Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Благодатная помощь преподобной Евфросинии Полоцкой

Распечатать

Истинное и величайшее чудо, которое может совершиться в жизни каждого человека, есть встреча с Богом. Истинное чудо – всегда откровение о бытии Божием, о Его Промысле, действующем в мире. Часто, осознавая свое бессилие в борьбе со злом, видя свое духовное одиночество, теряя всякую надежду на помощь со стороны других людей, человек обращается к своему Создателю, и… происходит чудо встречи. Человек начинает ощущать реальность присутствия Божия в своей жизни, Его любовь, Его всесильную благодатную помощь. «Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи»[1], – говорит святой царь и пророк Давид.Когда душа обретает Христа – свое спасение, при этом нередко человек получает исцеление и телесных недугов, он как бы слышит глас Христов, говорящий ему: «Се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет»[2].

Непременное условие, при котором может совершиться чудо встречи и чудо исцеления человека есть вера, ибо «не вера от чуда, но чудо от веры»[3]. Евангелие отрицает чудо как причину веры, как доказательство бытия Божия. О Христе сказано, что в одном месте Он не мог совершить чудес по причине неверия людей. И когда первосвященники и старейшины предлагали распятому Господу сойти со Креста и этим доказать Свою Божественность, он не исполнил их просьбу, ибо не желал «заставить» людей поверить в себя: в таком случае, чудо было бы насилием над свободой человека.

Божественное чудо совершается только там, где есть духовная необходимость для его проявления, где оно достигает некоторой духовной цели. Признак истинного чуда – преображение и возрождение человека для жизни в Боге. Конечная, высшая цель всех чудес Божиих – спасение мира и человека.

С первых веков существования Церкви Христовой Господь подавал людям Свою вседейственную помощь и благодать по молитвам святых. Чудеса исцелений: прозрение слепых, очищение прокаженных и другие, – во все времена во множестве совершались у мощей угодников Божиих. «Владыка Христос, – учит преподобный Иоанн Дамаскин, – даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается в этом! Ибо если, по воле Божией, истекла в пустыне вода из крепкой и твердой скалы… то ужели невероятно, что из мученических мощей истекает благовонное миро? Никоим образом, – по крайней мере, для тех, которые знают могущество Божие и то, какой чести удостаивает Он святых»[4].

Свидетельства о чудесных исцелениях в дореволюционной России всегда с особой тщательностью записывались в монастырях, где обычно с большим вниманием относились к явлениям благодати. О совершавшихся чудесах сообщалось церковным властям, и последние уясняли их достоверность.

При перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк в 1910 году происходило множество чудесных знамений. Рассказы о некоторых из них, записанные со слов очевидцев, были опубликованы в периодических изданиях начала прошлого века: в Могилевских и Полоцких епархиальных ведомостях. Описания чудесных исцелений, совершившихся в дни Евфросиниевских торжеств, были помещены также в изданиях того времени, посвященных перенесению мощей святой: Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк… – Киев, 1913; Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. – Вильна, 1910 и др. В Витебске, в 1913 году, вышла в свет брошюра «Чудесныя знамения от св. мощей Преподоб. Евфросинии, княжны Полоцкой», составленная священником Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Николаем Черепниным. В эту книгу были включены, в числе других, рассказы о чудесной помощи преподобной из монастырской летописи.

Сегодня в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре возрождена прерванная в годы советской власти традиция. Со времени возобновления монастырской жизни в 1990 году в обители ведется «летопись чудес, совершающихся по молитвам преподобной Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой». В период с 1998 по 2010 год насельницами Спасо-Евфросиниевского монастыря было подготовлено и опубликовано несколько изданий, содержащих описание современных чудес угодницы Божией: Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Перенесение мощей. Современные чудеса. – Мн., 1998, Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая: житие и акафист. – Мн., 2000, Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полоцкая: житие, чудеса, служба с акафистом. – Мн., 2006, Дивен Бог во святых Своих. Преподобная Евфросиния Полоцкая: житие, современные чудеса. – Полоцк, 2010.



[1] Пс. 117, 8.

[2] Ин. 5, 14.

[3] Шмеман, А., прот. О чуде // Чудо: Богословский взгляд и личный опыт. – М., 2003. С. 49.

[4] См.: Скурат, К. Е. О Святом Православии. – М., 2002. С. 88.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 июня, суббота

Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть».

Апостолов Варфоломея и Варнавы.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Всенощное бдение.

22.00 Воскресная полунощница.

Частица св. мощей св. ап. Варнавы, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 июня, суббота

Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900).

Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572).

Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X).

Смотреть все

Каталог TUT.BY