Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Дополнительные фото

Распечатать

Другие материалы по этой теме:



Спасо-Преображенская церковь – единственный в Беларуси памятник XII века, где почти полностью, от подошвы стен до купола, сохранилась фресковая роспись. До недавнего времени она была малоизвестна, так как многие века скрывалась под наслоениями поздних штукатурок, записей, покрасок, грязи и копоти. В период, когда монастырь занимали иезуиты (1580–1820), фрески были исцарапаны многочисленными латинскими граффити. Неоднократно росписи поновлялись и переписывались. Только в XIX веке храм дважды был заново расписан масляными красками, в 1833 и 1886 годах. О существовании древней фресковой росписи стало известно в 1920-е годы, когда было сделано несколько пробных исследований. Долгое время только по этим небольшим открывшимся участкам можно было судить о первоначальной росписи.

О существовании древних росписей стало известно в 1929 году (о них упоминали гораздо раньше, но пробные раскрытия относятся к XX столетию), когда экспедиция ЦГРМ выполнила несколько пробных расчисток, где открылось несколько ликов, в том числе одной из святых жен. Долгое время эти небольшие участки фресок XII в. были единственными, по которым можно было судить о первоначальной росписи собора. Лишь в начале 1990-х годов в храме началась планомерная и систематическая реставрация стенописи, которую возглавил В. В. Ракицкий. Им были полностью раскрыты фрески купола и барабана, парусов и подпружных арок, а также частично сцены евангельского повествования, расположенные на стенах, и фигуры нескольких святых в разных зонах фресковой росписи. Кроме того, В. В. Ракицким был применен щадящий метод отслоения масляной записи XIX века и ее переноса на новую основу. В 2006 году, в целях ускорения процесса раскрытия фресок, к работам были подключены московские специалисты-реставраторы (рук. В. Д. Сарабьянов), которыми к настоящему моменту почти полностью завершено раскрытие росписей. Частично под записью остается внутристенная лестница, ведущая на хоры. Кроме того, московские реставраторы под руководством Е. И. Серегиной и В. Д. Сарабьянова выработали методику, которая позволила отслаивать большие по площади участки масляной живописи (вплоть до целых композиций размером 3 х 3 м). Благодаря этому при раскрытии древней росписи удалось сохранить живопись XIX века и затем экспонировать ее как движимые памятники. В 2009 году к работам подключилась бригада белорусских художников-реставраторов (рук. Ю.И.Малиновский), которые полностью расчистили фрески диаконника, большую часть росписи западного и южного рукавов подкупольного креста, нартекс и обе капеллы. Все это дает возможность составить адекватное представление как о программе росписи, так и о художественном своеобразии фресок, украсивших в середине XII в. храм преподобной Евфросинии.

Лишь в начале 1990-х гг. началась планомерная реставрация стенописи, которую возглавил художник-реставратор В. В. Ракицкий. Его стараниями полностью раскрыты фрески купола и барабана, парусов и подпружных арок. Им разработан щадящий метод отслоения масляной записи XIX века и ее переноса на новую основу. Это позволило сохранить масляные изображения при раскрытии древней фресковой росписи, и затем экспонировать как движимый памятник. В 2006 году, с целью ускорения процесса раскрытия фресок, к работам были подключены московские специалисты-реставраторы под руководством В. Д. Сарабьянова. В 2009 году к работам подключилась бригада художников – реставраторов из Минска (рук. Ю.И. Малиновский). Помимо целенаправленных расчисток, по всему храму на протяжении последнего столетия идет процесс самораскрытия фресок при осыпях масляной записи, плохо держащейся на стене.

И в последние годы этот удивительный ансамбль, почти полностью открытый и отреставрированный, вновь увидел свет и стал доступен. Он сохранился в уникальной полноте для памятников XII века.

Храм был расписан около 1161 года по заказу преподобной Евфросинии. При исследовании росписи Спасского храма становится очевидным наличие тонко продуманного, богословски глубокого общего замысла, за которым угадывается личность преподобной.

Храм расписан в византийском стиле, однако тематика росписи характерна для Древней Руси. Вероятно, художники составляли смешанную артель, в которую входили и местные живописцы, но возглавлялась она приглашенным византийским мастером, который был связан со столичной художественной средой Константинополя 1160-х годов и являлся носителем ее стилистического направления. Для полоцкого княжеского рода того времени это было вполне доступно, если принять во внимание его династические и церковные связи.

Колорит фресок соответствует нормам, характерным для монументальной живописи византийского мира XII столетия. Мастера писали натуральными красками по сырой штукатурке, что обеспечило столь высокую сохранность росписи. Использовался ограниченный набор пигментов, из которых делались разнообразные цветовые сочетания и достигалось необычайное богатство палитры. Из синих красок – лазурит (натуральный ультрамарин) и азурит, из зеленых – изумрудный малахит и тепло-зеленый глауконит, из красных – киноварь и красная охра. Кроме того, применялись различные желто-коричневые земли (желтая, золотистая, коричневая охры), в качестве белил использовалась чистая известь, в качестве черной краски – сажа. Для фоновых частей применялась традиционная двухэтапная техника раскраски, когда нижний слой наносился непосредственно по сырой штукатурке, а верхний слой – тонким бархатистым слоем по уже подсохшему грунту. За счет двухслойности фон приобретает цветовую насыщенность и пространственную глубину, как бы выдвигая изображения на передний план.

Одним из главных впечатлений, которое оставляют фрески Спасского храма, является чрезвычайно крупный масштаб изображений. В этом художники опираются на традиции древнерусского искусства предшествующей эпохи конца XI – первой четверти XII века. Созданные тогда гигантские ансамбли Киева, Новгорода и Полоцка как будто отражаются в Спасской церкви. Возглавляет ансамбль огромная фигура Божией Матери Оранты над алтарем, которая доминирует над всем пространством храма.

Столь крупный масштаб в сочетании со стесненными формами храма не знает явных аналогий. По классическим нормам, монументальная живопись должна соответствовать масштабу архитектуры. Здесь же фрески оказываются больше по формату. Это заметно усиливает выразительность интерьера, создает впечатление живости фигур, близости к находящимся в храме и готовности к общению с ними.

Тематика росписи следует единым для своей эпохи принципам распределения главных сюжетов, и в то же время присутствует целый набор дополнительных сюжетов, связанных с функцией храма, с замыслом заказчика. Эти изображения расположены преимущественно в местах, приближенных к зрителю, и раскрываются перед ним, как книга, в чем видится замысел самой прп. Евфросинии.

К числу устойчивых и обязательных элементов храмовой росписи относятся образ Божией Матери Оранты, сцена «Евхаристии» и лика Святителей в алтарной апсиде, эпизоды «Страшного Суда» в западной части (нартексе) храма и изображения некоторых из двенадцати великих христианских праздников на стенах основной части храма (в первую очередь, «Рождество Христово» и «Успение Пресвятой Богородицы»). В Спасском храме евангельские сюжеты переходят на грани столбов, где изображены сцены исцелений и чудес Господа Иисуса Христа: «Брак в Кане Галилейской», «Призвание Закхея», «Исцеление слепого» и «Исцеление прокаженного».

Скуфью купола, как и в ряде других храмов Древней Руси, занимает «Вознесение Господне». Простенки барабана заняты сильно вытянутыми фигурами восьми пророков, которые изображены попарно обращенными друг к другу, как бы находящимися в состоянии беседы.

Важным звеном росписи храма являются фрески алтарных столбов со стороны, обращенной к молящимся (западной стороны). Сверху расположено Благовещение, разделенное на две части, по двум сторонам от алтаря. Это является одним из наиболее устойчивых элементов росписи византийского храма. Под «Благовещением» раскрыта композиция «Сретение», что необычно и демонстрирует творческую мысль авторов росписи. Эта композиция тоже делится на две половины. Слева изображены праведный Иосиф и Пресвятая Богородица с Младенцем, справа – праведный Симеон и пророчица Анна. Младенец Христос передается из рук Божией Матери в руки праведного Симеона через объем алтаря, что соединяет изображаемое событие с конкретно совершаемым в храме богослужением.

В композиции Сретения – исток темы Страстей Христа, – Владыки мира, приносящего Себя в жертву за спасение человечества. Она заложена в самом Евангельском описании Сретения.

Жертвенник и дьяконник, где могли быть устроены приделы, объединены общей программой, включающей в себя не только образы Богородицы с Младенцем Христом и «Моление Иоанна Предтечи в пустыне», изображения святых (среди которых преподобные столпники Симеон и Даниил), но и сцены из истории деяний ангелов.

Особое выделение темы смерти и воскресения Христа в основном объеме церкви – особенность Спасского храма, что связано с присутствием в храме креста преподобной Евфросинии, в котором хранились святыни Страстей Господних: капля Его Крови, частицы Честного Древа Креста и Гроба. К теме Страстей Христовых относятся как изображения событий Страстной Седмицы, так и предшествующих ей нескольких дней: Воскрешение прав. Лазаря, «Вход Господень в Иерусалим», Распятие, «Сошествие во ад».

Кроме того, тема креста является одной из содержательных линий, прослеживающихся в архитектуре и живописи Спасской церкви (например, форма окон, мотивы орнамента, редкий извод сцены Воздвижение Креста Господня, поклонные кресты в нижней части алтарных столбов).

Существенная роль в программе росписи отводится идее священства, апостольского и святительского служения. Помимо отдельных образов отцов Церкви, представлены сюжетные сцены исцеления, мученичества и чудес святых епископов, (композиции на тему источника Божественной Премудрости святителей), призванные показать их служение во всей полноте.

В простенках барабана выделен лик свв. пророков.

В средней зоне храма – изображения святых, главным образом, врачей бессребренников Кира и Иоанна, Ермолая, Пантелеимона, святых мучеников Никиты и Евстафия Плакиды, святых воинов.

Особое место занимают изображения монахов, что определяется ролью Спасского храма как монастырского. Эти изображения занимают значительную часть нижнего уровня росписей, распространяясь по всему храму. Показаны различные лики святости: столпники, аскеты, учителя, борцы с ересями. Это разнообразие форм монашеского подвига создает общий образ монашества как одного из главных столпов в здании Вселенской Церкви.

Помимо отдельных образов святых отцов и святых жен (в частности, преподобной Евфросинии Александрийской – небесной покровительницы святой Евфросинии Полоцкой), присутствует ряд сцен, иллюстрирующих Патерик, то есть сюжеты из жития, в первую очередь, прп. Антония Великого, чтимого как основателя монашества, прп.Павла Фивейского, прп.Мартирия.

Кроме того, в росписи храма были открыты образы небесных покровителей представителей полоцкого княжеского дома: святых Георгия, Бориса и Глеба, Романа и Вячеслава.

Одновременно с основным объемом фресок была выполнена стенопись лестницы, ведущей на хоры, которая посвящена ветхозаветным событиям. На южном фасаде Спасского храма обнаружены остатки росписи утраченной галереи (ниша с ростовым изображением Богоматери, обрамленным орнаментом).

На хорах Спасской церкви расположены две небольшие келии, которые в плане имеют ярко выраженную форму креста. Согласно монастырскому преданию, эти келии служили местом уединенных молитв и постоянного пребывания для преподобной Евфросинии и ее младшей сестры Евдокии. Юго-западная келия издавна являлась местом особого почитания, поскольку именно там подвизалась святая Евфросиния.

Изначально приделы-келии не были расписаны, лишь позже в XIII веке появились росписи в юго-западном приделе. В келье раскрыты значительные площади фресковой живописи, покрывающие ее стены и своды. Эти фрески представляют собой самостоятельный ансамбль, не связанный с основным объемом храма и явно отличающийся от него по времени создания.

У входа в юго-западную келию находится ктиторский портрет преподобной Евфросинии Полоцкой. Она изображена без нимба, подносящей Иисусу Христу Спасский храм. Это изображение является ценным свидетельством раннего формирования почитания святой уже в домонгольский период.

В целом по мере исследовательской работы в храме становится все более ясно, что изображения имеют очень четкую и проработанную иконографическую структуру, за которой стоит опыт многих подобных памятников, но взятые оттуда типичные элементы росписи получили здесь свою совершенно оригинальную интерпретацию.

Работы по раскрытию древней фресковой росписи продолжаются, все более открывая современному человеку внутренний мир ее заказчика и автора – преподобной Евфросинии Полоцкой.

Источники:

1. Брунов, Н. И. Извлечение из предварительного отчета о командировке в Полоцк, Витебск и Смоленск в сентябре 1923 г. М., 1926.

2. Васильев, Б. Г. Личное письмо фресок Спасо-Преображенского собора XII в. Евфросиньевского монастыря Полоцка // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi. Матэрыялы V Мiжнароднай навуковай канферэнцыi (24–25 кастрычнiка 2007 г.). Полацк, 2009.

3. Воронин, Н. Н., Лазарев, В. Н. Искусство западнорусских княжеств // История русского искусства. М., 1953. Т. 1.

4. Кацер, М. С. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. Минск, 1969.

5. Монастырь у церкви Спаса. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь с древности до наших дней. Минск, 2000.

6. Монгайт, А. Л. Фрески Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Культура Древней Руси. М., 1966.

7. Преображенский, А. С. Ктиторские портреты Средневековой Руси и их воздействие на русскую иконографию (XI–XV вв.). Дисс. на соискание уч. степ. кандидата искусствовед. М., 2004.

8. Пуцко, В. Г. Стилистические проблемы фресок собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Археология Полоцка и Полоцкой земли. Полоцк, 1997.

9. Ракіцкі, У. Спасаўская царква 12 ст. у Полацку. Насценны жывапіс. Полацк, 1998.

10. Ракіцкі, У. Спасаўская царква пры староннім асвятленні // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Полацк, 1998.

11. Сарабьянов, В. Д. Алтарная преграда Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Материалы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Валентина Александровича Булкина. 3–4 декабря 2007 года. СПб. – М., 2007.

12. Сарабьянов, В. Д. Образ монашества в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Матэрыялы V Міжнароднай навуковай канферэнцыi (24–25 кастрычніка 2007 г.). Полацк, 2009.

13. Сарабьянов, В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009.

14. Сарабьянов, В. Д. Храм-реликварий преподобной Евфросинии Полоцкой. К реконструкции первоначального замысла Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., 2008.

15. Селицкий, А. А. Евфросиния Полоцкая у истоков просвещения Полоцкого края. Регистр со святыми мученицами и преподобными в келии-молельне Евфросинии в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке (середина XII в.) // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi. Матэрыялы V Мiжнароднай навуковай канферэнцыi (24–25 кастрычнiка 2007 г.). Полацк, 2009.

16. Селицкий, А. А. Живопись Полоцкой земли XI–XII вв. Минск, 1992.

17. Селицкий, А. А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой трети XIII в. М., 1988.

18. Скобцова, Д. А. Ансамбль росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке и его место в истории живописи средневековой Руси. Дипломная работа. Кафедра истории искусств РГГУ. М., 2005.

19. Скобцова, Д. А. Роспись жертвенника и дьяконника Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке (предварительные замечания о программе декорации) // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi. Матэрыялы V Мiжнароднай навуковай канферэнцыi (24–25 кастрычнiка 2007 г.). Полацк, 2009.

20. Терещатова, О. В., Ходыко, Ю. В. Фрески Полоцка в контексте искусства Киевской Руси // Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев, 1987.

21. Филатов, В. В. О фресках XII в. Спасского собора в Полоцке // Русское искусство XI – XIII вв. М., 1986.

22. Церашчатава, В. В. Старажытнабеларускi манументальны жывапiс XI – XVIII ст. ст. Мiнск, 1986.

23. Штыхов, Г. В. Древнеполоцкое каменное зодчество // Белорусские древности. Минск, 1967.

24. Штыхов, Г. В. Древний Полоцк (IX–XIII вв.). Минск, 1975.

25. Шчакацiхiн, М. М. Нарысы з гiсторыi беларускага мастацтва. Мiнск, 1928. Т. 1.

26. Володихин, Д. М. Повесть в камне (граффити на стенах Спасского собора Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке) // Полоцкий летописец. Полоцк, 1993. № 1 (2).

27. Калечыц, І. Л. Графіці XII–XIV ст.ст. у Спаса-Праабражэнскай царкве ў Полацку // Беларускі гістарычны часопіс. Мінск, 2007. № 6.

28. Мялешка, С. Праца навукова-даследчай экспедыцыi Цэнтральных дзяржаўных рэстаўрацыйных майстэрняў у Полацку // Наш край. 1929. № 8–9.

29. Раппопорт, П. А., Штендер, Г.М. Спасская церковь Евфросиньева монастыря в Полоцке // Памятники культуры. Новые открытия. 1979. Л., 1980.

30. Рождественская, Т. В. Древнерусские надписи-граффити в церкви Спаса Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Вестник Ленинградского университета. Ленинград, 1983. Вып. 3. Июль.

31. Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке // Полоцкие Епархильные Ведомости. 1885. № 8.

32. Сарабьянов, В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века // Вопросы искусствознания. М., 1994. № 4.

33. Сарабьянов, В. Д. «Святители – источники Премудрости» во фресках Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Проблеми на изкуството 1/2010. София, 2010.

34. Сарабьянов, В. Д. Тема передачи Божественной Премудрости в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2011. Вып. 1 (4).

35. Селицкий, А. А. Сюжеты полоцких фресок в просветительской деятельности Евфросинии Полоцкой // Мастацкая адукацыя i культура. 2006. № 3.

36. Хозераў, I. Да пытання аб Спасаўскай царкве ў Полацку // Гiстарычна-археалагічны зборнiк. Мінск, 1927. № 1.

37. Штендер, Г. М. Новые материалы исследований церкви Спаса Преображения Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2.

38. Штыхаў, Г. В. Полацкiя фрэскi XII ст. // Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. 1970. № 1.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

14/27 июля, вторник

Ап. от 70-ти Акилы. Мчч. Кирика и Иулиты. (служба перенесена с 15/28.07)

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й ч. Всенощное бдение с литией.

Частицы св. мощей прп. Стефана Махрищского и мч. Иуста, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

14/27 июля, вторник

Ап. от 70-ти Акилы (I).

Прп. Стефана Махрищского (1406). Мч. Иуста (I). Прп. Еллия монаха (IV). Прп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Прп. Никодима Святогорца (1809).

Сщмч. Константина Богоявленского пресвитера (1918); сщмч. Николая Порецкого пресвитера (1933).

Смотреть все

Каталог TUT.BY