АРХИЕПИСКОП ПОЛОЦКИЙ И ВИТЕБСКИЙ ВАСИЛИЙ (ЛУЖИНСКИЙ): ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Дело, на которое положил все мои силы, всю мою жизнь, – это воссоединение унии в Белоруссии и на Волыни. Я предан был этому делу более чем моей жизни; занимался им по крайнему разумению, по совести и по истине, – это ведает Бог», – такими словами охарактеризовал свою деятельность архиепископ Василий (Лужинский) в 1870 году, будучи уже православным архиереем. Действительно, акт о воссоединении униатов с Православной Церковью, принятый собором униатского духовенства в городе Полоцке 12 (25) февраля 1839 года, в неделю Торжества Православия по церковному календарю, служит венцом деятельности многих лучших униатских пастырей. История сохранила имена лишь некоторых из них: митрополит Ираклий (Лисовский), архиепископ Иоанн (Красовский), митрополит Иосиф (Семашко), архиепископ Василий (Лужинский), архиепископ Антоний (Зубко), а имена многих их помощников так и остались в безвестности.
Безвестность и бесславие – нет хуже награды от потомков! Не виновно ли в этом пагубное равнодушие к родной истории, скрывающееся под привычным согласием со старыми наукообразными штампами? Cujus regio, ejus religio (чья власть, того и вера) – гласит известный тезис Реформации; согласно такому принципу в Речи Посполитой при короле-католике православные епископы принимают унию, а затем в Российской Империи при царе-православном униатские епископы принимают Православие, и в обоих случаях ими двигали корысть и малодушие. Так рассматривают события воссоединения «неконфессиональные» историки. У католических исследователей уния представляется ликвидированной государственной властью, а деятели воссоединения называются «изменниками», например, митрополит Иосиф (Семашко) именуется «предателем унии» (zdrajca) . Наиболее аргументированными в научном отношении являются труды русских историков дореволюционного периода М.О. Кояловича, И.А. Чистовича, Г.Я. Киприановича и других. Они ценны как раз тем, что некоторые авторы (например М.О. Коялович) были сами выходцами из униатской среды.
Присмотримся к одному из главных деятелей воссоединения униатов в Белоруссии архиеп. Полоцкому Василию (Лужинскому), годы жизни которого 1791–1879. Родился архиепископ Василий в 1791 году в семье униатского священника Стефана Лужина-Лужинского, настоятеля Старо-Руднянской церкви Рогачевского уезда, Могилевской губернии. Отец Василия не принадлежал к партии фанатичных униатских ксендзов. Интерес преосвященного Василия к греко-восточному богослужению мог начаться, таким образом, еще в детском возрасте. Однако отец скоро умер, и мама передала своего сына на воспитание двоюродному брату, помещику Белецкого уезда, Кельчевскому – католику. Воспитание дяди сказалось впоследствии у Лужинского в том, что он никогда не действовал фанатично против католиков и терпимо относился ко многим вероучительным различиям католичества и Православия.
В 1806–1807 годах стараниями униатского митрополита Ираклия (Лисовского) в Полоцке открылась духовная семинария. Мама Василия отдала его в число первых 15 воспитанников семинарии, содержание которых было за счет доходов от имений полоцкого архиепископа. По плану Лисовского Полоцкая семинария должна была стать хорошим училищем для будущих униатских священников, чтобы они способствовали восстановлению греко-восточных обрядов на приходах. От занятия профессорских должностей в семинарии были сразу же устранены латинствующие монахи-базилиане, а наставниками назначены светские лица, образованные выходцы из детей духовенства. Жизнь семинарии всецело зависела от заботливого попечения полоцких епископов Лисовского (†1809) и Красовского (управлял епархией до начала 1822 года), что вызывало ответную любовь к ним наставников и воспитанников.
Жизнь и деятельность таких ревностных архипастырей, несомненно, оказали большое влияние на Василия Лужинского. Именно в эти годы нужды униатской церкви и необходимость преобразований были со всей остротой прочувствованы молодым воспитанником. В течение 5 лет (с 1807 по 1812 годы) продолжалась семинарская учеба Василия Лужинского, и затем она продолжилась в Полоцком иезуитском коллегиуме (академии), так как высшего (богословского) класса в семинарии еще не было. Через два года Лужинский ушел из академии со степенью кандидата философии. Он решает изучать богословие в главной семинарии при Виленском университете, куда поступает в 1816 году. Годы учебы в иезуитской академии и главной семинарии укрепили в молодом студенте неприятие католичества.
Василий Лужинский рассказывает такой случай из своей учебы в семинарии. Однажды профессор университета каноник Михаил Бобровский взял своих воспитанников в Троицкий базилианский монастырь, чтобы поучаствовать в торжественной встрече католического епископа. Но архимандрит того монастыря поразил его такими словами: «Зачем вы сюда пришли? Подите прочь, это наш епископ, а не ваш; ваш архиепископ-схизматик в Полоцке». Пораженный таким приемом Бобровский увел своих учеников.
Далее на судьбу молодого воспитанника оказал решающее влияние архиепископ Полоцкий Иоанн Красовский. Еще во время учебы Василия Лужинского в Полоцкой семинарии между ними установились близкие отношения. Лужинский обладал прекрасным голосом и другими хорошими музыкальными данными, и Красовский развил в нем любовь к греко-восточному вокальному богослужению.
В 1811 году следует его рукоположение во чтеца. В 1819 году Красовский рукополагает его во иерея-целибата. В начале 1822 года Красовский был отстранен от управления епархией и вызван в Петербург для судебного разбирательства. Священник Василий Лужинский, не побоясь опалы, последовал за своим покровителем в Петербург и был при нем до самого избрания своего в 1824 года в префекты главной Виленской семинарии. Там ему было поручено следить за внутренним распорядком, обучать воспитанников церковному пению по греко-восточному обряду и экзаменовать ставленников.
В 1829 году Лужинский оставляет Вильну и находит себе место в канцелярии митрополита Иосафата (Булгака) в Петербурге. Здесь происходит быстрый рост его по службе: он становится заседателем униатской коллегии (товарищем Семашко), затем младшим протоиереем Полоцкого кафедрального собора и, наконец, в 1833 году – председателем Белорусской консистории с широкими полномочиями от митрополита Булгака.
С отъезда в Полоцкую епархию из Петербурга и начинается апостольское служение протоиерея Василия Лужинского. Действительно, с 1833 года Лужинский выступает на поприще своего служения уже как воссоединитель. До этого он действовал скорее как ревнитель о греко-восточном богослужебном чине, которому был предан всей пылкостью своего характера.
Стремление к Православию, несомненно, крепло в нем и в годы учебы. Но самое решительное воздействие на Василия Лужинского оказал Иосиф Семашко. Они оба, будучи асессорами (заседателями) униатской коллегии, могли часто и долго беседовать о преобразованиях униатской церкви. Семашко, вынашивавший планы воссоединения, открыл их своему товарищу, и это послужило последним толчком для того, чтобы тот решился окончательно порвать с прошлым и пристать к тому, от чего некогда отпали предки.
У воссоединения было много противников и среди духовенства католического и униатского, и среди польских помещиков. Лужинский знал все эти трудности, потому его согласие на дело воссоединения выдает в нем человека волевого, искреннего и решительного. По согласованному плану епископа Иосифа (Семашко) и протоиерея Василия Лужинского воссоединение должно было приготавливаться постепенно. Сокращалось число базилианских монастырей. Но самое основное внимание уделялось униатскому духовенству. Было решено вести дело воссоединения через него посредством убеждения и приятия подписок. Затем должно было последовать прошение от лица духовенства на Высочайшее имя и Святейшему Синоду о присоединении. Таким образом, воссоединение готовилось масштабное и всецелое.
В целом священники приняли протоиерея Василия настороженно, хотя многие дали свои подписки. Лужинский попал в очень трудные условия еще и потому, что назначенный в Полоцк православный епископ Смарагд (Крыжановский)
при поддержке властей начал энергичное присоединение униатов в частном порядке. Он старался обратить отдельные приходы, находившиеся, в основном, в казенных имениях или во владениях православных помещиков. По началу привлекали униатского священника, а если это не получалось, тогда переманивали у него прихожан, причем в ход пускались разные обещания (вплоть до освобождения от крепостной зависимости), были даже угощения водкой и применения грубой силы, что особенно возмущало народ. "Обращения" епископа Смарагда принесли делу воссоединения больше вреда, чем пользы; было посеяно немало возмущения, особенно среди униатского духовенства, постепенной подготовкой которого к принятию Православия и занимался Лужинский. Последнему, чтобы укрощать смуту и поддерживать порядок, не хватало полномочий. В 1834 году преосвященный Иосиф (Семашко) добился учреждения в Полоцке викариатства, и протоиерей Василий Лужинский был рукоположен во епископа.
Новопоставленный епископ Василий со всей решимостью взялся за дело. Он стал объезжать свою обширную епархию и везде старался привлечь к воссоединению униатское духовенство. Большую пользу делу приносили и сами торжественные службы униатского епископа, особенно освящение новопостроенных храмов. Народ настолько отвык от вида своих епископов, что сходился на архиерейские службы в большом числе.
В 1838 году митрополит Иосафат (Булгак) умер, и епископ Василий (Лужинский) вступил в полное управление епархией. Таким образом, основные препятствия возвращению униатов в лоно Матери-Церкви были устранены, и на Полоцком соборе 12 февраля 1839 года было принято обращение к Святейшему Синоду о воссоединении с Православной Церковью. К обращению были приложены собранные в униатских епархиях подписки. Преосвященный Василий, чтобы предотвратить распространение слухов в народе и укрепить присягнувшее духовенство епархии, огласил акт о воссоединении в Полоцком соборе на свой страх и риск, не дожидаясь разрешения власти. В тот день в храм собралось как раз много католических дворян. После провозглашения документа некоторые из них дождались владыки и спросили: – Что ж, не стало уже у нас унии? – Бедная умерла и погребена уже в Петербурге с подобающею торжественностью церемониала, – шутливо ответил Лужинский. Официальные же торжества по случаю воссоединения состоялись в Витебске, где 14 мая 1839 года в кафедральном Успенском соборе митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) совершил Божественную Литургию в сослужении епископов Исидора (Никольского) и Василия (Лужинского). Народ принял весть о воссоединении спокойно, прихожане последовали за своими пастырями со словами: "куда наши отцы духовные, туда и мы, они душам нашим погибели не желают". Простые люди мало разбирались в вероучительных различиях, а особых перемен воссоединение в их положение не принесло: службы и ранее совершались по греко-восточному чину, священники имели привычный облик и оставались на своих местах. Теперь задачей присоединенных пастырей было просвещение народа и воспитание в нем любви к Православию. Для лучшего исполнения этого дела в 1840 году епископ Василий (Лужинский), согласно Высочайшему указу, объединил под своим попечением все новоприсоединенные и древлеправославные приходы Витебской губернии и стал именоваться епископом Полоцким и Витебским. Преосвященный Василий не оставлял своих объездов епархии, ободрял присоединенных священников и утешал народ торжественными архиерейскими служениями.
Преосвященный Василий заботился и о возрождении православных святынь. С его именем связано восстановление в Полоцке Спасо-Евфросиниевского монастыря, который с 1580 года не знал православного богослужения. В этом деле епископ Василий (Лужинский) завершил начинания епископа Могилевского и Витебского Гавриила (Городкова), стараниями которого монастырь был возвращен православным в 1832 году. Возрождение полоцкой обители произошло при участии знаменитой православной святыни – Креста преподобной Евфросинии. В 1841 году преосвященный Василий отвез святой Крест в Москву для поклонения. Там святыня была встречена с подобающим благоговением и торжественностью. Владыка Василий привлек внимание богомольцев к нуждам Спасо-Евфросиниевской обители, активное участие в этом принял Московский святитель Филарет (Дроздов). Из Москвы Крест был перевезен в Петербург. В столице также он привлек множество богомольцев. На собранные пожертвования предполагалось восстановить Преображенский храм и монастырский корпус. В том же 1841 году Василий (Лужинский) был возведен в чин архиепископа. Работы по благоустройству монастыря велись достаточно напряженно, и уже в следующем 1842 году произошло торжественное освящение обители и заселение первых монахинь бывшего базилианского ордена.
Свидетельством пастырской ревности архиепископа Василия служит присоединение к Православию 5000 раскольников с 6 наставниками, для них были устроены единоверческие храмы. Во время польского мятежа в 1863 года архиепископ Василий (Лужинский) старался поддерживать патриотические настроения среди населения своей епархии. В частности, в губернском городе Витебске (где с 1840 года находилась кафедра) преосвященный Василий организовал торжественные похороны храброго русского солдата Гринченко, за что получил от военных властей глубокую признательность, а от мятежников подвергся покушению, когда во время одной из прогулок возле Витебска в него стреляли из револьвера.
Архиепископ Василий в благодарность за понесенные труды по воссоединению униатов и благоустройству Полоцкой епархии имел несколько императорских наград. В 1866 году он был освобожден от управления своей епархией и назначен членом Святейшего Синода.
Скончался архиепископ Василий (Лужинский) в Петербурге 26 января 1879 года. Он был погребен в имении своем в селе Любашкове (Витебской губернии) при церкви, местонахождение которой в настоящее время неизвестно.
Священник Алексий Хотеев (публикуется с сокращениями).
http://sobor.by/7km4tenia_hoteev.htm
Село Любашково в настоящее время не существует. И место захоронения архиепископа Василия долгое время было неизвестно. Только в 2003 году, благодаря экспедиции православного молодежного братства во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского из г. Витебска, удалось установить местонахождение бывшей Любашковской Свято-Никольской церкви: в 18 км от г. Витебска, рядом с кладбищем деревни Макарово. Православные следопыты, дабы снова не затерялось памятное место, установили здесь деревянный крест в память о почившем архипастыре.
7 августа 2016 года насельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря и Успенского Тадулинского женского монастыря Витебской епархии установили гранитный крест над местом захоронения архиепископа Василия Лужинского.
08.02.2019
|