Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Скорби

Распечатать

Скорби очень помогают душе, смиряют ее, и чем сильнее чья-либо боль, тем большую он получает пользу. К примеру, у двух матерей единственные сыновья уходят в монастырь. Одна мать, будучи членом Церкви, переживет разлуку с сыном не слишком болезненно, потому что будет чувствовать, что он в безопасности близ Христа, и ее боль понемногу утихнет. А другой матери, человеку нецерковному, будет очень тяжело, как если бы сын ее умер, она и будет считать его живым мертвецом. Она не может смириться с его потерей и очень сильно мучается при мысли о том, что он строго постится, совершает бдения, подчиняется другим и т. п., потому что она не понимает смысла этого, не ощущает благодати. Но намного сильнее боль Господа, Который видит страдания обеих матерей. Я верю, что Бог зачтет как мученичество скорбь неверующей матери и щедро вознаградит ее, т. к. она очень сильно страдала, не ведая Божественной благодати.

Желая, чтобы мы взращивали в себе добродетели, Бог попускает существование болезней, бедности и т. п. Ведь Он мог бы больным дать здоровье, а нищим богатство, Он мог бы всем послать благоденствие, но тогда у нас появилось бы ошибочное впечатление, что мы праведны. Например, мы считали бы себя милостивыми, в действительности не будучи такими, а сейчас наши добродетели видны из наших дел.

Человек, который избегает испытаний, который не желает терпеть боль и скорбь, не хочет, чтобы его огорчали или упрекали, а стремится к безоблачной, безмятежной жизни, — оторван от реальности. Если человек испытывает боль — значит, его посетил Господь. А если у человека нет скорбей — скорее всего, это означает, что Христос оставил его. Такой человек и грехи свои не оплачивает, и никаких духовных накоплений не имеет. Так что люди должны воспринимать скорби и искушения как дары Божии. Как утверждает св. Исаак Сирин, бедствия в этой жизни уменьшают адские мучения[1], то есть по отношению к человеку начинают действовать духовные законы и некоторая часть адских мучений уничтожается.

Взрослый человек, который не хочет терпеть оскорблений и суровых замечаний, помогающих ему избавиться от страстей или — если он невиновен — получить мзду, неразумнее маленького ребенка, который убегает от врача, боясь, что тот сделает ему укол, и потому постоянно мучается от лихорадки и кашля. Мы должны больше благодарить тех, кто нанес нам рану, благодаря чему были исторгнуты терния из нашей души, чем тех, которые задаром перекопали наше поле и извлекли на свет наше сокрытое сокровище.

Милостивый Бог, желая, чтобы Его чада прибегли к Нему, как любящий Отец вразумляет их с помощью испытаний. Он делает так от любви, от Своей Божественной доброты, а не от жестокосердия и не ради формальной мирской справедливости. Бог попускает нам испытания, желая спасти нас и даровать нам Свое Небесное Царство. Он дает их для того, чтобы мы боролись, подвизались и уверенно выдержали проверку на терпение, так что сатана не смог бы сказать: «За что же он получил свою мзду? Почему Ты его спасаешь? Он ведь не трудился!» Наше земное благополучие Бога не интересует, для Него важна жизнь вечная. В первую очередь Он печется о нашей будущей жизни и лишь потом — о жизни временной.

Бог, пребывая близ нас, видит наши страдания и утешает нас, как любящий Отец. А что же, неужели Ему приятно видеть, как Его чада мучаются? У Бога учтены все наши скорби и слезы, и Он воздаст нам за все. Только Господь может дать подлинное утешение, поэтому человек, который не верит в Бога, в вечную жизнь и не прибегает к Его милосердию в истязающем душу горе, впадает в глубокое отчаяние. Жизнь такого человека лишена смысла. Он тяготится этой жизнью, не имея ни помощи, ни утешения, и душу свою обрекает на вечные мучения.

Воспринимая испытания по-мирски, люди страдают. Но ведь Бог наблюдает за каждым из нас, поэтому мы должны целиком предавать себя в Его волю, иначе наша жизнь превратится в мучение: мы будем стремиться к тому, чтобы все устраивалось по нашему желанию, а все будет идти не так, как нам хочется, и поэтому душа наша никогда не будет знать покоя.

Если бы Господь, не обращая внимания на наши страсти, брал бы нас в Царство Небесное такими, как есть, то мы и в раю бы всех перебаламутили и подняли бурю недовольства. Поэтому Бог попускает сатане искушать нас в этой жизни, чтобы скорби вытряхивали мусор из нашей души, очищая и смиряя ее. А чистую душу Он осеняет Своей благодатью.

Принимайте любые скорби с радостью. Страдания, причиненные нам недоброжелателями, слаще той «патоки», которой потчуют нас любящие люди. Ведь в заповедях блаженства Христос сказал не: «Блажени есте егда похвалят вы», а «Блажени есте, егда поносят вам...», и к тому же «на вы лжуще». Когда человеку причиняют незаслуженные страдания, он собирает духовные сокровища на небесах, а если он подвергается справедливому наказанию, то тем самым расплачивается за свои грехи. Поэтому нужно не только с кротостью терпеть того, кто стал для нас источником искушений, но и быть ему благодарным, потому что он предоставляет нам удобную возможность потрудиться в любви, терпении и смирении.

Мы должны быть более благодарны тому, кто нас расстраивает и обижает, тем самым смиряя, чем тому, кто балует нас лакомствами и сладостями или окружает почетом и ублажает льстивыми словами, потому что скорби — лучшее целебное средство для нашей души.



[1] В русском переводе: «Наказуемый здесь за свой срам вкушает своей геенны».


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 сентября, воскресенье

Неделя 14-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 5-й.

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, имеется в обители. 

Смотреть все

Православный календарь

9/22 сентября, воскресенье

Неделя 14-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 5-й.

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севериана (320). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896).

Глинских святых: прпп. Василия Кишкина (1831); Филарета Данилевского (1841); Феодота Левченко (1859); Макария Шарова (1864); Мартирия Кириченко (1865); Евфимия Любимченко (1866); Досифея Колченкова (1874); Илиодора Голованицкого (1879); Иннокентия Степанова (1888); Луки Швеца (1894); Архиппа Шестакова (1896); Иоанникия Гомолко (1912); Серафима Амелина (1958); Андроника Лукаша (1974); Серафима Романцова (1976); Зиновия Мажуги, митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Прп. Феофана исп. (ок. 300). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Румын.). Собор Алтайских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 7 сентября). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 3 сентября).

Сщмчч. Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мч. Василия Шикалова (1937); прмч. Андроника Сурикова (1938); сщмч. Александра Виноградова пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY