При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
Глава XXIV (97)
Плотские люди хулят девство и, преданные наслаждениям, ссылаются, как на свидетельство, на это место: проклят всякий, кто не возставляет семени в Израиле[1]. Мы же говорим, положившись на воплотившагося от Девы Бога-Слова, что девство было насаждено в естество людей свыше и искони. Ибо человек был сотворен из девственной земли. Ева была создана из одного только Адама. В раю процветало девство. Действительно, божественное Писание говорит, что были наги – и Адам, и Ева, и не стыдястася[2]. Когда же они согрешили, то узнали, что были наги, и, устыдившись, сшили себе самим препоясания[3]. И после преступления, когда человек услышал: земля еси, и в землю отъидеши[4], когда чрез грех в мир вошла смерть, тогда Адам позна Еву жену свою, и заченши, и роди[5]. Поэтому, брак был изобретен ради того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертию, чтоб чрез деторождение род людской сохранялся в целости. Но, быть может, скажут: итак, что хочет [выяснить] изречение: мужа и жену…[6]; и это: раститеся и множитеся?[7] На это мы скажем, что изречение: раститеся и множитеся не обозначает непременно умножения чрез брачное соединение. Ибо Бог мог умножить род людей и другим способом, если бы они сохранили заповедь до конца неповрежденною. Но Бог, Который, вследствие предведения Своего, ведает вся прежде бытия их[8], зная, что они имеют оказаться в преступлении и быть осуждены, наперед сотворил мужа и жену и повелел расти и умножаться. Поэтому мы желаем возвратиться на путь и хотим посмотреть украшения девства; а одно и то же – сказать и о целомудрии. Ною, которому повелевалось войти в ковчег и было вверяемо сохранять семя мира, дается такое приказание: вниди ты, говорит Бог, и сынове твои, и жена твоя, и жены сынов твоих[9]. Он разделил их от жен, чтобы они ушли от моря и того всемирнаго кораблекрушения, сохраняя целомудрие. Но после прекращения потопа Он говорит: изыди ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих[10]. Вот опять допущен брак ради размножения [человеческаго рода]. Потом, дышащий огнем Илия, едущий на колеснице и ходящий по небу[11], не возлюбил ли безбрачия и не был ли он прославлен превознесением, превышающим человеческия условия? Кто заключил небеса? Кто воскресил мертвых?[12] Кто разсек Иордан?[13] Не девственный ли Илия? А Елиссей, ученик его, не потому ли, попросивши благодать Духа в двойном числе, получил ее[14], что показал равную же добродетель? А что – три отрока? Не потому ли они оказались сильнее огня, что подвизались в девстве, девством достигнув того, что тела их сделались неодолимыми огнем?[15] А почему не говорю о Данииле, в тело котораго, укрепленное девством, зубы зверей не были в состоянии вонзиться? Бог, намереваясь являться Израильтянам, не повелевал ли сохранять в чистоте тело?[16] Не очищая ли самих себя, таким образом входили священники во внутреннее святилище и приносили жертвы? Не наименовал ли закон целомудрия великим обетом? Итак, повеление закона должно понимать более духовным образом. Ибо есть семя духовное, при содействии любви и страха Божия зачинаемое во чреве души, страдающем от болей при родах и раждающем дух спасения. Таким же образом должно понимать и изречение: блажен, иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме[17]. Ибо почему – блажен, хотя бы он был и прелюбодей, или пьяница, или идолослужитель, если только имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме? Никто здраво мыслящий этого не скажет. Девство – ангельский образ жизни, особенность всякаго безтелеснаго естества. Мы говорим это, не порицая брака, – да не будет! – ибо мы знаем, что Господь во время Своего пришествия благословил брак[18] и сказал: честна женитва, и ложе нескверно[19]; но – зная, что девство лучше прекраснаго [самого по себе брака]. Ибо и между добродетелями бывают усиления и ослабления, подобным образом и между пороками. Мы знаем, что произошли от брака все смертные, за исключением виновников рода нашего. Ибо они – отрасль девства, а не произведение брака. Но безбрачие, как мы сказали, есть подражание Ангелам. Поэтому, насколько Ангел превосходнее человека, настолько девство драгоценнее брака. Но зачем я говорю: Ангел? Сам Христос – слава девства, не потому только, что Он родился от Отца безначально, без истечения и без сочетавания, но потому, что, сделавшись и человеком наподобие нас, Он превыше нас воплотился от Девы без [супружескаго] соединения, и Сам в Себе Самом показывал истинное и совершенное девство. Посему, хотя Он и не предписал нам этого [т.е. девства] законом: ибо не вси вмещают словесе сего[20], как Он Сам сказал; но делом наставил нас и дал нам силу для него. Ибо кому не ясно, что девство теперь живет между людьми? Конечно, прекрасно деторождение, которое производится браком, и прекрасен брак блудодеяния ради[21], пресекающий это и с помощию законнаго совокупления не позволяющий неистовству похоти воспламеняться к беззаконным деяниям. Прекрасен брак для тех, у кого нет воздержания, но лучше – девство, умножающее чадородие души и приносящее Богу благовременный плод: молитву. Честна женитва, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог[22].
По изданию: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. – Ростов-на-Дону, 1992.
[1] Втор. XXV, 9. Здесь этих слов нет; но смысл, указываемый ими, можно и отсюда (т.е. из Втор.) извлечь. [2] Быт. II, 25. [3] Быт. III, 7. [4] Быт. III, 19. [5] Быт. IV, 1. [6] Быт. I, 27. [7] Быт. I, 28. [8] Дан. XIII, 42. [9] Быт. VII, 1. Ср.: 7 ст. [10] Быт. VIII, 16. [11] 4 Цар. II, 11… [12] 3 Цар. XVII, 19–22. [13] 4 Цар. II, 8. [14] 4 Цар. II, 9. [15] Дан. III, 20 и следующ., 92, 94… [16] Исх. XIX, 15. Числ. VI; 2, 1. [17] Ис. XXXI, 9. [18] Ин. II, 1… [19] Евр. XIII, 4. [20] Мф. XIX, 11. [21] 1 Кор. VII, 2. [22] Евр. XIII, 4. |
Расписание богослужений11/24 января, воскресеньеНеделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 8-й. Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника. 6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. 8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом. 9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. 16.45 Вечернее богослужение с великим славословием. 17.00 Акафист Иисусу Сладчайшему. (Кресто-Воздвиженский собор) Православный календарь11/24 января, воскресеньеНеделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 8-й. Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Сщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919); св. Владимира Хираско исп., пресвитера (1932). Елецкой иконы Божией Матери (1060). |