Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Сестринский хор Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Всем известно, что клиросное послушание – одно из самых важных и ответственных в монастыре. Как поет хор, так и молится весь храм. Так учат и святые отцы: «Клирос – ангельское место».

Монастырский хор образовался сразу после возобновления иноческой жизни обители в 1990 году. Среди первых насельниц, которых перевели из Свято-Успенской Жировицкой обители в Полоцк, были и певчие. Особо нужно сказать о схиигумении Евфросинии (Максимчук), которая в течение нескольких десятилетий управляла монастырским хором: сначала – в Гродно, затем – в Жировицах и Полоцке. Она обладала удивительным, очень высоким и чистым голосом. Известно, что еще в молодые годы у матушки обнаружились незаурядные способности, так что впоследствии она стала профессиональным регентом.

1. Певчие

2. Во время богослужения

3. Чтение шестопсалмия

На протяжении многих лет сестры-регенты трудились над тем, чтобы разнообразить и украсить богослужебное пение обители. Служба преподобной Евфросинии, а также другие песнопения, посвященные различным праздникам, были полностью расписаны ими на подобны.

4. Молебен у мощей прп. Евфросинии

В нашем исполнении произведений мы стараемся меньше использовать такие приемы как cresh. и dim. (в переводе с итал. – «с нарастанием силы звучания» и «с уменьшением силы звучания»). Главными критериями при выборе новых произведений для разучивания являются их молитвенность, простота, натуральные лады, уменьшение хроматизмов и украшений. Прежде чем выучить новое песнопение, его обязательно нужно показать матушке игумении, и только после ее благословения можно приступать к работе над партитурой.

В нотном архиве нашего монастыря имеются старые рукописи, есть и дореволюционные. Переписывая эти святые страницы, сложно найти современные музыкальные термины, определяющие темп и стиль исполнения. Например, медленно, живо, с движением и т. д. Чаще же встречаются такие определения, которые указывают на внутреннее состояние певчего при исполнении данного произведения. Например, с любовью, молитвенно, напевно, торжественно, с умилением, с подъемом, радостно. Это еще раз убеждает нас в том, что наши предшественницы свое внимание обращали не только на музыкальную красоту песнопения, а на его духовный смысл. Не просто петь, а петь так, чтобы Божественный смысл слов дошел до сердец молящихся.

5. На клиросе

Кроме этой преемственной духовной связи у нас существуют будничные и праздничные традиции. Во многих монастырях используют в обиходе гласы киевского или московского распевов. В нашей обители их место занимают гласы А. А. Архангельского. На праздничных и воскресных богослужениях мы поем обиход всенощного бдения Киево-Печерской Лавры (Догматики, степенны, прокимны). В обиходе часто используются напевы Зосимовой и Оптиной пустынь, распев Троице-Сергиевой Лавры. Но самое почетное место отдается знаменному распеву и произведениям диакона Сергея Трубачева. Особенностью нашего пения является частое использование стихирных и тропарных подобнов на богослужениях. Это делает пение более праздничным и торжественным.

6. Спевка

Наши будничные певческие традиции имеют глубокие корни. Они являются песнопениями Красностокского женского монастыря, исторически связанного с нашей обителью, устав которого запрещал отменять либо видоизменять их. Сестры свято блюли этот завет, передавая старинные распевы «из уст в уста» в Красностоке и в Гродно, а позже и в Жировицах, где они жили после закрытия Полоцкого и Гродненского монастырей. Эти песнопения звучат в нашей обители и по сей день.

В хоре лишь немногие сестры-певчие имеют музыкальное образование. Перед тем как сестер благословляют на клирос, их обязательно прослушивают. Существует особая традиция поставления сестер на клирос.

Все певчие несут и другие послушания: в церкви, ризнице, иконописной, просфорне, архиве, библиотеке, экскурсионном бюро, трапезной.

В будние дни на службах поет рядовка из 5–6 человек, а на праздники собирается весь клирос. Спевки хора проводятся регулярно, раз в неделю.

В течение нескольких лет были сделаны записи различных песнопений в исполнении сестринского хора:

1) Акафист Иисусу Сладчайшему.

2) Акафист преподобной матери нашей Евфросинии.

3) Песнопения двунадесятых праздников.

4) Пасхальные песнопения.

5) «Преподобная Евфросиния, славна память твоя» – песнопения праздничного всенощного бдения.

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

15/28 мая, воскресенье

Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Глас 6-й. Попразднство Вознесения.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом. (Кресто-Воздвиженский собор).

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Иисусу Сладчайшему (Кресто-Воздвиженский собор).

Частица св. мощей прп. Исаии Печерского, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

15 / 28 мая, воскресенье

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325).

Прп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591).

Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских. Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330).

Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление», икон Божией Матери (переходящие празднования в Неделю 7-ю по Пасхе).

Смотреть все

Каталог TUT.BY