духовном], не избавит тебя от всякого зла.

48. Многий сон одебеливает мысль, благое же бдение утончает ее.

49. Многий сон наводит искушения, бодрствующий же [монах] избежит их.

50. Как огонь растопляет воск, так и благое бдение [растопляет] лукавые помыслы.

51. Муж спящий лучше монаха бодрствующего, но [преисполненного] пустыми помыслами.

52. Ангельское сновидение радует сердце, а сновидение бесовское приводит его в смятение.

53. Покаяние и смирение исправляют душу, милостивость и кротость укрепляют ее.

54. Помни всегда о своем исходе [из тела], не забывай о вечном Суде, и тогда не будет прегрешения в душе твоей.

55. Если дух уныния нападет на тебя, не покидай жилища своего и не уклоняйся [от искушения], ибо оно со временем приносит пользу. Ведь как серебро очищается [от примесей], так и душа твоя заблестит [подобно серебру].

56. Дух уныния отгоняет [благодатные] слезы, а дух печали сокрушает молитву.

57. Алчущий материальных благ поглощается многими заботами, а держащийся за них впадает в горькие скорби.

58. Не держи скорпиона на груди, а лукавого помысла – в сердце своем.

59. Не испытывай жалости, убивая змеиных отпрысков, и не будешь рожать в муках [злые] помыслы в сердце своем.

60. Как огонь испытывает золото и серебро, так и искушения – сердце монаха.

61. Отгони от себя гордыню и удали прочь тщеславие. Ибо не добившийся [мирской] славы ввергается в печаль, а достигший ее становится горделивым.

62. Не отдавай сердца своего гордыне и не говори пред лицем Божиим: силен я, – дабы Господь не оставил души твоей и лукавые бесы не смирили бы ее. Ибо тогда враги через воздух наведут ужас на тебя, явив тебе страшные ночи.

63. Ведение оберегает житие монаха, отпавший же от ведения попадет в руки разбойников (Лк. 10, 30).

64. Из духовного Камня струится поток, и душа, подвизающаяся в [духовном] делании, пьет из него.

65. Избранный сосуд (Деян. 9,15) – душа чистая, душа же нечистая преисполнится горечи.

66. Без молока не может быть вскормлено дитя, а без бесстрастия не может вознестись горе сердце.

67. Бесстрастие предшествует любви, а любовь – ведению.

68. К ведению присовокупляется мудрость, благоразумие же порождает бесстрастие.

69. Страх Божий рождает благоразумие, вера же во Христа дарует страх Божий.

70. Раскаленная стрела цепляет душу, а муж, предающийся духовному деланию, гасит ее.

71. Ведение отвращает крик и богохульство, мудрость же избегает коварных речей.

72. Приятен мед и сладки соты, но ведение Бога слаще их.

73. Внимай, монаше, словам [духовного] отца своего и не считай неуместными наставления его. Когда он тебя отправляет [куда-нибудь], всегда призывай его на помощь [в молитвах] и в мысли [всегда] сопутешествуй с ним. Ибо подобным образом ты избежишь злых помыслов, и лукавые бесы не одолеют тебя. Если он вверит тебе серебро, не растрачивай его, а если что заработаешь, отдай ему.

74. Дурной эконом угнетает души братии, а злопамятный не имеет жалости к ним.

75. Растрачивающий монастырское имущество совершает преступление против Бога, и нерадеющий о нем не останется безнаказанным.

76. Несправедливый эконом распределяет дурно, эконом же справедливый дает [каждому] по достоинству.

77. Злословящий брата своего погибнет, а не заботящийся о немощном не узрит света.

78. Мирянин, прислуживающий больному брату [своему], лучше отшельника, не жалеющего ближнего своего.

79. Глупый монах не радеет об орудиях ремесла своего, монах же разумный заботится о них.

80. Не говори: сегодня я остаюсь [в монастыре], а завтра уйду [из него], потому что ты рассудил об этом, не подумав как следует.

81. Монах в затворе, который будет усердно думать о лживых речах, введет в заблуждение [духовного] отца своего.

82. Украшающий одежды свои и наполняющий чрево свое пасет лукавые помыслы – такой [человек] не может восседать вместе с [мужами] рассудительными.

83. Если приходишь в селение, не приближайся к женщинам и не задерживайся в [долгих беседах] с ними. Ибо подобно тому, как [рыба] заглатывает крючок, так и душа, [заглотнув наживку блуда], повлечется [в ад].

84. Долготерпеливый монах будет возлюблен [Господом, монах] же, раздражающийся на братий, станет ненавистен Ему.

85. Кроткого монаха любит Господь, дерзкий же [монах] будет отвержен Им.

86. Боязливый монах много ропщет, а сонливый монах оправдывает [свою сонливость] головной болью.

87. Если опечалился брат твой, утешь его, а если страдает он – сострадай с ним. Делая это, обрадуешь сердце его и великое сокровище соберешь [себе] на небе.

88. Монах, не соблюдающий заповеди [духовного] отца [своего], будет хулить седины породившего его [в Боге] и злословить о жизни чад его, а Господь будет скорбеть о нем [самом].

89. Ищущий оправдания для [своего] отделения от братии будет обвинять [в этом духовного] отца своего.

90. Не внимай речам против отца своего и не возбуждай душу непочитающего его, дабы не прогневался Господь на дела твои и не изгладил имя твое из книги живых.

91. Слушающийся [духовного] отца своего любит самого себя, противоречащий же ему впадет во зло.

92. Блажен монах, сохраняющий заповеди Господни; свят [монах], соблюдающий слова [духовных] отцов своих.

93. Ленивый монах будет строго наказан [Богом], а если он [еще] впадет и в дерзость, то потеряет и одеяние свое монашеское.

94. Блюдущий язык свой прокладывает прямой и верный путь [ко спасению], а хранящий сердце свое преисполнится ведением.

95. Монах двуязычный приводит в смятение братий, [монах] же верный воцаряет [духовный] мир [среди них].

96. Уповающий на воздержание свое падет, смиряющий же себя вознесется.

97. Не предавай себя насыщению чрева – и тебя не одолеет ночной сон. Подобным образом ты станешь чистым, и Дух Господень снизойдет на тебя.

98. Поющий псалмы успокаивает яростное начало [души], а долготерпящий станет не ведающим страха [перед бесами].

99. Из кротости рождается ведение, а из дерзости – неведение.

100. Как вода, [питая растение, позволяет] ему расти, так и смирение [позволяет] сердцу подниматься над гневом.

101. Ищущий пиры погасит светильник [свой], и душа его узрит тьму.

102. Вкушай хлеб свой, отмеривая на весах, и мерою пей воду свою – тогда дух блуда убежит от тебя.

103. Давай старикам вино и немощным также приноси его, потому что износилась плоть юности их.

104. Не подставляй ноги брату своему и падению его не радуйся. Ибо Господь ведает сердце твое и в день смерти предаст тебя.

105. Монах разумный будет бесстрашным, монах же неразумный претерпит [многие] беды.

106. Лукавое око ослепит Господь, но простого [сердцем] Он освободит от мрака.

107. Как утренняя звезда на небе и как пальма в раю, так и чистый ум – в кроткой душе.

108. Мудрый муж взыщет логосы Божии, а [муж] немудрый подвергнет их осмеянию.

109. Ненавидящий ведение Бога и отвергающий созерцание Его подобен [человеку], поражающему копьем сердце свое.

110. Ведение [Святой] Троицы лучше ведения нетелесных [сущностей], а созерцание Ее превыше логосов всех веков.

111. Седины старцев – кротость, а жизнь их – ведение истины.

112. Кроткий молодой человек многое выдерживает, но кто поддержит малодушного старца? Видел я гневного старца, горделиво восседающего на сидении своем, но больше надежд возлагал на того, кто моложе его, [однако более кроток].

113. Соблазняющий мирян не останется безнаказанным, а подстрекающий их – порочит звание свое.

114. Того, кто приводит в смятение Церковь Господню, истребит огонь, а того, кто противится иерею, поглотит земля.

115. Любящий пчел вкушает соты от них, а собирающий этих пчел [в улья] – преисполнится Духом.

116. Почитай Господа – и познаешь логосы нетелесных [вещей]; служи Ему – и Он явит тебе логосы веков.

117. Без ведения не вознесется горе сердце, и дерево не расцветет без влаги.

118. Плоть Христова есть деятельные добродетели, и едящий Ее станет бесстрастным.

119. Кровь Христова есть созерцание тварных вещей, и пьющий Ее умудрится Ею.

120. Грудь Господня есть ведение Бога, и припадающий к ней станет Богословом.

121. Умозритель и посвящающий себя [духовному] деланию повстречались друг с другом, [ибо] посередине их стоял Господь.

122. Тот, кто стяжал любовь, стяжал сокровище, [ибо] воспринял благодать от Господа.

123. Мудрость ведает догматы бесов, благоразумие же выявляет коварство их.

124. Не отвергай святые догматы, которые установили отцы твои, не оставляй веры крещения твоего и не уничтожай духовной печати, дабы Господь [всегда] пребывал в душе твоей и сохранил тебя в день лютый.

125. Слова еретиков – вестники смерти, и принимающий их губит свою душу.

126. Ныне же, сын, послушай меня: не приступай к дверям мужей беззаконных и не броди около ловушек их, дабы не быть уловленным [ими]. Удали душу свою от лжеведения. Ведь я часто говорил с ними, выведывая мрачные речи их, и яд аспидов (Пс. 139, 3) нашел в них. Нет благоразумия и нет мудрости в словах их. Все, принимающие их, – погибнут, а любящие их – преисполнятся всяческим злом. Знаю я отцов догматов ваших и в пустыне [не раз] встречался с ними. Враги Господа шли мне навстречу, бесы [прелестными] речами боролись со мной, и я не узревал в словах их истинного света.

127. Лжец отпадет от Бога, а вводящий в заблуждение ближнего своего впадет в несчастия.

128. Рай Божий лучше вертограда зелейного (Втор. 11, 10), и река Господня лучше великой реки, затемняющей землю.

129. Вода небесная надежнее воды египетских мудрецов, черпающих из земли.

130. Подобно тому, как поднимающие колеса оказываются внизу, так и возносящие слова свои умаляются ими.

131. Мудрость Господня возвышает сердце, а благоразумие Господне – очищает его.

132. Логосы Промысла покрыты мраком, и созерцания Суда трудны для постижения, но муж, [преуспевший в духовном] делании, познает их.

133. Очищающий себя узрит умные естества, кроткий же монах познает логосы нетелесных [вещей].

134. Говорящий, что Святая Троица есть тварь, богохульствует на Бога, а отвергающий Христа Его – не познает Его.

135. Созерцание миров расширяет сердце, логосы же Промысла и Суда возвышают его.

136. Ведение нетелесных [вещей] возносит горе ум и представляет его Святой Троице.

137. Помни о давшем вам в Господе ясные притчи и не забывай во время молитвы о смиренной душе моей.

По изданию: Творения Аввы Евагрия Понтийского. Аскетические и Богословские трактаты. М., 1994. 


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 июля, четверг

Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел кн. Московской.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 июля, четверг

Прп. Фомы, иже в Малеи (X). Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).

Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела (III–IV). Мц. Кириакии (IV).

Сщмч. Павла Чернышева пресвитера (1918).

Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

Смотреть все

Каталог TUT.BY