Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О молитве

Распечатать

Отец Иоанн в своей пастырской деятельности большое внимание уделял молитве. Он учил своих чад глубокому смиренно-молитвенному подвигу. Как опытный делатель молитвы и глубокий знаток души человеческой, он дает ответы на самые насущные вопросы: “Что такое молитва?” “Зачем молиться?” “Как молиться?” “Что препятствует усердной молитве?” “Каковы основные условия богоугодной молитвы?”

Согласно с учением святых отцов о молитве отец Иоанн учит, что молитва является Божественной заповедью. Единородный Сын Божий дал надежду на исполнение просимого всякому молящемуся: “Просите, и дастся вам”. По мысли отца Иоанна, молитва прежде всего нужна самому человеку и является для него величайшим благом. Ведь “только через молитву могут люди, существа тварные и ограниченные, общаться с Богом – всемогущим Создателем мира”.

По образному выражению отца Иоанна, молитва является насущной потребностью человеческого духа, молитва – это пища души. Она не только укрепляет, но и освящает все духовные силы человека. Старец приводит слова преп. Нила Синайского: “Как хлеб служит пищею телу, так духовная молитва есть пища ума”.

Отвечая на вопросы своих духовных чад о соотношении труда и молитвы, отец Иоанн пишет: “Труд нужен, но надо и оставлять время на молитву. Ведь только молитвой можно напитать свою душу, а остальное, как-то: труд и другие дела, – пусть будут второстепенными”. В лекциях по Пастырскому богословию по этому поводу он ссылается на учение Святителя Московского Филарета: “Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершаться дело благое”.

В слове перед исповедью отец Иоанн говорит: “К молитве мы должны прибегать как можно чаше; она нужна нам, как воздух, как пища для тела”. И приводит слова св. Иоанна Златоуста: “Если мы лишим себя молитвы, то сделаем то же, как если бы мы извлекли рыбу из воды: ибо как вода составляет жизнь рыбы, так и жизнь нашу составляет молитва. Через молитву можно воспарить, пройти небеса и приблизиться к Богу”.

Вот одно из частных наставлений старца о необходимости молитвы: “Тело, деточка это только одежда души. Живет-то душа, вот и необходимо ее питать”.

Христиане сподобляются высочайшей милости и чести беседовать с Богом; только они могут, как дети отцу, говорить Ему со страхом и трепетом о своих различных нуждах, бедах и искушениях. Батюшка говорил иногда скорбящему человеку:

– Ну, что ты все по пустякам терзаешься? “Возверзи на Господа печаль твою”.

По мысли отца Иоанна, молитва является важнейшим средством спасения человека, ибо через нее христианин не только приходит к Богу, но и навечно соединяется с Ним. Христианин посредством молитвы получает возможность опытно познать радость общения души с Горним миром, радость новой благодатной жизни во Христе. В своих письмах старец призывает и уверяет: “Бодрствуй и молись – и эти две добродетели принесут тебе большую радость, и притом не земную, а небесную”.

Для подтверждения своих слов отец Иоанн приводит и изречение святого праведного Иоанна Кронштадтского, который также говорит: “Молитва есть как бы дыхание души, духовная пища и питие, духовный воздух и вместе – свет, духовный огонь и духовное одеяние”.

Старец учит, что “молитва имеет великую силу: она вливает в нас новую духовную жизнь, утешает в скорбях”, водворяет в душе мир и тишину. В подтверждение своих мыслей он приводит слова преподобного Иоанна Лествичника: “Молитва есть утверждение мира, примирение с Богом!”. Святитель Григорий Синаит также учит: “Полученная через молитву благодать Святого Духа подает душе отраду, крепость и глубокий мир”.

В своих письмах отец Иоанн пишет: “Будем делать добро, молиться и любить всех людей, и тогда в наших сердцах водворится мир и Божие

благоволение”. “По силе старайся ходить в храм Божий, а также и дома понемножку молись утром и вечером. Это будет наша опора и отрада”. Наставляя устно, он говорил: “Надо молиться, и успокоишься”.

По мысли отца Иоанна, с пришествием Христа на землю молитва приобрела новый смысл, значение и силу. Ради Его высочайших заслуг Бог Отец подает блага всем просящим у Него. В своем письме батюшка писал: “С Богом уже здесь на земле жить легко... Вот и Вы в своей семье старайтесь молиться и за деток, и за родных, живых и умерших, и Господь поможет и им, и Вас утешит”.

И поистине, когда Дух Святой, благой Утешитель, коснется сердца человека, тогда от него восходит к престолу Всевышнего истинная молитва.

Батюшка учил, что молитва – это путь к Богу, она просвещает душу молящегося, а ум озаряет истиной боговедения. Все существо христианина, освященное Божественной благодатью, “приобретает духовную цельность, собранность, спасительную устремленность к вечной жизни”.

Отец Иоанн учил, что молитва “носит в себе духовную силу, которая разрушает все козни врага”, и подтверждал это словами Св. Иоанна Златоуста: “Молитва – великое оружие, великая защита”.

Отец Иоанн наставлял, что “молитва необходима для сокрушения греха, который делает человека духовно мертвым”.

Он приводил слова св. Григория Синаита: “Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы” и святителя Иоанна Златоуста: “Как при появлении солнечного света убегают все звери и скрываются в норах своих, так и молитва, как луч некий, появится из уст наших,... тогда ум просвещается, все же зверовидные страсти отступают, разбегаются и прячутся в свои норы, только бы молились как следует, с душой бодренною и трезвенною мыслию”.

“Так, – делает вывод отец Иоанн, – силой молитвы христианин легко врачует свои духовные язвы”. И он всегда призывает своих духовных чад молиться в искушениях.

Однажды духовная дочь сказала старцу: “Св. Макарий Великий пишет, что кто не отречется от всего – не может спастись. Я уныла из-за этого”.

Старец ответил: “Молись, все Господь устроит”.

Приводя слова святителя Иоанна Златоуста: “Молитва есть занятие для человека общее с Ангелами, ею мы вступаем в их общество, делаемся соучастниками их жизни, достоинства, благородства и разумения”, – отец Иоанн заключает: “Совершенная молитва в своем идеальном проявлении подобна ангельской.

Чтобы достичь такой молитвенной высоты, христианин должен приложить к этому все силы души, ибо молитва есть всецелое обращение ума и сердца человека к Богу”?.

По мысли отца Иоанна, совершенно невозможно дать исчерпывающий ответ о значении молитвы в деле созидания в душе человека Царства Небесного. Но она всегда является показателем уровня духовной жизни христианина. Если у него есть желание молиться, значит, есть и стремление к жизни святой, а если нет, то нет и стремления к нравственному обновлению. Эту мысль отец Иоанн подтверждает словами святителя Иоанна Златоуста: “Кто не молится Богу и не имеет усердия непрестанно беседовать с Ним, тот мертв, бездушен, бессмыслен”.

Вот почему в своих наставлениях, письмах, проповедях отец Иоанн так часто говорил о пагубных последствиях нерадения о молитве. “Мы забываем о повседневной молитвенной пище для души. А это, в свою очередь, делает нас неспособными к восприятию Божественной истины” (“Проповедь о чудесном улове рыбы”).

Согласно учению святых отцов, отец Иоанн предупреждал свою паству о том, что “сердце наше никогда праздным быть не может. Если только мы его не заполним молитвой и добрыми делами, то диавол заполнит его своими скверными мыслями и пожеланиями, от которых душа наша станет не храмом Духа Святого, а вертепом разбойников” (“Проповедь о чудесном улове рыбы”).

В своих письмах он учит: “Самое опасное для нас – беспечность и нерадение, которые убивают душу и не дают ей вознестись горе к Престолу Всевышнего. Поэтому мы и не получаем той духовной пищи, которая дается только посредством молитвенного общения с Богом. Ведь сказано: “Несть мира в костех моих от лица грех моих”. Вот отсюда происходят все нестроения и тяжести духовные и телесные. Исходя из этого, нам всем надо прежде всего усугубить молитвенный подвиг, и тогда мы сможем ощутить в душе мир Христов, а это, в свою очередь, будет способствовать облегчению всех трудностей, скорбей и печалей”.

В другом письме батюшка призывает: “Будем почаще прибегать к молитвенному общению со Спасителем и Его Пречистой Матерью”.

Старец учил, что нужно знать, в чем заключается богоугодная молитва и каковы ее признаки. По мысли отца Иоанна, истинная молитва может и не иметь своего внешнего проявления. Главное – “должно быть живое ощущение присутствия Божия и глубокое сердечное чувство, потому что Бог смотрит на сердце человека”. В одном из писем старец писал: “Господь часто и один вздох молитвенный принимает вместо великих подвигов”.

Истинная молитва всегда сопровождается чувством глубочайшего смирения и благоговения пред Богом. Поблагодарив Бога, человек может просить о всем, что служит к его душевной и телесной пользе. По мнению отца Иоанна, “не должны быть чужды сердцу молящегося просьбы о телесном здравии, об одежде, пище, покое и прочих житейских благах”.

Но молитвы о материальных благах не всегда исполняются Богом, потому что люди очень часто просят бесполезное и даже душевредное для них.

Наиболее совершенной и богоугодной отец Иоанн считал молитву, которая возносится за врагов. В своих письмах он писал: “С нашей стороны мы должны молиться о ненавидящих нас и стараться всегда покрывать всех любовью”. Вот одно из его устных наставлений: “Надо всегда молиться за тех, кто нам что-то плохо скажет, поругает”.

В своей пастырской деятельности батюшка, безусловно, отвечал и на такой важный вопрос приходивших к нему: как научиться истинной богоугодной молитве. Он говорил, что это – духовная наука и постигать ее надо постепенно.

Новоначальная духовная дочь говорила: “Отходит молитва, отходит мысль о Боге”. – “Не огорчайся, вспомнила снова и радуйся”, – отвечал старец.

Чтобы научиться молитве, человек обязан усердно посещать Божий храм, так как церковные молитвословия питают душу духовной пищей и порождают в душе правильную молитву.

Один человек говорил старцу: “Я службы [церковной] не знаю и не понимаю”. Батюшка отвечал: “Это, как и Евангелие, – великое откровение. Евангелие можешь раз читать – не понять, и два, и три, а потом вдруг точно совпадет то, что в душе и то, что читаешь, – и поймешь. Читай Евангелие, Псалтирь, ходи в храм. Все будет, не торопись”.

Другой человек спрашивал: “Я привык в церкви стоять опустив голову и закрыв глаза, может быть, это плохо?”. Старец сказал: “Низко голову не опускай, стой так, чтобы никого не соблазнить”. – “А если плачешь? – Нечего слезы из себя выдавливать”.

На следующий день тот же человек спросил: “А если в церкви стоишь и бывает радость, утешение. Как реагировать?”. Батюшка очень сердито и насмешливо отвечает: “Никак не реагировать, не радости ждать, а скорбей”. – “А я часто в церкви стою и невольно жду радости”. – “Вот это-то и плохо. Пришел в храм, помолись Богу Живому и все. Что еще за ожидания?”

Через некоторое время этот человек сказал, что не может в церкви сдержать слезы от стыда за свою жизнь. Батюшка помолился и ответил: “Слезы могут быть от естества. Не обращай внимания, не придавай значения”.

Батюшка учил, что не надо ждать расположения к молитве, а всегда понуждать себя к ней. В одном из писем он учит: “В молитве будь терпелива и ревностна”. В слове перед исповедью старец говорил: “Мы ленимся молиться, а если и молимся, то рассеянно, без надлежащего внимания и часто даже не отдаем себе отчета, пред Кем мы стоим и к Кому обращаемся. Ведь Ангелы предстоят пред Богом со страхом и трепетом, а мы относимся к этому великому делу – беседе с Богом – легкомысленно: устами читаем или слушаем молитву, в то время как ум наш блуждает неизвестно где.

Такая молитва неугодна Богу. Она только оскорбляет Его. Господь приемлет молитву такую, которая исходит из чистого сердца и нерассеянного ума. Поэтому христианин должен употреблять все свои усилия на то, чтобы во время молитвенного правила не дать уму и сердцу рассеиваться и удаляться от Бога, чтобы быть сосредоточенным и устремленным к Небу”.

Таким образом, по мысли отца Иоанна, занятие молитвой требует особенной внутренней собранности и трезвенности. Говоря о необходимости внутреннего внимания для стяжания молитвы, отец Иоанн приводил слова многих святых. Вот лишь некоторые из них.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: “Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва”.

“Внимание так должно быть связано и неразлучно с молитвой, как связано и неразлучно тело с душой... Если в борьбе с худыми помыслами мы не охраняем молитву вниманием, но допускаем ей оскверниться греховными помышлениями, то бываем сами непотребными”, – учит преподобный Симеон Новый Богослов. Святитель Григорий Синаит наставляет: “Нет пользы, если кто устами творит молитву, а ум его кружится”.

Ученики отца Иоанна вспоминают, как сам он говорил: “Надо внимательно молиться. Ум надо держать”. Старец также говорил: “Молитва нам необходима, но молимся ли мы постоянно?”. О непрестанной молитве отец Иоанн написал отдельный раздел в своих лекциях по Пастырскому богословию. По мысли отца Иоанна, мы “должны следовать заповеди Спасителя, сказавшего: “Непрестанно молитесь”. И если кто станет утверждать, что непрестанная молитва есть дело отшельников и подвижников, то в ответ можно привести слова преосвященного Илиодора: “Это тоже, если бы кто спрашивал: возможно ли непрестанное дыхание? Молитва есть дыхание души. Следовательно, непрестанная молитва не только возможна, но и необходима”. “Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для души. Душа посредством молитвы дышит святым, таинственным воздухом ... Блаженна душа, которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия”.

Св. Иоанн Златоуст пишет: “Пусть никто не думает, братия мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не и миряне. Нет, нет; все мы, христиане, имеем долг всегда пребывать в молитве”?.

Отец Иоанн учил, что по своей духовной сущности молитва – как возношение ума и сердца человека к Богу предоставляет христианину возможность для постоянного упражнения в ней. Молиться можно всегда и везде: в пути, в часы работы и отдыха, во время бесед и принятия пищи, в уединении и многолюдстве, стоя, сидя, лежа. Для того, чтобы приобрести постоянную молитвенную настроенность, отец Иоанн советует как можно чаще повторять такие краткие молитвословия, как: “Господи, помилуй”, “Господи, помоги”, “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”.

По мысли батюшки, человек и во сне должен молиться. Однажды старца спросили о человеке, который очень был пристрастен к музыке, слушал ее почти постоянно (и классическую, и эстрадную). Батюшка ответил, что “такой человек – хуже алкоголика, не может уже без того, чтобы музыку не слушать.

А, слушая, весь в нее уходит, Бога забывает, живет своим чувством, и вместо Бога вселяется в него – с рогами. И даже во сне не оставляет это человека. Человек спит, а в его сердце это все продолжается, вместо того, чтобы и во сне молиться, чтобы и во сне сердце трезвенно было и очищалось”.

Св. Максим Исповедник учит: “Непрестанно молиться – значит всегда содержать ум прилепленным к Богу с великим благоговением...”,

Что же требуется для стяжания непрестанной молитвы? Кроме внимания, по учению отца Иоанна, необходимо еще смирение и сокрушение сердца, а также покаяние. Старец пишет, что по словам епископа Игнатия (Брянчанинова), когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог.

Отсутствие этих элементов истинной молитвы есть признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. Батюшка говорил своим духовным чадам: “Чтобы не ушла молитва – укоряй себя: “Я хуже всех – все как Ангелы”. Но при всем этом, главное – помнить, что истинная и богоугодная молитва – дар Божественной благодати. Отец Иоанн ссылался на слова святителя Игнатия (Брянчанинова): “Молитвы учитель – Бог; истинная молитва – дар Божий”.

Батюшка предупреждал, что препятствуют молитве грехи, страсти человека. Прежде чем принести молитвенный дар Богу, человеку необходимо также примириться с теми, кого он обидел словом или делом.

Особенно противодействуют молитве злые духи. Они всячески стремятся отвлечь человека от молитвы: внушают мысли о неотложных делах, наводят уныние, тоску и т. п. Поэтому надо прибегать к всесильной помощи Божией, чтобы выйти победителем в этой борьбе.

Батюшка говорил духовным чадам: “Враг внушает, что не надо молиться, не надо класть поклоны. Надо просить. Надо молиться!”.

Старца спрашивали: как быть на работе, когда все болтают, анекдоты рассказывают? Ответ: “Сидеть и молиться”. Другому человеку сказано: “На работе возьми тропарик и читай”.

Молитва, приносимая со смирением, по мысли отца Иоанна, дает человеку распознать все искушения, наносимые диаволом, и помогает молящемуся одержать победу над этими искушениями. В одном своем письме старец пишет, что только смирение и молитва позволяют человеку освободиться от тиранства диавола и распознать его злой умысел. “Дай Бог, чтобы Христово смирение и молитва постоянно пребывали в нашем сердце, только в таком состоянии мы будем способны распознать внушения злого духа и подвизаться против него”.

Старец своим духовным чадам давал конкретные указания о прохождении молитвенного подвига.

Они были строго индивидуальными, но можно выделить и некоторые общие черты. Так, в “Слове перед исповедью” отец Иоанн учит всех: “Да будет отныне у нас усердное и неослабное попечение о своей душе: она у нас одна, и время жизни одно.

Пока еще не постиг нас час смертный и суд, будем непрестанно воздыхать из глубины сердец наших, как смиренный мытарь: “Боже, милостив буди мне, грешному”. Таким образом старец всем благословлял молиться мытаревой молитвой.

А вот Иисусовой молитвой не всем благословлял молиться. Некоторым на вопрос: “Можно Иисусовой молитвой молиться?” он отвечал: “Богородице, Дево, радуйся” читай или молитву мытаря”.

Молитву: “Господи и Владыко живота моего” каждому можно читать “хоть каждый день”. Некоторым разрешал молиться разными молитвами, но при этом больше мытаревой. Так, в письме духовным чадам отец Иоанн учит: “Молитву Иисусову хорошо произносить устами и притом с покаянным чувством. А лучше всего ее менять, т. е. то молитву Иисусову, то “Богородице Дево, радуйся”, а то – мытареву молитву. Так советовали преподобный Серафим и Феофан Затворник”.

Монашествующих и мирян, тех, кого благословлял заниматься Иисусовой молитвой, старец наставлял: “Иисусова молитва, подобно молнии, озаряет и удаляет из души все мрачное и греховное. Но в ней не следует искать услаждения или успокоения. Она является оружием, поражающим невидимые полчища злых духов, а употребляющий это оружие должен поступать так, как воин во время обычной войны, т. е. когда рвутся около него снаряды и смерть грозит ему со всех сторон, то он в это время не думает о спокойствии или сухости, а только бодрствует и стреляет, и тем сам поражает своих врагов. Так должен и христианин в смирении и самоукорении совершать это дело”.

Батюшка учил, что Иисусова молитва очень помогает людям, находящимся в болезненном состоянии. Но при этом предупреждал: “Теплотой молитвы, покоем не обнадеживайся. От этого может фантазия, прелесть выйти”.

Делатель умной молитвы Иисусовой, отец Иоанн достиг в ней высокого преуспеяния и учеников своих верно вел по пути этого спасительного делания.

Что касается келейного молитвенного правила, оно также назначалось старцем индивидуально. Вот один из его ответов игумении монастыря на вопрос о молитвенном обете. “Получил Ваше письмо, в котором Вы спрашиваете благословения на молитвенный подвиг за возлюбленную нашу сестру во Христе мать С. Тот подвиг, который Вы хотите взять на себя, очень труден, и Вы можете подорвать и так уж слабое Ваше здоровье. Конечно, молиться о ней надо, но Господь часто и один вздох молитвенный принимает вместо великих подвигов. Вот и Вы, мать, обет не давайте перед Богом делать то или другое, потому что часто мы его не можем исполнить, а от этого будет тяготиться душа, а лучше всего молитесь за нее на всех Ваших молитвенных правилах, а особенно тогда поминайте ее душу, когда приходит слезная молитва. Вот в этот момент и скажите Боженьке, чтобы Он Сам ее вразумил и наставил на путь истинный. Ведь у Бога все готово. Он может мгновенно Своей благодатью переродить человека и подать такой обильный источник слез, что после этого человек больше никогда не пожелает оскорбить Его своими грехами”.

В то же время батюшка дает удивительно яркое по своей выразительности и убедительное наставление о взаимной молитве. В письме к своим чадам он учит: “Взаимная молитва не имеет никаких преград. Она всегда объединяла и будет объединять последователей Христовых в один прочный союз духовной жизни”.

Особую силу, по мысли отца Иоанна, имеет молитва матери. Нередко, утешая скорбящих о своих детях матерей, старец говорил: “Молитва матери – со дна ада может вытащить” или “Если мать будет молиться, то все может”.

Но старец всегда учил своих чад, что тот, кто желает приобрести истинную молитву, не должен надеяться только на свои силы.

Например, в трудное атеистическое время 1970-х годов, когда за старцем очень следили, чтобы он не принимал людей на исповедь, один человек скорбел, что редко видит старца и сказал ему: “Батюшка, я никогда Вас просто так не вижу, мне перед этим надо или молебны заказать, или как-то помолиться особо, а то не попадешь”.

Старец ответил: “Это – опасный путь. Не надейся на свои молебны и молитвы. Когда надо, батюшка сам позовет”.

Другой человек рассказал, как однажды, в день празднования Ахтырской иконы Божией Матери, он очень плохо себя почувствовал: была сильная тошнота. Тогда он с молитвой приложился к этой иконе – и все сразу же прошло, хорошо стал себя чувствовать. Батюшка сказал: “Это – опасный путь, не придавай значения”.

По мысли отца Иоанна, искренняя и постоянная молитва необходима каждому человеку: и праведнику, и грешнику. “Даже величайшие грешники не должны оставлять молитву из-за беззаконий своих, – пишет он, – но в покаянной молитве всегда прибегать к Богу, ибо их грехи – это капля воды в сравнении с океаном непостижимой Христовой благодати, которая изобильно подается в молитве каждому человеку и вселяет надежду на утешение в блаженной вечности”.

Батюшка с любовью учил людей богоугодной молитве и в своих наставлениях, и в письмах, и в проповедях. Но, главное, своим личным примером сердечной, горячей, непрестанной молитвы, которая всегда была слышима Богом. Можно сказать, он передавал человеку дух истинной молитвы.

И каждый вмещал его настолько, насколько способен был вместить и хранить. Старец и сейчас учит нас этому в своих богословских трудах и своей молитвой за нас пред Престолом Божиим.

По изданию: Маслов Н. В. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская деятельность и богословское наследие. М., 1999.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

15/28 мая, воскресенье

Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Глас 6-й. Попразднство Вознесения.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом. (Кресто-Воздвиженский собор).

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Иисусу Сладчайшему (Кресто-Воздвиженский собор).

Частица св. мощей прп. Исаии Печерского, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

15 / 28 мая, воскресенье

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325).

Прп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591).

Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских. Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330).

Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление», икон Божией Матери (переходящие празднования в Неделю 7-ю по Пасхе).

Смотреть все

Каталог TUT.BY