Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О бдении

Распечатать

Когда преподобного Акакия[1], подвизавшегося в пустынном скиту Кавсокаливия, вопросили о сне и бдении, он ответил:

– Получаса сна достаточно для истинного монаха!

Сам он с невероятным мужеством на протяжении всей ночи стоял на ногах или на коленях в молитве и пении, не смотря на то что страдал от сильной грыжи и достиг уже глубокой старости. Спал он очень мало, незадолго до рассвета, опираясь на свою руку или какой-нибудь предмет, чтобы разум не помрачался от безмерного бдения. Сон он считал опасным и коварным врагом души. Святой говорил, что ничто другое не умножает в такой степени страсти – ни мягкая постель, ни одеяния, ни богатство, ни пища,– как мягкий сон. И ничто так не укрощает их, как бдение.

У него было самодельное ложе с редко набитыми торчащими деревянными штыками, без подстилки, чтобы он не мог упокоить свое тело, сколько хотел, и легко просыпался. Согласно жизнеописанию, преподобный Акакий спал один час, а по другим данным, четыре часа в сутки.

* * *

Но и святитель Григорий Палама подъял великую брань против своей плоти и сна. В течение трех месяцев он пребывал в молитве без сна в своем аскетирии, который находился выше Великой Лавры. Впрочем, святой прекратил этот подвиг, чтобы мозг не потерпел вреда от постоянного лишения сна.

* * *

Новоявленный афонский святой Силуан Русский[2], святость которого была признана Великой Христовой Церковью[3] в 1987 году, родился в 1866 году и почил в 1938 году. Он подвизался в монастыре святого великомученика Пантелеимона (или Русском монастыре), проводя жизнь в преподобии, чистоте, любви ко всем, непрестанной молитве и глубочайшем смирении. Почил он в мире и оставил о себе память преподобного мужа. А житие его писал почтенный архимандрит Софроний, настоятель Честного Предтечи в Англии[4].

Этот святой, помимо прочих своих добродетелей, особо возделывал добродетель бдения, зная из опыта, сколь сильно она способствует очищению ума, окрылению молитвы и возгреванию радостотворного плача. На постель он не ложился, но почти всю ночь проводил в молитве стоя, иногда присаживаясь на скамейку. Спал сидя в течение 15–20 минут и снова вставал на молитву. Это его сон урывками составлял в общей сложности два часа в сутки.

* * *

Мы спросили старца Симеона, слепого монаха из Кавсокаливии:

– Чем можно очистить душу от нечистых помыслов, желаний и различных страстей?

Он ответил:

– Тем, чтобы не знать, что такое сон.

* * *

В скиту Иверского монастыря жил один очень благоговейный иеромонах, отец Герасим Гимнограф[5]. Перед тем как служить утром литургию, он всю ночь проводил в молитве и чтении.

Бог забрал его молодым. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу (Прем. 4, 11).

* * *

«От многого сна наш ум жиреет»,– говорит один подвижник-пустынник.

* * *

Хаджи-Георгий[6] отдыхал по ночам, стоя в стасидии.

Собственная келья была ему почти незнакома. День он посвящал своим страждущим братиям, а ночь – молитве.

* * *

Однажды один молодой монах спросил отца N., которому было 86 лет:

– Старче, сколько часов должен спать монах?

– Послушай, брат. Святой Феодор Студит и преподобный Симеон Новый Богослов говорят, что четырех-пяти часов в день достаточно. Но авва Арсений в Патерике говорит, что для монаха довольно и одного часа, если он подвижник. Святой Акакий Кавсокаливит говорил, что и получаса. Мне кажется это немного сложным, но поскольку так говорит святой, мы должны попробовать…

– А вы сколько времени отводите себе для отдыха?

– Э, брат мой, какая необходимость спрашивать тебе об этом?

– Чтобы самому получить пользу. Скажите мне ради любви Христовой.

– Скажу тебе. Одного часа в сутки достаточно.

– И вам этого хватает?

– О, да еще как!

– Вы спите час подряд или с перерывами?

– С перерывами, конечно, с перерывами. Четверть часа сейчас, четверть часа чуть позже…

– А вы как проводите свое время?

– К сожалению, сейчас, когда у меня двусторонняя грыжа, я не могу уже стоять все время на ногах… Поэтому сажусь, чтобы читать Псалтырь или Евангелие, потом творю немного Иисусову молитву.

– Весь Псалтырь и все Евангелие?

– Конечно же, и то и другое полностью.

– На всякий день?

– На всякий, на всякий. Только не могу уже читать стоя. Что поделать? Вот что значит старость!

* * *

В начале своего пребывания на Святой Горе старец Иосиф Исихаст, не найдя себе духовника, жил некоторое время рядом с пещерой Преподобного Афанасия Афонского, неподалеку от Великой Лавры. Он проводил там весьма суровую жизнь, и даже случилось ему однажды побыть восемь дней на ногах без еды и без сна.

Старец говорил:

– Никакой подвиг не приносит стольких благословений, сколько лишения себя сна. Поистине бдение упраздняет тело.

Еще он говорил:

– Самое страшное проявление страсти многоспания – это когда благодать уходит от нас и душу охватывает нерадение и мрак, не оставляя нам самого малого утешения. Однажды я претерпел серьезное испытание с этой стороны. Я изо всех сил старался не прерывать бдения, но силы мои почти закончились. Тогда я прекратил свой подвиг, чтобы помолиться Господу со слезами скорби: «Господи, они[7] хотят ослабить мое доброе стремление». Тотчас после этого во мне прозвучал сладчайший голос: «И ты не потерпишь этого ради любви Моей?».

Утомление мое сразу же рассеялось, как облако, скрывавшее солнце, и со слезами на глазах я скакал от радости, как ребенок.

– Да, Господи, ради Тебя! Помоги мне в моей немощи!

* * *

Один старец сказал:

– Сон должен быть рабом, а не господином.

* * *

Из сказанного вытекает святогорское правило: «Духовная жизнь не может обойтись без бдения».

* * *

Старец Артемий Григориат, по свидетельству современников, никогда не сидел в стасидии во время богослужения, даже во время многочасовых бдений, вплоть до своей смерти. Это был настоящий столп, несгибаемый подвижник богослужения и молитвы.



[1] Акакий Новый Кавсокаливит скончался в 1730 году, его память празднуется 12 / 25 апреля.

[2] В России он известен как Силуан Афонский.

[3] То есть Константинопольским Патриархатом. – Пер.

[4] Архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) – выдающийся подвижник XX века. Эмигрировал из России в 1921 году, учился в Европе, в 1925 году прибыл на Афон. Был келейником преподобного Силуана Афонского вплоть до его смерти. В 1947 году вынужден был покинуть Афон и поселиться в Англии, где и основал монастырь. Кроме жития преподобного Силуана, оставил после себя несколько богословско-аскетических трудов («Видеть Бога как Он есть», «О молитве» и др.), а также собрание писем.

[5] Не путать со знаменитым Герасимом Гимнографом (1905–1991), который подвизался в скиту Малой Анны и стяжал славу великого песнотворца.

[6] Старец Хаджи-Георгий (1809–1886) известен своим строжайшим постническим уставом и крайним нестяжанием. О нем Паисием Святогорцем написана отдельная книга: Паисий, монах. Старец Хаджи-Георгий. М., 1986.

[7] То есть злые духи, враги человеческого спасения. – Авт.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY