Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Мастерские Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Во все времена монастыри являлись духовными и культурными центрами. Духовно-просветительская деятельность их была очень обширна и распространялась повсюду. В обителях занимались переписыванием книг, формированием библиотек, открытием школ, где обучали не только грамоте, но и различным видам рукоделия. Такие школы были своего рода «настоящими университетами того времени». В монастырях велись летописи, создавались богослужебные тексты, сочинялись проповеди, записывались монастырские события. В древней и средневековой Руси именно монастырские книжники во многом определяли основные формы и методы образования. Не случайно монастыри назывались «обителями мудрости»: ведь издревле там хранились замечательные книжные собрания, в составе которых находились бесценные памятники письменности. Однако основой монашеского делания всегда считался молитвенный подвиг, соединенный с посильным трудом, который созидал и облагораживал душу человека. Еще преподобному Пахомию Великому Господь через Ангела Своего повелел проводить монашеское жительство, чередуя молитву и труд.

Нужно сказать, что многие виды рукоделия наибольшего своего развития достигли именно в монастырях. Например, руками вышивальщиц создавались настоящие произведения искусства, многие из которых составляют теперь сокровища музеев. Очень высоко ценились работы золотошвеек, которые выполнялись из драгоценных материалов и потому часто служили в качестве дорогих подарков и вкладов в другие монастыри и храмы.

Человек, пожелавший посвятить свою жизнь на служению Богу, принявший монашеский постриг, кроме обетов целомудрия и нестяжания, дает и обет послушания. Прежде всего послушание имеет значение отречения от своей воли и подчинение ее другому человеку, благодаря чему душа приходит в блаженное состояние смирения. Послушанием называют еще и дело, порученное тебе от Господа через человека и от усердия его исполнения зависит спасение. Преподобный Амвросий Оптинский так говорит о послушании: «Благо только то, что делается по воле Божией и за святое послушание. А своя воля лишь мучит, и тогда только научит, когда будем оставлять ее». Святой апостол Павел, как основание спасения и как главную потребность, также выставляет добродетель смирения и послушания.

Жизнь насельниц нашей обители проходит в нелегком подвиге молитвы и труда. В монастыре действует пять мастерских – иконописная, швейная, вышивальная, переплетная, свечная. Сестры, исполняющие порученное им дело со всею тщательностью, в повиновении старшему по послушанию, постепенно приходят к духовному преуспеянию. В подтверждение этому можно привести изречение преподобного Макария Оптинского: «Послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства».

Труд, который несут сестры в этих мастерских, очень разнообразен. Это и пошив монашеской одежды, церковных облачений, иконописание, вышивка плащаниц, воздухов, митр, переплет и ремонт книг, изготовление восковых свечей. Все выполняемые сестрами работы не только приносят неоценимую пользу обители, но, главным образом, духовно обогащают нас. День за днем, подвизающиеся искренне в труде и молитве, приобретают для себя огромный духовный опыт и получают ту духовную радость, которая бывает от исполнения порученного тебе дела.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 октября, среда

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

4 / 17 октября, среда

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Собор Казанских святых.

Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III–IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305–306). Прп. Аммона (ок. 350). Прп. Павла Препростого (IV). Мчч. Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Св. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.).

Сщмч. Димитрия Вознесенского пресвитера (1918); сщмчч. Николая Верещагина, Михаила Твердовского, Иакова Бобырева и Тихона Архангельского пресвитеров, прмч. Василия Цветкова (1937); св. Хионии Архангельской исп. (1945).

Смотреть все

Каталог TUT.BY