Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Слово о разных добродетельных монахах

Распечатать

Почтенный, гостеприимный старец Иоасаф из братства Иоасафеев в Карее, искусный мастер византийской иконописи, рассказывал нам:

– Я знал многих отцов, которые вели постоянную борьбу за очищение своего внутреннего человека, за спасение своей бессмертной души:

это старец Харалампий, великий делатель воздержания из келлии Живоносного Источника;

старец Мефодий из келлии Святителя Николая, достигший высоты в своем странничестве;

старец Симеон, превосходно поющий церковные гимны; приятнейший нравом папа-Дионисий из келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы;

старец Харалампий, нестяжательный из нестяжательных и очень простой;

старец Филарет Костамонит, фонарщик, который никогда не покидал Святой Горы;

старец Арсений, резчик, кроткий и самый молчаливый; русский старец Лаврентий, крайне воздержный и скромный;

старец Дометий-постник;

папа-Неофит, ко всем милостивый, непрестанно молившийся день и ночь;

папа-Никодим, кротчайший духовник, пастырь добрый;

румынский подвижник, кормивший диких птиц прямо с рук;

старец Пахомий из иконописной мастерской Пахомеев, бывший сторонником колливадов[1] и церковных традиций;

настоящие монахи и очень милостивые старцы Аверкий и

Харалампий;

обладавший замечательной памятью старец Иоаким (которого я еще застал и который часто и много рассказывал мне, недостойному, о добродетелях древних афонских отцов);

старец Косма, нестяжательный и молчаливый...

* * *

В монастыре Святого Пантелеймона (Русском монастыре) жили настоящие подвижники, монахи, не щадившие себя ради спасения.

Например, старец Серапион вкушал только хлеб и воду.

Старец Савин целых семь лет не спал на ложе.

Старец Досифей для всех был примером и образцом добродетели.

Старец Анатолий имел благодатный дар покаяния.

Старцы Савин и Серафим знали еще преподобного Серафима Саровского.

В скиту монастыря Ксенофонт жили добродетельные отцы, например приснопамятный папа-Акакий, который был и по имени, и на деле незлобивым и чуждым всякого порока[2]. В миру он был малограмотным, однако когда его посещали паломники, он открывал Евергетинос[3] и читал душеполезные главы, избегая празднословия и пустословия. Почил он в 1927 году.

Строгим монахом был старец Хрисогон, который почил в 1943 году.

В одной хибарке скита, так называемом аскетирии, жил подвижник по имени геро-Евфимий. В центре комнаты у него висел мешок с сухарями, которые и служили ему ежедневной пищей.

Восемьдесят лет из ста прожил на Святой Горе простой старец Григорий, недавно мирно почивший о Господе. Он родился в 1890 году и в восемнадцатилетнем возрасте пришел в скит. Отец Григорий был знаком с Мораитидисом[4], имел дружеские отношения с пустынником Авимелехом и рассудительным Даниилом Катунакиотом. Его духовным отцом стал папа-Акакий. Часто мы наслаждались его по-детски непосредственным и кротким обществом. Один раз он принес книгу Илии Минятия[5], чтобы прочитать мне похвальное слово на праздник Воздвижения Честнаго Креста. Столетний старец читал и плакал. Это было поразительное и незабываемое зрелище. Он чувствовал себя стоящим пред Крестом Господним...

* * *

В скиту Кавсокаливия жили замечательные личности: одни отличались своей образованностью, другие – добродетелями, а третьи – и тем и другим, сочетая в своей душе оба достоинства.

Таковыми были: Иона, ученик преподобного Акакия Кавсокаливита, почивший в 1665 году; Пелагий, послушник Ионы, почивший в 1754 году; Рафаил; Неофит, по происхождению еврей; мудрый учитель Евгений Булгарис[6] – директор Афониады[7]; Феоклит Византийский (Каратзас), почивший в 1777 году; длиннобородый Мефодий Византийский, отошедший ко Господу в 1811 году; Филофей из Смирны, почивший в 1789 году; Петр-монах, подвизавшийся в каливе Рождества Богородицы и почивший в 1865 году; знаменитый Никодим Духовник, послушник великого мастера резьбы по дереву старца Арсения, который оставил истории два своих произведения – «Распятие» и «Второе Пришествие», проработав над каждым из них пятнадцать лет (!); духовники Павел и Пантелеймон, мужи рассудительные и наделенные благодатными дарами, серьезные, молчаливые, приятные в слове и мудрые в руководстве.

* * *

Отец Герман Хаир рассказывал об отцах скита Кавсокаливия:

– Это были почтенные старцы, мимо которых мы проходили с великим почтением и страхом. На ночных бдениях они стояли, как несгибаемые столпы, с вечера и до утра, смотря долу, на плиты церковного пола. Вся церковь была наполнена такими старцами. Все они пребывали в молчании, празднословию не было места. Они строго соблюдали все правила духовной жизни. Особенно выделялся среди них своей светоносной жизнью старец Авксентий, который сиял как звезда. Жил он в келлии Святого великомученика Георгия. У него был глиняный сосуд, где он варил для себя травы, которые собирал в пустыне, и это было его основной пищей. Иногда он ел и хлеб, но более ничего. В скиту старец прожил многие годы, лет около шестидесяти.

* * *

В весьма уединенном скиту Святого Василия жили великие подвижники, совершавшие удивительные подвиги и проводившие напряженную духовную жизнь. Это были: учитель молитвенного трезвения и умной молитвы старец Варнава и румыны Мартиниан, Иона и Феофилакт. Почти все отцы занимались резьбой по дереву: они делали расчески, ложки, ножи для бумаги. Старец Мартиниан жил только на милостыню других братий. Когда ему давали «благословение», то есть немного еды, у него было для этого установленное благодарение на ломаном греческом:

– О, спаси тебя Господи! Как твое имя? Как имя твоего отца и матери? (Имена он спрашивал, чтоб поминать их в молитве.)

Старец Иона был ученым монахом, выпускником политехнического института и в тихой, исихастсюй атмосфере скита Святого Василия занимался переводческими трудами. Он переводил на румынский язык книги преподобного Никодима Святогорца и другие святоотеческие творения.



[1] Колливады (от слова «коливо») – исихастское движение XVIII века. Эти отцы, следуя преданию нашей Церкви, утверждали, что поминовение усопших должно совершаться только в субботу, поскольку воскресенье есть день Воскресения Господня. Также они выступали за частое причащение Святых Таин и возвращение к святоотеческой традиции умного делания. Колливадами были такие известные подвижники, как святитель Макарий Коринфский и преподобный Никодим Святогорец.

[2] Имя Акакий может переводиться как «незлобивый», так и «непорочный».– Пер.

[3] Евергетинос – труд монаха Павла, основателя Евергетидской обители в Константинополе, представляющий собой выдержки из житий святых и творений святых отцов, систематизированные по тематике. Впервые был подготовлен к изданию преподобным Никодимом Святогорцем, после чего получил широкое распространение в Греческой Церкви.

[4] Александр Мораитидис – выдающийся греческий писатель и ревнитель девства. Был духовным чадом старца Даниила Катунакского, к концу жизни принял постриг с именем Андроник.

[5] Илия Минятий (1669–1714) – греческий епископ, проповедник и богослов.

[6] Евгений Булгарис (1716–1806) – один из выдающихся греческих просветителей и богословов. Учился в Италии, занимался исследованиями на Афоне, с 1771 года – в России: сначала переводчик при императрице, а с 1775 года – епископ Славянский и Херсонский. Погребен в Александро-Невской Лавре.

[7] Афониада – святогорская средняя школа для мальчиков от 12 до 18 лет. Наряду с общеобразовательными предметами здесь преподаются и церковно-богословские дисциплины, иконопись, церковное пение.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Мч. Созонта.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Праздничное всенощное бдение.

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 сентября, среда

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860).

Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117–138). Прп. Луки (после 975).

Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; сщмчч. Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, прмч. Льва Егорова (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY