23 Июн 2024
Праздник Святой Троицы в Спасо-Евфросиниевском монастыре
В Полоцкой обители молитвенно встретили праздник Святой Троицы.
22 июня, в канун праздника, в Кресто-Воздвиженском соборе было совершено праздничное всенощное бдение, которое возглавил духовник обители митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик. Ему сослужили клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря.
Диаконский чин совершил протодиакон Антоний Каменков.
Богослужебные песнопения исполнил хор сестер монастыря под управлением монахини Февронии (Бармичевой).
23 июня, в день праздника Святой Троицы, в Спасо-Евфросиниевской обители были совершены две Божественные литургии.
Раннюю литургию возглавил иерей Игорь Лысенок. Ему сослужил клирик Спасо-Евфросиниевского монастыря протоиерей Виталий Мерзликин.
Богослужебные песнопения исполнил хор сестер монастыря под управлением монахини Феоктисты (Павленко).
По окончании Божественной литургии отец Игорь поздравил всех молящихся с праздником и произнес проповедь:
«Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем двунадесятый праздник – день Святой Троицы. Этот праздник мы ждали, этот праздник предрекал Сам Господь, когда еще во время Своей земной жизни говорил о том, что Он после Воскресения пошлет “другого Утешителя” (Ин. 14, 16) –Духа Святого. И это произошло на пятидесятый день по Воскресении и на десятый день по Вознесении.
Господь заповедал Своим ученикам находиться в Сионской горнице, пребывая в молитве и единстве. В этот день Дух Святой в виде огненных языков снизошел на святых апостолов, и тем самым совершилось спасение рода человеческого. Этот день именуется днем рождения Церкви земной. Святые апостолы, освященные благодатью Божией и разговаривающие на разных языках, “пошли и проповедывали везде” (Мк. 16, 20) Евангелие. В Православной Церкви преемство епископских посвящений, рукоположений идет непрерывно от самих апостолов, и благодать Духа Святого незыблемо пребывает в нашей Церкви. “Святым Духом всяка душа живится”, Духом Святым живет и дышит сама Церковь. Через уста святых угодников Божиих порицались ереси, через Духа Святого изгонялись враги и Духом Святым все устрояется.
В сегодняшний день Святой Троицы мы собрались, чтобы вознести свои молитвы к Богу и поблагодарить Его за бесчисленные благодеяния. Наш храм украшен ветвями берез, и это символически напоминает нам о первом явлении Святой Троицы нашему праотцу Аврааму, когда он находился у дуба Мамврийского. Листья берез, которыми украшаются наши храмы, и являются прообразом Мамврийского дуба. По преданию мы знаем, что святой Авраам был очень гостеприимен и ожидал пришествия каждого гостя, приглашая странников к себе домой, чтобы они подкрепились и отдохнули. И вот у этого Мамврийского дуба произошло явление Святой Троицы Аврааму.
Конечно же, очень глубоко познание Святой Троицы. Мы веруем во святую, единосущную, животворящую и нераздельную Троицу – Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, Которые между собой соединены неслитно, нераздельно и неразлучно. Наверное, умом понять это очень сложно. Это можно понять на уровне веры, любви, милосердия и преданности воли Божией. Некий человек хотел понять умом сущность Святой Троицы и просил у Бога, чтобы Господь зримо ему это объяснил. И вот однажды, когда он гулял на берегу моря, он увидел мальчика, который маленьким сосудом черпал воду из моря и выливал ее в ямку, сделанную на берегу. “Что ты делаешь?” – спросил человек. “Хочу все море вместить в эту ямку”, – ответил мальчик. “Но это невозможно!”– воскликнул тот, осознав, что наш ум подобен этой ямке, а тайна Святой Троицы подобна этому большому морю. Можно ли вместить невместимое? И наш ограниченный ум не может вместить Божественный разум.
Святые отцы учат, что сущность Божия подобна солнцу. Как солнце состоит из трех: одно есть круг, другое-сияние, третье-теплота, но одно солнце, а не три, – так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца, Сына и Святого Духа, однако один есть Бог.
Мы должны предавать свою жизнь на волю Божию и жить верой. Хочется привести в пример повествование о том, как один архиерей, совершая плавание на корабле, приплыл на маленький остров и увидел рыбаков, которые более 30 лет жили на этом острове. Он начал разговаривать с ними о Боге и спросил, как они молятся. И они ответили: “Нас трое, и Святая Троица – Трое, и мы вот молимся: «Трое Вас и трое нас, Господи, помилуй нас”.
Архиерей ответил, что надо молиться по-иному и научил их молитве “Отче наш”.
Сев на корабль и отплыв от берега, он вдруг увидел, как к нему по волнам бегут эти три простых рыбака и просят напомнить им молитву “Отче наш”. И тогда владыка ответил: “Вот что, братие, я архиерей, облачен высшей от Бога властью священства, но по морю бегать не умею. А вы простые люди, а по волнам бегаете! Как молились, так и молитесь”.
Так и все у нас познается на уровне веры. Дай Бог, чтобы мы имели крепкую веру и помнили о том, что “Святым Духом всяка душа живится”. И, как святым апостолам было необходимо укрепление Духом Святым для совершения проповеди, так и каждому из нас необходима благодать Божия. Будем укрепляться и помнить слова преподобного Серафимы Саровского: “Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя”. Будем и мы стремиться стяжать благодать Святого Духа, чтобы быть храмами благодати Божией, а это значит быть “сосудами избранными”, которые вмещают в себя святость Церкви. А для этого нам нужна непогрешимая жизнь, борьба со страстями, грехами и исполнение заповедей Божиих».
Позднюю Божественную литургию возглавил духовник обители митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик. Ему сослужили клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря.
Диаконский чин совершил протодиакон Антоний Каменков.
Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой).
По запричастном стихе отец Иоанн обратился к молящимся с проповедью:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Земная жизнь нам дана для того, чтобы получить преображающую силу и с помощью Святого Духа стать чадами Божиими. И Святая Церковь, ее богослужение, таинства, молитвы являются той средой, где мы можем научиться этому.
Промысел Божий ведет нас к тому, чтобы человек задумался над целью и смыслом своей жизни, чтобы он вырвался из омута этой “обывательщины”, суеты, вспомнил, что он должен жить в горнем мире, и начал заботиться о преображении своего сердца.
Как же нам, братья и сестры, снискать эту преображающую силу? Как нам приобрести эту благодать Святого Духа? Ответ на это только один: через исполнение заповедей Христа. Об этом Он говорит в Евангелии: “Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите. И Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек” (Ин. 14, 15–16).
Для того, чтобы благодать Божия вошла в наше сердце, нужно нашу душу очистить. В неочищенную душу благодать Святого Духа не войдет. Никто не может влить драгоценную, чистейшую жидкость в грязную разбитую бочку, а вливают ее в соответствующий чистый сосуд. Святые отцы говорят, что как пчелы разлетаются, когда их окуривают дымом, так и Святой Дух удаляется от той души, где Он видит и чувствует смрад дыма страстного, смрад греховных, нечистых, непотребных мыслей, чувств, желаний, которые есть злопамятство, небрежение и неуважение к ближнему, зависть, гордость, тщеславие, блудные мысли. Все это удаляет Духа Святого из души. Или наоборот, как пчелы прилетают на цветы, где есть нектар, так и Дух Святой приходит в те души, где есть благоухание добрых мыслей, намерений и желаний. Например, любовь к ближнему, сострадание, щедрость, чистота и прочие добродетели. Они, как пчелы на цветки, привлекают в душу человека Святой Дух.
И сегодня в день Пятидесятницы, в день Святой Троицы мы молимся Господу и читаем такие слова в молитве Святому Духу: “Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны”. То есть мы молимся о том, чтобы Дух Святой вошел в нашу душу и сердце, обновил нас, изменил и преобразил. И сегодня к нам приходит «Утешителю… Сокровище благих», чтобы мы с вами действительно обновились, преобразились и воспрянули для духовной жизни с Господом».
По окончании поздней Божественной литургии была отслужена праздничная вечерня с чтением коленопреклоненных молитв. После вечерни состоялась праздничная трапеза с Чином о Панагии.