При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
I К монахам, живущим в киновиях и общинах.
1. Наследники Божии пусть услышат словеса Божии, сонаследники Христовы пусть воспримут речения Христовы, дабы даны были они в сердцах чад ваших, и пусть слова мудрецов научат их. 2. Отец благой воспитывает детей своих, отец же лукавый погубит их. 3. Вера есть начало любви, а конец любви – ведение Бога. 4. Страх Господень сохранит душу, благое же воздержание укрепит ее. 5. Терпение мужа порождает надежду, благая же надежда прославит его. 6. Порабощающий плоть свою станет бесстрастным, [заботливо] же питающий ее претерпит муки из–за нее. 7. Дух блуда – в телах [людей] неумеренных, дух же целомудрия – в душах [людей] воздержанных. 8. Отшельничество, соразмерное любви, очищает сердце, а отшельничество, сопровождаемое ненавистью, приводит его в смятение. 9. Лучше [жить] в любви среди тысячи [людей], чем, преисполнившись ненавистью, [проводить жизнь] одному в заповедных пещерах. 10. Таящий памятозлобие в душе своей подобен прячущему огонь в соломе. 11. Не давай обильной пищи телу своему, и не будешь видеть дурных сновидений. Ибо как пламя уничтожает лес, так и голод иссушает постыдные видения. 12. Муж смелый устрашится, а [муж] кроткий станет бесстрашным. 13. Сильный ветер разгоняет облака, а памятозлобие [отгоняет] ум от ведения. 14. Молящийся за врагов станет незлопамятным, удерживающий же язык свой не опечалит ближнего своего. 15. Если раздражает тебя брат твой, введи его в жилище свое и не медли войти к нему есть свой кусок с ним. Это станет избавлением для души твоей, и она уже не будет соблазняться во время молитвы. 16. Как любовь радуется бедности, так и ненависть услаждается богатством. 17. Не достигнет богатый ведения, и верблюд не пройдет через отверстие иглы (Мф. 19, 24; Мк. 10, 25; Лк. 18, 25); пред лицем Господа не будет возможно [совершить] ни того, ни другого. 18. Любящий серебро не узрит ведения, и собирающий его покроется тьмой. 19. В бедных жилищах смиренных обретет ночлег Господь, в обителях же гордых приумножатся несчастья. 20. Бесчестит Бога преступающий закон Его, соблюдающий же этот закон прославляет Творца его. 21. Если будешь усердно подражать Христу, станешь блаженным; душа твоя умрет смертью Его и не будет увлечена порочностью плоти своей; кончина твоя будет как закат звезды, а воскресение твое будет подобным восходу солнца. 22. Горе беззаконному в день смерти, и неправедный погибнет во время лютое. Ибо как ворон улетает из гнезда своего, так и душа нечистого [человека] исходит из тела своего. 23. Душами [людей] праведных руководят Ангелы, души же [людей] неправедных похищают бесы. 24. Там, куда вступил порок, обретается и неведение; сердца же святых преисполнены ведением. 25. Немилостивый монах будет нуждающимся, а питающий бедных – унаследует сокровище [на небесах]. 26. Лучше бедность вкупе с ведением, чем богатство вкупе с неведением. 27. Украшение главы – венок, украшение же сердца – ведение Бога. 28. Стяжай ведение, а не серебро; [стремись] к мудрости паче богатства многого. 29. Праведные станут наследниками Господа, а святые будут напитаны Им. 30. Состраждущий бедным губит гнев [в себе], а питающий их преисполнится [духовными] благами. 31. В кротком сердце обретет покой мудрость; душа, подвизающаяся в духовном делании, станет троном бесстрастия. 32. Творящие лукавые [деяния] получат мзду лихую, а творящим же [деяния] благие дана будет мзда благая. 33. Ставящий западню [другому] попадет [сам] в нее, а прячущий ловушку будет [сам] уловлен ею. 34. Кроткий мирянин лучше вспыльчивого и гневливого монаха. 35. Гнев расточает ведение, долготерпение же собирает его. 36. Как южный ветер силен в открытом море, так и гнев – в сердце мужа. 37. Постоянно молящийся избегает искушений, сердце же пренебрегающего [молитвой] всегда волнуют помыслы. 38. Не увеселяй себя вином и не услаждай себя мясом, иначе насытится плотяность тела твоего и постыдные помыслы не покинут тебя. 39. Не говори: сегодня праздник и я пью вино, а завтра Пятидесятница и я буду есть мясо. Для монаха нет праздников, и [вообще] человеку не следует набивать свое чрево. 40. Пасха Господня есть исход от порока, а Пятидесятница Его – воскресение души. 41. Праздник Божий – прощение [взаимных] обид; злопамятный же обретает скорбь. 42. Пятидесятница Господня есть воскресение любви, ненавидящий же брата своего впадает в ужасное прегрешение. 43. Праздник Божий есть истинное ведение, посвятивший же себя лжеведению окончит жизнь свою постыдным образом. 44. Лучше пост в чистоте сердца, чем праздник в нечистоте души. 45. Уничтожающий злые помыслы в сердцем своем подобен разбивающему младенцы своя о камень (Пс. 136, 9). 46. Сонливый монах впадет в пороки, бодрствующий же [инок] будет как птица. 47. Во время бдения не предавайся пустым рассуждениям и не отстраняй [от себя] духовные словеса, потому что Господь наблюдает за душой твоей, и [если она ленива в духовном], не избавит тебя от всякого зла. 48. Многий сон одебеливает мысль, благое же бдение утончает ее. 49. Многий сон наводит искушения, бодрствующий же [монах] избежит их. 50. Как огонь растопляет воск, так и благое бдение [растопляет] лукавые помыслы. 51. Муж спящий лучше монаха бодрствующего, но [преисполненного] пустыми помыслами. 52. Ангельское сновидение радует сердце, а сновидение бесовское приводит его в смятение. 53. Покаяние и смирение исправляют душу, милостивость и кротость укрепляют ее. 54. Помни всегда о своем исходе [из тела], не забывай о вечном Суде, и тогда не будет прегрешения в душе твоей. 55. Если дух уныния нападет на тебя, не покидай жилища своего и не уклоняйся [от искушения], ибо оно со временем приносит пользу. Ведь как серебро очищается [от примесей], так и душа твоя заблестит [подобно серебру]. 56. Дух уныния отгоняет [благодатные] слезы, а дух печали сокрушает молитву. 57. Алчущий материальных благ поглощается многими заботами, а держащийся за них впадает в горькие скорби. 58. Не держи скорпиона на груди, а лукавого помысла – в сердце своем. 59. Не испытывай жалости, убивая змеиных отпрысков, и не будешь рожать в муках [злые] помыслы в сердце своем. 60. Как огонь испытывает золото и серебро, так и искушения – сердце монаха. 61. Отгони от себя гордыню и удали прочь тщеславие. Ибо не добившийся [мирской] славы ввергается в печаль, а достигший ее становится горделивым. 62. Не отдавай сердца своего гордыне и не говори пред лицем Божиим: силен я, – дабы Господь не оставил души твоей и лукавые бесы не смирили бы ее. Ибо тогда враги через воздух наведут ужас на тебя, явив тебе страшные ночи. 63. Ведение оберегает житие монаха, отпавший же от ведения попадет в руки разбойников (Лк. 10, 30). 64. Из духовного Камня струится поток, и душа, подвизающаяся в [духовном] делании, пьет из него. 65. Избранный сосуд (Деян. 9,15) – душа чистая, душа же нечистая преисполнится горечи. 66. Без молока не может быть вскормлено дитя, а без бесстрастия не может вознестись горе сердце. 67. Бесстрастие предшествует любви, а любовь – ведению. 68. К ведению присовокупляется мудрость, благоразумие же порождает бесстрастие. 69. Страх Божий рождает благоразумие, вера же во Христа дарует страх Божий. 70. Раскаленная стрела цепляет душу, а муж, предающийся духовному деланию, гасит ее. 71. Ведение отвращает крик и богохульство, мудрость же избегает коварных речей. 72. Приятен мед и сладки соты, но ведение Бога слаще их. 73. Внимай, монаше, словам [духовного] отца своего и не считай неуместными наставления его. Когда он тебя отправляет [куда-нибудь], всегда призывай его на помощь [в молитвах] и в мысли [всегда] сопутешествуй с ним. Ибо подобным образом ты избежишь злых помыслов, и лукавые бесы не одолеют тебя. Если он вверит тебе серебро, не растрачивай его, а если что заработаешь, отдай ему. 74. Дурной эконом угнетает души братии, а злопамятный не имеет жалости к ним. 75. Растрачивающий монастырское имущество совершает преступление против Бога, и нерадеющий о нем не останется безнаказанным. 76. Несправедливый эконом распределяет дурно, эконом же справедливый дает [каждому] по достоинству. 77. Злословящий брата своего погибнет, а не заботящийся о немощном не узрит света. 78. Мирянин, прислуживающий больному брату [своему], лучше отшельника, не жалеющего ближнего своего. 79. Глупый монах не радеет об орудиях ремесла своего, монах же разумный заботится о них. 80. Не говори: сегодня я остаюсь [в монастыре], а завтра уйду [из него], потому что ты рассудил об этом, не подумав как следует. 81. Монах в затворе, который будет усердно думать о лживых речах, введет в заблуждение [духовного] отца своего.
82. Украшающий одежды свои и наполняющий чрево свое пасет лукавые помыслы – такой [человек] не может восседать вместе с [мужами] рассудительными. 83. Если приходишь в селение, не приближайся к женщинам и не задерживайся в [долгих беседах] с ними. Ибо подобно тому, как [рыба] заглатывает крючок, так и душа, [заглотнув наживку блуда], повлечется [в ад]. 84. Долготерпеливый монах будет возлюблен [Господом, монах] же, раздражающийся на братий, станет ненавистен Ему. 85. Кроткого монаха любит Господь, дерзкий же [монах] будет отвержен Им. 86. Боязливый монах много ропщет, а сонливый монах оправдывает [свою сонливость] головной болью. 87. Если опечалился брат твой, утешь его, а если страдает он – сострадай с ним. Делая это, обрадуешь сердце его и великое сокровище соберешь [себе] на небе. 88. Монах, не соблюдающий заповеди [духовного] отца [своего], будет хулить седины породившего его [в Боге] и злословить о жизни чад его, а Господь будет скорбеть о нем [самом]. 89. Ищущий оправдания для [своего] отделения от братии будет обвинять [в этом духовного] отца своего. 90. Не внимай речам против отца своего и не возбуждай душу непочитающего его, дабы не прогневался Господь на дела твои и не изгладил имя твое из книги живых. 91. Слушающийся [духовного] отца своего любит самого себя, противоречащий же ему впадет во зло. 92. Блажен монах, сохраняющий заповеди Господни; свят [монах], соблюдающий слова [духовных] отцов своих. 93. Ленивый монах будет строго наказан [Богом], а если он [еще] впадет и в дерзость, то потеряет и одеяние свое монашеское. 94. Блюдущий язык свой прокладывает прямой и верный путь [ко спасению], а хранящий сердце свое преисполнится ведением. 95. Монах двуязычный приводит в смятение братий, [монах] же верный воцаряет [духовный] мир [среди них]. 96. Уповающий на воздержание свое падет, смиряющий же себя вознесется. 97. Не предавай себя насыщению чрева – и тебя не одолеет ночной сон. Подобным образом ты станешь чистым, и Дух Господень снизойдет на тебя. 98. Поющий псалмы успокаивает яростное начало [души], а долготерпящий станет не ведающим страха [перед бесами]. 99. Из кротости рождается ведение, а из дерзости – неведение. 100. Как вода, [питая растение, позволяет] ему расти, так и смирение [позволяет] сердцу подниматься над гневом. 101. Ищущий пиры погасит светильник [свой], и душа его узрит тьму. 102. Вкушай хлеб свой, отмеривая на весах, и мерою пей воду свою – тогда дух блуда убежит от тебя. 103. Давай старикам вино и немощным также приноси его, потому что износилась плоть юности их. 104. Не подставляй ноги брату своему и падению его не радуйся. Ибо Господь ведает сердце твое и в день смерти предаст тебя. 105. Монах разумный будет бесстрашным, монах же неразумный претерпит [многие] беды. 106. Лукавое око ослепит Господь, но простого [сердцем] Он освободит от мрака. 107. Как утренняя звезда на небе и как пальма в раю, так и чистый ум – в кроткой душе. 108. Мудрый муж взыщет логосы Божии, а [муж] немудрый подвергнет их осмеянию. 109. Ненавидящий ведение Бога и отвергающий созерцание Его подобен [человеку], поражающему копьем сердце свое. 110. Ведение [Святой] Троицы лучше ведения нетелесных [сущностей], а созерцание Ее превыше логосов всех веков. 111. Седины старцев – кротость, а жизнь их – ведение истины. 112. Кроткий молодой человек многое выдерживает, но кто поддержит малодушного старца? Видел я гневного старца, горделиво восседающего на сидении своем, но больше надежд возлагал на того, кто моложе его, [однако более кроток]. 113. Соблазняющий мирян не останется безнаказанным, а подстрекающий их – порочит звание свое. 114. Того, кто приводит в смятение Церковь Господню, истребит огонь, а того, кто противится иерею, поглотит земля. 115. Любящий пчел вкушает соты от них, а собирающий этих пчел [в улья] – преисполнится Духом. 116. Почитай Господа – и познаешь логосы нетелесных [вещей]; служи Ему – и Он явит тебе логосы веков. 117. Без ведения не вознесется горе сердце, и дерево не расцветет без влаги. 118. Плоть Христова есть деятельные добродетели, и едящий Ее станет бесстрастным. 119. Кровь Христова есть созерцание тварных вещей, и пьющий Ее умудрится Ею. 120. Грудь Господня есть ведение Бога, и припадающий к ней станет Богословом. 121. Умозритель и посвящающий себя [духовному] деланию повстречались друг с другом, [ибо] посередине их стоял Господь. 122. Тот, кто стяжал любовь, стяжал сокровище, [ибо] воспринял благодать от Господа. 123. Мудрость ведает догматы бесов, благоразумие же выявляет коварство их. 124. Не отвергай святые догматы, которые установили отцы твои, не оставляй веры крещения твоего и не уничтожай духовной печати, дабы Господь [всегда] пребывал в душе твоей и сохранил тебя в день лютый. 125. Слова еретиков – вестники смерти, и принимающий их губит свою душу. 126. Ныне же, сын, послушай меня: не приступай к дверям мужей беззаконных и не броди около ловушек их, дабы не быть уловленным [ими]. Удали душу свою от лжеведения. Ведь я часто говорил с ними, выведывая мрачные речи их, и яд аспидов (Пс. 139, 3) нашел в них. Нет благоразумия и нет мудрости в словах их. Все, принимающие их, – погибнут, а любящие их – преисполнятся всяческим злом. Знаю я отцов догматов ваших и в пустыне [не раз] встречался с ними. Враги Господа шли мне навстречу, бесы [прелестными] речами боролись со мной, и я не узревал в словах их истинного света. 127. Лжец отпадет от Бога, а вводящий в заблуждение ближнего своего впадет в несчастия. 128. Рай Божий лучше вертограда зелейного (Втор. 11, 10), и река Господня лучше великой реки, затемняющей землю. 129. Вода небесная надежнее воды египетских мудрецов, черпающих из земли. 130. Подобно тому, как поднимающие колеса оказываются внизу, так и возносящие слова свои умаляются ими. 131. Мудрость Господня возвышает сердце, а благоразумие Господне – очищает его. 132. Логосы Промысла покрыты мраком, и созерцания Суда трудны для постижения, но муж, [преуспевший в духовном] делании, познает их. 133. Очищающий себя узрит умные естества, кроткий же монах познает логосы нетелесных [вещей]. 134. Говорящий, что Святая Троица есть тварь, богохульствует на Бога, а отвергающий Христа Его – не познает Его. 135. Созерцание миров расширяет сердце, логосы же Промысла и Суда возвышают его. 136. Ведение нетелесных [вещей] возносит горе ум и представляет его Святой Троице. 137. Помни о давшем вам в Господе ясные притчи и не забывай во время молитвы о смиренной душе моей.
По изданию: Творения Аввы Евагрия Понтийского. Аскетические и Богословские трактаты. М., 1994. |
Расписание богослужений6/19 марта, вторникМчч. 42-х во Амморее. 5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. 7.15 Утреня. 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития. 17.00 Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского. Православный календарь6/19 марта, вторникМчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720). Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Конона и сына его Конона (270–275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Прп. Фридолина Зекингенского (540). Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо». |