Мощевики Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать
1.
Ковчег с частицами святых мощей преподобных отцов
Киево-Печерских и старцев Оптинских
2.
Ковчег с частицами святых мощей угодников Божиих



3.
Ковчег с частицами мощей Глинских старцев и святых угодников Божиих



4

Ковчег с частицами святых мощей сщмч. Киприана, еп. Антиохийского, мчч. Иустинии Антиохийской и Урсулы Кельнской

Нетление святых мощей – это великое непрекращающееся чудо всемогущества и благодати Божией. Но как же объяснить, что в этом мире, где все подвержено разрушению, тела некоторых людей, свято живших на земле, сияют нетлением целые века? Это чудесное явление объясняется тем, что Господь по Своей воле, премудрости и благости может тленное претворить в нетленное, а смерть поглотить жизнью. Именно в Боге человек обретает первопричину великого явления – нетления физических останков угодников Божиих.

Словом «мощи» в славянском языке обозначено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, в общем, широком, смысле этим словом называют останки любого умершего. В этом же значении слово «мощи» всегда употреблялось и в церковнославянском языке. Так, например, в «Последовании погребения мирских человек» встречаются такие выражения: «дом, в немже мощи усопшаго лежат», «вземше мощи усопшаго, отходим в храм», «вземше мощи, отходим ко гробу», «полагаются мощи во гроб». Если же обратить внимание на происхождение слова «мощи» от славянского глагола «мощи, мога, можеши», означающего «могу, имею силу, могущество» (родственное «мощь» – сила), то станет очевидным употребление слова «мощи» в более узком смысле – для обозначения телесных останков угодников Божиих как святынь, дарующих благодать, исцеления и имеющих действительную силу – мощь освящения. Вот как писал о почитании мощей угодников Божиих преподобный Иустин (Попович): «Святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все, что входит в таинственное устройство человеческого существа. Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело; у святых святы и душа, и тело. И мы, благочестиво почитая святых, почитаем их целокупную личность, не разделяя их при этом на святую душу и святое тело». Таким образом, мощи означают тело какого-либо святого, сохранившееся целиком или частично.

Почитание мощей святых началось еще в ветхозаветные времена. Так, согласно церковному преданию, о котором упоминает епископ Низибийский Иаков, праотец Ной, входя в корабль перед потопом, взял из гроба честные мощи Адама и внес их с собой в ковчег в надежде на спасение от потопа его молитвами. Спасенный от всемирного потопа Ной разделил мощи Адама между тремя своими сыновьями, из которых старшему, Симу, дал главу Адама и велел ему жить на том месте, где потом создан был Иерусалим. Сим, по особому изволению Божию, похоронил главу Адама на высоком месте, насыпал над ней холм и назвал то место лобным от «лба» (то есть черепа) Адама. Впоследствии, много веков спустя, именно на лобном месте Господь наш Иисус Христос принял крестную смерть.

Существует ошибочная точка зрения, что мощи праведников должны представлять собой исключительно нетленные человеческие тела, в противном случае, согласно этому мнению, останки угодников Божиих уже нельзя называть святыми мощами. Пути Промысла Божия неисповедимы, поэтому нельзя судить о святости человека только по степени сохранности его плоти. После кончины тело праведника может оставаться абсолютно целым, сохраняя все признаки плоти. Однако нередко нетленными сохраняются только кости. И в том и в другом случае телесные останки святого именуются одним и тем же словом – мощи.

Нетление тел святых – это чудо, наблюдаемое в Православной Церкви во все времена. Действительно, не было века, в котором не были бы явлены нетленные мощи угодников Божиих. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Бог оставил нам мощи святых, желая дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас». Есть свойство, явно отличающее тела святых от тел обычных людей. Это свойство – чудодейственность. Само обретение мощей святого часто предваряется и сопровождается чудесами, так что свидетели этих чудес часто из неверующих становятся истинно верующими христианами.

По милости Божией, в Спасо-Евфросиниевском монастыре пребывают целокупные мощи основательницы обители преподобной Евфросинии Полоцкой. Поклоняясь мощам святой, люди обретают утешение в скорбях, получают исцеление душевных и телесных недугов.

1 Рака с мощами прп.Евфросинии

Кроме мощей преподобной, в монастыре имеется около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Каждая частица заключает в себе благодать целых мощей того или иного святого и не может расцениваться как менее значимая святыня в сравнении с целокупными мощами. Об этом так писал блаженный Феодорит Киррский: «Тела святых не скрывает могила, но их делят между собой города и деревни и называют их спасителями душ и врачевателями тел, их почитают, как стражей и хранителей городов… и притом, что тело бывает разделено, благодать остается неделимой. Даже самомалейший и ничтожнейший кусочек мощей имеет такую же силу, как и сам мученик…». Более того, пребывание в обители множества частиц святых мощей дает людям возможность поклониться мощам своего небесного покровителя. Частицы святых мощей были собраны сестрами Спасо-Евфросиниевской обители в новейший период возобновления иноческой жизни в монастыре. Сестры совершали далекие поездки в монастыри и храмы, где находятся мощи святых. Кроме того, некоторые частицы были переданы в дар Спасо-Евфросиниевской обители из разных монастырей и святых мест. Для хранения частиц мощей в храмах нашего монастыря установлено три благоукрашенных ковчега.

2 Интерьер Кресто-Воздвиженского собора

Так, 5 июня 2001 года в Кресто-Воздвиженском соборе перед алтарем с правой стороны был установлен ковчег, содержащий в себе 100 частиц мощей преподобных отцов Киево-Печерских и старцев Оптинских. Частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских, а также преподобных Ионы Зверинецкого (в схиме – Петра) и Алексия Голосеевского переданы монастырю в 2001 году архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием (Бильченко). Тогда же братией Оптиной пустыни были отделены для нашей обители частицы мощей преподобных старцев Оптинских.

7 января 2002 года в монастырском соборе перед алтарем с левой стороны был поставлен второй ковчег (в настоящее время находится в Свято-Евфросиниевском храме), в котором хранится 98 частиц мощей угодников Божиих: апостолов, святителей, благоверных князей, преподобных мужей и жен и других святых, прославившихся подвигами благочестия и чудесами. Частицы преподобных Максима Грека, Антония Радонежского, святителей Филарета и Иннокентия Московских, имеющиеся в этом ковчеге, переданы братией Троице-Сергиевой Лавры. Все частицы мощей заложены в ковчег епископом Якутским и Ленским Зосимой (Давыдовым; † 2010).

В 2008 году в Кресто-Воздвиженском соборе было установлено распятие с великой христианской святыней – частицей Животворящего Древа Креста Господня.

3 Распятие с частицей Животворящего Древа, мощевик с частицами мощей прп. Старцев Опт. и др. святых. Кресто-Воздвиженский собор

29 ноября 2010 года в Свято-Евфросиниевской церкви с левой стороны от алтаря установили третий ковчег с частицами мощей преподобных Глинских старцев и других угодников Божиих. В центре него находится частица мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Частицы преподобных Глинских старцев подарены монастырю архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием. Частицы мощей других святых пожертвованы епископом Якутским и Ленским Зосимой, архимандритом Антонием (Мезенцевым), наместником Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря, и архидиаконом Орестом (Ереем), насельником Свято-Благовещенского Ляденского монастыря Минской епархии. Частицы мощей заложил в ковчег архидиакон Орест (Ерей).

4 Иконостас Евфросиниевского храма

4 июня 2013 года, в канун 840-летнего юбилея со дня преставления преподобной Евфросинии, в Полоцкую обитель был привезен ковчег с частицами святых мощей священномученика Киприана, епископа Антиохийского, мучениц Иустинии Антиохийской и Урсулы Кельнской. Для поклонения верующих святыню установили в храме, посвященном имени святой основательницы и игумении монастыря. Ковчег со святыми мощами – дар благодетеля обители Константина Георгиевича Шавеля. 

5 Ковчег с мощами сщмч. Киприана, мчч. Иустинии и Урсулы

В нашей обители также можно поклониться иконам с частицами мощей равноапостольной Марии Магдалины, святителей Николая Чудотворца, Филарета Московского, Феофана Затворника, священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, великомучеников Георгия и Пантелеимона, великомученицы Варвары, преподобных Евфросинии Полоцкой, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Иова Почаевского.

6 Ковчег со святыми мощами сщмч. Киприана, мчч. Иустинии и Урсулы

7 В Евфросиниевском храме

8 Ковчег с частицами мощей мучениц Урсулы и Иустинии 

Истинная награда праведников – на Небе, а прославление от людей, которого избегали они в продолжение земной жизни, без сомнения, еще прибавляет к той славе, которой они удостоились от Бога. Поэтому Господь и сохраняет тела святых не для них самих, достигших уже Небесного Отечества, а для нас, живущих здесь, на земле, и нуждающихся в их молитвенном предстательстве.

Источники:

1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Календарь за 2011 год.

2. Святые мощи: Почитание мощей. Гонения на святые мощи. Лжемощи. СПб., 2008.

3. Серафим (Параманов), иером. О почитании святых мощей. М., 2004.

4. Спасительные источники: О почитании святых мощей. М., 2002.

5. Требник. М., 2007.

6. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 2000–2010 годы.