Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О девстве

Распечатать

Глава XXIV (97)

Плотские люди хулят девство и, преданные наслаждениям, ссылаются, как на свидетельство, на это место: проклят всякий, кто не возставляет семени в Израиле[1]. Мы же говорим, положившись на воплотившагося от Девы Бога-Слова, что девство было насаждено в естество людей свыше и искони. Ибо человек был сотворен из девственной земли. Ева была создана из одного только Адама. В раю процветало девство. Действительно, божественное Писание говорит, что были наги – и Адам, и Ева, и не стыдястася[2]. Когда же они согрешили, то узнали, что были наги, и, устыдившись, сшили себе самим препоясания[3]. И после преступления, когда человек услышал: земля еси, и в землю отъидеши[4], когда чрез грех в мир вошла смерть, тогда Адам позна Еву жену свою, и заченши, и роди[5]. Поэтому, брак был изобретен ради того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертию, чтоб чрез деторождение род людской сохранялся в целости.

Но, быть может, скажут: итак, что хочет [выяснить] изречение: мужа и жену[6]; и это: раститеся и множитеся?[7] На это мы скажем, что изречение: раститеся и множитеся не обозначает непременно умножения чрез брачное соединение. Ибо Бог мог умножить род людей и другим способом, если бы они сохранили заповедь до конца неповрежденною. Но Бог, Который, вследствие предведения Своего, ведает вся прежде бытия их[8], зная, что они имеют оказаться в преступлении и быть осуждены, наперед сотворил мужа и жену и повелел расти и умножаться. Поэтому мы желаем возвратиться на путь и хотим посмотреть украшения девства; а одно и то же – сказать и о целомудрии.

Ною, которому повелевалось войти в ковчег и было вверяемо сохранять семя мира, дается такое приказание: вниди ты, говорит Бог, и сынове твои, и жена твоя, и жены сынов твоих[9]. Он разделил их от жен, чтобы они ушли от моря и того всемирнаго кораблекрушения, сохраняя целомудрие. Но после прекращения потопа Он говорит: изыди ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих[10]. Вот опять допущен брак ради размножения [человеческаго рода]. Потом, дышащий огнем Илия, едущий на колеснице и ходящий по небу[11], не возлюбил ли безбрачия и не был ли он прославлен превознесением, превышающим человеческия условия? Кто заключил небеса? Кто воскресил мертвых?[12] Кто разсек Иордан?[13] Не девственный ли Илия? А Елиссей, ученик его, не потому ли, попросивши благодать Духа в двойном числе, получил ее[14], что показал равную же добродетель? А что – три отрока? Не потому ли они оказались сильнее огня, что подвизались в девстве, девством достигнув того, что тела их сделались неодолимыми огнем?[15] А почему не говорю о Данииле, в тело котораго, укрепленное девством, зубы зверей не были в состоянии вонзиться? Бог, намереваясь являться Израильтянам, не повелевал ли сохранять в чистоте тело?[16] Не очищая ли самих себя, таким образом входили священники во внутреннее святилище и приносили жертвы? Не наименовал ли закон целомудрия великим обетом?

Итак, повеление закона должно понимать более духовным образом. Ибо есть семя духовное, при содействии любви и страха Божия зачинаемое во чреве души, страдающем от болей при родах и раждающем дух спасения. Таким же образом должно понимать и изречение: блажен, иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме[17]. Ибо почему – блажен, хотя бы он был и прелюбодей, или пьяница, или идолослужитель, если только имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме? Никто здраво мыслящий этого не скажет.

Девство – ангельский образ жизни, особенность всякаго безтелеснаго естества. Мы говорим это, не порицая брака, – да не будет! – ибо мы знаем, что Господь во время Своего пришествия благословил брак[18] и сказал: честна женитва, и ложе нескверно[19]; но – зная, что девство лучше прекраснаго [самого по себе брака]. Ибо и между добродетелями бывают усиления и ослабления, подобным образом и между пороками. Мы знаем, что произошли от брака все смертные, за исключением виновников рода нашего. Ибо они – отрасль девства, а не произведение брака. Но безбрачие, как мы сказали, есть подражание Ангелам. Поэтому, насколько Ангел превосходнее человека, настолько девство драгоценнее брака. Но зачем я говорю: Ангел? Сам Христос – слава девства, не потому только, что Он родился от Отца безначально, без истечения и без сочетавания, но потому, что, сделавшись и человеком наподобие нас, Он превыше нас воплотился от Девы без [супружескаго] соединения, и Сам в Себе Самом показывал истинное и совершенное девство. Посему, хотя Он и не предписал нам этого [т.е. девства] законом: ибо не вси вмещают словесе сего[20], как Он Сам сказал; но делом наставил нас и дал нам силу для него. Ибо кому не ясно, что девство теперь живет между людьми?

Конечно, прекрасно деторождение, которое производится браком, и прекрасен брак блудодеяния ради[21], пресекающий это и с помощию законнаго совокупления не позволяющий неистовству похоти воспламеняться к беззаконным деяниям. Прекрасен брак для тех, у кого нет воздержания, но лучше – девство, умножающее чадородие души и приносящее Богу благовременный плод: молитву. Честна женитва, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог[22].

По изданию: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. – Ростов-на-Дону, 1992.



[1] Втор. XXV, 9. Здесь этих слов нет; но смысл, указываемый ими, можно и отсюда (т.е. из Втор.) извлечь.

[2] Быт. II, 25.

[3] Быт. III, 7.

[4] Быт. III, 19.

[5] Быт. IV, 1.

[6] Быт. I, 27.

[7] Быт. I, 28.

[8] Дан. XIII, 42.

[9] Быт. VII, 1. Ср.: 7 ст.

[10] Быт. VIII, 16.

[11] 4 Цар. II, 11…

[12] 3 Цар. XVII, 19–22.

[13] 4 Цар. II, 8.

[14] 4 Цар. II, 9.

[15] Дан. III, 20 и следующ., 92, 94…

[16] Исх. XIX, 15. Числ. VI; 2, 1.

[17] Ис. XXXI, 9.

[18] Ин. II, 1…

[19] Евр. XIII, 4.

[20] Мф. XIX, 11.

[21] 1 Кор. VII, 2.

[22] Евр. XIII, 4.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

14/27 марта, понедельник

Седмица 5-я Великого поста

Прп. Венедикта Нурсийского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

16.00 Великое повечерие. Утреня. 1-й час.

Частица св. мощей прп. Венедикта, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

14 / 27 марта, понедельник

Седмица 5-я Великого поста. Прп. Венедикта Нурсийского (543).

Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX).

Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

Смотреть все

Каталог TUT.BY