Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О спасении

Распечатать

Старец внедрял в сознание своих духовных чад мысль, что главная цель бытия человека на земле – спасение души. Он говорил: “Главное нам – спастись и в разум истины прийти”. “Только жизнь в вере, спасение может быть истинной целью жизни”.

Духовную дочь он наставлял: “Всегда помни цель – спасение. Это дело всей жизни. Здесь скоро ничего не добудешь. Надо по шажкам, как слепой. Потерял дорогу – стучит палкой вокруг, никак не найдет, вдруг нашел – и снова с радостью вперед (а долго стучит). Палка для нас – молитва. А потом, как молния, сверкнет – озарит все и видно, куда и как идти. Но это редко, а обычно – молись. Ничто скоро не дастся. И при жизни может и в конце не дастся, а после смерти добродетели окружат тебя и вознесут”.

В письмах отца Иоанна к духовным детям каждое слово направлено к одной цели – к спасению душ тех, кто обращался к нему. Вот что он писал разным лицам: “В жизни каждого христианина должно стоять на первом месте спасение во Христе и приобретение Царства Небесного”. “Основное, конечно, должно в нашем сознании быть – это спасение”. “Особенно желаю Вам быть целенаправленными и стремящимися к достижению Вашего спасения. Самое основное – это быть наследниками жизни вечной”. “Цель в конечном своем существе должна сводиться к тому, чтобы Господь сподобил всех нас узреть Его в Царствии Небесном лицом к лицу”.

В проповеди в день памяти святых апостолов Петра и Павла батюшка говорил: “Каждый из нас, рождаясь в жизнь земную, получает от Господа наследие – ту ниву, возделывать которую он призван. Нива – душа наша, жизнь земная – срок для ее обработки. Хозяин нашей души и жизни – Господь, которому мы и должны будем дать ответ в своей деятельности. Отсюда наша первая и непременная обязанность – заботиться о душе своей, о ее спасении, о той ниве, которую каждый из нас получил от Творца”. Старец часто говорил об этом же со своими чадами. Так, духовной дочери, которая жаловалась, что бабушка ее ругает, когда она начинает молиться, он отвечал: “Как же не молиться? Ты ей скажи: вот есть немного землицы, если не будешь за ней ходить, ее возделывать (плакать, молиться, каяться), то что зимой будет? Хватит ли прокормиться?”

По мысли отца Иоанна, спасение есть постепенный и длительный процесс очищения своей души от страстей и стяжание евангельских добродетелей. В своих письмах старец пишет: “Спасение – это не один какой-то момент в жизни человека, а это всежизненный подвиг, состоящий в комплексе добрых дел и намерений. Эти два момента – добрые дела и намерения – Господь приемлет и оценивает одинаково. Другими словами, добрые дела должны совершаться христианином тогда, когда у него есть здоровье и физические силы, а добрые намерения и желания он должен иметь тогда, когда физические силы оставляют его”.

Спасение – дело всей жизни, поэтому старец говорил: “Во всем нужна постепенность. Здесь великая наука”.

Учение старца не было сухим, теоретическим, отвлеченным. Наоборот, он обладал особым даром в любой жизненной ситуации своим поведением, словом, а иногда просто взглядом показать реальность и близость вечности и, наоборот, временность земной жизни. Он умел так преобразить душу, ум, сердце человека, что тот отвращался от земных пристрастий и устремлялся к той новой духовной жизни, которую батюшка ему приоткрывал. Так было потому, что сам старец всегда ощущал эту вечную жизнь и жил ею.

В подтверждение этого приведем некоторые высказывания и наставления старца, извлеченные из его писем и проповедей.

За трапезой, например, он часто говорил окружающим: “Вот сколько тут всего, а там-то дадут ли нам хоть что-либо, там, может, ничего не дадут”. “Есть другая жизнь! Да разве там такие блага! Сравнить нельзя. В какой там святые радости. Чтобы и нам там не лишиться милости Божией и Небесных вечных благ!”

Батюшка рассказывал, какая бывает радость на небе о кающемся. “Господь всех зовет (батюшка поднимал палец): “Смотрите, кается!” Старец говорил, что там, на небе, – торжество. Здесь Церковь воинствующая, а там – торжествующая.

Слушающим батюшкины слова о вечности, было ясно, что он опытно знает то, о чем говорит. И потому его слова зажигали в них огонь духовной ревности. Недаром говорили: “Батюшка устремляет нас к вечности”. Когда его спрашивали: “Как жить?”, – он отвечал: “Земная жизнь человека должна постоянно направляться к спасительному маяку – Царствию Небесному”.

Однажды за трапезой старец спросил монахиню Н.:

А что, матушка, там дают?

Где, батюшка?

В вечности.

Там не едят.

Как же, Господь говорил: “Не буду пить от плода сего виноградного...” (Мф. 26, 29) и “хлеб Ангельский яде человек”? Там все несравненно лучше, чем здесь, в несколько раз. Но надо заслужить. Есть люди – уже на земле какие дома себе там построили!

А нам хоть бы основание положить. Хоть бы немножко, так как добродетели разрастаются. Как от малой спички загорится все – так и добродетель. А добро – лучше малое со смирением, терпением, милосердием, любовью и кротостью, чем большое, но с гневом, раздражением.

Старец призывал: ’‘Будем стремиться к блаженной вечности. Ведь там все добро, там Ангелы и все святые наслаждаются лицезрением Божиим. Там вечная красота, там вечная радость”.

Часто, прощаясь с человеком, батюшка обращал его ум к небесному тем, что, благословляя, проникновенно говорил: “Ангелы да сохранят тебя”. Это напутствие долго звучало в душе. Он хотел, чтобы мысль о вечности, подобно горящей свече, постоянно показывала человеку, от чего удаляться и к чему стремиться.

Батюшка учил: “Именно вечность является уделом человеческой души” и потому часто говорил: “Мы на земле гости. Наш дом не здесь”. “Мы здесь как в ссылке, истинная наша жизнь там. Но здесь надо и потрудиться. Наша жизнь здесь – сеять, только сеять, собирать потом будем. Плод Господь потом даст”. Еще говорил: “Крест бы донести, здесь – ссылка, а там – “ни печаль, ни воздыхание”.

В письмах батюшка часто называл людей странниками в этом мире, а земную жизнь изгнанием. “Земля – это юдоль плача, а небо – это вечная радость, где обитает Бог со святыми ангелами и достойными этого блаженства людьми”.

Он часто напоминал, что земная жизнь определяет жизнь будущую, вечную. Старец писал своим чадам: “Человек на земле – пришелец, странник, его жизнь тем и дорога, что рано или поздно он возвратится домой – в Отечество небесное. Но это Отечество небесное уготовано не для всех, а только для тех, кто живет на земле добродетельной жизнью”.

В другом письме отец Иоанн пишет: “Все на земле временное и скоропреходящее. Однако от этой земной жизни зависит наше будущее, т. е. за добро человек получит вечное успокоение, а за зло – вечное мучение”. И далее: “Земная жизнь – это временное наше изгнание. И здесь мы должны закалиться в добре и безбоязненно преодолевать все зло и вступать в борьбу против злых духов поднебесных”.

В своих проповедях батюшка наставлял: “Настоящее быстротекущее время дано нам для того, чтобы мы приготовили свои души для будущего, для вечности. Каждая прошедшая минута приближает нас к переходу в иной мир” (“Слово перед исповедью”).

В своих трудах отец Иоанн писал, что многие из ищущих спасение желали бы приобрести таковое, но только безболезненным путем. Зная склонность людей всегда предпочитать легкое тяжелому, старец в своих письмах раскрывает ложное представление о безболезненном пути ко спасению: “Те, кто знают заповеди Господни и устрояют свою жизнь согласно их требованиям, непременно услышат голос Божий: “Приидите, благословенные Отца Моего Небесного, наследуйте Царствие Небесное”. Исходя из этого, все мы должны трудиться над очищением своей души от скверны греховной.

А это требует больших усилий и притом постоянных. Трудно приобрести чистоту сердца и ума в суетной земной жизни, но без нее, пожалуй, спастись невозможно. Будем, возлюбленные, помнить слова Христовы, что Царство Божие силой берется”.

Старец всем внушал истину, что спастись очень трудно. Он не допускал, чтобы человек обольщался, думая, например: “Вот я хожу в храм – и достаточно”. Батюшка показывал, что надо мобилизовать все свои силы, всю свою волю, всего себя отдать делу спасения.

В своих письмах отец Иоанн не раз указывал: “Очень труден путь, ведущий в жизнь вечную. Здесь требуется очень много трудов как телесных, а также и духовных. По святоотеческому учению, нам нужно плоть покорить духу. И только тогда наш внутренний человек, т. е. душа, станет нормально развиваться в духовной жизни...”. “Путь в Царствие Небесное очень труден. Об этом нам и слово Божие говорит, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Здесь постоянные невзгоды окружают бедного человека. И если бы Господь не помогал нам, то мы уже давно лишились и земной жизни, и небесной”.

В других письмах батюшка призывал: “Подвизайтесь пройти тесным и прискорбным путем Христовым. Именно только этот путь дает нам право быть наследниками жизни вечной”. О широком пути старец говорит: “Но горе тому человеку, который забывает свое предназначение и идет широким путем, ведущим в вечную погибель”.

Человеку, просившему: “Батюшка, помолитесь, чтоб мне спастись”, – старец отвечал: “Трудись и сам, делай все, как надо”. Еще говорил, что одинокому человеку особенно трудно ближе к старости, т. к. подступает разочарование. “Многие хорошо начали, а как кончили? Важен конец, а не начало”.

В своих беседах с духовными детьми старец часто повторял: “Трудно дело спасения” или “Трудно, очень трудно спастись”, – и добавлял: “Но не отчаивайся”.

Объясняя, почему так тернист путь спасения, старец указывал на препятствия, возникающие на этом пути. Он предупреждал, что враг отводит невнимательных от цели спасения. Одному человеку он говорил: “Нет цельности (у тебя). Вот враг и водит. То в одну сторону поведет (Увлечет каким-нибудь занятием, страстями. – Н. М.) – чувствуешь, там плохо, идешь назад, к цели. Только начнешь идти туда, куда надо, он в другую сторону отведет. Так из стороны в сторону и ходишь. А время идет”.

Старец учил, что чаще всего человек бывает глух ко всем призывам Божественной благодати по причине нерадения, духовной косности и греховной жизни. Он писал духовным чадам: “Всем хочется спастись и быть в теснейшем единении со Христом, но грехи наши, подобно лютым зверям, препятствуют на этом пути... Самое опасное для нас – беспечность и нерадение, которые убивают душу и не дают ей вознестись горе к Престолу Всевышнего. Поэтому мы и не получаем той духовной пищи, которая дается только посредством молитвенного общения с Богом”.

В то же время он вселял надежду в души своих чад: “Трудно отстать от грехов, от порочной жизни, но с помощью Божией все возможно. Нужно только взмолиться к Нему, попросить Его в помощь. Ведь все в Его руках: и жизнь, и смерть, – и Он поможет нам и укрепит нас в борьбе со злом”.

Отец Иоанн в своих письменных и устных наставлениях подробно отвечает на самый насущный вопрос каждого человека: “Как жить, чтобы спастись?”

Кто стремится к спасению, главным основанием должен полагать веру в Искупителя. В своей проповеди в Неделю пред Просвещением отец Иоанн говорил: “Для получения жизни вечной... нужна вера в Того, Кто Сам в Себе имеет жизнь и блаженство. Вера есть величайшая духовная сила, дарованная нам Господом. Она облекает нас заслугами Иисуса Христа, соединяет нас с Ним, оправдывает нас, делает нас чадами и наследниками Божиими. Вера – это семя и корень всех добродетелей”.

В одном из писем девушке, просившей совета, старец объяснял, что такое счастье: “Сущность счастья заключается не в земном благополучии, потому что, как мы знаем, оно непрочно и изменчиво, а в вере в Бога, Христа воскресшего, Который существует вечно”. В другом письме отец Иоанн добавляет, что для спасения необходимо приобрести и добродетели: “Веры в Бога недостаточно для нашего спасения. Следует нам всем стяжать Христово смирение, терпение и любовь к Богу и всем людям, и даже к нашим обидчикам. Только в таком провождении жизни с нами будет пребывать благодать Божия. Именно, кто будет шествовать этим путем, тот непременно получит Царствие Небесное”.

В проповеди в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова старец говорил: “Усвоение истин веры одним умом мертво, безжизненно, бесплодно. Истинное познание о Боге приобретается добрыми делами, одухотворенными любовью. Наших знаний и рассуждений о благости Божией, Его милосердии и долготерпении еще недостаточно для спасения. Нужно эти свойства... перенести в наше сердце и воплотить в своей жизни, т. е. сделать сердце наше проводником добра и любви”.

Старец поясняет, что добродетели очищают душу и привлекают благодать. “Всем нам надо приобрести духовное богатство, т. е. терпение, смирение, послушание и любовь к Богу и людям. Этими... добродетелями мы сможем не только освободиться от грязных помыслов и дел, но и привлечь в свое сердце благодать Святого Духа. Земная жизнь с ее соблазнами и прелестями греховными влечет к себе каждого человека. Но ведь благо тому, кто не прилепляется сердцем своим к этой скверне, а возвышается к небу, обогащаясь добродетелями, которые уготовляют для него вечное блаженство”.

Когда отца Иоанна спрашивали, как среди скорбей и искушений устроить свою земную жизнь, он отвечал: “Нужно всем нам помнить, что скорби и болезни, посылаемые Богом, напоминают нам, для чего мы живем в этом мире, т. е. отечество наше – на Небе, и мы должны устроить свою жизнь так, чтобы приобрести все те добродетели, которые пойдут с нами в вечность. А вся земная суета не должна препятствовать этому”.

Спасение христианина состоит в исполнении заповедей Христовых, конечной целью которых является достижение Царствия Небесного. Поэтому на вопрос: “В чем заключается спасение?”, он отвечает: “Наше спасение заключается в том, чтобы мы смотрели за собой повнимательнее, т. е. проводили свою жизнь так, как этого требует Закон Христов”.

Отец Иоанн неизменно указывал на заповеди Христовы как на самое необходимое условие для достижения Царствия Небесного. В своих письмах он учит: “Нужно не только знать о Боге, но и исполнять Его Святые Заповеди. Только тогда человек сможет приобрести духовный плод на ниве Христовой”. “Всегда люди, живя на земле, задают вопрос, как же достигнуть благодатной жизни на небе. Ответ мы сможем найти в Слове Божием, где говорит Спаситель: “Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, тот и является наследником Неба ”.

Вопросу исполнения заповедей отец Иоанн уделяет серьезное внимание, потому что все действия человека, каждый момент его деятельности можно рассматривать как исполнение или неисполнение какой-либо заповеди. По мысли отца Иоанна, в самом исполнении заповедей заключается великая духовная сила: ими приобретается и умножается благодать Божия в человеке.

В проповеди в день преставления святого апостола Иоанна Богослова старец говорил: “Любовь к Богу и жизнь, согласная с Его волей, неразлучно соединены между собой. Исполнением заповедей Божиих человек может очистить свою душу от греховной накипи, нанесенной пороками и страстями... Тогда мы ощутим животворную силу и духовное богатство благости, милосердия, долготерпения и любви Христовой. По мере возрастания в душе этих качеств человек будет приближаться к Богу, освящаться и уподобляться Ему”. В своих письмах старец очень просто и ясно объяснял обращавшимся к нему, как в миру жить по заповедям: “Нужно всегда стараться проводить свою жизнь, чтобы она была полезна и для своих родных, и для окружающих нас людей. Следует всегда помнить, что христианин – это особый человек на земле и он должен всем быть в радость, а не в тягость. Другими словами, от зла всегда удаляться, а к добру стремиться. Если бывают в жизни какие-то неприятности, – то ли семейные, то ли общественные, – то их всегда нужно искоренять в самом зародыше, чтобы они не возросли и не умертвили нас самих. Следует также воспроизвести в душе любовь и смирение Христово и не только на словах, но и на делах. Всякие ссоры и недоброжелания нужно удалять из своего сердца, но водворять в нем учение Христово, которое призывает всех людей к крестоношению и спасительному подвигу. Если это осуществим на земле, то будем недалеки от Царства Небесного”.

Человек, стремящийся ко спасению через веру в Господа Иисуса Христа, должен принадлежать к Церкви Христовой.

Этот очень важный пункт христианского учения о спасении также находит отражение в письмах отца Иоанна. Он пишет: “Только в Православной Церкви мы найдем залог вечного спасения. Все остальные вероисповедания, как-то: магометане, буддисты, всякие йоги, – служат диаволу. Дай Бог, чтобы все мы принадлежали Православной вере и притом не на словах только, но и по жизни, т. е. через исполнение заповедей Божиих”.

Для спасения необходимо также участие во святых и спасительных церковных Таинствах. Отец Иоанн в своих письмах указывает: “В Слове Божием сказано, что ничто нечистое и скверное не войдет в Царствие Божие. Значит нам, живущим на земле, надо подвизаться “подвигом добрым”, чтобы стряхнуть с себя всю скверну греховную. Прежде всего эта грязь смывается с человека посредством искреннего покаяния и причащением Святых Христовых Таин. Эта святыня является залогом жизни вечной. И притом без этого священного дара ни один человек не узрит Бога. Но только в Православной Церкви мы найдем эту святыню”.

Христианин должен еще здесь, на земле, соединиться со Христом, чтобы земная его жизнь стала началом жизни небесной, иначе по отшествии из этого мира он будет уже не в состоянии что-нибудь сделать для этого. Поэтому в своих письмах старец призывает: “Возлюбленные мои духовные чада, подвизайтесь в этой плачевной юдоли... стяжать благодать Святого Духа, без которой никто из нас не увидит лица Божия”. (Когда батюшка хотел выделить особое величие Глинской пустыни, он говорил: “В Глинской достигали Духа Святого”). О том, как важно еще на земле стяжать начаток вечной жизни, батюшка пишет: “Душа приобретшая Бога, живя на земле, уже имеет в себе зародыш вечной жизни, и, наоборот, – погрязшая в тину грехов уготавливает тем самым для себя место во тьме и сени смертной”.

В день похорон своего духовного сына, протоиерея Николая Шманова, старец говорил: “Надо нам уже здесь, на земле, хоть немного стяжать жизнь с Богом, восстановить гармонию в себе. Вот, когда наступает май – как хорошо в лесу, как птицы поют, и душа, и тело наши радуются. Но разве можно это сравнить с вечным блаженством. Это – только маленькое отражение. Но здесь, на земле, надо уже стяжать Духа Святого. Кто без этого туда пойдет – ничего уже там не получит”.

В своих письмах батюшка дает более подробное пояснение: “Что касается стяжания Духа Святого, то, по мысли преподобного Серафима, Его имеет каждый человек, принявший крещение, потому что апостол Павел говорит, что никто не может назвать Господом Иисуса Христа, как только Духом Святым. Но для того, чтобы дать Духу Святому полностью обитать в нашем сердце, мы должны удаляться от всех грехов, не только от явных, но и от тайных, в помыслах. Для этого требуется не один день, а вся жизнь должна быть направлена к этой цели. Наилучший путь в этом деле должен заключаться, по мысли святых отцов, не в том, чтобы явно ощущать присутствие Духа Святого в сердце, но чтобы, подобно человеку, сеющему семена, с терпением и смирением, с надеждой на помощь Божию свыше, сеять добродетели, не надеясь на свои труды, но на благодать. Вот этот путь ведет к предназначенной цели”.

Для возбуждения ревностного стремления к вечной жизни и для безропотного перенесения искушений на пути к Царству Небесному отец Иоанн указывал на святых как на образец для подражания. В своих письмах он призывает: “Ради будущей благодатной жизни многие из святых отцов желали переносить в этой юдоли плачевной не только болезни и скорби, но и отдавали самих себя на мучения. Постараемся и мы подражать их житию, а во время тяжелых испытаний в нашей жизни обратим свой взор к небу, и оттуда придет нам помощь Господня, одухотворяющая и помогающая”. И далее: “Святые отцы согласны были на земле терпеть все скорби и болезни. Ведь они даже на мучения за Христа... шли как на пир Божественной трапезы. Хорошо бы и нам подражать их доблестным подвигам и переносить все скорби и невзгоды с твердой верой и большой любовью, призывая в помощь Того, Кто сказал: “Не бойся, Я с тобой во все дни твоей жизни”.

Укрепляя и утешая свою духовную дочь, старец писал ей: “Земная наша жизнь полна всевозможных неприятностей, болезней и невзгод. Но зато верных последователей Христовых ожидает иная жизнь в обителях Отца Небесного. Ради этой благодатной жизни святые отцы подвизались даже до лишения своих насущных потребностей. Они сеяли добро на земле, а пожали в вечности плод радостного упокоения со святыми ангелами”.

По мысли отца Иоанна, ни место, ни окружающая обстановка не могут помешать христианину в деле спасения, если он сам будет проявлять решимость добрыми делами угождать Богу.

Когда батюшку спрашивали: “Можно ли в миру спастись?”, он отвечал: “И в миру можно спастись, и в монастыре погибнуть. Не место освящает человека, а человек место. Есть семейные люди очень хорошие”. Батюшке говорили: “Но в монастыре легче спастись, там хоть порядок заведенный”. “Да, – отвечал он, – суеты меньше, но легче тому, кто хочет спастись, а кто не хочет, тому тяжелее”. Еще он говорил: “Не все монахи спасутся, не все в миру погибнут”.

По мысли отца Иоанна, чтобы христианин, стремящийся к спасению, мог встать и безбедно шествовать по правильному пути духовной жизни, ему необходимо вручить себя руководству опытного наставника. Батюшка учил, что в столь трудном деле спасения необходим духовный руководитель. Он наставлял: “Тут без проводника, на этом пути – не обойтись. Надо его слушаться”. Еще говорил: “Чтобы спастись, нужен кормчий”.

В своих письмах старец писал: “Путь к вечной жизни весьма трудный и опасный. Трудный он для нас потому, что мы живем не так, как надо жить... А опасный он потому, что мы часто следуем своей греховной воле, которая уводит нас на сторону самоволия и самооправдания. Ведь самый правильный путь ко спасению есть отсечение своего самолюбия и повиновение, со страхом Божиим, тем, кому Бог нас поручает. А без этой духовной связи человек, пожалуй, не только не сможет пребывать в духовном мире, но и уйдет на сторону, ведущую в пропасть адову”.

В письме духовной дочери он указывает, что духовное руководство – это Божественное установление. “Конечно, хотя я – самый грешный человек, однако вера твоя ко мне спасет тебя. Да и притом нести крест с помощью другого человека бывает легче. Этот закон установлен Самим Богом. Поэтому душа, лишившаяся этой поддержки, и ощущает скорбь и духовный голод”.

Отец Иоанн учил, что до тех пор пока человек не найдет себе духовного руководителя, он должен согласовывать свою жизнь с евангельскими заповедями, в них искать ответы на свои духовные запросы, на них опираться при разрешении своих недоумений, внимать себе и не слишком ретиво браться за одни внешние подвиги.

Фундаментом в деле спасения батюшка считал смирение.

По изданию: Маслов Н. В. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская деятельность и богословское наследие. М., 1999.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 декабря, воскресенье

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

(Кресто-Воздвиженский собор).

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 Всенощное бдение (без литии).

Смотреть все

Православный календарь

4 / 17 декабря, воскресенье

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780).

Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505).

Сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); сщмч. Димитрия Неведомского пресвитера, прмц. Анастасии Титовой, мцц. Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY