Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Первое послание монаха Исаии к благороднейшей монахине Феодоре

Распечатать
Получил я твое боголюбивое писание и с ним принял твою боголюбезную душу. В нем спрашиваешь ты нас, недобродетельных и недостойных даже имени монашеского, о поклонах, псалмопении, о чине монашескаго жития и о правиле касательно пищи. Как всегда во всем тебе послушный, я пишу краткий ответ и на сие твое прошение. Но боюсь слова Господа, Который говорит: Научивший и не сотворивший, как лицемер, меньшим наречется между подвизающимися внити в Царствие Небесное. Поелику же послушание небезвозмездно и вера и любовь к нам велика, то, уповая на сие и на честную твою молитву, как бы руководимый ею, пишу, как ты повелела.

Богомудрые отцы говорят, что душа наша имеет три части: ум, который называют также и силою словесною, силу раздражительную и силу вожделетельную. В сих силах добродетели находятся естественно и внутренно, а пороки прибывают отвне, чрез потерю добродетелей. Добродетели ума суть следующия: правая вера, знание, благоразумие, смирение, непрестанная в сердце память о Боге, память о смерти, чистые помыслы, удаленные от житейских и суетных вещей мира, как-то: разнообразной пищи и пития, стяжаний, безполезных связей с людьми и подобнаго сему, чем оскверняется душа безмолвствующаго. Потому-то св. отцы, как сами жили в пустынях и горах, так и женам определили безмолвствовать, удаляясь связей и всякаго обращения с мужчинами, чтоб, таким образом, удобнее утвердиться в добродетели чрез терпение, совершенное безмолвие и всецелое упразднение от внешняго, – обучить нравы и чувства, сохранить ум и помыслы чистыми и неоскверненными от нечистых воспоминаний и обрести Бога делами, творимыми в безмолвии. Дела же безмолвия суть: пост, бдение, долулежание, чтение, поклоны на каждый час. Поклонов должно иметь каждый раз по крайней мере сто; потом, приложась к честному образу Сладчайшаго Иисуса Христа и Бога нашего, сесть за чтение или рукоделие.

Но главное, госпожа моя и сестра, ты должна изглаждать зло из сердца – умертвием миру, всяким воздержанием, терпеливым пребыванием в безмолвии, истинным смирением, нощеденственною молитвою и любовию к Богу. Сими душевными и телесными добродетелями зло искореняется, а добро насаждается и возращается. Впрочем, знай, госпожа моя, что никто ничего не может исправить без помощи Божией, равно как и без своего желания и усердия ни в чем не можем мы иметь успеха. Кто познал любовь Божию и памятует об обетованных нам благах и повседневных благодеяниях и заступлениях, коими Бог избавляет нас от бед и искушений человеческих и наветов демонских, тот безболезненно будет сидеть на безмолвии. Ибо если любящие земныя блага употребляют все средства, решаются на все страдания, истощают силы и деньги, чтоб только не лишиться желаемаго; то не тем ли паче возлюбившие небесныя блага должны творить всякое добро и охотно претерпевать всякия скорби, чтобы не лишиться Царствия Небеснаго? И ты, добрая сестра, укрепленная свыше благодатию, оставила мир и все презрела в таком нежном возрасте, уверовав Христу Богу, Который говорит: Кто не отречется всего имения своего, не может Мой быти ученик; и: Иже любит отца, или матерь, или братию, или сестры паче Мене, несть Мене достоин; также: Кто оставит домы и села и виноградники ради Мене, сторицею приимет и живот вечный наследит; еще: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Услышав сие, ты уверовала, благословенная душа, и сотворила по вере, возжелав проходить славное, честное и высокое безмолвное житие. Хорошо и мудро ты избрала сие. Впрочем, знай, что честный дом св. безмолвия велик и тяжел; потому имеет нужду в основаниях твердых и прочных: иначе, если под честным зданием добродетелей положены будут основания ненадежныя, оно все падет, и будет разрушение храмины сей велие. Основания же безмолвия суть: пост со смирением, молчание, чтение, удаление от бесед с мужчинами, скажу – и с женами, бдение, молитва, множество поклонов. Таковы основания честнаго безмолвия!

Во-первых же, госпожа моя, знай цель, для которой ты оставила род свой и вышла из дому отца своего. Без сомнения, ты вышла для того, чтоб ненавидеть мир и все, что в мире, – и не только ненавидеть мирское, но и подвизаться против страстных и блудных помыслов, чтобы сосложением с ними не осквернить ума и соблюсти сердце свое чистым и сокрушенным, в каковом обитает Дух Святый посредством непрестанной молитвы. Потому, если нападут на тебя демоны тлетворной похоти, вооружись постом, бдением, злостраданием, безмолвием, молчанием, смирением и прилежною молитвою и противоборствуй им, как верная раба истиннаго Бога, чтобы могла сказать с Давидом: Во смирении нашем помяну ны Господь.

Но знай, госпожа моя, что аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущии. Поистине, добрая сестра моя, и кажущееся добрым из того, что мы творим, если хорошо вникнуть, окажется худым, достойным укора и осуждения. Ибо кто может целомудрствовать, как Иосиф? Любить Бога, как Авраам? Поститься, как Моисей, Илия и Даниил? Умирать на всяк день, как ап. Павел, мученики и преподобныя жены, кои за Христа пролили кровь свою или в безмолвии угождали Ему и злострадали даже до смерти Царствия ради Небеснаго? Если всегда будешь памятовать в уме своем о святых мужах, преподобных женах и о добродетелях их, то, конечно, найдешь, как совершенно святые возлюбили Бога, и укоришь себя, что не только ничего такого не сделала, но и не помыслила о том. Также, созерцая благость Божию, по которой Он благоволил соделаться ради нас человеком и умереть, – все, что ни делаешь, ты почтешь обветшалым рубищем, уметом, ничем. Так, госпожа моя, непрестанно помышляя о сем, отвергай гордость душевную, и если сделаешь что добраго в добром безмолвии своем, почитай то ничего не стоящим и даже не думай, что творишь добродетель; но презри всю честь и славу мира, как негодное рубище. Помни, христолюбивая душа, что, как раба Христова, ты обязана и работать Ему, исполняя верно всякую заповедь, которую дал нам благий Владыка наш. Потому, когда исполнишь все, тогда помысли в себе смиренно: как раба, я исполнила, что мне было повелено, – и сочти себя непотребною тварию. Также, сладчайшая госпожа моя, что ни делаешь, делай сокровенно, делай для Единаго Бога; укоряй себя всегда и говори помыслу своему: «Глупый помысл! Что ты возносишься? Первый же тебе укор в том, что ты свою волю исполняешь и что похвала человеческая и добрая о тебе между ними слава придают тебе крепости и силы на таковый подвиг; а сестры, находящияся в подчинении, не то делают, что хотят, но что повелит настоятельница, хотя бы они того и не хотели». Так укоряя помысл свой, ты хотя отчасти можешь избежать сетей демона гордости. Впрочем, в этом и в другом всем ты можешь успеть не иначе, как если всегда будешь пребывать в безмолвии. Если иногда будешь безмолвствовать с охотою, а иногда блуждать туда и сюда, влекомая демоном миролюбия, то суетен труд твой и безплодно все, что ты ни делаешь. В таком случае на что и жить тебе? Если же всегда будешь безмолвствовать, творить добродетели, почитать себя худшею из всех людей, укорять, как безплодно сидящую в келлии своей и убегать сообращения с мужчинами; то блаженна ты в женах, и блажен путь, коим имеешь ты шествовать, разлучившись с телом. Иначе смотри, добрая сестра моя, не трудиться бы тебе всуе.

В келлии своей не делай ничего ни более, ни менее правила, которое я предал тебе: ибо все чрезмерное от демонов. Но иди царским путем, который показан тебе мною. Когда же захочется тебе сделать что-либо более, не делай того без моего ведома и совета. Итак, сидя в келлии своей, имей делание духовное, то есть чтение, псалмопение, молитву, множество поклонов и небольшое рукоделие. Держи память о Сладчайшем Иисусе, память о смерти, память о прежних грехах своих и повседневных падениях, каковы: наводимое лукавым нерадение о всякой добродетели, поскользновения языка, безсловесныя движения гнева и похоти, блуждание ума, недобрые помыслы. Все сие старайся осязать в себе, – и коль скоро найдешь что такое, спеши исправить и, отсекши с корнем, далеко отжени то от сердца своего, чтоб иначе плевелы зла не заглушили пшеницы добродетелей в душе твоей и в день суда ты не оказалась безплодною, как те пять юродивых дев. Потом опять дай делание помыслам для возбуждения сокрушения и ревности по Богу, каковы: память о вечных муках, о мужестве мучеников, о терпении и дивной твердости подвижников и подвизавшихся жен и о добродетелях всех святых. Понуждай себя к духовной молитве, в которой научена ты поучаться день и ночь непрестанно, – то есть Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!

Помышляй всегда в сердце своем о снисшествии к нам Бога, о Его св. страданиях, кресте, смерти, сошествии во ад – о всем, что Он соделал для нас и что обетовал злостраждущим ради Его. Сколько и каких страстей не претерпел за нас всеблагий Бог! А я, так говори себе, добрая сестра моя, не исполнила и одной заповеди Божией! Он, по неизреченной благости Своей и безмерному человеколюбию, избавлял и повседневно избавляет меня от прелестей демонских и наветов людских; а я, несчастная и многогрешная, каждодневно прогневляю Его неисполнением воли Его и злыми помышлениями огорчаю Его; диаволу же, врагу моему, повсечасно воюющему против меня, угождаю тем, что творю волю его. Помышляя о всем сем в келлии своей, добрая моя и сладчайшая сестра, в какое не придешь ты умиление и плач, в какое смирение и сокрушение сердца?

К тому же разсматривай, какия добродетели ты творишь, какия сотворила и каких недостает у тебя. Добродетели безмолвия суть: совершенное смирение, совершенное воздержание, совершенное целомудрие, совершенный пост, совершенное бдение, множество поклонов, чтение, молчание, чистота, мир, превосходящий всякий ум, память о Боге, память о смерти, правда во всех добродетелях. Чрез все сии добродетели привходит в монаха блаженное смирение, а чрез смирение вселяется в него Бог. Да вселится и в твое сердце Бог и да походит в тебе, по обетованию Своему!

Говори ты злым помыслам: «Отступите от мене вси, делающии беззаконие, и не творите дому Отца моего домом купли». Поставь над помыслами своими, как бы стражем и главой, память о Боге и память о смерти; а учителем – Сладчайшаго Христа и Бога нашего, не вводя ничего в келлию свою, ни чистаго, ни нечистаго. Говори сама себе: как провели мы нынешний день или ночь, или даже каждый час дня и ночи? И если что сделала добраго, говори со смирением и благодарением: слава долготерпению Твоему, Господи! слава человеколюбию Твоему, Владыко! слава благости Твоей, Святый!

Помышляй о всем этом в блаженном безмолвии твоем, внутри келлии своей, плачь непрестанно, чтобы треклятый враг диавол не приразил к тебе непотребных и злых мыслей, не помрачил в тебе света добродетелей и не уязвил сердца твоего скверными и суетными желаниями. Молись, госпожа моя, о мире всего мира, о спасении христиан и о всех людях. Молись, Господа ради, госпожа моя и сестра, и о мне бедном, что, не сделав никогда ничего добраго, не имея и малаго следа добродетелей, обремененный неисчетными грехами и страстьми, несчастный я, пишу и учу других. Тебя же да покроет Господь Бог от всякаго зла, видимаго и невидимаго, и да укрепит на исполнение воли Его во все дни жизни твоей.

Вот тебе от меня, ничтожнаго и беднаго, госпожа моя, монахиня Феодора, вот тебе доказательство моей духовной к тебе любви, в сохранение и укрепление благословенной души твоей и тела. Ибо иначе я не могу праведно воздать тебе за чистую любовь, которую всегда имеешь ты к нам, как благожеланием, да безбедно протечешь маловременную жизнь сию и благодатию Христовою радостно прейдешь в будущую, в сорадование с преподобными и славными женами, во веки веков. Аминь.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY