Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Монашество

Распечатать
Собираясь принять иноческий постриг, нельзя иметь ни капли сомнений. Как жених говорит о девушке, которую любит, что жить без нее не может и не возьмет замуж никого другого, так должно быть и с монашеской жизнью. Если склоняешься к ней на 99 процентов, но на один процент сомневаешься и пребываешь в нерешительности, не достигнешь успеха. Диавол может повернуть все на 180°, и потом ты не пожелаешь монашества на 99 процентов.

Монахом становится не тот, кто поменял нечто внешнее — одежду, облик и т. п., — а тот, кто изменился внутренне. Иноку нужно постоянно беспокоиться об очищении своей души, изгонять лукавство и взращивать добрые помыслы. Если он будет так поступать, то суждения его не будут неглубокими, он будет видеть душу человека и не станет делать скоропалительных заключений. Главный подвиг инока состоит в том, чтобы очищать свою душу от дурных и лукавых помыслов и иметь добрые.

Монахи имеют особый дар от Бога — входить не в свою малую, а в великую Божию семью, где весь мир — наши близкие. Кто прилепляется душой к своим родителям и родственникам, духовно не развивается.

Тот, кто принимает ангельский образ в юности и подвизается ревностно и со смирением, весьма угождает Богу. И если его монашеские одежды снаружи слегка загрязнились, думаю, они все равно чище, чем у того, кто специально принимает постриг в старости, чтобы пожить в свое удовольствие, а в смертный час похвастаться совершенно новым, с иголочки, облачением. Он произносит обеты на смертном одре полумертвым голосом, обещая хранить девство, послушание и нестяжание. Где хранить, в могиле? Не надо тешить себя такими иллюзиями. Совсем другое, если какой-нибудь человек, сподобившийся принять ангельский образ лишь в старости, подвизается с большим смирением и самоукорением, поскольку ему уже не по силам особые аскетические подвиги.

Цель монаха — превратиться во вместилище Святого Духа. Чувствительность его сердца должна быть тонкой, как листок сусального золота. Вся жизнь инока есть любовь, и на свой путь он вступает из любви к Богу, которая вбирает в себя и любовь к ближнему. Монах думает о страданиях людей, его душа болит за все человечество, и из сердца его непрерывно изливается молитва за мир. И такая молитва склоняет Господа помиловать людей. Некоторые иноки могут помочь человеку больше, чем кто-либо другой на всей земле. Например, мирянин дает неимущему килограмм крупы и пару апельсинов, да еще и напоказ, из бахвальства перед другими, которых он осуждает за жадность. А монах творит молитву втайне, но ею подает ближнему целые горы помощи.

Монах не составляет схему своей деятельности, не придумывает проекта миссионерских трудов, он продвигается вперед без всякой собственной программы, а милостивый Господь ведет его по Своему плану и при необходимости может направить его и на апостольское служение. Бог не хочет, чтобы иноки шли в мир и водили людей за руку. У монаха нет задачи служить миру, находясь в миру. Богу нужно, чтобы монахи, очистив свою душу, становились светом миру и, обретя духовный опыт, указывали людям путь к вечной жизни.

Монахи удаляются от мира не потому, что ненавидят его, а потому, что любят, и таким образом могут немало помочь ему молитвенно в трудностях, которые нельзя разрешить человеческими средствами, а только милостью Божией. Монахи должны непрерывно «поддерживать связь» с Богом, улавливать Его «сигналы» и указывать людям верный путь. Так Бог спасает мир по молитвам иноков. То есть монахи — это «войска связи» в Церкви, а значит, удаляясь от мира, они делают это из любви, дабы избежать «радиопомех» и иметь хорошую «связь» и таким образом полноценнее помогать миру.

Современный мир пылает огнем, а иночество изживает себя, обессиливает, утрачивает добродетельность. Монашество становится пустым делом, если из него уходит духовность. Современное светское общество пренебрежительно относится к благочестивым людям, скоро так же и среди духовных людей ревностный инок будет в презрении. И беда, если монахи легкомысленно будут относиться к мирскому духу, очень скоро тогда молодой человек, желающий принять постриг и жить, как хороший монах, будет слышать от других: «И что ты здесь потерял?..» Встречая иноков, которые живут точно так же, как миряне, многие разочаровываются в монашестве. Они говорят мне, что их искушает образ жизни в некоторых обителях. А как я могу заставить их думать иначе?

Современное монашество глубоко поражено мирским духом, и это зло продолжает распространяться. Инок должен быть иноком, а не светским человеком. Мы не сберегли ту простоту, которой прежде отличались монашествующие. Юные иноки живут сейчас по мирским понятиям — пытаются хорошо выглядеть в глазах других, в поведении руководствуются светскими принципами. А ведь еще совсем недавно в обителях можно было встретить таких отцов, какие описываются в Лавсаике. Кто-то приходил в монастырь от духовного горения, кто — на покаяние. Причины у всех были разные. Один принимал постриг, потеряв жену, другой шел замаливать грехи. В общежительных монастырях можно было встретить и бесноватых, и впавших в прелесть, и юродивых, и стяжавших дары прозорливости и исцелений. Было такое многообразие! А теперь не найдешь ни прозорливого, ни бесноватого, ни чудотворца, ни Христа ради юродивого. У нас сейчас другого рода юродство — мирское. Главным мы сделали наше разумение и потому несколько «тронулись умом». У нас появилось много светских представлений о жизни, и этот мирской дух уничтожил все духовное. И хуже всего то, что мы не осознаем этого.

Сейчас в некоторых монастырях насельники наполнили свой быт большим количеством удобств, и тем отягчили свою жизнь. Забота о лишних, ненужных вещах отнимает у них слишком много времени, и его не остается на необходимые духовные занятия. Молодые, уйдя в монастырь от мирских тревог, находят здесь тот же дух, который царит в светских офисах, и не обретают душевного покоя.

Монашество должно ограждать себя от различных мирских течений, которые пытаются обмирщить его, охладить подлинный иноческий дух, хотя миряне сами должны быть под влиянием монашества и жить по возможности духовно, потому что и заповеди одинаковы и для мирян, и для иноков, и Царство Небесное одно для всех.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

18/1 мая, понедельник

Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей мч. Акиндина, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

17 / 30 апреля, воскресенье

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY