Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Сестринские корпуса Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе… – воспевает святой пророк Давид. По мысли святых отцов, от сожительства братии много бывает пользы для благоразумных. Вкупе жити – не просто пребывать вместе, в одном доме, но в согласии и любви, потому что отсюда происходит единодушие. Добро – указывает на достохвальность жизни, а красно – на веселие от единомыслия. Кто во всей точности проходит эту жизнь, тот есть ревнитель высочайших добродетелей.

По мнению святителя Василия Великого, самым лучшим родом монашеского жительства является общежитие. Его основателем считается преподобный Пахомий Великий, который принял от Ангела устав иночества, ставший потом нормой для всех общежительных обителей не только на Востоке, но и на Западе. Своим образцом монашеское общежитие имеет первохристианскую иерусалимскую общину, жившую в единодушии и единомыслии под руководством святых апостолов, имевшую все потребное для жизни в общем пользовании.

Спасо-Евфросиниевская женская обитель, следуя древним святоотеческим установлениям, придерживается общежительного устава. Однако в XIX столетии (по данным монастырской летописи за 1912 год) монастырь был «своекоштным». Этот факт подтверждался существованием деревянных жилых построек, отдельных домиков на несколько келий, находившихся на территории обители.

В настоящее время в обители имеются три жилых корпуса для монашествующих. Исторические сведения об их постройке крайне незначительны. Строительство первого каменного двухэтажного корпуса, расположенного за Кресто-Воздвиженским собором, датируется концом XVII – началом XVIII века и относится еще ко времени господства иезуитов в городе и в самом монастыре. Известно, что в середине XIX века в этом корпусе находились келии игумении и старших инокинь, трапеза, а также классы воспитанниц Спасо-Евфросиниевского училища. Два других каменных корпуса примыкают к святым вратам обители и располагаются по обе стороны от колокольни. Второй по счету и находящийся перед Кресто-Воздвиженским собором двухэтажный корпус построен в 1912 году. Третий монашеский корпус был освящен и заселен в 2002 году. Он представляет собой двухэтажное здание с мансардой. В корпусе находятся архиерейские, игуменские и сестринские келии. Освящение места строительства нового корпуса совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 27 сентября 1998 года и заложил в фундамент здания капсулу с особой грамотой. Кроме Первосвятителя закладную грамоту подписали присутствовавшие на престольном празднике обители митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, и Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

Начало XX века явилось нелегким периодом в жизни насельниц Спасо-Евфросиниевской обители. В 1925 (по другим источникам – в 1924) году монастырь был закрыт, и все здания, принадлежавшие ему, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестер, и все они оказались изгнанными из монастыря. Сестры рассеялись по Полоцку и его окрестностям. Многим из них пришлось ютиться по частным домам, сараям и баням. Часть насельниц обители во главе с игуменией Еленой (Волковой) переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, получивший название Пеньки. Осенью 1928 года полоцкие монахини были изгнаны и из Пеньков.

Во время Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован, однако в этот период в Полоцкой епархии наблюдалось некоторое оживление церковной жизни. Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря стали возвращаться в свою обитель. В одном из ее корпусов находилось немецкое командование, но несмотря на это монахиням разрешили поселиться в корпусе за Кресто-Воздвиженским собором. Часть монастырской территории, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались военнопленные. Известно, что в это время игумения Елевферия (Новикова) с сестрами добились разрешения на возвращение в монастырь мощей преподобной Евфросинии, находившихся с начала войны в Витебской Свято-Покровской церкви. После освобождения Полоцка в 1944 году из-за повреждения значительной части городского жилого фонда расселение горожан осуществлялось и в бывших монашеских корпусах Спасо-Евфросиниевского монастыря.

В дальнейшем под руководством игумении Елевферии (Новиковой) жизнь обители постепенно начала устраиваться, возрастало число сестер. Однако уже в 1955 году городские власти издали указ, запрещавший прописывать в монастыре новых сестер. Вскоре игумения Елевферия почила о Господе, и городская администрация распорядилась закрыть Спасо-Евфросиниевскую обитель, а насельниц переместить в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Одиннадцать сестер из пятидесяти приняли это условие и переехали в Жировичи. Остальные пожелали совершать свой монашеский подвиг в Полоцке у мощей преподобной Евфросинии и были вынуждены жить в домах мирских людей.

6 июля 1989 года последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевской женской обители. Наряду с восстановлением монастырских храмов была также проведена работа по бытовому благоустройству обители. Перед приездом второй части сестер из Жировиц в 1991 году (первые насельницы прибыли в июле 1990 года) жилых келий было очень мало. В монашеских корпусах жили мирские люди. Вполне понятно, что тогда назрела необходимость решить проблему выселения жильцов и приобретения для них домов и квартир. Известно, что из второго корпуса (1912) последние жильцы были выселены весной 1991 года, а из первого (кон. XVII – нач. XVIII века) – в 1992 году. Постепенно сестринские корпуса были полностью отремонтированы, было проведено водоснабжение и решен вопрос с отоплением.

В настоящее время в обители преподобной Евфросинии подвизается более 70 сестер. Все насельницы трудятся по мере своих сил, стараясь приблизиться к идеалу монашеской жизни и во всем следовать святоотеческим установлениям. Благодарение Господу, что существуют ныне иноческие обители – эти духовные реки, которые напояют души живительной влагой благодати, омывают нас покаянием и возрождают к вечному блаженству.

Источники:

1. Леонардов, Д. С. Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). † 24 марта 1900 года. Витебск, 1900.

2. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

3. НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 44. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год.

4. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1989–2002 годы.

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

18/1 мая, понедельник

Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей мч. Акиндина, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

17 / 30 апреля, воскресенье

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY