Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Храм-усыпальница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Другие материалы по этой теме:


Храм-усыпальница был возведен в конце XI – начале XII века на Сельце (ныне территория Спасо-Евфросиниевского монастыря). Исторические сведения об этой церкви крайне незначительны. Впервые о храме упоминается в житии святой Евфросинии Полоцкой: епископ Илия, благословляя преподобную основать девическую обитель, указал ей на место близ Полоцка, называемое Сельцо, «идеже братия наша лежат прежде нас бывшии епископы». Более полные сведения об этом храме содержит жалованная грамота короля Речи Посполитой Стефана Батория, по которой он передал в конце XVI века Спасский монастырь иезуитам. В ней говорилось, что «женский, называемый игуменским монастырь Св. Спаса, коего храм, близкий к разрушению еще виднеется над рекою Полотой».

В 50–60-е годы XX века в ходе экспедиций Ленинградского государственного университета под руководством М. К. Каргера были изучены частично сохранившиеся нижние части стен и фундамент храма-усыпальницы. Во время проведения археологических раскопок обнаружены остатки большого четырехстолпного трехнефного собора, к которому с запада, юга и севера примыкали галереи. Стены как основного объема храма, так и галерей сложены из плинфы на цемяночном растворе в технике кладки с утопленным рядом. В храме археологи обнаружили кирпичные склепы с остатками захоронений, особенно много склепов находилось в галереях. В северной галерее раскрыли глубокую крипту, в которой также находились захоронения.

Раскопки М. К. Каргера и П. А. Раппопорта показали, что церковь погибла при сильном пожаре. На месте руин храма-усыпальницы были найдены в большом количестве смальта от мозаик пола и стен, а также майоликовые плитки разных цветов. Стены основного объема храма и его галерей расписаны фресками. Сохранились декоративные узоры на нижних частях стен, а также в незначительном количестве фрагменты ликов, одежд и надписей. Пол храма был декорирован майоликовыми плитками и роскошной мозаикой из дорогостоящей разноцветной смальты. Исследователи предполагали, что мозаикой мог быть выложен не только пол. Судя по найденному возле аркосолия фрагменту стенной смальты, ею могли быть украшены и ниши аркосолиев. По предположению ученых, храм-усыпальница в Сельце по богатству декора интерьера не уступал всем известным церквам Полоцка и даже Софийскому собору. Материалы раскопок, найденные М. К. Каргером в 1961–1964 годах на месте руин храма-усыпальницы, в настоящее время находятся в Федеральном государственном учреждении «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник».

По мнению историка архитектуры И. М. Хозерова и доктора исторических наук Л. В. Алексеева, храм-усыпальница был освящен в честь великомученика Георгия Победоносца. Подтверждением тому служит и название, данное впоследствии местности, где находился этот храм – Спас-Юревичи.

Источники:

1. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

2. Сапунов, А. П. Витебская Старина. Витебск, 1888. Т. 5.

3. Хозеров, И. М. Белорусское и Смоленское зодчество XI–XIII вв. Минск, 1994.

4. Штыхов, Г. В. Древний Полоцк IX–XIII вв. Минск, 1975.

5. Каргер, М. К. Храм-усыпальница в Евфросиниевском монастыре в Полоцке // Советская археология. М., 1977. № 1.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 октября, пятница

Мчч. Сергия и Вакха.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей прп. Сергия Послушливого, Печерского, имеется в обители. 

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 октября, пятница

Мчч. Сергия и Вакха (290–303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925).

Прп. Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1513). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV).

Сщмч. Николая Казанского пресвитера (1942).

Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

Смотреть все

Каталог TUT.BY