Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О девстве

Распечатать

Глава XXIV (97)

Плотские люди хулят девство и, преданные наслаждениям, ссылаются, как на свидетельство, на это место: проклят всякий, кто не возставляет семени в Израиле[1]. Мы же говорим, положившись на воплотившагося от Девы Бога-Слова, что девство было насаждено в естество людей свыше и искони. Ибо человек был сотворен из девственной земли. Ева была создана из одного только Адама. В раю процветало девство. Действительно, божественное Писание говорит, что были наги – и Адам, и Ева, и не стыдястася[2]. Когда же они согрешили, то узнали, что были наги, и, устыдившись, сшили себе самим препоясания[3]. И после преступления, когда человек услышал: земля еси, и в землю отъидеши[4], когда чрез грех в мир вошла смерть, тогда Адам позна Еву жену свою, и заченши, и роди[5]. Поэтому, брак был изобретен ради того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертию, чтоб чрез деторождение род людской сохранялся в целости.

Но, быть может, скажут: итак, что хочет [выяснить] изречение: мужа и жену[6]; и это: раститеся и множитеся?[7] На это мы скажем, что изречение: раститеся и множитеся не обозначает непременно умножения чрез брачное соединение. Ибо Бог мог умножить род людей и другим способом, если бы они сохранили заповедь до конца неповрежденною. Но Бог, Который, вследствие предведения Своего, ведает вся прежде бытия их[8], зная, что они имеют оказаться в преступлении и быть осуждены, наперед сотворил мужа и жену и повелел расти и умножаться. Поэтому мы желаем возвратиться на путь и хотим посмотреть украшения девства; а одно и то же – сказать и о целомудрии.

Ною, которому повелевалось войти в ковчег и было вверяемо сохранять семя мира, дается такое приказание: вниди ты, говорит Бог, и сынове твои, и жена твоя, и жены сынов твоих[9]. Он разделил их от жен, чтобы они ушли от моря и того всемирнаго кораблекрушения, сохраняя целомудрие. Но после прекращения потопа Он говорит: изыди ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих[10]. Вот опять допущен брак ради размножения [человеческаго рода]. Потом, дышащий огнем Илия, едущий на колеснице и ходящий по небу[11], не возлюбил ли безбрачия и не был ли он прославлен превознесением, превышающим человеческия условия? Кто заключил небеса? Кто воскресил мертвых?[12] Кто разсек Иордан?[13] Не девственный ли Илия? А Елиссей, ученик его, не потому ли, попросивши благодать Духа в двойном числе, получил ее[14], что показал равную же добродетель? А что – три отрока? Не потому ли они оказались сильнее огня, что подвизались в девстве, девством достигнув того, что тела их сделались неодолимыми огнем?[15] А почему не говорю о Данииле, в тело котораго, укрепленное девством, зубы зверей не были в состоянии вонзиться? Бог, намереваясь являться Израильтянам, не повелевал ли сохранять в чистоте тело?[16] Не очищая ли самих себя, таким образом входили священники во внутреннее святилище и приносили жертвы? Не наименовал ли закон целомудрия великим обетом?

Итак, повеление закона должно понимать более духовным образом. Ибо есть семя духовное, при содействии любви и страха Божия зачинаемое во чреве души, страдающем от болей при родах и раждающем дух спасения. Таким же образом должно понимать и изречение: блажен, иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме[17]. Ибо почему – блажен, хотя бы он был и прелюбодей, или пьяница, или идолослужитель, если только имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме? Никто здраво мыслящий этого не скажет.

Девство – ангельский образ жизни, особенность всякаго безтелеснаго естества. Мы говорим это, не порицая брака, – да не будет! – ибо мы знаем, что Господь во время Своего пришествия благословил брак[18] и сказал: честна женитва, и ложе нескверно[19]; но – зная, что девство лучше прекраснаго [самого по себе брака]. Ибо и между добродетелями бывают усиления и ослабления, подобным образом и между пороками. Мы знаем, что произошли от брака все смертные, за исключением виновников рода нашего. Ибо они – отрасль девства, а не произведение брака. Но безбрачие, как мы сказали, есть подражание Ангелам. Поэтому, насколько Ангел превосходнее человека, настолько девство драгоценнее брака. Но зачем я говорю: Ангел? Сам Христос – слава девства, не потому только, что Он родился от Отца безначально, без истечения и без сочетавания, но потому, что, сделавшись и человеком наподобие нас, Он превыше нас воплотился от Девы без [супружескаго] соединения, и Сам в Себе Самом показывал истинное и совершенное девство. Посему, хотя Он и не предписал нам этого [т.е. девства] законом: ибо не вси вмещают словесе сего[20], как Он Сам сказал; но делом наставил нас и дал нам силу для него. Ибо кому не ясно, что девство теперь живет между людьми?

Конечно, прекрасно деторождение, которое производится браком, и прекрасен брак блудодеяния ради[21], пресекающий это и с помощию законнаго совокупления не позволяющий неистовству похоти воспламеняться к беззаконным деяниям. Прекрасен брак для тех, у кого нет воздержания, но лучше – девство, умножающее чадородие души и приносящее Богу благовременный плод: молитву. Честна женитва, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог[22].

По изданию: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. – Ростов-на-Дону, 1992.



[1] Втор. XXV, 9. Здесь этих слов нет; но смысл, указываемый ими, можно и отсюда (т.е. из Втор.) извлечь.

[2] Быт. II, 25.

[3] Быт. III, 7.

[4] Быт. III, 19.

[5] Быт. IV, 1.

[6] Быт. I, 27.

[7] Быт. I, 28.

[8] Дан. XIII, 42.

[9] Быт. VII, 1. Ср.: 7 ст.

[10] Быт. VIII, 16.

[11] 4 Цар. II, 11…

[12] 3 Цар. XVII, 19–22.

[13] 4 Цар. II, 8.

[14] 4 Цар. II, 9.

[15] Дан. III, 20 и следующ., 92, 94…

[16] Исх. XIX, 15. Числ. VI; 2, 1.

[17] Ис. XXXI, 9.

[18] Ин. II, 1…

[19] Евр. XIII, 4.

[20] Мф. XIX, 11.

[21] 1 Кор. VII, 2.

[22] Евр. XIII, 4.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY