Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Афонская уставная традиция Причащения Святых Христовых Таин

Распечатать

Мы причащаемся очень часто: по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. Пост – вообще не догматическое предусловие для Святого Причастия. Даже пост! Если бы это было обязательным предусловием, первым, кто должен бы был поститься, – это священник. Каждый поститесь только в пост, который установлен для всей Церкви. Святитель Василий Великий, помните, пишет, что четыре раза [в неделю] причащались. Даже по средам и пятницам. Удивительно, ведь вторник и четверг – не пост. Мы в монастыре совмещаем (и в других монастырях у нас на Святой Горе): понедельник – это пост без елея, во вторник причащаемся, в среду опять без елея пост, в четверг причащаемся опять, в пятницу пост без елея, в субботу причащаемся. В субботу утром едим все, и скоромное (но, знаете, мяса, конечно, никогда не едим), и в субботу вечером едим постную пищу с елеем, но без вина. И причащаемся и в воскресенье. В воскресенье обязательно монах должен причащаться[1]. Не причащаемся только тогда, когда есть какая-то епитимья. Только в случае епитимьи должен отлучаться от Причастия монах по воскресеньям.

На Светлой Седмице, как исключение, каждый день причащаемся[2] – без поста. Единственная неделя, когда без поста причащаемся, потому что считается она одним днем. Вся неделя Светлой Седмицы считается одним днем – Пасхой. Старец Софроний (Сахаров) говорил: «Современные люди не могут умным деланием заниматься столько, сколько древние, из-за упадка нервной системы людей. То, что восполняет недостатки наши в умном делании – это Святое Причастие». Литургия и потом Причастие вместе. Многие братья мне говорили, как после Причастия сама зажигалась у них в сердце молитва Иисусова. Один брат причастился, и два дня молитва у него сама творилась, даже когда он спал. И, конечно, невыразимая была сладость в сердце, потому что это дар. Даром дается нам духовная пища. Не говорит ли Христос, что «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»[3] (Ин. 6, 54)?

***

Мы каждый день службы совершаем в соборе [Благовещения Пресвятой Богородицы] до Первого Часа[4], потом расходимся по маленьким храмам. Каждый будний день где-то десять Литургий совершается одновременно. В соборе у нас Литургия по воскресеньям и по большим праздникам. Тогда соборное служение, все священники служат.

Так что, «горе имеем сердца».



[1] В остальные дни в Ватопедской обители, чтобы ни в одной церкви Святая Чаша не возвращалась в алтарь хотя бы без одного причастника, накануне уставщик выбирает по списку братьев по числу Литургий следующего дня (от 7 до 10) и просит приготовить им постную пищу.

[2] В Великий пост братия Ватопедского монастыря причащаются также каждый день. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Ватопеде ежедневно, кроме первых двух дней Великого поста и Великой Пятницы.

[3] Такая насыщенная литургическая жизнь существует, пожалуй, только на Афоне, но в общих чертах такая же практика распространена во многих монастырях. Особого приготовления перед Причастием у афонитов нет, ведь вся их жизнь и есть приготовление к Святому Причастию. Послушание, молитва, строгость распорядка монашеской жизни, аскеза – все это и является приготовлением к Причащению Святых Христовых Таин. Две трети жизни афонских монахов составляет пост (причем больше половины его – без елея), каждый день братья несут подвиги бдения и непрестанной молитвы, стараются хранить совесть чистой и постоянно (зачастую и каждый день) очищать ее исповедью и откровением помыслов, стараются исполнять в точности послушание. Что еще больше можно сделать, чтобы лучше подготовиться к Святому Причастию? Кроме молитвенного правила перед Святым Причащением, каждый брат совершает (кто сколько может) духовные и телесные добровольные подвиги, всегда все согласуя со Старцем. Так часто афониты причащаются не потому, что достойны этого, но потому, что, как и все люди, больны и нуждаются в духовном лекарстве. Поскольку нет у братьев таких грехов, которые являются препятствием к Причастию, они не отдаляют себя от этого Животворящего Источника. Нежелание приступить к Святой Чаше для афонских монахов служит поводом для самоукорения.

[4] Имеется в виду чинопоследование богослужения Первого Часа (совершается после Утрени).


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Мч. Созонта.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Праздничное всенощное бдение.

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860).

Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117–138). Прп. Луки (после 975).

Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; сщмчч. Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, прмч. Льва Егорова (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY