Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О взаимоотношениях сестер

Распечатать

Во-первых, вы должны быть между собой сестрами, а не подругами. Должны уважать друг друга. Должны избегать всех сентиментальных пристрастий друг к другу, чтобы отношения ваши с сестрами были всегда в рамках того, что нужно, а не того, что вам хочется. Наш Старец Иосиф Ватопедский дал нам такую основу: не разрешается брату входить в келью другого. Только когда он болеет, врач или тот, кто несет ему еду, заходит в келью другого – никто другой. Если кто войдет, и просто так особенно, я не знаю, например, чай пить или что подобное, – отлучение от Причастия. Не позволяется ему причащаться.

***

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15, 1). «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Старец Паисий говорил: «Если, сестры, нас в киновии не используют все, – мы неудачники». Приходит сестра к Матушке и говорит: «Матушка, кто мне в этом деле поможет?» И Матушка отвечает: «Вот та, другая сестра». И та сестра, о которой Матушка говорит, может быть, немножко не идеальна. А меня посылает к ней Матушка. И я как раз к такой и пойду, которая всю работу свалит на меня. Вот тогда я и радуюсь. Это для меня большое благословение.

***

Любите духовно и Матушку, и друг друга, имейте мир между собой и берите всегда вину на себя, даже если вы в том конкретном случае невиновны. Как говорят отцы, в одних искушениях мы сами виновны, но в иных, которые попускает Бог, Он воспитывает нас за те или другие прегрешения. Живя так, мы можем иметь постоянный духовный энтузиазм.

***

Будьте внимательны: женский пол вообще характеризуется ревностью, знаете. Старец Паисий говорил однажды мне: «Послал в некоторые монастыри свои письма, и сестрам, у которых была большая нужда, я писал письма побольше, а у кого не было серьезных проблем, им просто несколько слов писал, чтобы утешить. Они, когда получали конверты, рукой трогали, насколько большое письмо (выглядит, говорили, конверт потолще), и ревновали». «И, отче, – говорит, – что мне было делать? И клал я пустые бумаги, чтобы все конверты были одинаковыми, чтобы не ревновали сестры».

***

Старец Иосиф нам говорил, что «если брат видит какое-то согрешение другого брата и покрывает будто бы по любви (то есть тот, кто скрывает, видит, но не говорит Игумену), получит двойную епитимью и вдвойне виновен». Здесь не армия, где стучат друг на друга, чтобы был наказан другой. Здесь говоришь ответственным о сестре ради того, чтобы ответственные в монастыре ей вовремя помогли.

Из одного монастыря, находящегося в миру, один монах по ночам, по вечерам уходил и приходил утром на службу. Другой же брат знал об этом, но не сказал Игумену до тех пор, пока тот монах не снял рясу и не ушел из монастыря [в мир]. Тот, кто знал это и скрывал, думаете, не виновен во всем этом? Я скажу, что очень даже виновен. Если видите, что сестра совершает какой-нибудь грех, обязательно скажите об этом наедине Матушке, называя и имя сестры[1].

Здесь вы все сподвижницы, все стараетесь, все вы люди, все вы падаете, все вы исправляетесь. Даже если кто-нибудь узнает о вашем прегрешении, кто-то что-то скажет, – это тоже не трагедия, потому что вы – одна семья. Если одна сестра что-то большее узнает о вас, этим мир не теряется. Не знаю, как вы, но в семье я знал все недостатки и все черты характера моих братьев и сестер. Если мама с одним из моих братьев или сестер начала бы разговаривать о каком-то моем недостатке от хорошего расположения ко мне, я бы не обиделся из-за этого.

***

Есть еще в душе одна гибельная привычка, которая называется дерзостью, излишней вольностью. Очень плохие результаты от этой привычки. Один брат однажды ущипнул другого брата. И так, что даже больно было другому. Я на три месяца его отлучил от Причастия, чтобы никогда больше не делал этого. Говорю: «Святую Чашу будешь только издалека видеть. Даже миряне будут причащаться, большие грешники, а ты будешь смотреть издалека». Тогда еще Пасха пришлась в эти три месяца – и остался и на Пасху без Причастия. Это [т. е. дерзость] никак не позволительно для нас.

Однажды я был в одной школе в Салониках и увидел там двух учеников где-то 6–7 класса. Один бил безжалостно ногой другого. Говорю: «Ты почему его бьешь?» «Я, – говорит, – отче, по любви». И так сильно ударил, что там рана у него была. Мы, монахи, никак не можем такие вещи даже в малых выражениях делать. Скромность, благоговение – это украшение монаха.

***

Монах должен смотреть за собой, как он ходит. Один монах, когда по лестнице сходил, всегда бежал через ступеньку. Так тоже не подобает делать, знаете. У нас не школа, а монастырь. Монах должен ходить правильно, сидеть правильно, есть правильно, общаться с людьми правильно, быть всегда вежливым. Монах всегда со всеми, но в то же время далеко от всех – тогда у него постоянный мир в душе.

***

Когда по телефону кличками называют друг друга, такими иногда унизительными, – это тоже считается выражением любви. Монах во всех своих словах и выражениях должен скромным быть… Берите телефон, когда звонят, и не говорите «алло», а говорите «благословите». Не говорите «слушаю» или «до свидания», а говорите опять «благословите», «буди благословен». Хорошо сделаем, если не «да» ответим мы, когда что-нибудь говорят, а «буди благословен».

***

Если Матушка любит каких-то сестер больше, чем других, – вы Бога любите и не смотрите, кого Матушка любит больше. Я исповедую нескольких сестер в одном монастыре. И на исповеди иногда у какой-то сестры большая нужда, и остается на исповеди полчаса, и если другая будет пятнадцать минут, сразу говорят: «Наверное, Старец ту любит больше и поэтому с ней полчаса говорит». Знают и по времени, сколько любит. Это слабость вас, женщин. От такой мелочности вы должны избавиться, сестры. Говорите себе: «Я здесь не для того, чтобы Матушка меня любила или сестры меня уважали, а чтобы полюбить Бога до конца и стать жертвой всесожжения для Бога». Как хорошо, когда нас никто не любит! Я отчасти пережил это и говорю, что большего благословения нет, когда ни от кого из людей нет любви. Где, дорогие сестры, нет человеческого утешения, там приходит Божественное. Поэтому, чтобы стяжать полноту благодати, должны вы быть унижены и оставлены всеми. «Будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13, 13). «Перед правителями и царями поставят вас за Меня» (Мк. 13, 9). «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11).

***

Возлюбите, сестры, Бога. Тогда полюбите всех людей по-настоящему, не так, по-человечески только. В этом и есть причина, сестры, того, что многие миряне любят монахов и связаны с ними ближе и теснее, чем со своими родственниками по крови и плоти. Потому что чувствует душа того человека настоящую христианскую любовь. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Эта любовь наша между собой – наша виза, паспорт. Любовь.

И еще помните: Он первым нас полюбил.



[1] Это не значит, что монахини должны постоянно наблюдать за другими вместо того, чтобы оплакивать свои грехи. Ведь общежитие – это воплощенная во Христе любовь, поэтому, говоря о немощах сестры, нужно руководствоваться только любовью, желая исправления сестры и переживая за нее. Только болея душой за поступок сестры и внутренне молясь за нее, можно говорить о ней Игумении. Никогда нельзя требовать от Матушки наказать сестру или указывать, каким путем ее вразумить. Нужно лишь осведомить Игумению о случившемся, не имея при этом в своем сердце ни осуждения, ни злорадства. 


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Мч. Созонта.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Праздничное всенощное бдение.

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860).

Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117–138). Прп. Луки (после 975).

Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; сщмчч. Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, прмч. Льва Егорова (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY