При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
Недалеко от Спасо-Евфросиниевского монастыря сохранилось здание, в котором еще в прошлом столетии располагалось Полоцкое епархиальное училище.
![]() Со времени распространения Православной веры на Руси единственными рассадниками просвещения были святые обители, возникавшие вслед за апостольской проповедью о Христе. Этому святому назначению была верна и наша обитель, – одно из первых учебных заведений Древней Руси было открыто у стен Полоцкого монастыря. Еще при жизни преподобной Евфросинии здесь была устроена школа для девочек, которая дала мощный импульс для появления и развития женского духовного образования. Так, в XIX столетии при монастыре возникло Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище. Оно выросло из той древней школы в местечке под названием Сельцо, которую основала сама преподобная Евфросиния. Как учебное заведение, училище существует с 1841 года. Государь Император Николай I, изъявляя свое согласие на восстановление Спасо-Евфросиниевской обители, поставил непременным условием, чтобы при нем было устроено епархиальное училище для девиц исключительно духовного звания. Число учащихся на первых порах жизни училища едва достигало 30 человек, что, впрочем, было вполне естественным при том слабом запросе на образование, особенно для девочек, какой был к исходу 60-х годов XIX века. Под управлением трех игумений училище пережило три важные перемены. Будучи основанным при игумении Клавдии (Щепановской) (1842–1853), оно было единственным очагом просвещения для девиц духовного звания Полоцкой епархии и обладало солидными педагогическими силами в лице преподавателей семинарии с ректором во главе. Управление игумении Евфросинии (Сербинович) (1853–1878) характеризовалось сокращением числа учащихся, понижением качества обучения и заменой учителей монахинями. В игуменство матушки Евгении (Говорович) (1878–1900) духовное училище достигло особого расцвета. Постепенно число учащихся стало увеличиваться, особенно с тех пор, когда разрешено было принимать детей иных сословий. Для обучения были приглашены преподаватели, окончившие Витебское женское училище, а также учителя мужского духовного училища. Училище имело уже собственные хозяйственные здания, отдельные помещения для больницы и столовой. При прежних начальницах училища программа предметов обучения была весьма скромной: чтение, письмо, молитвы, азы православия, русская грамматика, пространный катехизис, начала арифметики и рукоделие. Однако во время игуменства матушки Евгении учебная программа значительно расширилась. Ее рамки охватывали такие предметы, как дидактика, педагогика, русская история, церковное пение, география, русский язык, чистописание, арифметика, церковно-славянский язык, греческий язык, физика и гимнастика. В 1907 году указом Святейшего Синода Спасо-Евфросиниевское училище было преобразовано в шестиклассное и получило статус епархиального, что давало право выпускницам на звание домашних учительниц без сдачи дополнительных экзаменов в Полоцком мужском духовном училище. В конце XIX – начале XX в. звание домашней учительницы давало большие преимущества при назначении на места учительниц начальных школ всех ведомств. К этому времени обязанности начальницы училища исполняла монахиня Нина (Боянус) (1904–1915). Именно в этот период времени училище достигло наибольшего расцвета: из бедного трехклассного оно было преобразовано в шестиклассное, получило статус епархиального со всеми правами и привилегиями для выпускниц. Ее трудами было возведено новое трехэтажное каменное здание училища (1906), в котором была устроена домовая Свято-Троицкая церковь. Что касается образовательной части, – при матушке Нине была усовершенствована и расширена учебная программа. В учебный курс были введены дополнительные предметы: иностранные языки (английский, немецкий, французский), черчение, живопись, ваяние, уроки игры на скрипке. Особое внимание уделяла начальница училища духовно-нравственному воспитанию своих учениц. Она проводила с ними внеурочные беседы о вере и жизни по Евангелию. За свою деятельность по устройству училища в 1908 году монахиня Нина была награждена наперсным крестом, а в 1914 году указом Святейшего Синода была возведена в сан игумении за «отлично-усердную службу по учебно-духовному ведомству». Во время Первой мировой войны ее вкладом в помощь Отечеству явился небольшой лазарет, устроенный в училище и содержавшийся на ее средства. Также в училищном здании с 1914 года был расположен госпиталь, где матушка Нина трудилась в качестве сестры милосердия. Как свидетельствуют письма игумении Нины, порой ей приходилось делать до 150 перевязок в день, притом, что на ее попечении оставалось более двухсот учениц и училищный персонал. К делам милосердия матушка привлекала и своих воспитанниц. Девочки шили и вязали теплые носки, изготовляли кисеты с образками, крестиками, конвертами, бумагой, карандашом и мылом, откладывали часть выдаваемого им сахара для передачи больным воинам. В 1910 году Спасо-Евфросиниевское училище принимало участие в незабвенных Торжествах по перенесению святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Сама игумения Нина не только участвовала в событиях, происходивших по этому случаю, но была и среди полоцких представителей в Киеве. Для жителей Полоцкой земли Торжества, связанные с возвращением преподобной Евфросинии, совершились незадолго до начала новой страницы в истории края и Русской Православной Церкви XX века. Уже в 1915 году в связи с приближением немцев к Полоцку, святые мощи преподобной, множество икон и другие монастырские ценности были эвакуированы в Ростов Великий. Вместе с ними в Ростов выехало и Спасо-Евфросиниевское училище, возглавляемое игуменией Ниной. Училище расположилось на окраине Ростова, в Варницком Свято-Троице-Сергиевом монастыре. После Октябрьского переворота 1917 года училище прекратило свое существование. В 1925 (1924?) году Спасо-Евфросиниевскую обитель закрыли, незадолго до этого, в 1922 году здание епархиального училища было передано Полоцкому лесному техникуму (ныне – это Полоцкий государственный лесной колледж).
|
Расписание богослужений12/25 марта, субботаСуббота 4-й седмицы. Крестопоклонной. Поминовение усопших. Прп. Феофана исп., Сигрианского. 6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. 8.00 Часы. Божественная Литургия. Панихида. 16.45 9-й час. Воскресное всенощное бдение. 21.45 Воскресная полунощница. Православный календарь12/25 марта, субботаПрп. Феофана исп., Сигрианского (818). Прав. Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021). Св. Александра Державина исп., пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, прмч. Владимира Волкова (1938); сщмч. Сергия Скворцова пресвитера (1943). Лиддской нерукотворенной (на столпе) иконы Божией Матери (I). Поминовение усопших. Литургия св. Иоанна Златоуста. |