Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О терпении в скорбях

Распечатать

В своей пастырской деятельности отец Иоанн ежедневно встречался с множеством человеческих судеб и постоянно принимал на себя бремя скорбей и страданий всех, кто обращался к нему. Старцу был дан редкий дар помогать людям в скорбях и болезнях, облегчать или совсем избавлять от них. И в этом потоке благодатной помощи велика была роль его духоносного слова. Старец часто говорил и писал о значении скорбей в жизни человека. Нет почти ни одного его письма, ни одной проповеди, в которых бы батюшка не утешал людей в их страданиях и не побуждал бы к мужественному несению жизненного креста. Слово отца Иоанна горело огнем неотразимого убеждения, согревало теплотой любви, несло всем мир и счастье. Оно изображало земную жизнь с ее скорбями и испытаниями как подвиг временного странствия на пути к вечной жизни, звало людей к жизни истинно христианской, совершенной, возвышенной, духовной. Вот почему его слово так нужно для нас сейчас. Ведь очень важно правильное понимание значения скорбей в жизни человека, а отсюда и правильное христианское отношение к ним.

Учение отца Иоанна о скорбях просто, ясно и многогранно. В Священном Писании имеются ясные указания о необходимости скорбей для ищущих спасения. Сам Господь сказал: “В мире скорбни будете” (Ин. 16, 31). Подобно и апостолы говорили: “Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие” (Деян. 14, 22).

В свете евангельского учения поучает своих духовных чад и схиархимандрит Иоанн. В его письмах имеются ценные указания, согласные с учением отцов Церкви о скорбях. Так, он неоднократно замечает, что без скорбей спастись невозможно. Вот как образно пишет старец: “Жизнь христианина изобильно орошается скорбями и болезнями. Трудно нести все это грешному человеку, но без этого, пожалуй, спастись невозможно. О, Премудрость и Благость Божия, спасающая нас от вечных мучений, как непостижимы пути Твои! Боже, совершай все то над нами, что нам полезно и спасительно”.

В другом письме он указывает: “Без скорбей в настоящее время спастись никто не может”. Старец часто повторял, что скорби нужны христианам как воздух или пища для тела, напоминая слова Святогорца: “Скорби являются нашими проводниками в жизнь вечную”.

Почему же это так? Отец Иоанн в одном из своих писем отвечает: “Потому что скорби нужны как необходимое очистительное средство”. Поясняя это положение, он пишет: “В слове Божием сказано, что ничто нечистое и скверное не войдет в Царствие Божие... Путь Христов, ведущий в блаженную жизнь, состоит именно из болезней, страданий и скорбных обстоятельств. Этими средствами душа очищается, одухотворяется и возвышается горе”.

В своих письмах отец Иоанн убедительно и ярко показывает, как именно скорби и испытания очищают душу от грехов. Он подчеркивает, что “только скорби способны очистить наши черствые души от всякой греховной накипи”, “только ими человек очищается от всех своих греховных язв, от греховной скверны”. Отец Иоанн образно пишет: “По воле Божией мы все несем страдания, которые, подобно горнилу, переплавляют и очищают наши души”.

Скорби и искушения показывают человеку, каков он есть, к чему имеет склонность, к добру или ко злу, чем руководствуется в жизни – плотским началом или духовным. Например, пишет отец Иоанн, “случившееся несчастье показывает, что человек не свободен от малодушия и ропота и в создавшемся положении надежду возлагает более на людей и другие средства, чем на Бога... Так человек постепенно познает свою немощь... Следовательно, искушения, скорби и напасти попускаются для духовной пользы человеку, чтобы глубже взрыхлить почву его сердца, уничтожить следы греховного услаждения, исторгнуть глубоко проникшие корни греха, расположить к покаянию и доброй, богоугодной жизни” В своих письмах старец называет скорби “незаменимым бальзамом, который Всеблагий Господь посылает нам”, “наилучшими духовными врачами”, “оздоровительными лекарствами для нашей души”.

Он поясняет: “Как врач дает горькие лекарства или отрезает некоторые члены тела, чтобы сохранить в здравии весь организм, так и Господь, Премудрый Врач душ наших, попускает скорбные для нас обстоятельства, чтобы сохранить душу для вечной жизни”. Поэтому скорби есть действенное средство к очищению сердца христианина. “Они оживотворяют душу, сподобляют ее еще здесь, на земле, предвкушать начало вечного блаженства”.

Отец Иоанн также показывает, что скорби вразумляют нас. В одном из писем он пишет: “Бог как милосердный отец, видя в нашем сердце духовное неустроение и суетное попечение больше о земном нежели небесном, посылает для нас вразумление – скорби и болезни. Со своей стороны, как только человек осознал все это, Бог снова приемлет его, как блудного сына, и возвращает ему мир и тишину еще даже и в этой плачевной юдоли”.

Кроме того, именно скорби, по мысли отца Иоанна, “служат отрезвляющим средством от смертной духовной спячки и таким образом ведут душу к предназначенной ей цели – спасению” (“Проповедь о духовном мужестве”). Внимательный к своей духовной жизни христианин постепенно замечает закономерность, при которой скорби и испытания являются неизменным следствием нарушения заповедей, и это побуждает его быть осмотрительным во всех своих действиях.

Указывая на ту пользу, которую мы получаем от скорбей, старец пишет: “Именно скорби и болезни помогают нам исполнить закон Христов”, ведь “мы все живем нерадиво и греховно, а скорби в какой-то мере удерживают нас от тяжелых грехопадений”.

“Почему же тогда страдают праведники?” – задавали батюшке недоуменный вопрос. Отец Иоанн в своей книге о преподобном старце Амвросии Оптинском отвечает на это словами преподобного: “Всеблагий Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонялись в противную сторону и не погибли... Во-вторых, для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке...”. Более конкретно отец Иоанн отвечал своей духовной дочери, которая спрашивала: “Батюшка, моя мама прочитала житие св. Иоанна Златоуста и расстроилась: почему Господь посылает святым такие страдания?” Старец сказал: “А как же. Вот св. Иоанн Креститель. Могут сказать: “Как же так? Он и пророк, и крестил Христа, а его в темницу посадили и голову усекли: что же Господь его оставил?” Нет! А это для того, чтобы еще больше ему венцов дать. Другими словами, Господь пожелал увенчать праведника в Своем Царстве не только венцом пророка, Предтечи и Крестителя Господня, но и венцом мученичества. Он явился в высшие сферы небесные увенчанным и получил право от Законоположника непосредственно предстоять у Престола Пресвятой Троицы.

Святая Церковь в честь и память Предтечи Господня воспевает: “Тем же за истину пострадав, радуяся...”, т. е. не со страхом и печалью он воспринял свою кончину, а с вожделенной радостью. Он был взят от земли на небо как уже спелый плод, которому предназначалось место на торжественной вечери в Царствии Божием. Он перешел от суровых подвигов на место покоя и веселия, узрев лицом к лицу ту Истину, Которой он служил.

А нам этот пример для вразумления, чтобы мы в скорбях не охали, да не ахали. А вот святителю Иоанну Златоусту страдания были посланы для полного очищения души”.

Духовная дочь сказала: “А я думала, это враг его мучил”. “Нет, – ответил батюшка, – враг, если Бог ему не позволит – ничего не может сделать человеку. Это для очищения было попущено”. Эти ответы старца показывают, что его духовному взору были открыты различные причины, из-за которых Господь посылает скорби и праведникам.

По мысли отца Иоанна, скорби также помогают нам приобрести добродетели: как-то смирение, кротость и любовь к Богу и ближним, а это в свою очередь помогает нам стремиться в отечество небесное”. Отец Иоанн говорит: “В горниле скорбей в душе человека рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной, чуждой страданий. Скорбь рождает терпение”.

В одном из писем старец пишет: “Мы, пожалуй, заслужили скорби своими грехами, а поэтому к нам применимы слова святых отцов: “Терпел пророк Моисей, терпел пророк Елисей, терпел пророк Илия, потерплю же и я”. И если мы будем так себя настраивать, то Господь придет к нам вскоре и сотворит милость Свою с нами. Именно с Богом хорошо не только на небе, но и в аде. Там, где Бог в душе, там радость и свобода. Будем подвизаться на спасительном пути до победного конца, воссылая за все благодарение Богу. Да и слово Божие нам говорит: “Претерпевый до конца, тот спасен будет”.

Старец учит, как посредством скорбей можно получить милость Божию и стяжать благодать: “В скорбях не печалься, к смирению и терпению постоянно устремляй свой взор и приобретешь благодать Духа Святого”.

По мысли отца Иоанна, очищенная посредством скорбей душа “бывает способна жить в Боге”, только скорбями она “сподобляется узреть Бога”, “делается благоугодной Богу” и “становится пригодной к вечной жизни на небе”.

Таким образом, по меткому выражению старца, “Господь Своим рабам посылает скорби как наилучшее средство, помогающее им шествовать от земного странствия в небесные обители”.

Исходя из этого, отец Иоанн учит правильному христианскому отношению к скорбям. “Мы не должны смотреть на постигающие нас скорби как на какое-то ужасное явление, но воспринимать их с христианской покорностью и терпением. Только в таком случае они будут способствовать нашему духовному обновлению и спасению. Путь, ведущий в благодатную вечность по стопам Спасителя, узкий и скорбный (Мф. 9, 13), но именно этот путь, а не какой-то другой, предначертан для человека в домостроительстве Божием о нашем спасении. И поэтому христианину следует принимать все встречающиеся скорбные обстоятельства как от руки Всевышнего...” (Проповедь о духовном мужестве). То есть все встречающиеся в жизни христианина искушения, испытания есть не что иное, как проявление любви и милосердия Божия к падшему человеку. Старец объясняет, что “наказание человека отнятием у него благ, испытание его скорбями и болезнями есть выражение Божественной любви, которую можно сравнить в некоторой степени с любовью родителей к своему ребенку, когда несмотря на его слезы и обиды, они отнимают у него опасные предметы или наказывают за проступки с тем только, чтобы исправить его и предохранить от опасных последствий. “Его же любит Господь, наказует; биет же всякого сына, его же приемлет” (Евр. 12, 6).

