Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О подражании Христу

Распечатать

Как Сам Христос представляется нам? Его ученики задавались вопросом: «Кто этот наш Учитель, Который повелевает стихиям природы, Который потом голодает, Который устает, потом спит и так два естества показывает, ходит по морю, воскрешает мертвых? Кто же этот наш Старец?» И говорит Христос: «Вы не спрашивайте друг друга, кто Я такой, Меня прямо спросите. Знайте, что “Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим”» (Мф. 11, 29). Вот этому Христу мы служим, этого Христа имеем перед глазами, Ему должны подражать, этого Христа должны полюбить. Он должен быть нашим дыханием, и мы должны в Его размышления войти. «Мудрствуйте вы то же, что и во Христе Иисусе» (ср.: Флп. 2, 5), – говорит апостол. Вот, сестры, Его помните. Часто братьям говорю: «Подумайте, что будет, если хотя бы на секунду не будет Христа в нашей монашеской общине? Что останется в монастырях? Ноль, большой ноль. Сровняется все с землей. Абсолютно ничего». Поэтому обязаны мы Христа полюбить. Когда увидит Он, что наше сердце тянется к Нему, тогда Он придет к нам, потому что Он в сто, в тысячи раз больше хочет этого – соединиться с нами.

Об этом говорится в Ветхом Завете: «Ядущие Меня еще будут алкать, и пьющие Меня еще будут жаждать» (Сир. 24, 23). Тот, кто Бога вкусил, никогда Им не насыщается. Это тайна такая: и насыщаемся, с одной стороны, наполняемся полностью, но, с другой стороны, жаждем все больше и больше. Будем молиться, чтобы Дух Святой пребывал в нас, и Он пребывает в нас, когда видим Его плоды в нас. Об этих плодах говорит нам апостол Павел: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). На эти вещи будем обращать внимание, сестры. Что, думаете, есть духовная жизнь? Ласка, думаете, и кладезь чего-нибудь? Монашество – это крест. Христу говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди со Креста (Мф. 27, 40), и мы поверим Тебе (ср.: Мк. 15, 32)». А Он молчал и не сошел со Креста, потому что и был Богом-Словом. Но помните до этого, когда пришли Его схватить, свет[1] вышел из Него, и все упали на землю. Это все для того, чтобы показать, что Сам Он хотел всего этого: волею распялся, волею предался, волею пострадал, волею был осужден[2]. Повели Его к Пилату – опять молчал. И по-человечески казался побежденным и неудачником. Таким неудачником, что даже ученики соблазнились и опять стали рыбачить. Сказали: «Вот до этого была наша слава». Двое учеников Его отреклись полностью. Первый, самый старший ученик, – Петр – отрекся от своего Старца. К счастью, что потом покаялся. А другой, окаянный, потерялся. Кстати, знаете, почему это случилось с Иудой? Потому что он помыслы свои скрывал, и поэтому стал жертвой дьявола. Он был вором, сребролюбцем. И когда блудница пришла с миром драгоценным, говорит этот несчастный Иуда: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12, 5). Что говорит апостол Иоанн потом? Не то, что о бедных он заботился, а вором был, и ящик у него был с деньгами, и воровал оттуда (ср.: Ин. 12, 6). Потом спрашиваем, сестры, себя: «Как Царь Славы его терпел?» Терпел вора и дал ему даже мешок с деньгами. Терпел его столько, более чего уже невозможно было терпеть. Вот Ему мы и служим, Он – наше дыхание, наша радость, наше спасение. Он, как Старец Иосиф говорил, «центр нашей любви». Поэтому уходите от эмоций, сентиментальности, от дружбы. Возлюбите Бога по-настоящему, и тогда вся вселенная войдет к вам в сердце. Духовный человек сопереживает вместе со всем человечеством, но в то же время остается радостным. Это чудо святого человека-Христоносца. Мы в монашестве свидетельствуем об этом, потому что вся красота христианства выражается в монашестве. Поэтому Иисусова молитва пусть не оставляет ваши уста ни на секунду – «именем Иисуса бичуй супостатов, врагов». И будете буквально плавать в благодати, будете отдаляться от всего земного, преходящего. Как Старец Паисий выражался, «будете выходить из орбиты Земли и переходить на орбиту Бога». Таким является благодатный человек, который обнимает Крест Христа.

***

Было у Старца Иосифа Исихаста искушение очень большое. Вообще, каждый раз, когда было у него большое искушение, являлся ему распятый Христос и говорил: «Посмотри на Меня, что Я ради вас претерпел». «И все, – говорит, – помыслы у меня терялись тогда, уходили от меня». Поэтому опять, как всегда боголепно и богодухновенно, святые отцы над Крестом Господа написали: «Царь Славы». Распятый является Царем Славы. И «Распятый» стало как бы Его прозвищем. Помните, когда мироносицы пошли ко гробу Христа и нашли его пустым, Ангел уже о Воскресшем Христе сказал: «Иисуса ищете… распятого; Он воскрес, Его нет здесь…» (Мк. 16, 6)? Это был триумф Христа.

***

Будем надеяться на милость Божию великую, на то, что Христос нас любит. Будем надеяться на Его любовь. Будем говорить: «Христе, сделай исключение и меня спаси». Это же не трудно! «Ты же знаешь, что я хочу спастись, но не могу», – так с Христом наедине говорите, так беседуйте с Ним. И увидите, как это прекрасно!



[1] Согласно учению святителя Григория Паламы это был нетварный свет.

[2] Сила Христа была неизреченна, так что напавшие на Него воины не смогли бы распять Его, если бы Он Сам не предался им добровольно. Только одним вопросом Своим «Кого ищете?» Господь ослепил глаза их и поверг на землю.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Мч. Созонта.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Праздничное всенощное бдение.

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860).

Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117–138). Прп. Луки (после 975).

Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; сщмчч. Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, прмч. Льва Егорова (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY