При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
Совершая паломничество по святым местам Белой Руси, нельзя не посетить древний Полоцк, который искони был славен своими храмами, обителями, самобытной школой зодчества, ремеслами. Уже в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, здесь была учреждена епископская кафедра. А спустя несколько десятилетий, во время правления князя Всеслава Брячиславича (1044–1101), на высоком холме Полоцкого детинца был возведен величественный собор Святой Софии – символ духовной мощи и политической независимости города. XII столетие стало для Полоцкой земли периодом расцвета иноческой жизни. Здесь просияла великая угодница Божия преподобная Евфросиния, основавшая девичью обитель «у церкви Спаса». Святая Евфросиния родилась в начале XII века в семье князя Георгия Всеславича и княгини Софии и была наречена Предславой. С юных лет княжна отличалась мудростью и любовью к книжному учению. Удалившись в 12 лет в монастырь, Предслава приняла иноческий постриг с именем Евфросиния. Затем по благословению Полоцкого епископа Илии она поселилась в келии Полоцкого Софийского собора, где кроме молитвы и духовного чтения занималась переписыванием священных книг. После чудесного явления Ангела преподобная Евфросиния с одной из черноризиц около 1125 года переселилась в местечко Сельцо, расположенное недалеко от Полоцка. По прошествии некоторого времени на Сельцо стали приходить девицы, искавшие спасения души и желавшие уневестить себя Христу. Так, следуя примеру святой Евфросинии, в Спасский монастырь пришли ее сестры Градислава и Звенислава, которые, приняв иноческий постриг, были наречены Евдокией и Евпраксией. Первоначально на территории современного монастыря находилась деревянная Спасская церковь и каменная церковь-усыпальница полоцких епископов. Усердием преподобной Евфросинии зодчим Иоанном за тридцать недель на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм. В нем по желанию святой были устроены две крестообразные келии: для нее самой и для ее сестры монахини Евдокии. Стены церкви были расписаны фресковой живописью. Дошедшие до настоящего времени росписи поражают почти полной сохранностью, тонкой продуманностью иконографической программы и художественным совершенством. Для Спасского храма в 1161 году по заказу преподобной Евфросинии мастером-ювелиром Лазарем Богшей был изготовлен напрестольный Крест-ковчег. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери и частицы мощей святых. Около 1155 года недалеко от Спасской обители преподобная воздвигла Богородицкую церковь и устроила при ней мужской монастырь. В эту обитель по просьбе святой был доставлен из Царьграда Эфесский образ Пресвятой Богородицы, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Позднее, в 1239 году, икона была дана в благословение на брак великому князю Александру Невскому с полоцкой княжной Александрой и перенесена в соборный храм города Торопца, где совершилось венчание великокняжеской четы. (В настоящее время икона находится в храме в честь благоверного князя Александра Невского в поселке Княжье Озеро Московской митрополии). Видя множество инокинь и иноков, собранных во имя Господне, святая игумения «радовалась им… как своему спасению» и прилагала неустанное попечение о вверенных ей душах. Для многих она стала «путеводительницей ко спасению», духовной радостью и опорой. От Бога преподобная была наделена даром «прозрения сердец», примиряла враждующих, являясь для всех примером смирения, кротости, милосердия и любви к ближним. Достигнув преклонных лет, святая возжелала посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя. Проститься с преподобной Евфросинией приехал и ее брат Вячеслав с княгиней и юными дочерьми Кирианной и Ольгой. Провидя добродетельную жизнь племянниц в иноческом чине, святая постригла их в монашество с именами Агафия и Евфимия. Отправляясь в Иерусалим, она поручила управление Спасским и Богородицким монастырями своей сестре монахине Евдокии. Спутниками блаженной Евфросинии во Святой Град стали ее брат Давид и двоюродная сестра монахиня Евпраксия. Во время своего пребывания в Иерусалиме преподобная трижды приходила на поклонение Гробу Господню, где молила Бога, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на Святой Земле. Молитва ее была услышана. Пролежав на одре болезни двадцать четыре дня, 23 мая 1173 года святая Евфросиния предала свою душу Господу. Погребена она была в монастыре преподобного Феодосия Великого, недалеко от Иерусалима. В 1187 году Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах-ад-Дином. Покидая город, христиане не пожелали оставить в руках мусульман свои святыни. Нетленные мощи преподобной княжны также были изнесены из Святой Земли и Промыслом Божиим оказались в Киево-Печерской Лавре. После кончины преподобной Евфросинии основанные ею обители в течение нескольких столетий процветали и благоустраивались, но впоследствии на их долю выпали тяжелые испытания. Богородицкий монастырь не сохранился до наших дней. Спасская обитель после захвата Полоцка войском короля Стефана Батория с 1580 по 1820 год (с перерывом на 1654–1667 годы) находилась в руках католического ордена иезуитов, а с 1820 по 1832 год – пиаров. Только с 1841 года, после издания Святейшим Синодом Указа о возрождении древнего монастыря «у церкви Спаса», в стенах обители начала возобновляться иноческая жизнь. В 1844 году при монастыре было открыто Спасо-Евфросиниевское женское училище, достигшее особого расцвета в начале XX века. По мере увеличения числа насельниц становилась все более очевидной необходимость строительства более просторного, вместительного храма. В 1847 году на месте ветхого монастырского дома была устроена теплая каменная церковь и освящена в честь основательницы обители преподобной Евфросинии (ранее, с 1842 года, здесь находилась домовая церковь). В 1897 году усердием игумении Евгении (Говорович) над монастырской площадью засияли кресты пятиглавого Кресто-Воздвиженского собора. По мнению современников, собор, как по своей архитектуре, так и по изящной внутренней отделке (живопись, художественная орнаментика иконостаса, мозаичный из мраморных и цементных плит пол) мог быть отнесен к лучшим храмам Полоцкой епархии. В 1910 году Спасо-Евфросиниевская обитель, а с ней и вся земля Полоцкая, была утешена великой милостью от Господа. 29 января 1910 года Император Николай II подписал Указ, утверждавший порядок торжественного перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Святыню перевозили по Днепру на пароходе «Головачев» 737 км, а от Орши до Полоцка через Витебск окружным путем 201 км раку с мощами несли священнослужители, монахи и простые богомольцы. Так, спустя более семи столетий после своей блаженной кончины, преподобная вернулась в родную обитель. Мощи великой Полоцкой княжны были положены в новую серебряную раку и помещены в древнем Спасском храме. С началом Первой мировой войны сестры обители были эвакуированы в Ростовский Авраамиев монастырь, где они находились, предположительно, до 1921 года. Туда же были перевезены мощи преподобной Евфросинии и церковные ценности. После революционных событий 1917 года начался крестный путь Спасо-Евфросиниевской обители. В 1921–1922 годах из монастыря было реквизировано множество икон, драгоценные ризы, оклады, а в 1922 году – серебряная рака. Крест преподобной Евфросинии, находившийся еще в 1925 году в Спасо-Преображенской церкви монастыря, был реквизирован не ранее этого года. Представители советской власти трижды вскрывали мощи преподобной Евфросинии: в Ростове Великом (1920), Полоцке (1922) и Витебском губернском музее, куда святыня была доставлена в 1922 году. В 1925 году (по другим источникам – в 1924) обитель была закрыта, и все здания, принадлежавшие ей, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестер. Изгнанным из монастыря монахиням пришлось поселиться в домах родственников и прихожан. Некоторые насельницы Спасской обители переехали на отведенный им участок из-под вырубленного леса, называвшийся «Пеньки» (в 20 км от Полоцка). Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу до ноября 1929 года. В начале Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован немецкими войсками. В годы тяжелых военных испытаний, выпавших на долю страны, люди начинают обращаться к Богу. Во многих местах открываются храмы, совершаются богослужения. В 1943 году оккупационными властями было дано официальное разрешение на открытие Полоцкого монастыря. А 23 октября того же года из Витебска в Полоцк были перевезены мощи преподобной Евфросинии. В 1961 году, в период возобновившихся гонений на Православную Церковь, Спасо-Евфросиниевская обитель была еще раз закрыта, а насельницы перемещены в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенская церковь была передана приходской общине и являлась единственным действующим храмом в Полоцке. Только 6 июля 1989 года последовало решение Священного Синода РПЦ о возрождении Полоцкой обители. В 1990 году из Жировичского монастыря в Полоцк приехали первые насельницы. В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-реставрационные работы. Менее чем за два года монастырь преобразился: был восстановлен Свято-Евфросиниевский храм, завершились реставрационные работы в Кресто-Воздвиженском соборе, реконструирована колокольня. Возглавила возродившуюся обитель игумения Евфросиния (Максимчук). В Спасо-Преображенской церкви сохранилась почти в полном объеме уникальная фресковая роспись XII века. С 1990-х годов ведутся работы по восстановлению древней росписи самого храма и сохранившейся в нем келии преподобной Евфросинии. В 1997 году, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в Спасский монастырь был торжественно доставлен воссозданный Евфросиниевский Крест, изготовленный брестским мастером Н. П. Кузьмичом по образцу древнего, утерянного в годы Великой Отечественной войны. В 1998 году были обретены вериги преподобной Евфросинии. В 2007 году была воссоздана серебряная рака, изготовленная по эскизам, сделанным с фотоснимков 1910 года. В августе 2009 года в Кресто-Воздвиженском соборе над серебряной ракой со святыми мощами была установлена резная сень, увенчанная золотой луковичной главой. Средства на изготовление раки и сени – щедрые пожертвования многих благоговейных почитателей преподобной. 26 мая 2010 года к 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк митрополит Минский и Слуцкий Филарет преподнес в дар обители список Эфесской иконы Божией Матери XVI века. Образ ныне украшен серебряной басмой и установлен в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря под дубовой резной сенью.
Так, пережив все бури и потрясения, ныне вновь красуется Спасо-Евфросиниевская обитель. В настоящее время в монастыре под молитвенным покровом святой Евфросинии подвизается около 130 сестер. Возглавляет обитель игумения Евдокия (Левшук), назначенная настоятельницей в августе 2004 года. В монастырских храмах ежедневно совершаются уставные богослужения. Поклониться преподобной Евфросинии Полоцкой ежегодно стекаются тысячи богомольцев.
|
Расписание богослужений18/1 декабря, пятницаМч. Платона. Мчч. Романа диакона и отрока Варула. 5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. 7.15 Часы. Божественная Литургия. 16.45 Вечернее богослужение с полиелеем. Православный календарь18/1 декабря, пятницаМч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303). Мчч. Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли. Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1948). |