Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Сестринский хор Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Всем известно, что клиросное послушание – одно из самых важных и ответственных в монастыре. Как поет хор, так и молится весь храм. Так учат и святые отцы: «Клирос – ангельское место».

Монастырский хор образовался сразу после возобновления иноческой жизни обители в 1990 году. Среди первых насельниц, которых перевели из Свято-Успенской Жировицкой обители в Полоцк, были и певчие. Особо нужно сказать о схиигумении Евфросинии (Максимчук), которая в течение нескольких десятилетий управляла монастырским хором: сначала – в Гродно, затем – в Жировицах и Полоцке. Она обладала удивительным, очень высоким и чистым голосом. Известно, что еще в молодые годы у матушки обнаружились незаурядные способности, так что впоследствии она стала профессиональным регентом.

1. Певчие

2. Во время богослужения

3. Чтение шестопсалмия

На протяжении многих лет сестры-регенты трудились над тем, чтобы разнообразить и украсить богослужебное пение обители. Служба преподобной Евфросинии, а также другие песнопения, посвященные различным праздникам, были полностью расписаны ими на подобны.

4. Молебен у мощей прп. Евфросинии

В нашем исполнении произведений мы стараемся меньше использовать такие приемы как cresh. и dim. (в переводе с итал. – «с нарастанием силы звучания» и «с уменьшением силы звучания»). Главными критериями при выборе новых произведений для разучивания являются их молитвенность, простота, натуральные лады, уменьшение хроматизмов и украшений. Прежде чем выучить новое песнопение, его обязательно нужно показать матушке игумении, и только после ее благословения можно приступать к работе над партитурой.

В нотном архиве нашего монастыря имеются старые рукописи, есть и дореволюционные. Переписывая эти святые страницы, сложно найти современные музыкальные термины, определяющие темп и стиль исполнения. Например, медленно, живо, с движением и т. д. Чаще же встречаются такие определения, которые указывают на внутреннее состояние певчего при исполнении данного произведения. Например, с любовью, молитвенно, напевно, торжественно, с умилением, с подъемом, радостно. Это еще раз убеждает нас в том, что наши предшественницы свое внимание обращали не только на музыкальную красоту песнопения, а на его духовный смысл. Не просто петь, а петь так, чтобы Божественный смысл слов дошел до сердец молящихся.

5. На клиросе

Кроме этой преемственной духовной связи у нас существуют будничные и праздничные традиции. Во многих монастырях используют в обиходе гласы киевского или московского распевов. В нашей обители их место занимают гласы А. А. Архангельского. На праздничных и воскресных богослужениях мы поем обиход всенощного бдения Киево-Печерской Лавры (Догматики, степенны, прокимны). В обиходе часто используются напевы Зосимовой и Оптиной пустынь, распев Троице-Сергиевой Лавры. Но самое почетное место отдается знаменному распеву и произведениям диакона Сергея Трубачева. Особенностью нашего пения является частое использование стихирных и тропарных подобнов на богослужениях. Это делает пение более праздничным и торжественным.

6. Спевка

Наши будничные певческие традиции имеют глубокие корни. Они являются песнопениями Красностокского женского монастыря, исторически связанного с нашей обителью, устав которого запрещал отменять либо видоизменять их. Сестры свято блюли этот завет, передавая старинные распевы «из уст в уста» в Красностоке и в Гродно, а позже и в Жировицах, где они жили после закрытия Полоцкого и Гродненского монастырей. Эти песнопения звучат в нашей обители и по сей день.

В хоре лишь немногие сестры-певчие имеют музыкальное образование. Перед тем как сестер благословляют на клирос, их обязательно прослушивают. Существует особая традиция поставления сестер на клирос.

Все певчие несут и другие послушания: в церкви, ризнице, иконописной, просфорне, архиве, библиотеке, экскурсионном бюро, трапезной.

В будние дни на службах поет рядовка из 5–6 человек, а на праздники собирается весь клирос. Спевки хора проводятся регулярно, раз в неделю.

В течение нескольких лет были сделаны записи различных песнопений в исполнении сестринского хора:

1) Акафист Иисусу Сладчайшему.

2) Акафист преподобной матери нашей Евфросинии.

3) Песнопения двунадесятых праздников.

4) Пасхальные песнопения.

5) «Преподобная Евфросиния, славна память твоя» – песнопения праздничного всенощного бдения.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм).

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. Панихида (Кресто-Воздвиженский собор)

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (312).

Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского (1565). Собор Костромских святых. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680–681).

Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Смотреть все

Каталог TUT.BY