Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Самооправдание

Распечатать

Ты находишь оправдания для себя, но не знаешь, как оправдать других? Знай, что очень скоро и Господь не найдет тебе оправдания. Если человек отнесется к кому-нибудь со злобой, то его сердце в один миг может окаменеть, а если им будет руководить любовь, его сердце мгновенно может сделаться очень мягким. Обрети материнское сердце! Ведь любящая мать все прощает своему ребенку и иногда притворяется, что не видит его проступков.

Человек, который совершает над собой правильную духовную работу, для всех ищет оправдания и смягчающие вину обстоятельства, себя же никогда не оправдывает, даже если прав. При любых обстоятельствах он ощущает свою вину, ибо думает о том, что не воспользовался благоприятными возможностями, которые у него были. Заметив в ближнем какой-то изъян, такой человек «включает» добрые помыслы и старается его оправдать. Он размышляет о том, что у него самого множество недостатков, которые, скорее всего, раздражают других... При таком отношении оправдывать ближнего совсем не трудно.

— В чем причина самооправдания?

— В самолюбии. Самооправдание — это наш духовный проигрыш, который прогоняет Божию благодать. Человек не просто не должен оправдываться, — ему нужно радоваться любой несправедливости, допущенной по отношению к нему. Ведь именно самооправдание лишило нас рая. Разве не в этом падение Адама? Когда Бог вопросил: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» — Адам не воскликнул: «Да, Господи, я согрешил!», а стал оправдываться. Если бы он сказал: «Я ошибся, согрешил, Боже мой», если бы Ева тоже раскаялась в своем поступке, то все вернулось бы на свои места. Однако нет — каждый начал себя оправдывать.

Человек, который всегда и во всем оправдывает себя и считает, что его никто не понимает, что все к нему несправедливы, а он несчастная жертва и невинный страдалец, — в конце концов душевно и умственно повреждается и не может уже владеть собой.

Я обратил внимание на то, что сейчас все — и стар, и млад, — все оправдывают с помощью какого-то сатанинского взгляда на мир. Диавол истолковывает для этих людей все на свой манер, и они перестают реально смотреть на вещи. Бесовская трактовка происходящего — вот что такое самооправдание.

Тот, кто не может смириться до того, чтобы попросить прощения, но и не станет оправдываться, — страдает человеческим самолюбием. А тот, кто, согрешив, себя оправдывает, превращает свою душу в жилище бесов. Если такой человек не победит свое «я», то будет допускать все больше и больше промахов и в конце концов падет жертвой собственного эгоизма.

У самооправдания нет ничего общего с духовностью. Нужно осознать, что, оправдывая себя, мы тем самым показываем, что находимся в ложном духовном состоянии. Мы разрываем связь с Творцом и отгоняем от себя благодать Божию, ведь Божественная благодать не может осенить человека, находящегося в ложном состоянии. Как только человек начинает оправдывать то, что нельзя оправдать, он отгораживает, изолирует себя от Бога. Для Божественной благодати нет более сильного «изоляционного материала», чем самооправдание. Оправдывая свои грехи, мы как будто возводим стену, отделяющую нас от Бога, и таким образом полностью теряем с Ним связь.

Самооправдание — это привычка, поэтому нужна сила воли, чтобы от нее избавиться. При этом человек не только должен научиться не оправдываться перед другими, но и внутри себя иметь правильный духовный настрой. Ведь будет еще хуже, если человек, ничего не возражая вслух, в душе будет сохранять убежденность в том, что с ним поступили несправедливо. Если он что-то скажет в свое оправдание, то ему могут на это возразить, объяснить ситуацию, и он поймет, что ошибался. А если же он ничего не скажет вслух, но при этом будет думать: «Я знаю, что я прав, но я промолчу, потому что я выше этого», — он так и останется в заблуждении.

Если мы в этой жизни ищем оправдания своим поступкам и боимся укоров, это значит, что мы еще не свободны от мирского духа и что наша печать вызвана не раскаянием, а человекоугодием, которое отравляет и душу, и тело.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

18/1 мая, понедельник

Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей мч. Акиндина, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

17 / 30 апреля, воскресенье

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY