Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Назидательные примеры из жизни жен-подвижниц

Распечатать

Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием.

17. Говорили о некой девице, что у нее умерли родители, и она осталась сиротою. Размыслив, она сделала дом свой странноприимным для отцов Скита. Она жила таким образом, принимая странных, и в удобное время служила отцам. Чрез несколько времени истощилось имущество ее, и она начала нуждаться. Сблизились с нею развратные люди и отклонили ее от доброй цели. После сего она начала жить так худо, что дошла до блудодейства. Услышали о сем отцы и очень опечалились. И призвавши авву Иоанна Колова, говорят ему: «Мы слышали о той сестре, что она худо живет. Когда могла, она оказывала нам любовь свою, а теперь мы окажем свою любовь и поможем ей. Потрудись сходить к ней и по мудрости, которую дал тебе Бог, воздвигни ее». Авва Иоанн пошел к ней и говорит привратнице: «Скажи о мне госпоже». Она же отослала его, говоря: «Вы прежде объедали ее, а теперь она бедна». Авва Иоанн говорит ей: «Скажи ей, ибо я много могу сделать ей пользы». Слуги же ее, насмехаясь, говорят ему: «Ачто ты можешь дать ей, что хочешь видеться с нею?» Привратница, пошедши, сказала о старце госпоже своей. Девица говорит ей: «Эти монахи всегда снуют около красного моря и ищут жемчужин». Потом, нарядившись, говорит ей: «Позови его». Когда он вошел, она, приняв его, села на роскошном ложе. Авва же Иоанн, подошедши к ней близко и смотря в лицо ее, говорит ей: «Что ты унижаешь Иисуса, что дошла до этого?» Услышав это, она совершенно оцепенела. И старец, приклонив голову свою, начал сильно плакать. Девица говорит ему: «Авва! О чем ты плачешь?» Старец восклонился и, снова приклонивши голову, со слезами говорит ей: «Вижу, что сатана смеется тебе в лицо – как же мне не плакать?» Девица, услышавши это, поражена была еще более и говорит ему: «Есть ли покаяние, авва?» Он отвечает: «Есть». Она говорит ему: «Возьми меня, куда хочешь». – «Пойдем», – отвечал ей старец. И она встала, чтобы следовать за ним. При этом авва Иоанн заметил, что девица не сделала никакого распоряжения и ничего не сказала о доме своем, и удивился. Когда они пришли в пустыню, наступил вечер. Авва, сделавши из песка как бы небольшое возглавие для нее и сотворивши крестное знамение, говорит ей: «Усни здесь». Сделавши и себе не в далеком расстоянии и окончивши молитвы, которые творил, старец преклонился. Проснувшись же в полночь, он видит как бы некий светлый путь, сходящий от неба до самой девицы, и Ангелов Божиих, возносящих душу ее. Встав и подошедши, он толкнул ее ногою. Когда же увидел, что она умерла, повергся на лицо, моля Бога, и услышал глас, говорящий: «Один час покаяния ее принят лучше покаяния многих медлящих и не являющих ничего подобного такому покаянию».

18. Авва Тимофей, пресвитер, сказал авве Пимену: «В Египте есть некая жена, которая блудодействует и награду свою отдает в милостыню». Старец сказал в ответ: «Она не пребывает в блудодействе, ибо в ней виден плод веры». Случилось же прийти матери Тимофея пресвитера к нему повидаться с ним. Он спросил мать свою: «Что та жена, осталась блудодействующей?» Мать говорит ему: «Даже умножила любителей своих, но и милостыню увеличила». Пошедши, авва Тимофей пересказал это авве Пимену. Сей же сказал: «Не пребывает она в блудодействе». Пришла опять мать аввы Тимофея и сказала ему: «Знаешь ли, что та блудница хотела идти со мною, чтобы ты помолился о ней? Но я не взяла». Он же, услышавши, возвестил это авве Пимену. И авва Пимен говорит ему: «Лучше ты поди и повидайся с нею». Авва Тимофей пошел и посетил ее. Она охотно, увидев его, выслушала от него слово Божие, и много плакала и сокрушалась, и сказала ему: «Отныне я прилеплюсь к страху Божию и перестану быть блудницею». И, скоро пошедши, поступила в женский монастырь и весьма благоугождала Богу.

Глава 17. О любви.

33. Проходил однажды авва Серапион чрез некоторое селение египетское и увидал, что некоторая блудница стоит у своей горницы. И сказал ей старец: «Подожди меня до вечера, ибо я хочу придти и сотворить с тобою грех в эту ночь». Она же, отвечая, сказала ему: «Хорошо, авва», – и приготовилась, и постлала постель, и ожидала старца с подарком. Когда же настал вечер, пришел к ней старец, ничего не принесши, и, войдя в горницу ее, говорит: «Приготовила ли постель?» Она говорит: «Да, авва». И затворили дверь, оставшись одни, и говорит ей старец: «Подожди немного, потому что у нас есть правило, – пока я не исполню его прежде». И начал старец свое молитвословие, и, начавши Псалтирь, после каждого псалма творил молитву и просил Бога, чтобы покаялась она и была спасена. И услышал его Бог: и стояла женщина, трепеща и молясь вблизи старца, и когда окончил старец псалмы, пала женщина на землю. Старец же начал чтение из Апостола, сказал из него многое и, таким образом, совершил молитвословие. Умилилась женщина и, уразумев, что не для греха пришел он к ней, но чтобы спасти ее душу, припала к нему, говоря: «Окажи любовь, и где могу угодить Богу, туда веди меня». Тогда старец отвел ее в девичий монастырь и передал ее настоятельнице и сказал: «Прими сестру сию и не налагай на нее ига или заповеди, как на других сестер, но если чего захочет, дай ей; если пожелает, дозволь ей выходить». И когда прожила она несколько дней, сказала: «Я грешница, хочу вкушать чрез день»; и спустя еще несколько дней сказала она, призвавши настоятельницу монастыря: «Поелику я много оскорбила Бога грехами моими, сотвори любовь, введи меня в келью и запри ее, и чрез оконце подавай мне немного хлеба и рукоделие». И послушала ее настоятельница, и сделала для нее сие. Так и угождала она Богу остальное время своей жизни.

Глава 19. О чудотворцах, святых старцах.

6. Некоторая женщина, имея болезнь в груди, называемую рак, и слышавши об авве Лонгине, искала случая встретиться с ним. Он жил в девяти милях от Александрии к западу. Когда же искала его женщина, случилось блаженному сему собирать дрова при море; и увидевши его, женщина говорит ему: «Авва, где живет раб Божий авва Лонгин?» – не зная, что это он сам. Он же сказал: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему, ибо он обманщик. Что же тебе нужно?» Женщина же показала болезнь. Старец, знаменав крестным знамением то место, отпустил ее, сказав: «Ступай, Господь исцеляет тебя. Лонгин же не может помочь тебе». Женщина ушла, поверивши слову, и скоро была исцелена. Когда же рассказывала некоторым о сем и сказывала признаки старца, узнали, что это был сам авва Лонгин.

7. В другой раз еще иная женщина, имеющая неисцельную болезнь на руке, пришедши с другой женщиной, стала ждать вне кельи старца у окошечка, так как он сидел там. Он отсылал ее, говоря: «Отойди, женщина». Она же продолжала оставаться и не говорила ничего, ибо боялась. Он же, узнав и разведав, что нужно ей, встал и затворил пред ней оконце и сказал: «Ступай, ничего худого нет у тебя». И исцелилась женщина с того часа.

Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцов.

2. Двое некоторые из отцов молили Бога, чтобы открыл им, в какую достигли они меру. И пришел к ним глас, говорящий, что в такой-то веси Египта есть некоторый мирянин, Евхарист именем, а жена его называется Мария, – еще не пришли вы в меру их. Вставши же, два старца пришли в весь и, спросивши, нашли дом его и жену его и спросили ее: «Где муж твой?» Она же сказала: «Он пастух и пасет овец», – и ввела их в дом свой. Когда же настал вечер, пришел муж ее с овцами и, увидя старцев, приготовил им трапезу и принес воды умыть ноги их. Сказали ему старцы: «Не станем мы вкушать ничего, если не скажешь нам о делании своем». Он же со всяким смирением сказал: «Я пастух, а это жена моя». И не переставали старцы упрашивать его, а он не хотел говорить. Тогда они сказали ему: «Бог послал нас к тебе». Как скоро услыхал он слово сие, испугался и сказал им: «Вот овец сих наследовали мы от родителей наших, и если благопоспешит Бог получить от них какую-либо прибыль, делим мы на три части: одну часть – для бедных, и часть – на странноприимство, и третью часть – на нужду нашу. С тех пор, как взял я жену мою, не познал ее, но девица она, и каждый из нас спит порознь, и до сих пор никто не знал о сем». И услышавши, старцы удивились и ушли, прославляя Бога.

10. Два некоторые великие старца ходили в пустыне Скита и, услышавши, что некто шепчет из-под земли, сыскали вход в пещеру, и нашли старицу, деву святую, лежащую, и говорят ей: «Откуда пришла ты сюда, старица, и кто служит тебе?» Ибо никого не нашли они в пещере, кроме ее одной, и она лежала и была больна. Она же сказала им: «Тридцать восьмой год я в этой пещере, питаюсь растениями и работаю Христу, и не видала человека до сего дня. Ибо послал вас Бог, чтобы погребли вы останки мои». И сказавши сие, почила. Старцы же прославили Бога и, похоронивши тело ее, ушли.

18. Ходил некто из отцов по пустыни и, посмотрев в пещеру, видит женщину сидящую, и показалась она ему зверем. И начал он кричать и заклинать ее, говоря: «Если ты человек, выдь, чтобы я мог побеседовать с тобою». Она же сказала: «Иди, человек, зачем хочешь ты видеть меня, я женщина и притом нагая ради Господа моего». Он же дал ей одежду свою и сандалии, и, взявши, она оделась и обулась, и стала пред старцем, и говорит ей старец: «Ради Бога, открой мне, кто ты?» Она же сказала ему: «Я была дочь патриция, и захотели родители мои выдать меня замуж и сделать его наследником имения своего. Я же, видя, что все в мире суета, убежала ночью и пришла на скалу сию, и исполнилось мне здесь семьдесят лет до сего дня, и не видала я человека, кроме тебя. Имею я сей сосуд с водой и моченые бобы. Ибо умножил их Бог». И ел их старец, и пил ее воду, и укрепился весьма, и, возблагодарив Бога, пошел опять в келию свою. Она же, раздевшись, сказала ему: «Возьми свое, честный старец». Он же сказал ей: «Оставь у себя, святая мать». Она же не согласилась, но сказала ему: «Поди, принеси другую одежду и другие сандалии и скорее приходи». Он же, ушедши, приготовил, что нужно, и, пришедши, нашел, что большой камень привален ко входу в пещеру сию. Сотворив молитву, отвалил камень и, войдя внутрь пещеры, нашел ее почившей и, надевши на нее одежду и сандалии, честно со слезами похоронил святое тело ее. Имел же старец один глаз от юности не видевшим и, сотворивши поклонение и облобызав честные ее останки, вдруг стал видеть им, и прославил Бога, давшего ей такую благодать и терпение. И, сотворивши молитву, опять привалил камень к пещере, и пошел старец, удивляясь и благодаря Бога, открывшего ему такое сокровище.

По изданию: Древний Патерик, изложенный по главам. М., 2006.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 октября, воскресенье

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Память святых отцов VII Вселенского Собора.

Эфесской иконы Божией Матери.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом. (Кресто-Воздвиженский собор).

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с великим славословием.

Смотреть все

Православный календарь

9 / 22 октября, воскресенье

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Память святых отцов VII Вселенского Собора (787).

Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V).

Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361–363). Св. Поплии исп., диакониссы Антиохийской (ок. 361–363). Прп. Петра Галатийского (IX).

Сщмчч. Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); сщмч. Константина Аксенова пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Фомина исп. (1997).

Корсунской (Эфесской) иконы Божией Матери.

Смотреть все

Каталог TUT.BY