Отец Иоанн наставлял духовных чад видеть в скорбях промыслительное действие Божие, попускаемое для спасения человека. “Все скорби, – пишет он духовному сыну, – которые Вы описываете, приходят не извне, а от промыслительной руки Божией”.

Старец указывал, что хотя скорби в этой юдоли плачевной неизбежны для каждого человека, “но не все люди, перенесшие скорби, войдут в Царствие Небесное, а только те, которые усматривают в них Богопосланное средство для очищения и отрезвления души от смертной спячки”. “Скорби одним служат на пользу души, а для других они являются камнем преткновения в деле спасения.

В чем же здесь дело?

На этот вопрос можно ответить так, что одни люди, воспринимая скорби с покорностью воле Божией и прилагая свои усилия всячески избегать греха и мирских греховных удовольствий, спасаются, а другие, увлекшись греховными прелестями и желая в них найти успокоение и облегчение, погибают”.

В другом письме отец Иоанн указывает, что скорби “бывают полезны только тогда, когда человек в них не ропщет, но пьет их, подобно путнику, истомленному в пути и жаждущему стакан холодной воды. Такие люди со Христом страдают и со Христом будут радоваться в обителях Отца Небесного”.

Отец Иоанн также поучал, что степень нравственного совершенства человека определяется по тому, как он переносит посылаемые ему свыше испытания. И дает совет: “Конечно, много скорбей окружают нас, и подчас бывает трудно их переносить, но в такие минуты нам всем следует обратить свой взор на пострадавшего за нас Спасителя Мира и постараться не удаляться от скорбей, а возлюбить их, притом не допуская ропота или отчаяния. Ведь Господь все видит и слышит наше болезненное сердце и в свое время подает руку помощи”.

Слово Божие призывает всех христиан быть мудрыми и терпеливыми в скорбях. “Мудрость, – объясняет отец Иоанн, – состоит в том, чтобы в самых скорбных обстоятельствах всегда сохранять веру во всеблагий Промысел Божий, который распространяется на всех людей и не попустит никому искуситься более, чем тот может понести”. Он приводит пример, как в хрустальный сосуд мастер ударяет легко, чтобы не разбить его, а в серебряный или медный бьет сильнее, так и Господь немощным попускает легкое искушение, а духовно крепким и мужественным – более тяжелое. Кроме того, вера, по мысли отца Иоанна, убеждает в том, что все скорби временны и за ними последует вечная радость, в то время как нетерпением оскорбляется благость Божия. “Жилище блаженное там (на небе), – писал старец. – Здесь же слезы и воздыхания, но они не должны приводить душу в уныние, но в радостное состояние, чающее отраду в вечности со Христом”.

Наставляя, как переносить скорби, отец Иоанн писал, что ради вечного успокоения “святые отцы согласны были на земле терпеть все скорби и болезни... Ведь они даже на мучения за Христа... шли как на пир Божественной трапезы. Хорошо бы и нам подражать их доблестным подвигам и переносить все скорби и невзгоды с твердой верой и большой любовью...”.

Отец Иоанн в своих письмах указывает способ, как встречать и переносить скорби с душевным спокойствием: “Нужно научиться или же приучить себя к терпеливому перенесению всех скорбей и болезней и, более того, считать себя вполне заслуживающим этого и даже, по сравнению с нашими грехами, еще и малым. Размышляя так, человек приобретет спокойствие в своей душе и тем самым станет на спасительный путь Христова смирения”.

Старец учит не только терпеливо переносить скорби, но и благодарить Бога за все. Объясняя, как много это дает человеку, он писал: “Благодарение Богу и терпеливое перенесение скорбей роднит нас с Небом”. В своих письмах он наставляет духовных чад: “Старайся все то, что посылает Господь, переносить с терпением и благодарностью Богу. Без этого весьма трудно получить спасение” или “Мужайся и крепись, воссылая за все благодарение Богу. И как после сильной грозы и дождя бывает солнечная и благоприятная погода, так и, Бог даст, и у нас после всех этих скорбей придут радости и спокойствие”.

Отец Иоанн учит в трудные моменты находить утешение и подкрепление в непосредственном обращении к своему Творцу и Создателю Богу. И указывает, как молиться. “Терпя потерпех Господа и внят ми и услыша молитву мою”, – так восклицает св. пр. Давид. Так и нам надо в тяжелые моменты нашей жизни повторять эти слова”. Особенно, по словам старца, надо “стучаться в двери милосердия Божия тогда, когда скорби и болезни кажутся нам неудобоносимыми”.

Отец Иоанн объясняет: “Ведь с Богом уже здесь на земле жить легко. Скорби и болезни те же, но переносятся они гораздо легче, так как отступают на второй план. А часто, они совершенно исчезают по Божьему повелению”. Он учит: “Пусть Ваш дух постоянно стремится к своему Жениху – Христу, и скорби отступят от Вас”.

В своем поучении в Великий Пяток перед Святой Плащаницей старец всех призывает: “Будем принадлежать Христу всем своим существом, всей своей жизнью; жить для Его славы и служить только Ему Одному! Он да поможет нам в этом! И если нужно, то как добрые воины Христовы постраждем и мы в этой жизни несением всех скорбных обстоятельств ради Него, чтобы по отшествии нашем из этой жизни водвориться в Его святых обителях для жизни радостной и нескончаемой”.

В эпистолярном наследии старца находим такие строки: “Если кто будет страдать со Спасителем, то с Ним и радость обрящет в Его благодатном Царстве”. Своим скорбящим духовным детям отец Иоанн говорил, что в вечной блаженной жизни все земные скорби будут казаться нам каплей в море. Он писал: “Спаситель наш,... когда мы предстанем Лицу Твоему и увидим Свет Твой присносущный, тогда эти земные скорби покажутся ничтожными и даже маловажными”. Если же человек не испытывает в своей жизни скорбей, бед и напастей, то в силу греховности, присущей всем людям, он может всецело прилепиться душой к земле, т. е. прийти в состояние духовного омерщвления. И “те из христиан, – пишет старец, – которые избегают скорбей, лишаются божественной благодати”.

Поэтому отец Иоанн делает вывод: “Отсутствие скорбей служит вернейшим доказательством того, что за нашу нерадивую жизнь

Господь нас лишил Своей милости” (Проповедь в Крестопоклонную неделю). Он поясняет, что как отец оставляет сына без наказания и попускает ему жить по своей воле, показывая тем, что отринул его от себя, так и Господь, если оставляет человека без наказания, значит лишает его Своей милости. Отец Иоанн называет грешника, не несущего наказания в земной жизни, самым несчастным человеком, т. к. он будет в будущем веке бесконечно мучиться.

Поэтому батюшка говорит духовным чадам: “Скорби, они нужны. Если бы скорби не было – это тоже плохо”. И приводил слова Святогорца: “Человек без скорбей как птица без крыльев”.

Все скорби, посещающие христианина, есть ни что иное, как крестоношение. В письмах, устных наставлениях и проповедях отца Иоанна содержатся четкие и ценные указания, согласные с учением святых отцов о крестоношении. Старец показывает причину, приведшую весь род человеческий к крестоношению. Он говорит, что в раю не было ни скорбей, ни болезней. Они появились после того, как первые люди нарушили заповедь Божию, вкусив от запрещенного древа плод. “И поэтому в лице падшего Адама все мы достойно и праведно осуждены Богом на труды, болезни, скорби и бедствия. “Проклята земля в делех твоих, – изрек правосудный Бог преступному человеку, – в печалех снеси тую во вся дни живота твоего” (Быт. 3, 17). С тех пор не было на земле ни одного человека, который бы не испытывал в своей жизни скорбных обстоятельств. Кроме того человек, живя на земле, непрестанно согрешает, и этим самым он вносит в окружающий нас мир постоянные беспорядки и нестроения” (Проповедь на Крестопоклонную неделю).

В своих письмах отец Иоанн часто замечает, что хотя скорби неизбежны для каждого человека, “но особенно этот удел сопровождает христианина”. “Это наш удел земной жизни...”. Своей духовной дочери он объясняет: “Судя по Вашему письму, Вы думаете, что одни только страдаете в этой юдоли плачевной. Это понятие неверное. Всем христианам, в том числе и Вам, Господь посылает тот крест, которым они должны спастись”. “Без несения креста спастись невозможно”.

Батюшка часто напоминал о спасительности креста и говорил: “Крест, по словам Златоуста, есть ключ рая”. Он писал, что вся жизнь христианина запечатлевается крестом. И в своих проповедях напоминал важную истину, которая, к сожалению, забыта или совсем неизвестна многим нашим современникам. “При крещении на нас возлагается священнослужителем крестик, который мы должны носить всегда на своей груди, не снимая ни при каких обстоятельствах нашей жизни”. Старец объяснял, что как воин без оружия во время войны остается незащищенным и даже подвергается смертельной опасности от врага, так и христианин, не носящий на своем теле креста Господня, подвергает свою душу той же участи от врага рода человеческого – диавола. В проповеди на Крестопоклонную неделю он говорил: “Крест для христианина является непобедимым оружием. Святая Церковь в своих песнопениях воспевает: “Господи оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу его”. Таким образом, крест ограждает христианина во всех обстоятельствах его жизни. И он же, если мы того заслужим, будет увенчивать и нашу могилу”.

По мысли отца Иоанна, кроме несения внешнего креста мы должны нести и крест внутренний. Что же это за крест? Старец объясняет: это наш жизненный путь, путь скорбей, бедствий, страданий, горя. Своей духовной дочери, которая спрашивала: “Что нужно понимать под несением креста?” – отец Иоанн объяснял, в чем состоит ее крест. Крест – это жизненный путь, т. е. семья, дети, скорби, болезни и всевозможные житейские неприятности и тяготы. Вот этот крест надо взять и с радостью во Христе шествовать спасительным путем, ведущим в жизнь вечную.

Он призывал всех быть учениками Христовыми не по имени только, но и по жизни, т. е. что бы ни случилось: посетила ли нас тяжелая болезнь, лишились ли мы своих родных, друзей или кто-то напрасно нас поносит, – мы не должны падать духом, но все терпеть и считать несчастье вполне заслуженным.

В своих письмах старец подчеркивал: “Кто несет свой крест безропотно, тот является поистине последователем Христовым. А путь Христов завершился на Голгофе. Вот все эти скорби и болезни и составляют нашу Голгофу, посредством которой душа очищается и бывает пригодной для вечного спасения”. Поэтому он призывает: “Возлюбленные о Господе мои чада, несите с терпением и благодарением возложенные на вас Спасителем мира жизненные кресты. Ведь болезнями и скорбями получили Царствие небесное не только очевидцы Христовы – Апостолы, но и все святые. Тем более нам грешным без этого Креста невозможно было бы умолить Бога о помиловании. А если это так, то будем с терпением нести все то, что посылает нам Господь”.

Более того, по мысли отца Иоанна, “от нас Спаситель мира требует, чтобы мы со смирением и терпением несли свой жизненный крест”, но Он же обещает за это Свою благодатную помощь и награду. В одном из писем старец пишет: “Ты, Господи, в тяжелые минуты подаешь нам Свою руку и таинственно провозглашаешь: “Не бойся, Я с тобою во все дни жизни твоей”. И этот таинственный голос всегда служит для нас опорой и утешением”. В своих письмах отец Иоанн призывает: “Возмогайте о Господе и возлагайте на Него все ваше упование и надежду, и Он поможет вам и облегчит вам жизненный крест”. В Проповеди о духовном мужестве отец Иоанн говорит, что большим утешением служат для нас слова Спасителя мира: “Не плачи”. Эти слова, сказанные Господом наинской вдове перед воскрешением ее сына, исполненные глубочайшей любви и сострадания, относятся не только к одной евангельской вдовице, но и ко всем людям и на все времена. Нами также эти слова Божественного Посланника: “Не плачи” должны восприниматься как воодушевляющий голос, который призывает всех к терпеливому несению своего жизненного креста и обещающий благодатную помощь свыше.

Но поступаем ли мы по призыву Господа в своей жизни? Конечно, нет. Мы часто ропщем, унываем, жалуясь на тяжесть своего креста. Старец говорит, что часто из наших уст слышатся слова: “О, как трудно жить, как много скорбей и горя окружает меня”.

Он отвечает на это: “Безусловно, тяжело нести скорби и болезни, но другого пути нет. Ведь христианин – это крестоносец. И его конечный земной путь должен завершиться на Голгофе. Со Христом распинаемся, с Ним и прославимся. А если кто из нас думает миновать Голгофу, то такой человек спастись не может. Ведь всем известно, что пространный путь ведет в муку вечную, и многие из нас идут этим опаснейшим путем”. Старец учит, что всякое нежелание нести свой жизненный крест удаляет христианина от спасительного пути, ведущего в Царствие Божие. И те люди, которые бросают свои кресты, будут страдать и в этой жизни, и в будущей. “А если это так, то необходимо вернуться назад и снова взять свой крест и нести его без ропота”.

По мысли отца Иоанна, именно безропотное несение облегчает нам жизненный крест, “спасительно действует на нашу душу, очищает сердце и делает его способным к восприятию Божественной благодати (“Проповедь на Крестопоклонную неделю”).

Старец также внедрял в сознание своих чад, что крест становится легким и спасительным “только в том случае, когда человек несет его с терпением и любовью”. Христианское терпение дает возможность человеку сохранить внутренний мир даже в самых тяжелых обстоятельствах жизни.

Наоборот, совершенно иная картина, когда человек проявляет нетерпение в скорбях, тогда печаль расслабляет душу и подавляет все Божественное. Отец Иоанн пишет, что такой человек бывает уже неспособен ни к молитве, ни к чтению священных книг, ни к каким богоугодным делам.

Если человек будет продолжать роптать, то скорбь и печаль, отняв у него всякое здравое рассуждение, делают душу как бы обезумевшей. Это происходит потому, что человек лишается благодатной помощи. “Чрезмерная печаль и ропот свидетельствуют о духовном неразумии и привязанности христианина к земному благополучию до забвения небесного, что в свою очередь омрачает сердце и делает его опустошенным, а жизнь лишенной смысла”. Отец Иоанн убеждает, что при терпеливом перенесении скорбей, они в кратчайшее время теряют свою остроту и перестают беспокоить душу, в то время как ропот вызывает еще большее возмущение в душе и усиливает страдания. Наставляя духовных чад, в устной беседе старец говорил: “Если не будешь терпеть, смиряться, то ты только сделаешь свой крест тяжелее”.

Батюшка объясняет, почему еще нам бывает так трудно нести иго Христово. “Господь никого не оставляет, – говорит он, – но мы сами по своей греховности удаляем Его из своего сердца, а водворяем в него злые пороки, которые терзают и угнетают нашу душу”.

Старец внедрял в сознание своих чад, что мы должны не роптать, а, наоборот, благодарить Бога за Его милость. Ведь “каждому человеку, – учит отец Иоанн, – дается жизненный крест по его силам”. Он приводил следующий пример. “Один человек, постоянно жалуясь на тяжесть своего жизненного креста, стал роптать и даже отчаиваться в своем спасении. Но, как говорится в Слове Божием, “Господь не желает смерти грешника”. Желая вразумить этого человека, Он послал к нему Ангела Своего, который привел его на то место, где находилось очень много крестов разной величины и тяжести, и сказал ему: “Выбери для себя крест, который ты смог бы нести без ропота”. Тот стал выбирать, но все они оказались совершенно не по его силам. Тогда Ангел указал ему на самый маленький крестик, находящийся среди всех остальных. Этот человек обрадовался и стал просить, чтобы именно этот крест дали ему. Ангел же ответил, что это и есть тот самый крест, который он несет в своей жизни. “А все остальные кресты, – добавил небесный житель, – видимые нами, несут другие христиане без ропота.” После этого видения человек возблагодарил Бога и с тех пор стал с радостью переносить все испытания своей жизни”.

В своих письмах старец объяснял, откуда эта радость. “Крестоносцы, которые несут крест с терпением даже до самой Голгофы, бывают угодны Богу, и Он им посылает радость духовную во все дни их крестоношения”.

В своих письмах и проповедях отец Иоанн раскрыл и объяснил великое значение крестоношения в жизни христианина. Как вдохновенно, убедительно и ярко он говорит: “ Только под крестом мы научаемся любить, жалеть и снисходить друг к другу. Тяжесть креста согревает и зажигает пламенем благодати наше сердце. Крест Христов – слава наша, похвала наша, победное знамя наше”.

Особое внимание в своих письмах старец уделяет болезням своих чад. Он умел дать человеку возможность по-новому посмотреть на свои страдания, привить духовное, христианское отношение к ним и уже тем самым облегчить его испытания.

Прежде всего старец учил, что без болезней мы спастись не можем. Он писал своей духовной дочери: “От болезней все стараются избавиться, потому что они очень жестоко иногда терзают наше греховное тело. Но, однако, нам нужно помнить, что без них мы, пожалуй, спастись не сможем. Скорбным путем прошел наш Спаситель, а также и все Его последователи. Вот и вам Господь послал в этом мире это очистительное средство, посредством которого вы бы очистились и стали пригодны к вечной жизни на Небе”. “Болезней нет только в вечности для тех, кто своими добрыми делами угодит Богу, а здесь они необходимы”.

В другом письме старец показывает, что болезни посылаются нам Промыслительно и объясняет, с какой целью. “Конечно, трудно понести болезнь человеку на земле, и он всячески старается облегчить (свою) участь, но ведь это рассуждения человеческие. Тот, Который произвел нас на свет и печется о нас, больше нас знает, что нам нужно. Без Его святой воли ничего не совершается ни на небе, ни на земле. Он заботится о каждой пташке и о каждом живом существе. Тем более о человеке, и о вас в частности. Ведь вы посвятили себя не земному царю, а небесному, и Он вас возлюбил и желает принять в Свои небесные чертоги для вечной славы и блаженства. Вот для этой цели Он и послал болезнь, чтобы ваши души обновились и облеклись в небесное сияние. А если это так, то не будем роптать на Того, Кто посылает нам Свою милость, но будем только благодарить Его”.

Польза от болезней для христианина, по учению отца Иоанна, состоит в том, что человек в таком состоянии чаще помышляет о смерти и о том, с чем он явится на суд Божий. “Болезни на земле трудно переносить, но ведь без них мы бы совсем погрязли в суете земной”.

В своих письмах старец неоднократно пишет, что болезни – удел земной жизни человека. “Болезни и скорби – это наш удел, и притом неизбежный”. Он указывает на пример святых, которые претерпели многоразличные страдания. “Они также и болели, и страдали в этой юдоли плачевной, но за это получили венец неувядаемой славы”. Батюшка говорил, что и в настоящее время есть очень много людей, которые находятся в болезнях, испытывают великие страдания и даже часто не имеют человека, который бы позаботился об их благополучии. Но если они будут терпеливо переносить страдания ради Господа, то сподобятся в жизни вечной такой же награды, как и святые мученики.

Поэтому отец Иоанн болезни телесные уподоблял подвижничеству, и в одном из писем писал по этому поводу: “Болезнь есть уже своего рода подвиг, только бы не было ропота и уныния. Побуждая к безропотному перенесению болезней, старец часто говорил: “Болезни надо нести с терпением и без ропота, тогда они приносят большую пользу для души”.

В своих письмах отец Иоанн раскрывает и причину болезней. Он определенно говорит: “Все производит грех: и болезни, и печали, и скорбь... От множества грехов немоществует душа и тело. Вот надо всем нам и подумать об этом... Греховные наклонности не только способны расстроить здоровье, но и свести душу до глубин ада”.

В одном из писем батюшка объясняет духовной дочери, что к болезни ее привело непослушание. Он пишет: “Получил я от вас письмо, в котором описываете свою болезнь и тревогу, связанную с ней. Мне кажется, что в этом есть немалая и ваша вина. Во-первых, то, о чем мы с вами говорили, пожалуй, осталось вами не исполнено, а от этого в основном и зависело ваше здоровье. Да ведь и всякий договор, оставленный без выполнения, влечет за собой болезненные переживания, тем более договор, относящийся к вашей душе, а через это и к выздоровлению вашего тела, оставлен вами без внимания. Я очень переживаю за вас и молю Воскресшего Господа, чтобы Он подал вам скорое выздоровление”.

Находящимся в болезнях отец Иоанн советовал не скорбеть об этом, но пребывать в благодушии, помня, что хотя болезнь и причиняет страдание, но без нее нельзя спастись. Одному священнику он писал: “Безусловно, трудно нести болезни, но ведь они, пожалуй, нужны нам как воздух для тела. Лекарство надо принимать... Но в основном постарайся себя держать в руках и не расстраиваться, а возлагай все упование на Бога и проси со слезами Его помощи. Ведь Он же все видит, и ... сверх твоих сил Он не попустит искушение”.

Тяжело заболевшей духовной дочери старец советует: “В болезни, которая тебя постигла, не надо охать и наводить на себя ненужную печаль. Ведь Бог может и больного человека держать на земле столько, сколько Он это признает нужным”.

Отец Иоанн учит не унывать, а благодарить в болезнях. “Мы не должны тяготиться болезнью, но, наоборот, благодарить Бога, что Он по Своей великой милости не только хочет очистить нас от всех грехов наших, но и даровать нам вечное блаженство”. “В болезнях не унывай, но возлагай вину за свои немощи на свои грехи и леность”.

Некоторым больным старец советовал отслужить молебны: “Где бывает человеческая помощь бессильна, там Господь проявляет Свою милость. Но для того, чтобы эта помощь совершалась над нами и оказывала нам свое спасительное действие, с нашей стороны нужна вера и добрая святая жизнь. А у нас нет ни того и ни другого. И мы по своей греховности не можем вознестися к Престолу Всевышнего и испросить у Него помощи. Поэтому нам надо отслужить молебен Матери Божией пред Ее иконой “Всех скорбящих радосте”, св. Пантелеимону Исцелителю и святителю Николаю. Они, если это будет на пользу человеку, умолят Бога, и скорби обратятся в радость”.

В некоторых письмах батюшку спрашивали: “Можно ли обращаться к врачам”. Он отвечал: “Лечиться у врачей можно – это не грешно... Лекарства пить надо”. Но, безусловно, старец категорически запрещал обращаться к экстрасенсам, целителям, тем, кто лечит заговорами и т. п. Он писал своему духовному сыну – настоятелю монастыря: “Времена, отченька, наступают очень тяжелые. Диавол берет в свои руки от великого до малого. Особенно сейчас диавол вышел посредством телевизора на международную арену в лице Кашперовского, Чумака и др. Здесь даже христиане... лечатся от своих телесных недугов, забывая Врача душ и телес – Спасителя Христа Бога нашего. Но есть и Богоугодные люди, ищущие Бога в этой юдоли плачевной”. Он предупреждал, что все, кто обращаются к колдунам, потом еще хуже будут болеть, а главное, очень тяжело умирать.

В одном монастыре послушница стала “лечить” приезжих: “поднимать желудки” и производить над ними другие действия. Старец сказал настоятельнице категорически запретить ей это делать. “Ведь это все относится к области злого духа. Все это надо проклясть и потребовать от нее обещания больше никогда к этому не возвращаться”.

Когда духовные дети жаловались на болезни, отец Иоанн всем отвечал по-разному. Например, “Разве это болезни? Тело и должно болеть, вот душевные недуги – это настоящие болезни”. “Для спасения нужно же что-то нести”. “Наилучшее дело”, – говорил о болезнях. “Надо не вылечиваться, а подлечиваться, чтобы себя мог обслужить и другим помочь”.

Но ко всем относился с величайшим состраданием и своим бодрым, энергичным словом поддерживал людей. Например, он спрашивал: “Если болит, что надо делать?” И воодушевленно с решимостью сам отвечал: “С терпением, со смирением труд к труду прилагать”.

Особое внимание в своих письмах, проповедях отец Иоанн уделял утешению тех, кто потерял близких, дорогих людей; учил, как христианин должен переносить это горе. Он пишет духовному сыну: “Ваше письмо и каждое его слово поистине отражают глубочайшую скорбь вашего сердца о потере дорогого вам человека и никем незаменимого – родной матери Евдокии. Это действительно так, но ведь мы знаем и то, что каждому человеку Богом положен предел его земного бытия и что все мы здесь являемся странниками и пришельцами в этой юдоли плачевной. А если это так, то возблагодарим Бога за то, что Он взял вашу родительницу, как уже спелый колос, в Свою небесную сокровищницу. Исходя из этого, возлюбленный мой друг, не будем унывать и предаваться неутешной печали, а возблагодарим Создателя нашего за Его бесконечную любовь и милосердие к нам, недостойным. Ведь нам известно, что безмерная печаль по умершим прежде всего наносит не только вред нашей душе, но и отрицательно действует на отшедших из этого мира. Только молитвенное общение земной Церкви с небесной может доставить величайшую отраду и надежду на успокоение. Ведь ваша родительница отсутствует только телесно, а душой она всегда пребывает с вами, и в трудные моменты вашей жизни ее молитва укрепит и ободрит вас”.

В другом письме, сострадая горю своего духовного чада, он пишет, как поступать, что думать в этот тяжелый момент: “Конечно, потерять в этой жизни, да еще в это время своего человека – это, рассуждая по-человечески, бывает подобно тому, как если бы человек оказался в суровой и безжизненной пустыне. И в это время поистине бывают страдания души так велики, что кажется, вот-вот ужасные волны погрузят ее в бездну отчаяния. Но, возлюбленный отче, в этот тяжелый момент следует не забывать одного: что такова воля Всевышнего, и что все мы здесь странники и пришельцы в этой юдоли плачевной, и что наше с вами житие ежеминутно приближается к этому уделу. Только такие реальные рассуждения помогут отринуть из души весьма удручающее горе”. Еще в одном письме старец учит в таком горе покоряться воле Божией:

“Возлюбленный о Господе отче К.!

Получил ваше скорбное письмо, в котором вы сообщаете о смерти вашей дорогой матушки И. Да! Рассуждая по-человечески, можно сказать, что очень скорбно и печально остаться одному без дорогого вашему сердцу человека. Но ведь пути Божии и Его промышление о каждом человеке не то, что наши. Значит такая Его святая воля. А нам лучше всего, – и тем более пастырям Церкви Христовой, – склоняться не на человеческую сторону, а на Божью. Мы должны видеть во всем Его святую волю и покоряться только ей.

Тогда все скорби и даже самую смерть наших близких людей мы сможем переносить с должной покорностью, видя во всем этом особое попечение Того, Кто пришел в этот мир, чтобы спасти человека и поселить его снова в обителях Отца Небесного.

Да поможет вам Господь понести этот крест с пастырским достоинством”.

В письмах другим духовным чадам отец Иоанн призывает их переносить потерю близкого родного человека с христианским достоинством.

Одна женщина очень сильно скорбела после смерти мужа. Батюшка говорил ей (записано его учениками): “Плакать нельзя. Это ему вред и тебе. Враг учит плакать. Надо молиться, Псалтирик читать, в храм ходить. Ведь муж твой реально существует и нуждается в помощи. Он там сидит, как в запертой комнате. Там и холодно, и голодно. И ждет, кто за него помолится. Милостыню надо подавать... Это мы Самому Христу даем, а Он ему помогает. Ведь Церковь со дна ада достает. Тебе надо прежде самой от грехов очиститься. Поисповедоваться у духовного отца. Вот ты ко мне приезжай, и мы с тобой займемся духовной жизнью. На могилку ходи раз в неделю. Если враг будет внушать чаще ходить, скажи ему прямо вслух: “Батюшка сказал ходить один раз в неделю”. Он ведь рядом стоит и шепчет тебе в ухо. Он, как фокусник, заманивает нас на грехи”.

Женщина спрашивала: “Почему его Господь взял?” Батюшка отвечал: “Господь берет человека в самое лучшее его время. Значит, он лучше уже не будет, а только хуже. Вот мы подходим к яблоньке. На веточках яблоки висят. Мы выбираем самое спелое яблоко и срываем. Так и Бог. Не плачь, а то бес такое подстраивает. Вот сейчас в наше время жили муж с женой. Муж умер, а жене всего 30 лет. Она так же плакала, как ты. Он ей начал сниться, а потом в его образе бес прямо стал являться. Она ему говорит: “Я тебя похоронила”, а бес: “Нет, вот он я...” Она не соглашалась на его требования, так вся побитая была. Хорошо, что она все мне рассказала. Научил ее, как поступить, и все прошло”.

Женщине, которая говорила, что по телефону слышит голос умершего недавно мужа, о котором она очень скорбела, батюшка велел передать, чтобы она ни в коем случае не вступала с ним ни в какие разговоры, так как это – бес.

Во всех скорбных случаях старец призывает к их мужественному перенесению, напоминая слова Спасителя: “В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир”. Отец Иоанн объяснял: “Эти слова означают, что никакая скорбь, как бы тяжела она ни была, никогда не одолеет верующего во Христа и пребывающего в Нем исполнением Его Заповедей”.

Кто терпеливо переносит скорби, тот уже стоит на пути ко спасению, но ему еще необходим великий труд по очищению себя от страстей.

По изданию: Маслов Н. В. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская деятельность и богословское наследие. М., 1999.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 июля, четверг

Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел кн. Московской.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 июля, четверг

Прп. Фомы, иже в Малеи (X). Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).

Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела (III–IV). Мц. Кириакии (IV).

Сщмч. Павла Чернышева пресвитера (1918).

Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

Смотреть все

Каталог TUT.BY