Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О духовном наставничестве и о том, что истинный послушник находится в великой безопасности

Распечатать

Велика и неоценима защита, которую находит послушник в лице своего духовного отца, от всякой опасности, духовной и телесной, от людей и от демонов, в настоящей жизни и в час, когда он отходит к жизни иной.

Один послушник жил в каливе Святителя Иоанна Златоуста скита Святого Пантелеимона, принадлежащего монастырю Кутлумуш. Он был племянником игумена и потому часто затевал в скиту споры и создавал проблемы. Однажды сей послушник тяжело заболел и должен был умереть, но душа его никак не могла отойти. Он кричал и находился в состоянии неописуемого беспокойства и смятения. Духовники читали ему молитвы на разлучение души от тела, но ничего не помогало, смятение и беспокойство не только не умалялись, а даже возрастали. Тогда его старцу Хризостому дали совет:

– Положи руку на голову своего послушника и скажи ему: «Чадо мое, Иоанн, почий с миром, а я возьму твое бремя на себя». А потом ты раздашь милостыню бедным аскетам для совершения бдений и молитвы по четкам и положишь за него поклон перед всеми, кого он чем-либо огорчил.

Как только старец положил свою руку на голову послушника и произнес эти слова, тот совершенно успокоился и предал в мире свою душу.

* * *

В келлии Святого апостола Иоанна Богослова на Керасье жил один иеромонах греко-русского происхождения по имени Акакий. Он имел двух послушников, Аверкия и Прохора.

Как-то раз они поднялись на вершину Афона и ночевали в храме Панагии, там, где Пресвятая Богородица явилась преподобному Максиму Кавсо-каливиту. Отец Аверкий против благословения старца пошел ночевать в одну монашескую келью неподалеку и запер за собой дверь. Ночью он подвергся демонскому нападению. Ему явился нечистый дух и стал с бешенством избивать его. Послушник начал кричать. На крик прибежал его старец и, взяв в руки крест, творил молитву, но бес не уходил. А отец Аверкий не мог встать, чтобы открыть дверь. Тогда отец Акакий влез на окно и сказал лукавому духу:

– По какому праву ты бьешь моего послушника?

С этими словами демон исчез. Отец Аверкий был освобожден и успокоился. В этом происшествии открылось, с одной стороны, духовное превосходство старца, а с другой – опасность для послушника проявления своей воли и непослушания.

* * *

«Новым Златоустом» прослыл среди духовников духовник папа-Савва. Двадцать лет он жил со своим старцем Иларионом Иверским, а после его кончины подвизался в каливе Воскресения Христова скита Малой Анны.

Почил он в 1908 году, прожив 87 лет. Папа-Савва имел дар утешения, духовного наставничества и рассуждения, при этом отличался доступностью, приятностью в общении, кротостью и любовью и, кроме того, исцелял бесноватых.

Принимал папа-Савва всех в любое время дня. Спал он только 3-4 часа в сутки. От одного до двух часов каждый вечер он посвящал тому, что собственноручно отвечал на огромное количество писем.

Он считается последним из духоносных отцов ушедшего поколения.

Его добродетель рассуждения стала легендарной.

Как-то он причастил одного главврача, исповедавшего ему свое тяжелое прошлое, говоря, что в таком состоянии только Божественное Причастие может его исцелить.

Как духовник, папа-Савва использовал различные приемы, например, представляя себя таким же грешником, чтобы ободрить человека, помочь ему победить свой стыд и нерешительность.

В годы турецкого господства из-за возникшего между монастырем Кутлумуш и турками конфликта последние рассвирепели настолько, что хотели разрушить монастырь. Тогда отцы обратились за советом к папа-Савве.

– Повесьте на воротах английскую корону, а на каждой башне – английский флаг,– сказал он им.

Тогда турки скрежетали зубами в бессильной ярости. Они не хотели затевать войну с Англией.

* * *

«Вторым Василием Великим» был прозван духовник папа-Григорий, строгий блюститель священных канонов. О нем писал приснопамятный епископ Арголиды Иерофей: «Видел я нового Василия Великого, теми же душевными добродетелями украшенного и той же болезнью мучимого». Почил папа-Григорий в 1899 году в возрасте 75 лет. У него исповедовался сколь великий, столь же и смиренный патриарх Иоаким III и многие другие иерархи, посещавшие Святую Гору, а также те из архиереев, кто проживал на Афоне. Угощением патриарху от духовника Григория были три смоквы на деревянной тарелке и дождевая вода.

* * *

Несребролюбивым, незлобивым, снисходительным, долготерпеливым и милостивым был духовник папа-Серафим из Святой Анны, утешавший многие души как в пределах Святой Горы, так и вне ее, в митрополиях Фессалоник, Кассандры, Иериссоса[1].

* * *

В Кавсокаливии, в каливе Введения во храм Пресвятой Богородицы, жил один старец по имени Григорий (Каротос). Он имел послушника, который перед своей смертью сказал ему:

– Отче, пришли демоны и требуют мою душу, потому что я не исполнял своего правила в такие-то и такие-то дни.

– Скажи им,– ответил старец,– что я беру на себя твои опущения.

Послушник улыбнулся и, утешенный, почил в мире.

* * *

Старец сказал:

– Во время священного Таинства исповеди судится исповедующийся, судится и духовник. Прежние духовники подходили к исповеди практически. Они смотрели не столько на тяжесть греха, сколько на расположение кающегося. Не столько внимали слышимому, сколько старались уврачевать душу.

* * *

Один мудрый духовник говорил:

– Применять каноны хорошо, но надобно и души утешать.

* * *

Духовным отцом великого постника Хаджи-Георгия был дивный иеромонах Неофит (Караманлис) (1756–1860). В 1848 году, после длительных подвигов в Кавсокаливии и Керасье, он поселился в Карее. Его келлия во имя Святителя Николая (Капрули) принадлежала монастырю Симонопетр. Папа-Неофит был духовником пяти монастырей, а также и всех архиереев, безмолвствовавших тогда на Святой Горе.

О своей смерти он получил извещение за сорок дней. Сам ископал себе могилу и вычитал Евангелие и Псалтирь.

Причастившись Святых Таин, отец Неофит благословил своих послушников, сотворил крестное знамение и предал в мире свою душу Богу.

* * *

Среди материала, собранного мной для жизнеописания приснопамятного папа-Кодрата Каракалльского[2], было свидетельство о том, что этот знаменитый пастырь имел дар сострадать исповедующемуся, плакал вместе с ним и брал на себя часть его епитимии.

* * *

На Афоне почившего брата отцы приносят в усыпальницу скита, где устами духовника он просит прощения у всех братий, потому что при жизни кого-то мог и огорчить. Так вот, во время отшествия папа-Мины от этой временной жизни не нашлось ни одного брата, который вспомнил бы, что тот когда-то его огорчил, но все засвидетельствовали, что он, хотя и часто бывал уставшим, никогда не отказывался помочь имеющему нужду в помощи, духовной или материальной!

* * *

Были два брата, которые все время ругались друг с другом, потому что один из них, по имени Зосима, требовал какие-то деньги от другого. Но другой брат говорил, что ничего ему не должен, и так они постоянно пребывали в ссоре. Узнав об этом, папа-Мина пришел к себе в каливу и сказал своему послушнику:

– Э, благословенный геро-Онуфрие, они опять ругаются. Я должен найти деньги, чтобы отдать их тому, кто просит, чтобы эта ссора прекратилась.

Итак, старец взял все деньги, какие имел, и принес их отцу Зосиме со словами:

– Отец Зосима, возьми эти деньги, их дал мне отец N., который тебе должен. Только сохрани это в тайне, потому что ты знаешь, что я духовник.

И таким образом ссора двух братий наконец прекратилась.

После отшествия папа-Мины из этого мира, когда все хвалили его добродетели, отец Зосима сказал, что старец тайно передал ему деньги от брата, с которым он был в ссоре. Тогда тот брат, услышав эти слова, вскричал:

– Нет, я не давал ему никаких денег, отец Зосима!

Услышав это, все отцы, старцы и юные, воскликнули:

– Поистине с признаками великих добродетелей преселился папа-Мина от временного жития к вечному!

И все прославили Бога.

* * *

Всеми любим был в свое время духовник Гавриил из Святой Анны, из каливы Введения во храм Пресвятой Богородицы. Его вызывали и в Патриархию, но он в те годы был уже слишком стар и слаб для такого путешествия. Этот старец старцев почил в возрасте 80 лет в 1959 году.

* * *

Об этом благословенном духовнике – папа-Дорофее, рассудительнейшем, приятном в общении,– мне рассказал почтенный иеромонах Акакий из братства Пахомеев. Духовник папа-Дорофей жил в скиту монастыря Кутлумуш вместе с двумя послушниками. Его приглашали также в монастырь Есфигмен, чтобы возложить на него обязанности игумена, но он смиренно отказался, не желая оставлять своего умного делания.

В течение десяти лет папа-Дорофей исполнял обязанности служащего священника в Протате, где был признан и лучшим уставщиком. Ему исповедовался и тогдашний архиепископ Кипра Леонтий. Бог весть, какими судьбами, но последние годы своей жизни он провел в исихастирии Святого апостола Иоанна Богослова, в районе Папагу Афинской митрополии.

Папа-Дорофей обладал великимдаром духовного наставничества. Он умел умиротворять приходящих к нему людей, был прекрасным пастырем, опытнейшим врачом и целителем душ человеческих и духовным оазисом, как на земле афинской, так и в Пустыни Святой Горы. Так много было желающих исповедаться или получить его совет, что образовывалась большая очередь и люди часами ожидали встречи с ним. Под конец жизни он лишился телесного зрения, чтобы еще более развиться его зрению внутреннему – умному и духовному.

* * *

Приснопамятный старец X. из Святой Анны рассказывал:

– «Ударил колокол. Я вышел на балкон и увидел плачущего геро-Онуфрия.

– Что случилось, старче? Что означает этот звон колокола? – спросил я его с тревогой.

– Духовник папа-Игнатий закончил свой путь,– был его ответ.

Когда я это услышал, то чуть не лишился чувств от сильнейшей скорби. Геро-Онуфрий тотчас же поднялся в нашу каливу Святой Троицы и сказал мне:

– Теперь, благословенный, уже очень трудно найти духовника, который сочетал бы практическое делание с созерцанием, и, как мне говорил покойный старец, папа-Мина, придет время, когда монахи будут говорить: Исповедайтеся Господеви, яко благ (Пс. 135, 1)... Где теперь то, о чем написано в Писании: спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7)?

– А что будет теперь с нами, когда духовника уже нет рядом? – снова спросил я его.

– Что ты меня спрашиваешь, благословенный? – ответил он. – Есть ли еще такие духовники, как папа-Игнатий, чтобы они, кроме всего прочего, были так же верны преданию нашего священного места?

И геро-Онуфрий рассказал мне следующее.

Папа-Игнатий пришел на Святую Гору в юном возрасте из Серр. Свое имение он оставил малоимущим и пришел сюда босым и с одним посохом в руках. Придя к старцу Неофиту на Катунаки, он не поднимал глаз, чтобы рассмотреть, есть ли у него хлеб, соль или еще что-либо съестное. Он только немного полюбопытствовал и увидел ветхие четки на триста узлов, книгу Исаака Сирина, заплесневелый сухарь, Четвероевангелие, Псалтирь и книгу Фикараса[3]. Когда он увидел все это, то обнял и поцеловал это в душе и тотчас поступил в подчинение к старцу Неофиту. Папа-Игнатий не думал, есть ли у него вода или хлеб, а только благодарил Пресвятую Богородицу за то, что Она сподобила его Своей милости и передала в руки великого аскета.

На Катунаках царило тогда крайнее молчание, вечная молитва, постоянныеслезы. Там даже не было церкви, и если отцы хотели причаститься, они шли в Малую Анну или в большой скит Святой Анны. С благословения монастыря[4] папа-Игнатий был пострижен в монашество. Добродетель его видели все отцы и просили Великую Лавру рукоположить его во священника, и не только рукоположить, но и сделать его духовником, притом что ему тогда было всего 26 лет. Все отцы, безмолвствовавшие в то время на Катунаках, видели, что это был нечеловек, а сверхчеловек! Он имел такое послушание, что даже для удовлетворения естественной телесной потребности клал поклон своему старцу Неофиту. Старец посылал егоразутым по снегу в Карею, и тот никогда не отказывался. И все – русские, сербы, болгары, румыны – приходили и исповедовались у него, потому что видели его преподобническую жизнь.

* * *

Прекрасным духовным наставником и совершителем Таинства исповеди был Михаил Слепой из храма Святых Архангелов в квартале беженцев Новая Швейцария в Афинах. (Этот храм был подворьем каливы Введения во храм Пресвятой Богородицы скита Святой Анны.) Бесчисленное множество душ, найдя в папа-Михаиле опытного и рассудительного Советчика и отца, спешило сложить с себя бремя грехов, утолить свою жажду чистейшей водой православного предания и учения под епитрахилью этого слепого духовника, в его духовной пристани. Храм святогорцапапа-Михаила стал православным оазисом, прохладой и утешением в пустыне окружающего мира, особенно в тот период, когда в столице подули чуждые ветры рационалистического протестантизма, принесенные баварцами в лице Оттона и его преемников[5].

* * *

В скиту Святого Димитрия монастыря Ватопед в конце XIX века жил знаменитый духовник иеромонах Дионисий. Он написал исключительную книгу под названием «Следом за Христом», поскольку сам в теории и на практике следовал по стопам Господа нашего, руководствуясь Святым Евангелием.

Папа-Дионисий пользовался всеобщим уважением и почтением, особенно со стороны подвизавшихся на Святой Горе патриархов Неофита и Григория V. Последний, чтобы увидеть его, шел из Иверского монастыря пешком более трех часов.

* * *

Великим по своим подвигам и добродетелям был духовник Симеон (1864–1919), который происходил от корня Хаджи-Георгия. Он много лет жил вне Святой Горы, по большей части на Пелопоннесе, духовно наставляя верных и проповедуя слово Божие. Несмотря на постоянные болезни, он не ел ни мяса, ни яиц, ни молока. Даже на Пасху вместо яиц красил картофель, как и Хаджи-Георгий. Под конец жизни папа-Симеон удалился в одну из пещер на окраине какой-то деревни и, питаясь лишь травой, всецело погрузился в молчание и молитву.



[1]Город на перешейке полуострова Афон, в 20 километрах от границы монашеской республики.– Пер.

[2] Подробнее о нем см.: Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон. М., 2002. С. 463–510.

[3]«Фикарас» – церковная книга, содержащая троичные и богородичные песнопения, впервые печатно изданная в 1683 году в Венеции Агапием Ландосом. В качестве составителя называется магистр Фома Фикарас, в постриге монах Феодул, живший при императоре Андронике II (1282–1328).– Пер.

[4]Скиты и келии всей южной оконечности Афона подчиняются монастырю Великая Лавра.– Пер.

[5] После убийства главы греческого новообразованного государства Иоанна Каподистрии (†1831) союз трех держав – Англии, Франции и России – по просьбе греков поставил им монархом баварского принца Оттона (1815–1867), который вместе с приехавшими с ним немцами стал проводить протестанствующую политику секуляризации и закрытия монастырей.– Пер.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY