Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О покаянии

Распечатать

Покаяние, по мысли отца Иоанна, – первейшее дело христианина. Господь в Своей проповеди сказал, что Царство Небесное подобно «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13; 44). Отец Иоанн учит, что полем, на котором сокрыто такое драгоценное сокровище как Царствие Божие, является покаяние[1]. О покаянии как о необходимом условии спасения христианина учили святые апостолы и святые отцы.

В своих трудах отец Иоанн глубоко и многогранно раскрыл сущность истинного покаяния и на многочисленных примерах ярко показал его спасительную силу. Считая покаяние одной из основ, на которой должна созидаться духовная жизнь христианина, он прежде всего возбуждал в своей пастве чувство покаяния, являющееся началом всех видов христианского подвига. Своими проповедями, письмами, устными наставлениями отец Иоанн прививал духовным чадам жажду покаяния. О живом действии покаяния в душе самого старца свидетельствуют его краткие, но мудрые изречения:

«Кто не кается, тот мертв».

«Ум покаявшегося думает по-другому».

«Начало покаяния – в познании греха».

«Без смирения покаяние ложное» и т. п.

Вот как говорил старец своим чадам о значении покаяния в деле спасения человека: «Очень трудно спастись. Очень сложно, потому что злой дух здесь развязан и мучает человека, а человек слабый – поддается. Но есть покаяние; если бы не было покаяния, никто бы не мог спастись. Если искренне кается человек, то Господь заглаживает грехи. Великое дело, если это сознает человек».

Возрожденный в Крещении христианин после совершения греха снова духовно умирает, но Милосердный Господь дает ему примиряющее средство – покаяние.

В одном из своих слов перед исповедью батюшка говорил: «Покайтесь, чтобы очиститься. А запачкаетесь, упадете снова – опять покайтесь! Для христианина нет другого пути. А уж если не кается человек – тогда беда. Это – мнимые праведники. Истинный праведник всегда приносит покаяние».

В своих письмах старец подчеркивает: «В Царство Небесное войдут только чистые. Всякая скверна должна быть искоренена покаянием... Надо стряхнуть с себя всю скверну греховную. Прежде всего грязь смывается покаянием».

Человек всегда стоит перед выбором: или каяться и спастись, или оставаться в грехах и навлечь на себя вечное осуждение. Подчеркивая, что «нет другого пути к очищению – только покаянием», старец делает основной вывод: «На покаяние мы должны смотреть как на существенный долг, как на постоянный и непрерывный подвиг всей нашей земной жизни».

Отец Иоанн указывает, что во время земной жизни человек имеет великую возможность изменить качества своей души, духовно переродиться посредством покаяния.

В «Проповеди в Неделю перед Просвещением» старец так поясняет эту мысль: «Наклонность ко грехам, наследованная нами от прародителей, именуется в Слове Божием “ветхим человеком”. Ветхий наш человек так крепко, так глубоко укоренился в нас, что мы грешим каждый день, каждый час, грешим мыслями, словами и делами... и сами собой никак не можем освободиться от него. И только Господь наш Иисус Христос, придя на землю, даровал нам все силы для борьбы с ветхим человеком… И первое оружие против него – это покаяние. Посредством покаяния мы можем умерщвлять в себе ветхого и облекаться в нового человека, то есть украшать свою душу верой, правдой, любовью и другими добродетелями... Если же мы чужды спасительного таинства Покаяния, если, допуская грехи, не раскаиваемся в них, то ветхий наш человек более и более утверждается и развивается в нас, овладевая всем существом нашим, покоряя себе и ум, и сердце, и волю нашу. Тогда спасительное пришествие Иисуса Христа на землю остается бесплодным для нас, и мы можем лишиться Царства Небесного».

Старец также учит, что покаяние дано лишь в земной жизни, а в загробной – воздаяние. Для перешедших в иной мир покаяние уже невозможно.

Очень ценно было то, что старец объяснял своим духовным детям, при каких условиях покаяние является истинным. По его словам, таковым оно является тогда, когда человек осознает свой грех, возненавидит его, постарается не повторять его и получит прощение через исповедь. Отец Иоанн особо подчеркивал, что важно осознать грех.

Старец говорил: «Надо сознавать грехи и каяться. Великое дело, если сознает человек». В этом случае кающийся начинает осуждать, укорять себя, сердце его наполняется болезнью и печалью.

В своих письмах батюшка пишет: «Если мы нарушаем закон Божий, то для нас остается единственное средство – осознать свои проступки и просить у Бога прощения». Он подчеркивает: «Хорошо бы было поглубже осознать всем нам это плачевное свое состояние». И далее поясняет: «Что же нам остается делать? Как избавиться от смерти духовной? На это мы находим множество указаний в книгах святых отцов, которые дают нам советы и указывают путь к Богу через слезное покаяние. Постараемся и мы отстать от злых наших беззаконий и омыть душу слезами».

В одном из писем он прямо указывает: «Царствие Божие наследуют только те, которые омывают свою скверну слезами покаяния». Однако, как пишет старец, для немощного человека самостоятельно восстать от греховного сна бывает очень трудно. Здесь требуется особое действие благодати Божией. «Если же грешник по своей ожесточенности остается нераскаянным, Господь употребляет еще один способ для его обращения – обличение от людей... Через сильное обличительное слово удобнее возбуждается его <грешника> спящая совесть, которая, в свою очередь, может привести человека в покаянное чувство, а затем и к истинному покаянию»[2].

Один больной человек попросил:

– Батюшка, помолитесь, чтобы Господь спас от смерти без покаяния.

– Жить надо по-человечески, тогда и смерть не страшна.

– Страшна, батюшка.

– Да, «смерть грешников люта» (Пс. 33; 22), – очень строго сказал старец.

Слова эти сильно поразили грешника. Он рассказывал, что не мог удержать слез. Вскоре по молитвам старца болезнь его прошла, и он всегда после этого испытывал трепет, когда слышал или вспоминал приведенные слова псалма.

Приведем здесь проповедь, которая произвела большое впечатление на паству (многие плакали), но она сохранилась только в записях духовных чад отца Иоанна, поэтому не все слова старца могут быть здесь точно воспроизведены, и проповедь изложена в сокращении. Батюшка произнес ее в Жировицком Свято-Успенском монастыре в 1988 году.

«Вот мы уже заканчиваем первую седмицу Великого поста. Казалось бы, мы должны уже в эти дни оторваться от страстей. Но так ли это? Если мы поглубже заглянем в себя, то увидим, что ум наш погружен во тьму грехов. Почему так? Это отражение нашего внутреннего состояния – душой мы мертвы.

В природе есть вещества, которые от огня расплавляются, а есть такие, как глина, цемент, которые ожесточаются. Как же наша душа? Растаяла ли она от Божественного Огня? Нет, она, как глина духовная, ожесточилась. И молитва в тягость, и все не по-нашему, все виноваты, все плохи.

Почему так? Душа мертва, и она дает свои плоды. Святая Церковь с первого дня Великого поста призывает: “Постимся от страстей”, от злобы удержим язык. А нас если не трогать, то мы думаем: “Несмь якоже прочии человецы” (Лк. 18; 11). А когда нас затронут, то открывается наша злоба: “Меня обидели”, а не “Я обидел”. Мы как расслабленный. Почему тридцать восемь лет лежал расслабленный, ведь Господь видел его? Потому что сердце его было нечисто. И даже когда смилостивился Господь, исцелил его, он не очистился, так как Господь сказал ему: “Се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет” (Ин. 5; 14). Это и к нам обращение – удержимся от греха, да не горше нам что будет. А ведь Священное Предание говорит, что этот выздоровевший расслабленный впал потом в такую злобу, что во дворе первосвященника ударил Христа.

Посмотрим на себя. Ведь мы гоним Христа из своего сердца: “Ты мешаешь нам жить, жить по нашей греховной воле”. И если мы чувствуем в своей душе такое состояние, то тут же надо покаяться не только на словах, но и оплакать свой грех, и делами покаяться: показать истинную веру, любовь друг ко другу. В каждом человеке надо видеть образ Христа, бессмертную душу, никого не обижать нашей холодностью, каменным сердцем. Надо сломить свою гордыню: попросить прощения и запомнить на всю жизнь, что зло нужно забывать, – таковых будет Царствие Небесное…

Мы должны всем кланяться и помнить слова старца Амвросия: “Никого не осуждать, никому не досаждать и всем – мое почтеньице” (батюшка поклонился). А у нас что в душе? – Все не по-нашему: “Не я обидела, а меня”. Это диавол все внушает. Поэтому, пока еще есть время – покайтесь! Пролейте море слез, чтобы здесь, еще теперь гордыню искоренить. Для нас есть пример в Священном Писании. Город Ниневию Господь за беззакония жителей обрек на сожжение. Но по Милосердию Своему послал еще к ним пророка Иону. И этот люд от проповеди пророка покаялся. Был у них строгий пост, даже животных своих они не кормили, – стон стоял над городом, и Господь отменил наказание. Грехи требуют множества слез, очищения ума. Только тогда можем вылезти со дна ада, так как телами ходим по земле, а души наши – в преисподней, там тьма кромешная. Так потщимся хоть на землю со дна ада вывести души наши. Мы не должны быть глиной, ожесточенной от огня.

Восплачем безутешно. Будем просить – тогда отпустятся нам грехи. Попросим покаяния. Тогда придет Господь. И душа возрадуется, когда вселится Господь. Вспомним, как апостолы говорили на горе Фавор: “Господи, хорошо нам здесь быть” (Лк. 9; 33). Подвигнем себя на покаяние, и придет Господь – не замедлит!»

Тем, которые провели свою жизнь в пороках и грехах и, наконец, осознали бездну своих падений, старец советовал не отчаиваться, но «восставать от падения и принести при этом истинное раскаяние перед священнослужителем».

Старец говорил, что как бы ни был грешен человек, он не должен отчаиваться в своем спасении. Батюшка наставлял: «Если впадешь в какой смертный грех – надо его исповедать. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что враг радуется только о неисповеданном грехе. Нужно держать себя в руках, но уж если согрешишь, – исповедоваться и не отчаиваться. Господь всякий грех может очистить. Но это не значит, что надо идти и грешить...»

Батюшку спрашивали: «А если сильно падет человек, то может ли восстать?»

«Да, – уверенно, твердо говорил старец. – И после падения какие светила восставали! Это тоже Господь попускает, чтобы человек чему-нибудь научился».

За трапезой батюшка иногда говорил о милосердии Божием: «Если бы мы постоянно злили кого-нибудь, оскорбляли, стал бы он нам столько давать? (Батюшка показал на стол.) А Господь дает».

В одном из писем старец как опытный делатель молитвы писал: «У Бога все готово. Он может мгновенно Своей благодатью переродить человека и подать такой обильный источник слез, что после этого человек больше никогда не пожелает оскорблять Его своими грехами».

Еще говорил: «Гордым Господь попускает падения, чтобы каялись».

Когда старцу на исповеди жаловались на отчаяние после совершенного греха, он отвечал: «Это от врага. До греха – отчаяние, а после греха должно быть только покаяние».

– А если мысль приходит: «Пропаду теперь!»

Батюшка бодро говорит: «Ничего, скажи: “Не пропаду! Господь меня спасет”».

Еще он говорил: «После греха – не отчаивайся. Это от бесов. Сказано: “Пал – встань”. Скажи: “Господи, прости”, – и снова в путь! Покаялся – и опять начинай. Покаяние – это дело всей жизни. Покаяние означает изменение образа мыслей».

Однажды человек сказал старцу: «Душа болит». Батюшка ответил: «Надо каяться и обращаться ввысь. Как на небе набегают тучки, – так и жизнь христианина, без этого нельзя. Молись».

Так он врачевал отчаявшиеся души.

Для того, чтобы обнадежить грешников, склонных к отчаянию, и показать, насколько важно осознавать свои грехи, старец рассказывал притчу о разбойнике.

«Умирал один разбойник, никого рядом с ним не было. А он каялся в грехах, плакал и платком утирал слезы. Когда умер, пришли за его душой бесы со списком множества его плохих дел, а добрых совсем никаких не было. Тогда Ангел-Хранитель его положил на другую чашу весов платочек, мокрый от слез, – и он перетянул. И помиловал Господь душу разбойника».

Батюшка всех наставлял на путь покаяяния. Например, человек говорит: «Батюшка, совсем покаяния нет». Старец отвечает: «Откуда же у гордецов раскаяние?» Или: «Да откуда же у нас покаяние? Покаяние от святой жизни, от добрых дел, а у нас что – одни грехи». И такими ответами побуждал душу искать покаяния.

Батюшку иногда спрашивали: «Почему после греха не болит душа, а бывает, наоборот, на душе совсем спокойно?» Старец, зная законы духовной жизни, объяснял: «Добился враг своего и отступил, – что мучить, раз своего добился. Начинает с малого и заводит все дальше – до греха...»

Он пояснял, что иногда бывает тихое и мирное состояние, а Богу не угодное, но бывает бурное, а Богу угодное. «Мир и от врага может быть, а мы – воины, должны бороться, не расслабляться. Главное – чтобы было покаяние, плач о грехах».

О плаче старец говорил, что он должен быть только о грехах, только сокровенным в сердце, его нужно скрывать от других. «Бог сердце видит, а не внешнее. Преподобный Варсонофий Великий пишет: “Плач омывает всякого от грехов... Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние”[3]. И еще: “Не плач происходит от слез, а слезы от плача. Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Ибо чрез сие собираются его помыслы и… рождают в сердце печаль по Богу...”[4] Но при встрече с другими пусть сердце сохраняет плач, лицо же и слово – благоприятную веселость».

Многим отец Иоанн говорил: «Покаяния нет у тебя». Батюшку спрашивали: «Как же мне покаяться?» Он отвечал: «Благодарить Господа, не досаждать, не обижать, не осуждать».

Показывая путь к стяжанию покаяния, старец призывал к спасительному размышлению о содеянных грехах, говорил, что нужно выверять свою жизнь по заповедям Божиим. Он считал, что памятование о Страшном Суде и вечных мучениях – одно из самых действенных средств, возбуждающих человека от греховной спячки. С другой стороны, по мнению отца Иоанна, к искреннему покаянию приводит и размышление о Царствии Небесном, о блаженной жизни праведных. Старец учил, что цель этих душеспасительных рассуждений состоит в том, чтобы созидать в душе человека постоянное покаянное настроение, так как истинное покаяние есть не кратковременное или периодическое воспоминание о грехах, но целожизненный подвиг, постоянная душевная настроенность, занимающая исключительно важное место в деле спасения каждого христианина.

Отец Иоанн говорил: «Жизнь христианская есть постоянное покаяние». Старец всегда подчеркивал, насколько важно искренно, чистосердечно исповедовать свои грехи. В одном из писем он писал: «По святоотеческому учению... мы должны как можно чаще очищать свою совесть посредством таинства Покаяния перед духовником. А это, в свою очередь, будет способствовать духовному росту и нравственному перерождению души... Ставшие на этот спасительный путь обретут в своем сердце благодатную силу, которая будет помогать им не только распознавать козни диавольские, но и возводить их ум и сердце к Престолу Божию».

Старец открывал омраченному грехами человеческому разуму ту высокую истину, что без покаяния не может человек черпать силы из благодатного источника, поддерживающего в христианине духовную жизнь. Поэтому в своих письмах он пишет: «Нужно посредством таинства Покаяния очистить душу, чтобы она стала способна получить Божию милость».

Искреннее раскаяние способствует удержанию в душе Божественной благодати, которая укрепляет волю человека в добре и постепенно перерождает для вечной блаженной жизни. «И, наоборот, за утаенные грехи, – говорил отец Иоанн в одной из своих проповедей перед исповедью, – человек еще здесь, на земле, мучим бывает злой силой, а по смерти подлежит вечным мукам. Об этом многократно напоминают нам святые отцы».

В конце исповеди старец обычно всегда несколько раз переспрашивал: «Все сказал? Что еще на совести? Кайся». Он учил: «Все надо на исповеди говорить. А то вот грязь лежит на столе, и будет лежать, пока ее не сотрешь, не уберешь, так и грехи будут оставаться, пока не скажешь». Еще говорил: «Исповедь не батюшка, а Сам Господь принимает».

В одном из писем отец Иоанн писал: «Исповеди не надо бояться. Ведь если чего не знает человек, то все видит Бог, и Он ждет чистосердечного покаяния, посредством которого кающийся становится чист и свят».

По мысли отца Иоанна, открывшие все грехи в таинстве Покаяния ощущают в своем сердце внутреннее успокоение и облегчение. Вот почему каждому следует как можно чаще приступать к врачебной силе этого таинства. Старец говорил: «Нужно как можно чаще приступать к исповеди, посредством которой мы снова сможем приобрести мир с Богом и любовь между собой».

В одном из слов перед исповедью, записанном впоследствии учениками, отец Иоанн сказал: «Конечно, лучше то, что поисповедовал, больше в этом не падать (поставить контроль) – это, безусловно, самая прямая дорожка. Ну, а уж если опять в грязь попал, надо очищаться, каяться». Так постепенно, по мысли отца Иоанна, покаяние перейдет в навык, способствующий постоянной духовной трезвенности.

Подчеркивая величайшую спасительную силу покаяния, отец Иоанн писал, что после исповеди, начав новый, праведный образ жизни, человек действительно как бы вновь рождается. И богоподобные свойства души, освободившейся от гнета греха, начинают действовать в человеке во всей своей силе. Поэтому старец особо отмечал, что покаяние есть средство для восстановления общения с Богом, которое нарушено грехом. Оно же есть основное условие приближения кающегося человека ко Христу и единения с Ним.

В то же время старец предостерегал своих духовных чад от возможных искушений: ожидания или искания какого-то особенного утешения после исповеди. Духовная дочь как-то спросила его:

– Батюшка, после исповеди теперь не так, как раньше, нет уже такого явного облегчения.

– Зачем христианину облегчение? Борись с грехом, знай свое дело.

– А раньше было, как на крыльях летишь!

– Это сначала дает Господь, чтобы познала, а теперь сама старайся! Трудись, сей в сердце добродетель.

В своих письмах батюшка подчеркивал, что «без исповеди человек вообще умирает духовно и переходит на сторону злого духа», ибо с прекращением покаяния прекращается духовная жизнь человека. Чтобы покаяние действительно стало основой нашей духовной жизни, по мысли отца Иоанна, «необходимо контролировать каждый свой поступок, слова и мысли так, чтобы при малейшем нарушении заповедей Божиих спешить возвратиться с греховной стези на праведный путь к Богу»[5].

По изданию: Маслов, Н. В. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его астырская деятельность и богословское наследие. М., 1999.



[1] Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993. С. 94.

[2] Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении: статьи разных лет. М., 1995. С. 271.

[3] Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. М., 1998. С. 192; 446.

[4] Там же. С. 209.

[5] Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении: статьи разных лет. М., 1995. С. 273.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 августа, вторник

Апостола Матфия.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Смотреть все

Православный календарь

9 / 22 августа, вторник

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.

Мч. Антония Александрийского. Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).

Прмц. Маргариты Гунаронуло (1918).

Смотреть все

Каталог TUT.BY