Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Переплетная мастерская Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Переплет является важнейшей частью книги. Назначение его состоит в том, чтобы соединять и сохранять тетради книжного блока.

Историю переплета можно проследить еще со времен Древнего Египта. В III тыс. до н. э. здесь появились первые свитки, которые представляли собой совокупность листов, скрепленных между собой краями и свернутых в рулон. Египтяне изготавливали их из папируса, шелка, кожи, пергамента. Уже в это время появилась нужда в том, чтобы свиток прослужил как можно дольше, потому и возникает идея помещать листы свитка в футляр, склеенный из нескольких слоев пергамента.

1. В переплетной за станком

В Древней Руси переплет служил не только гарантией долговечности рукописной книги, но и важным элементом ее украшения. Для того чтобы книга прослужила долго, на Руси использовался прообраз книжного переплета – диптих, который состоял из двух раскладывающихся деревянных досок. Сначала корешок тетради прошивался шнуром или же, в зависимости от величины книги, полотняными или кожаными ремнями, а затем их концы прикреплялись к обеим доскам-крышкам переплета. Корешок и внешняя сторона досок обтягивались кожей или тканью. Книги, предназначенные для совершения церковных Таинств, богато украшались парчой или бархатом. Часто к переплету прикреплялись пластины из драгоценных металлов с нанесением орнамента, изображений евангелистов и даже целых религиозных сцен. Как правило, такие переплеты – настоящие произведения искусства, которые создавались многими мастерами.

2. Переплетная  мастерская

Для сохранности книг к переплетам прикреплялись кожаные завязки или металлические застежки-пряжки, нередко тоже с орнаментом. Употребляемая на Руси для переплета кожа обычно была черной или темно-коричневой, реже – желтой, красной или зеленой.

По мере развития книгопечатания и с увеличением тиражей книг появились и картонные переплеты, украшенные позолотой и тиснением. Вплоть до середины XIX века переплеты книг делались вручную с использованием несложных приспособлений: прессов, штампов и штемпелей. Большинство книг, которые издавались в обложках, переплеталось в ремесленных мастерских на заказ. Изготавливаемая продукция представляла собой недорогие переплеты, основная функция которых заключалась в защите книги, а не в ее украшении. Работой высокого уровня считался переплет, выполненный из дорогих материалов с изящными вензельными вставками и золотым тиснением. При этом клеймо мастерской ставилось на хвостовой части корешка, что являлось характерной особенностью русских переплетчиков. Собственные переплетные мастерские существовали при приютах, домах инвалидов, монастырях, крупных храмах. В основном они занимались нуждами церковных библиотек, но изредка выполняли и светские заказы.

3. Подбор букв для золотого тиснения

Сейчас, при неограниченных возможностях современных технологий, переплетные мастерские представляют собой совершенно иные учреждения, нежели раньше. Они оснащены специальными устройствами, которые значительно облегчают работу переплетчика. В настоящее время все операции при переплетных работах выполняются с использованием специальных станков: фальцующих, обрезающих, сшивающих.

Образование переплетной мастерской в нашей обители произошло в 2007 году. Мастерская оснащена современным офисным оборудованием, которое отличается от производственного меньшими размерами. В мастерской трудится сестра под руководством опытной переплетчицы. Здесь переплетают богослужебные и библиотечные книги, синодики, осуществляют их реставрацию и ремонт, изготавливают специальные коробки для подарочных изданий. Оборудование мастерской состоит из резака сабельного, предназначенного для обрезки бумаги; сталкивателя, служащего для эффективного выравнивания подобранных блоков бумаги; переплетных тисков; позолотного пресса, благодаря которому на переплете делается оттиск названия книги (на твердые обложки методом горячего тиснения наносится текст или рисунок любого цвета); механического винтового пресса, который служит для обжима сшитого блока бумаги и обложек; степлера, используемого для скрепления листов металлическими скобами; сверлильного станка для просверливания отверстий в подобранных блоках бумаги и механического резака, предназначенного для обрезки книг. Используются также и ручные инструменты: нож, ножницы, линейки, транспортир, кисточки, шило, резаки, утюг, бумага для реставрации книг.

Как известно, книга – сокровищница разума для всякого ищущего добрых познаний. Чтение книжное во все времена возвышало душу человека и устремляло ее к Богу. Поэтому немаловажна роль и переплетной мастерской в монастыре. Благодаря ей книги – эти источники веры и правды, заблаговременно чинят, чтобы как можно дольше они послужили на пользу читателю.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 декабря, воскресенье

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

(Кресто-Воздвиженский собор).

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 Всенощное бдение (без литии).

Смотреть все

Православный календарь

4 / 17 декабря, воскресенье

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780).

Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505).

Сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); сщмч. Димитрия Неведомского пресвитера, прмц. Анастасии Титовой, мцц. Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY