При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
Если мы обличаем ближнего с болью, движимые бескорыстной любовью, то даже если он этого не понимает, в его душе происходят перемены. А обличая без любви, с недоброжелательством, мы в нем «будим зверя», потому что наша злость, сталкиваясь с его самолюбием, высекает пламя ненависти. Если мы по любви терпим недостатки нашего ближнего, он чувствует это. И нашу неприязнь он тоже ощущает, даже если мы прячем ее вглубь и никак не проявляем внешне, потому что наша злоба отзывается в его душе тревогой. Надо всегда спрашивать себя, с какой целью мы хотим сказать нечто обличительное, каковы наши побуди тельные причины. Наша душа болит за ближних, или же нам самим хочется выглядеть хорошими? Если кто-то пытается якобы из духовной ревности привести в порядок церковную жизнь, а в действительности ищет личной выгоды, то как Господь даст ему свое благословение? Чтобы один человек мог давать другому указания, как ему поступать, наставляемый должен иметь смирение, а наставник — быть в десять раз смиреннее, чем он. К тому же он сам должен жить так, как учит других. Если я уверен в своем совете на сто процентов, значит, я сам выполняю это на все сто пятьдесят процентов, но даже при этом я не раз подумаю, стоит ли что-то говорить человеку. Разумеется, можно обличать грехи только близких людей, родных и знакомых. Духовнику нужно ориентироваться на то, какова его власть над человеком и какова степень ответственности. Если духовный отец взял на себя руководство духовной жизнью чада, то ему необходимо его обличать — конечно, очень осмотрительно. Но совершенно бессмысленно становиться чьим-то наставником и обличаешь пороки этого человека, если он не давал тебе такого права. Это то же самое, как если кто-нибудь зашел бы в мою келью и без спроса все бы в ней переставил на свой лад. Если нам станут известны дурные поступки ближних, не будем предавать их огласке. Это нехорошо, когда о чьих-то нравственных падениях узнают все. Нерассудительно разглашая чужие грехи, мы порождаем еще большее зло. Милосердный Бог с любовью терпит наши провинности и никого не выставляет на позор, хотя Ему ведомо наше плачевное состояние. И святые тоже никогда не унижали грешного человека в глазах других, но с любовью и духовной тонкостью втайне содействовали его исправлению. И Церковь действует таким же образом. Мы же, лицемеры, хотя сами грешники, поступаем противоположным образом. Те, которые бездумно обличают грехи других, находятся в духовном помрачении и озлоблении. Они смотрят на людей как на бесчувственные чурбаны и беспощадно обтесывают их на свой лад, не обращая внимания на то, что причиняют им страдания.
|
Расписание богослужений14/27 февраля, субботаПрп. Авксентия. 6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. 8.00 Часы. Божественная Литургия. 16.45 9-й час. Всенощное бдение. 21.30 Воскресная полунощница. Частицы св. мощей равноап. Кирилла, учителя Словенского, и прп. Исаакия, затворника Печерского, имеются в мощевиках обители. Православный календарь14/27 февраля, субботаПрп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Прп. Марона, пустынника Сирийского (IV). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V). Прп. Илариона Грузина, Святогорца (1864) (Груз.). Сщмч. Павла Дернова пресвитера и сыновей его мчч. Бориса, Григория и Симеона (1918); сщмч. Онисима, еп. Тульского (1937); сщмч. Трифона Родонежского диакона (1938). |