Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Слово о неосуждении и о проклятом осуждении

Распечатать

Один духовник-исповедник по имени Вениамин, когда к нему приходил кто-нибудь на исповедь и начинал говорить о чужих делах и осуждать своих братий, прогонял его, пока он не вразумится и не изменит своего поведения.

* * *

Отличавшийся необыкновенной простотой старец Давид дионисиат говорил своим посетителям о вреде осуждения:

– Смотри, не говори, что тот делает то-то, а вот этот – то-то. Потому что так ты потеряешь благодать Христову. Даже если увидишь, что кто-то поступает подобно ослу, не высмеивай его. Люби ближнего твоего, как самого себя[1]. Так говорит Христос.

* * *

Один старец сказал своему послушнику, имевшему плохой характер:

– Если у тебя нет добрых помыслов, то зачем тебе и старец? Если старец по причине немощи, которую имеет всякий человек, сделает нечто дурное, помысл будет его осуждать: зачем, мол, он это делает? Если, опять же с помощью божией он сделает нечто достойное удивления, помысл будет говорить, что он колдует, потому у него это и получилось. Так рассуждает человек, имеющий дурные помыслы.

* * *

Один молодой посетитель соблазнился, когда увидел, как прославленный духовник папа-Григорий ласкает тыльной стороной ладони своего кота, и осудил старца.

Однако обстоятельства сложились так, что осудивший оказался в Турции и пришел просить у консула работы.

– У меня нет для тебя работы, вот только мне нужен человек, который кормил бы моего пса, а от остатков его пищи питался бы сам.

Тогда молодой человек, у которого не было даже хлеба, согласился и ухаживал за псом, давая ему пищу. Осознав, в каком жалком положении он находится, юноша расценил это как наказание за то, что осудил духовника папа-Григория.

Когда представилась благоприятная возможность, он отправился с русским кораблем на Святую Гору и пришел в скит Малой Анны, где положил перед духовником поклон и попросил у него прощения. Тогда папа-Григорий сказал ему:

– Я видел, чадо мое, что ты осудил меня, а враг наших душ прогнал тебя, и я просил святую Анну, чтобы она вернула тебя назад, и она это сделала. Но впредь будь внимателен. Не осуждай монахов, потому что они хотят скрыть свою добродетель и многие притворяются безумными, чтобы их не хвалили люди.

* * *

Уважаемый на Катунаках пустынник иеромонах Е.[2] рассказывал:

– Один брат сказал мне об осуждении: «Я много осуждаю, как мне избежать этого греха?». И я ответил ему: «Когда собираешься высказаться о каком-нибудь человеке, говори себе, что он здесь присутствует. Возьми, к примеру, себя. В твоем присутствии другой тебя не осуждает, а когда тебя нет, тогда начинает колотить тебя по голове и осуждать»

Я помню, что когда был жив старец, я осудил его за что-то. Однажды ночью я встал на молитву. Вижу перед собой стену, которую не может преодолеть молитва. «Господи Иисусе... Господи Иисусе...» – не идет. Где-то я погрешил, думаю, какой-то совершил грех. Итак, куда я накануне ходил, что делал, что говорил, что натворил? Наконец нашел, что осудил своего старца.

Следующий день был воскресеньем, и я должен был служить. Здесь у священника есть обязанность, как догмат: он должен служить, если не имеет канонических препятствий. Что делать? Берусь за молитву: «Боже мой, прости меня. Боже мой, я согрешил, прости меня, я прошу прощения». Не помогает.

«Что же, для меня нет прощения, нет слова “прости”? Поскольку я Тебя огорчил, прости меня. Я тоже имею право на ответ: “Бог тебя простит”». Никакого результата. «Но Петр трижды отрекся от Тебя, и Ты простил его, а я от Тебя не отрекался, я осудил своего старца. Ну теперь и я кладу поклон, каюсь и прошу прощения». Опять не помогает. Говоря это, снова взялся за четки, но все по-прежнему, молитва не идет. Тогда я начал плакать, слезы льются рекой. Не столь страшно осудить какого-нибудь чужого человека, сколько осудить своего старца. Горе тебе, ибо ты осуждаешь Самого Бога. Я начал плакать и три часа не переставал. Воскресная служба длится три часа. Я плакал и говорил: «Боже мой, Боже мой, для меня нет слова “прости”? Ты Бог милосердия и сострадания, почему же Ты меня не прощаешь? Я Тебе говорю: “Прости меня”. Мария Египетская, когда покаялась, получила прощение, и многие святые были грешниками, но Ты их простил. И греческих новомучеников, которые стали турками[3], Ты простил и помиловал. А для меня нет милости, нет прощения?».

Три часа я плакал, всю воскресную службу провел в слезах. В конце вижу, полегчало, замечаю в себе мир, какую-то радость. Тогда я начал молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Вот, наконец-то успокоился. И так я приступил к Литургии. Если же нет этого, то нельзя приступать к служению Литургии.

Осуждение – великий грех. Благодать уходит, а ты даже не понимаешь этого. Страшный грех. Суд Христа ты берешь на себя и потому становишься антихристом...

* * *

Богоносный духовник папа-Савва никогда никого не осуждал. Когда его спрашивали о ком-нибудь: «Что это за человек, отче?» – он отвечал: «Это святой человек».

* * *

Один старый монах сказал:

– Всегда в своих оценках ставьте вопросительный знак. Мы не знаем, что может случиться!

* * *

Славный папа-Дионисий из братства Карцонеев как-то дал совет монаху Даниилу:

– Чадо мое, не верь ничему, что говорится в ущерб другим, а увиденному верь наполовину. И даже не наполовину, потому что многие притворяются безумными. Не осуждай.



[1] Мф. 19, 19.

[2] Здесь, очевидно, речь идет о старце Ефреме Катунакском.

[3] Во времена турецкого владычества многие христиане обманом или силой были вынуждаемы отречься от своей веры и принять мусульманство. Некоторые из них впоследствии покаялись и возвратились в лоно Христианской Церкви. Были и те, которые пожелали омыть грех отречения своей кровью: они с дерзновением исповедовали свою веру перед турецкими властями и приняли мученическую кончину.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

10/23 ноября, четверг

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частица св. мощей мч. Ореста врача, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

10 / 23 ноября, четверг

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).

Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Символех. Вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (842). Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.).

Прмч. Нифонта Выблова и мч. Александра Медема (1931); сщмчч. Прокопия, архиеп. Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовского и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); сщмч. Бориса Семенова диакона, мч. Николая Смирнова и мц. Анны Остроглазовой (1930-е); мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY